Обзор акустики SVEN HT-435D со встроенным цифровым декодером
Шестиканальная акустическая система HT-435D, о которой мы будем говорить сегодня, многим может показаться достаточно знакомой. Это и неудивительно, ведь она как две капли воды схожа с моделью HT-435, представленной еще в начале 2009 года.
Основные различия между ними описываются именно добавленным индексом "D", то есть набор оснащен декодером DD5.1/DTS. С учетом тотального распространения недорогих проигрывателей HD-видео, оборудованных цифровыми выходами аудио, у пользователей появляется достаточно привлекательная возможность для создания домашнего кинотеатра своими руками, подключив данную акустическую систему к DVD-плееру.
Комплект поставки
Акустика не отличается крупными габаритами, поэтому упаковка получилась компактной. Внутри коробки можно обнаружить:
- сабвуфер;
- четыре одинаковых сателлита;
- колонку центрального канала;
- пульт дистанционного управления;
- два элемента питания ААА для ПДУ;
- сигнальный кабель 3.5 мм – 2 RCA;
- переходник 2 RCA – 3.5 мм;
- сигнальный кабель RCA – RCA (коаксиальный);
- пять проводов для присоединения сателлитов;
- инструкцию и гарантийный талон.
Сразу же заострим внимание на сигнальных кабелях, так как некоторые пользователи могут озаботиться их малым количеством. Проблем с подключением не возникнет, ведь HT-435D не имеет шестиканального аналогового входа, а для стерео достаточно одного шнурка, который в комплекте поставки присутствует, да еще и с переходником 2 RCA – 3.5 мм.
Внешний вид и конструкция
С точки зрения дизайна система сделана без особых изысков, можно сказать, классически. Четыре из пяти сателлитов выполнены совершенно одинаково, поэтому решение, какие из них считать тыловыми, а какие – фронтальными, весьма условное. Размеры каждой колонки составляют 120х110х95 мм. Для изготовления корпуса применены кусочки MDF толщиной 9 мм, которые склеены между собой, а с внешней стороны обтянуты декорирующей пленкой. Вертикальные грани передних панелей немного скошены, а поверх динамических головок прикручены небольшие кружочки из серебристого пластика. Сами динамики представляют собой стандартные широкополосные излучатели с бумажным диффузором диаметром около 6 сантиметров.
Колонка центрального канала сделана в том же стиле, только здесь установлено сразу два идентичных широкополосных динамика, следовательно, корпус стал больше. Для инсталляции всех пяти сателлитов предполагается использовать горизонтальные поверхности, так как резиновые ножки снизу есть, а креплений для настенного монтажа нет. К усилителю они присоединяются проводами посредством пружинных зажимов. Это намного удобнее, чем намертво прикрепленные кабели, поскольку пользователь может легко решать проблемы с длиной шнура. Лишнее можно отрезать, а недостающее – нарастить. Сабвуфер выполнен в узком корпусе, который значительно вытянут вверх. Для его изготовления по-прежнему применяется MDF толщиной 9 мм. Если для сателлитов этого вполне достаточно, то для низкочастотного звена материал тонковат. Забегая вперед, отметим, что внутри есть несколько дополнительных плит и много мелких элементов, увеличивающих жесткость конструкции. Спереди можно увидеть декоративную пластиковую накладку, внизу которой разместился выход фазоинвертора, а вверху находятся кнопки и индикаторы. Четырьмя кнопками можно регулировать громкость, выбирать выход и устанавливать режим работы, то есть ими можно пользоваться для минимальной настройки системы. Индикаторы показывают задействованный вход и режим работы.
Сзади размещена металлическая пластина, исполняющая роль стенки и радиатора охлаждения заодно. На ней смонтированы пять пар выходных пружинных клемм, стереофонический вход RCA, коаксиальный вход и оптический. Коммутация выбранного источника осуществляется микросхемами на плате внутри сабвуфера. Динамическая головка с плотным бумажным диффузором и жестким подвесом закреплена на одной из боковых стенок. По умолчанию она закрыта квадратной сеткой, которую при желании можно снять. Размер диффузора составляет около 12 см, поэтому в сумме с фазоинверторным оформлением мы можем получить вполне приличный бас.
