IT-бизнес: альянс гигантов

«Все чудесатее и чудесатее», – приговаривала Алиса, гуляя по Зазеркалью. То же самое хочется порой приговаривать и мне, когда читаю новости IT- бизнеса в нынешнем ноябре. Альянс одних мировых интернет-гигантов против других, стихийные бедствия в джунглях Юго-Восточной Азии, сотрясающие всю IT-промышленность, глава Google, отвечающий мертвому Стиву Джобсу, – все это заставляет ощущать себя в каком-то странном параллельном пространстве. Впрочем, обо всем по порядку.

Стратегическое партнерство «по-интернетному»


Главное событие мирового IT-бизнеса на прошедшей неделе: интернет-компания Yahoo! заключила соглашение о стратегическом партнерстве с Microsoft и AOL. IT-гиганты будут вместе продавать рекламу в Сети и рассчитывают, что вскоре альянс займет лидирующие позиции на рынке.

Напомню, что еще совсем недавно Microsoft заявляла о намерении купить Yahoo!. Но теперь Yahoo!, Microsoft и AOL объединяют свои рекламные сети для продажи показов клиентам. Покупатели получат пакетное размещение – их реклама будет крутиться на веб-ресурсах всех трех компаний. Задача такого альянса – обеспечить резкий рост продаж, прежде всего в дорогом премиальном сегменте. «Партнерство повысит спрос и стоимость показа для каждого рекламодателя, а также обеспечит высокую доходность для всех участников – продавцов рекламы и рекламодателей», – говорится в совместном заявлении компаний.

Индивидуальные мнения звучат в том же ключе. Так, коммерческий директор AOL Нед Броди говорит: «Это смягчит текущую ситуацию на рекламном рынке и будет полезным для рекламодателей и продавцов». А по словам вице-президента Yahoo! по Северной и Южной Америке Росса Левинсона, партнерство приведет к формированию «более эффективной и действенной модели».

Однако независимые аналитики сходятся в другом мнении: Yahoo!, Microsoft и AOL объединяют свои рекламные мощности, стараясь усилить свои позиции в конкурентной борьбе с Google и Facebook. Дело в том, что по итогам нынешнего года Facebook окажется крупнейшим продавцом онлайн-рекламы в США – его доля рынка достигнет 17,7% (12,2% по итогам 2010-го).

Google тоже активно наращивает свою долю рекламного рынка. Значительная часть рекламных доходов Google связана с размещением контекстной рекламы, но постепенно растет доля прибыли от размещения с использованием мультимедийных технологий – баннеров и видеороликов. В 2011 году Google будет контролировать 9,3% рынка интернет-рекламы, на 0,7% больше, чем по итогам 2010 года.

А вот участники нового альянса, наоборот, теряют рынок. По данным eMarketer, доля Yahoo! на рынке интернет-рекламы по итогам 2011-го снизится до 13,1% (14,4% в 2010-м). Аналогичный показатель Microsoft составит 4,9% в этом году, тогда как в прошлом он был на уровне 5,1%. Доля AOL к концу года снизится на 0,6% до 4,2%.

Yahoo! теряет позиции на рынке онлайн-рекламы после того, как в начале 2000-х годов уступила в поиске первенство Google (чья капитализация сейчас составляет $170 млрд, почти в десять раз больше Yahoo!). По данным ComScore, количество минут, которое американские пользователи тратят на просмотр сайтов Yahoo! в месяц, за последние 2,5 года снизилось на 33%.

Традиционно стоимость размещения рекламы на домашней странице Yahoo! наиболее высока – варьирует от $200 тыс. до $850 тыс. Стараясь вернуться к рентабельности, в последнее время Yahoo! снизила цены на рекламу на 5-15%, включая стоимость рекламы на домашней странице Yahoo.com и на странице входа в электронную почту.