Наконец, стоит отметить, что для управления системой имеется небольшой пульт в удобном эргономичном корпусе серебристого цвета. С его помощью можно выбирать вход, изменять режим работы (2.1/5.1), регулировать общий уровень громкости и громкость по каналам отдельно. Как видно, возможностей изменения тонального баланса сателлитов (подъема ВЧ) не предусмотрено, хотя такая функция была бы нелишней.
Электронная часть
Данная акустическая система оснащена ощутимо большим количеством электронной начинки по сравнению с активными наборами подобного уровня. Для питания всех узлов схемы используется обычный трансформатор на Ш-образных пластинах, который прикручен к днищу сабвуфера через резиновую прокладку. К сожалению, никаких значимых технических характеристик на трансформаторе не указано. Вооружившись тестером, мы выяснили, что для питания оконечного усилителя задействованы две обмотки по 14 В. На глаз, мощность их составляет порядка 90 ВА. В фильтре по питанию задействованы два конденсатора по 6800 мкФ. Сам шестиканальный усилитель собран на семи микросхемах TDA2030A. Пять из них работают на сателлиты, а две оставшиеся в мостовом включении раскачивают сабвуфер. Вся конечная часть собрана на одной плате, а для соединения с предварительными узлами использованы многочисленные провода.
Предварительная обработка сигнала осуществляется при помощи множества микросхем, причем схемное решение достаточно нестандартное. В качестве буферных каскадов задействованы самые популярные операционные усилители 4558D. На плате можно увидеть сразу пять таких корпусов, а внутри каждого находится сразу два ОУ. Электронная регулировка громкости реализована на шестиканальной микросхеме M61538FP, переключение сигналов осуществляется с использованием двух электронных коммутаторов CD4053BE. Очевидно, что столь сложная предварительная часть запросто может стать причиной возникновения различных шумов.
Непосредственно сам декодер собран на отдельной платке, которая прикреплена к основной. В качестве центрального процессора используется микросхема CS493292-CL компании Cirrus Logic. Данный чип, по сегодняшним меркам, нельзя назвать свежим, так как на рынке он появился еще в 2002 году. Однако даже тот факт, что в середине 2000-х на нем собирались недорогие ресиверы, уже импонирует нам. Для набора из одной коробки за $140 это вполне достойное решение. Для приема цифрового потока задействована микросхема CS8415A-CZZ, которая поддерживает частоту дискретизации вплоть до 96 кГц. В качестве ЦАП установлен чип CS4360-KZZ. С его помощью можно преобразовать сразу шесть каналов, а уровень собственных шумов находится на отметке -91 дБ. В общем, параметры используемых микросхем никаких нареканий не вызывают, особенно с учетом цены, а конечный результат будет зависеть лишь от качества разводки, обвязки, питания и т.д.
Практическое тестирование и прослушивание
Для начала рассмотрим амплитудно-частотные характеристики элементов системы, полученные при стандартном методе измерений в обычной среднестатистической комнате. Сабвуфер эффективно работает в полосе от 45 до 140 Гц и при этом показывает, на удивление, примерную АЧХ. Неравномерность в основной полосе не превышает ±2 дБ, видна характерная полка, а фронты характеристики имеют крутой спад. Сателлиты начинают играть примерно от 180 Гц, а неравномерность АЧХ не превышает ±5 дБ. Да и то, если разобраться, то данная цифра обусловлена подъемом в высокочастотной области, а главный участок – середина – очень даже равномерная. В самом верху мы видим характерный спад, характерный для любого широкополосного излучателя. Однако начинается он лишь с 15 кГц, а не ниже десятки, что можно было поголовно видеть в мультимедийной акустике прошлых лет. Согласование характеристик можно назвать выверенным. Небольшой провал в области 140-180 Гц имеется, однако для продуктов подобного класса это допустимо считать некритичным недостатком, ведь зачастую встречаются куда более значимые нюансы.
При описании субъективных впечатлений от прослушивания HT-435D сначала остановимся на музыкальных моментах. Звучание сателлитов нам понравилось. Они играют достаточно правильно, мягко и приятно. Звук характеризуется живыми нотками, а нехватка высоких частот на общей картине критично не сказывается. Сабвуфер работает в меру глубоко и динамично. Есть только два момента. Во-первых, не стоит увлекаться мощностью, так как при росте звукового давления звук сателлитов начинает приобретать компрессионные оттенки, а у сабвуфера проявляются корпусные резонансы. На умеренном уровне громкости ничего подобного нет, а при помощи поканальной регулировки можно получить очень взвешенную звуковую сцену. Во-вторых, как мы и предполагали, в динамиках достаточно ощутимо слышится сетевой фон, перемешанный с более высокочастотными наводками. С учетом того, что данная система позиционируется как кинотеатральная, то есть колонки будут расставлены на приличном расстоянии от слушателя, то этот нюанс полностью нивелируется, но инсталлировать сателлиты слишком близко к точке прослушивания мы не рекомендуем. Наконец, осталось сказать пару слов о встроенном декодере. Никаких существенных проблем при его работе не наблюдается, во всяком случае, совместно с выходом бытовой аудиокарты. В фильмах звучание действительно получается объемным и интересным. Основная нагрузка по средним частотам зачастую приходится на центральный канал, поэтому в его конструкции и применены две динамические головки, что обеспечивает больший запас по неискаженной громкости.
Заключение
В итоге SVEN HT-435D можно назвать вполне стоящим набором из одной коробки для реализации домашнего кинотеатра бюджетного уровня. Небольшие колонки удастся легко разместить в любой комнате подходящего размера, а провода необходимой длины входят в комплект поставки. Проверенный классический дизайн отлично состыкуется с любым стилем оформления помещения. Качественные же характеристики звучания полностью соответствуют своей цене. Комплект неплохо подходит для прослушивания музыки в режиме 2.1 и при этом отлично справляется с декодированием цифрового потока современных фильмов.
Василий Запотылок
Основные различия между ними описываются именно добавленным индексом "D", то есть набор оснащен декодером DD5.1/DTS. С учетом тотального распространения недорогих проигрывателей HD-видео, оборудованных цифровыми выходами аудио, у пользователей появляется достаточно привлекательная возможность для создания домашнего кинотеатра своими руками, подключив данную акустическую систему к DVD-плееру.
Комплект поставки
Акустика не отличается крупными габаритами, поэтому упаковка получилась компактной. Внутри коробки можно обнаружить:
- сабвуфер;
- четыре одинаковых сателлита;
- колонку центрального канала;
- пульт дистанционного управления;
- два элемента питания ААА для ПДУ;
- сигнальный кабель 3.5 мм – 2 RCA;
- переходник 2 RCA – 3.5 мм;
- сигнальный кабель RCA – RCA (коаксиальный);
- пять проводов для присоединения сателлитов;
- инструкцию и гарантийный талон.
Сразу же заострим внимание на сигнальных кабелях, так как некоторые пользователи могут озаботиться их малым количеством. Проблем с подключением не возникнет, ведь HT-435D не имеет шестиканального аналогового входа, а для стерео достаточно одного шнурка, который в комплекте поставки присутствует, да еще и с переходником 2 RCA – 3.5 мм.
Внешний вид и конструкция
С точки зрения дизайна система сделана без особых изысков, можно сказать, классически. Четыре из пяти сателлитов выполнены совершенно одинаково, поэтому решение, какие из них считать тыловыми, а какие – фронтальными, весьма условное. Размеры каждой колонки составляют 120х110х95 мм. Для изготовления корпуса применены кусочки MDF толщиной 9 мм, которые склеены между собой, а с внешней стороны обтянуты декорирующей пленкой. Вертикальные грани передних панелей немного скошены, а поверх динамических головок прикручены небольшие кружочки из серебристого пластика. Сами динамики представляют собой стандартные широкополосные излучатели с бумажным диффузором диаметром около 6 сантиметров.
Колонка центрального канала сделана в том же стиле, только здесь установлено сразу два идентичных широкополосных динамика, следовательно, корпус стал больше. Для инсталляции всех пяти сателлитов предполагается использовать горизонтальные поверхности, так как резиновые ножки снизу есть, а креплений для настенного монтажа нет. К усилителю они присоединяются проводами посредством пружинных зажимов. Это намного удобнее, чем намертво прикрепленные кабели, поскольку пользователь может легко решать проблемы с длиной шнура. Лишнее можно отрезать, а недостающее – нарастить. Сабвуфер выполнен в узком корпусе, который значительно вытянут вверх. Для его изготовления по-прежнему применяется MDF толщиной 9 мм. Если для сателлитов этого вполне достаточно, то для низкочастотного звена материал тонковат. Забегая вперед, отметим, что внутри есть несколько дополнительных плит и много мелких элементов, увеличивающих жесткость конструкции. Спереди можно увидеть декоративную пластиковую накладку, внизу которой разместился выход фазоинвертора, а вверху находятся кнопки и индикаторы. Четырьмя кнопками можно регулировать громкость, выбирать выход и устанавливать режим работы, то есть ими можно пользоваться для минимальной настройки системы. Индикаторы показывают задействованный вход и режим работы.
Сзади размещена металлическая пластина, исполняющая роль стенки и радиатора охлаждения заодно. На ней смонтированы пять пар выходных пружинных клемм, стереофонический вход RCA, коаксиальный вход и оптический. Коммутация выбранного источника осуществляется микросхемами на плате внутри сабвуфера. Динамическая головка с плотным бумажным диффузором и жестким подвесом закреплена на одной из боковых стенок. По умолчанию она закрыта квадратной сеткой, которую при желании можно снять. Размер диффузора составляет около 12 см, поэтому в сумме с фазоинверторным оформлением мы можем получить вполне приличный бас.
Наконец, стоит отметить, что для управления системой имеется небольшой пульт в удобном эргономичном корпусе серебристого цвета. С его помощью можно выбирать вход, изменять режим работы (2.1/5.1), регулировать общий уровень громкости и громкость по каналам отдельно. Как видно, возможностей изменения тонального баланса сателлитов (подъема ВЧ) не предусмотрено, хотя такая функция была бы нелишней.
Электронная часть
Данная акустическая система оснащена ощутимо большим количеством электронной начинки по сравнению с активными наборами подобного уровня. Для питания всех узлов схемы используется обычный трансформатор на Ш-образных пластинах, который прикручен к днищу сабвуфера через резиновую прокладку. К сожалению, никаких значимых технических характеристик на трансформаторе не указано. Вооружившись тестером, мы выяснили, что для питания оконечного усилителя задействованы две обмотки по 14 В. На глаз, мощность их составляет порядка 90 ВА. В фильтре по питанию задействованы два конденсатора по 6800 мкФ. Сам шестиканальный усилитель собран на семи микросхемах TDA2030A. Пять из них работают на сателлиты, а две оставшиеся в мостовом включении раскачивают сабвуфер. Вся конечная часть собрана на одной плате, а для соединения с предварительными узлами использованы многочисленные провода.
Предварительная обработка сигнала осуществляется при помощи множества микросхем, причем схемное решение достаточно нестандартное. В качестве буферных каскадов задействованы самые популярные операционные усилители 4558D. На плате можно увидеть сразу пять таких корпусов, а внутри каждого находится сразу два ОУ. Электронная регулировка громкости реализована на шестиканальной микросхеме M61538FP, переключение сигналов осуществляется с использованием двух электронных коммутаторов CD4053BE. Очевидно, что столь сложная предварительная часть запросто может стать причиной возникновения различных шумов.
Непосредственно сам декодер собран на отдельной платке, которая прикреплена к основной. В качестве центрального процессора используется микросхема CS493292-CL компании Cirrus Logic. Данный чип, по сегодняшним меркам, нельзя назвать свежим, так как на рынке он появился еще в 2002 году. Однако даже тот факт, что в середине 2000-х на нем собирались недорогие ресиверы, уже импонирует нам. Для набора из одной коробки за $140 это вполне достойное решение. Для приема цифрового потока задействована микросхема CS8415A-CZZ, которая поддерживает частоту дискретизации вплоть до 96 кГц. В качестве ЦАП установлен чип CS4360-KZZ. С его помощью можно преобразовать сразу шесть каналов, а уровень собственных шумов находится на отметке -91 дБ. В общем, параметры используемых микросхем никаких нареканий не вызывают, особенно с учетом цены, а конечный результат будет зависеть лишь от качества разводки, обвязки, питания и т.д.
Практическое тестирование и прослушивание
Для начала рассмотрим амплитудно-частотные характеристики элементов системы, полученные при стандартном методе измерений в обычной среднестатистической комнате. Сабвуфер эффективно работает в полосе от 45 до 140 Гц и при этом показывает, на удивление, примерную АЧХ. Неравномерность в основной полосе не превышает ±2 дБ, видна характерная полка, а фронты характеристики имеют крутой спад. Сателлиты начинают играть примерно от 180 Гц, а неравномерность АЧХ не превышает ±5 дБ. Да и то, если разобраться, то данная цифра обусловлена подъемом в высокочастотной области, а главный участок – середина – очень даже равномерная. В самом верху мы видим характерный спад, характерный для любого широкополосного излучателя. Однако начинается он лишь с 15 кГц, а не ниже десятки, что можно было поголовно видеть в мультимедийной акустике прошлых лет. Согласование характеристик можно назвать выверенным. Небольшой провал в области 140-180 Гц имеется, однако для продуктов подобного класса это допустимо считать некритичным недостатком, ведь зачастую встречаются куда более значимые нюансы.
При описании субъективных впечатлений от прослушивания HT-435D сначала остановимся на музыкальных моментах. Звучание сателлитов нам понравилось. Они играют достаточно правильно, мягко и приятно. Звук характеризуется живыми нотками, а нехватка высоких частот на общей картине критично не сказывается. Сабвуфер работает в меру глубоко и динамично. Есть только два момента. Во-первых, не стоит увлекаться мощностью, так как при росте звукового давления звук сателлитов начинает приобретать компрессионные оттенки, а у сабвуфера проявляются корпусные резонансы. На умеренном уровне громкости ничего подобного нет, а при помощи поканальной регулировки можно получить очень взвешенную звуковую сцену. Во-вторых, как мы и предполагали, в динамиках достаточно ощутимо слышится сетевой фон, перемешанный с более высокочастотными наводками. С учетом того, что данная система позиционируется как кинотеатральная, то есть колонки будут расставлены на приличном расстоянии от слушателя, то этот нюанс полностью нивелируется, но инсталлировать сателлиты слишком близко к точке прослушивания мы не рекомендуем. Наконец, осталось сказать пару слов о встроенном декодере. Никаких существенных проблем при его работе не наблюдается, во всяком случае, совместно с выходом бытовой аудиокарты. В фильмах звучание действительно получается объемным и интересным. Основная нагрузка по средним частотам зачастую приходится на центральный канал, поэтому в его конструкции и применены две динамические головки, что обеспечивает больший запас по неискаженной громкости.
Заключение
В итоге SVEN HT-435D можно назвать вполне стоящим набором из одной коробки для реализации домашнего кинотеатра бюджетного уровня. Небольшие колонки удастся легко разместить в любой комнате подходящего размера, а провода необходимой длины входят в комплект поставки. Проверенный классический дизайн отлично состыкуется с любым стилем оформления помещения. Качественные же характеристики звучания полностью соответствуют своей цене. Комплект неплохо подходит для прослушивания музыки в режиме 2.1 и при этом отлично справляется с декодированием цифрового потока современных фильмов.
Василий Запотылок
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2012 год в рубрике hard