Производители: в борьбе со стихией

Наводнение в Таиланде, буквально обрушившее мировой рынок жестких дисков, еще не схлынуло, так что говорить о восстановлении работы заводов пока никак не приходится. Более того, прогнозы аналитиков становятся все более мрачными: в ближайшие недели и месяцы ситуация с жесткими дисками будет ухудшаться. К такому выводу пришли аналитики из Piper Jaffray, проанализировав состояние отрасли после наводнения в Таиланде, где производят около половины HDD в мире. Соответственно, продолжится рост цен как на сами винчестеры, так и на компьютеры.

В Piper Jaffray призвали производителей серьезно отнестись к проблеме. В аналитическом агентстве отметили, что после недавнего землетрясения в Японии многие компании просто не хотят адекватно оценивать последствия еще одной серьезной катастрофы.

По оценкам экспертов, в IV квартале рынок рассчитывает на 180 млн жестких дисков, но спрос будет удовлетворен только на 55-65%. Это, в свою очередь, приведет и к сокращению поставок компьютеров. Ожидается, что в последней четверти года их производство сократится на 5-10 млн единиц. На фоне наводнения в Таиланде аналогичное бедствие захлестнуло и Вьетнам – а в этой стране расположено множество фабрик по сборке разнообразной компьютерной и электронной аппаратуры. Пока информация о конкретных пострадавших IT-компаниях поступает весьма противоречивая. Зато точно известно, что полмиллиона вьетнамцев остались без жилья, сто человек утонули, десятки числятся пропавшими без вести.

Реки Вьетнама разлились из-за сильных муссонных дождей в центральных и южных районах страны. Количество осадков достигает в среднем 200-300 мм в день. Больше всего жителей утонули возле дельты Меконга на юге страны.

Между тем, корпорация Hewlett-Packard готовится перенести свое производство ноутбуков потребительского сегмента для японского рынка из Китая на завод недалеко от Токио. По словам представителей компании, целью подобного хода является сокращение сроков поставок, упрощение логистики и возможность использования эмблемы «Сделано в Японии» в маркетинговых кампаниях. В августе HP также перевела производство своих ноутбуков для корпоративного сегмента на завод в Акишима.

Одна из моделей, которую HP планирует производить в Японии, – 15,6-дюймовый Pavilion dv6-6b00. К февралю 2012 года компания планирует выйти на ежегодный объем производства в 500.000 ноутбуков в Японии.

HP также пояснила, что после изменений ноутбуки смогут быть поставлены заказчикам в течение пяти дней после размещения заказа, по сравнению с 14- ю днями на поставку с китайских заводов.

На заводе в Акишима также изготавливаются все настольные ПК HP, продающиеся в Японии.

IT-персоны: противоречия ноября

Председатель совета директоров Google Эрик Шмидт ответил на опубликованное в официальной биографии Стива Джобса заявление основателя Apple, что Android – «украденный продукт». До этого Шмидт не делал никаких заявлений в ответ на провокационную цитату из книги. Однако в ходе визита в Южную Корею председателя совета директоров Google попросили дать свой комментарий.

«Я решил никак не комментировать то, что написано в книге после смерти Джобса», – объяснил Шмидт. «Стив – фантастический человек, по которому я очень скучаю. Что касается этого заявления, я думаю, большинство людей согласится со мной, что Google – великий новатор, и я особо подчеркну, что работа над Android началась еще до появления iPhone», – добавил он.

В конце октября автор единственной официальной биографии Джобса Уолтер Айзексон привел в пример несколько цитат Стива Джобса, в которых основатель Apple обещает потратить все деньги корпорации, чтобы «уничтожить Android».

«Я уничтожу Android, потому что это украденный продукт. Я готов пойти на ядерную войну за это», – цитировал основателя Apple Айзексон. По его словам, Джобс считал Android «крупной кражей». «Если это потребуется, я буду бороться до последнего вздоха, до последнего цента из $40 млрд Apple в банке, чтобы исправить эту ошибку», – заявлял, согласно книге, Стив Джобс.

Android действительно появился раньше iPhone – в 2003 году. В 2005 году Google купила Android Inc. Apple выпустила свой первый iPhone несколько лет спустя – в 2007 году. Эксперты не исключают, что Apple начала разработку смартфона также в 2003 году, однако то, что Google «украла» дизайн гаджетов Apple – вопрос сомнительный.

Решимость Microsoft вернуть свои позиции на рынке смартфонов выразилась в сделанном 7 ноября заявлении о найме вице-президента отдела Samsung по потребительскому и корпоративному обслуживанию Гэвина Кима. В своем интервью BGR управленец подтвердил, что он станет генеральным директором подразделения Windows Phone. Переход позволит ему «задать направление развития» мобильной ОС.

Он выразил энтузиазм относительно перехода, заявив, что рассматривает его как возможность работы с некоторыми широко известными руководителями мобильного подразделения Microsoft, такими как Энди Леес, Аким Берг и Джо Белфиор. По его словам, уже имеется основная база лояльных пользователей ОС, которую можно расширить.

Samsung может лишиться ценного сотрудника. Ранее Ким работал над сервисами и другим контентом для Galaxy S II и новых моделей серии Galaxy Tab, и теперь он отойдет от Android к поддержке Windows Phone. Корейская компания также является одной из крупнейших, поддерживающих Windows Phone, однако предполагается, что две трети производимых ею устройств будут управляться Android, а ОС Microsoft будут оставлены лишь 17%.

А компанию Twitter покинул Шон Гарретт, глава сервиса микроблогов по связям с общественностью. Гарретт проработал в Twitter более двух лет, возглавляя все операции, связанные с PR. Он сообщил об отставке в собственном блоге на сервисе. По его словам, Гарретт еще не нашел другую работу и намерен рассмотреть ряд альтернатив для продолжения карьеры.

Интернет-бизнес: «Бегун» и «ВКонтакте»

Российский сервис контекстной рекламы «Бегун» объявил, что в рамках стратегического партнерства с Microsoft запускает решение, позволяющее монетизировать приложения для мобильных телефонов на платформе Windows Phone. Технология рассчитана на веб-издателей и разработчиков мобильных приложений.

Технология позволяет встраивать рекламные блоки в любую область экрана мобильного устройства по усмотрению разработчика приложения. Объявления для трансляции подбираются с использованием поведенческих, социально-демографических технологий, а также с учетом специфики приложения, данных о пользователе, которые он разрешил использовать, и его предпочтений.

«В следующем году доля смартфонов на платформе Microsoft Windows Phone в Европе удвоится, подсчитали в компании Strategy Analytics. Платформа станет третьей по распространенности после Android и iOS. Поэтому разработка решения, позволяющего монетизировать приложения для смартфонов на платформе Microsoft Windows Phone, с нашей стороны логичный шаг», – сказал руководитель направления инноваций компании «Бегун» Камиль Насруллаев.

Социальная сеть «ВКонтакте» запустила новый формат рекламы (так называемые «оферы»), в рамках которого сеть дает пользователям условную валюту («голоса») за активность на сайтах рекламодателей. Об этом заявил заместитель гендиректора компании Илья Перекопский. «Голоса» можно использовать для покупки игровых бонусов в приложениях.

Такого рода реклама для российского рынка не нова – эксперименты с ней начались в Рунете около полутора лет назад. Пока, однако, система не упорядочена. Пробные «оферы» пользователям предлагали также «Одноклассники». В США «оферы» использует и самая популярная соцсеть в мире – Facebook.

На «оферах» «ВКонтакте» планирует зарабатывать до 300-400 млн рублей в год. Для сравнения, по итогам 2010 года сеть получила от рекламы 1,36 млрд рублей.

В последнее время «ВКонтакте» активно экспериментирует с разными форматами рекламы. Так, в начале 2011 года сообщалось, что социальная сеть запустила видеобаннеры. Таргетированная реклама «ВКонтакте» работает с августа 2010 года.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2011 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета