Электронная беседка. В гостях — Юрий Зиссер
Юрия Анатольевича я знаю с момента создания TUT.BY, при этом вспоминать, как они начинали (был свидетелем) уже и вовсе не принципиально. В общем, я могу задавать любые вопросы (есть «кольцо всевластия»:)), при этом в процессе беседы хотелось бы затронуть ряд интересных тем. Итак, приступим.
— Юрий Анатольевич, давайте начнем с вопросов «Делового интернета». Если честно, прошлую версию конференции я внимательно посмотрел через Интернет, но ничего практического для себя так в итоге и не нашел, если не учитывать выступление представительницы от Яндекса…
— Я тоже посещаю все меньше конференций, поскольку все реже на них узнаю что-то новое для себя. В этом не виноваты ни я, ни вы, ни конференция «Деловой интернет», которая в этом году пользовалась огромным успехом. Во время пленарного заседания люди стояли на третьем балконе Дворца профсоюзов, а несколько опоздавших не попали даже на балкон из-за боязни администрации, что балконы упадут :). Да и на многих секциях было тесно. И это несмотря на то, что в этом году мы впервые сделали вход на конференцию платным.
— В этом году особое значение было уделено «облачным» технологиям. Они прекрасно работают на AOL (те, кто делал американский хостинг, меня поймут) и Google. Каким боком здесь Беларусь?
— Когда-нибудь все непременно уйдет в «облака», это – неизбежная перспектива. С другой стороны, сегодня белорусские сайты (даже крупные и известные) с точки зрения хостинга вообще не требуют «клауд». Многие даже считают, что «облака» в наших условиях – красивый рекламный ход, с помощью которых хостинг-провайдеры пытаются переделить рынок обычного хостинга, навязывая услуги, которые белорусскому пользователю в обозримом будущем не нужны. Однако через несколько лет ситуация начнет медленно меняться при внедрении крупных информационных систем, изначально разработанных для «клауда». В Беларуси это, прежде всего, системы автоматизации государственных органов, а также информационные системы для крупного бизнеса. Причем из-за необходимости соблюдения требований 60-го Указа придется физически разворачивать «облачную» инфраструктуру на территории Беларуси. Это сотни тысяч долларов с туманной отдаленной перспективой окупаемости. Белорусским сисадминам проще раз в полгода-год попросить хостинг-провайдера сменить тарифный план, чем переплачивать за автоматическую смену тарифного плана. Пессимисты полагают, что процесс перехода большей части белорусских сайтов в «облака» займет лет десять, но и после этого могут остаться тысячи белорусских сайтов, которым «облака» не нужны.
— Как вы сейчас оцениваете Байнет?
— В последние три года развитие Байнета замедлилось во всех отношениях: и по темпам прихода новых пользователей, и особенно по деньгам. В то же время объем перекачиваемого трафика непрерывно растет, поскольку растет объем использования Интернета. То есть те, кто Интернетом пользуется, начинают пользоваться еще больше.
— В последнее время в силу кризиса я часто встречался с таким положением вещей у малого и среднего бизнеса, что эффективность получения клиентов через Интернет (конверсия) стремилась к нулю. Это в Беларуси везде так? Если нет, то в чем, на ваш взгляд, причины?
— Об ошибках в рекламных кампаниях в Интернете написаны целые книги. Если отвечать даже кратко – целого номера газеты не хватит. Отдельные случаи совершенно точно не свидетельствуют о неэффективности интернет-маркетинга в целом. Нужно смотреть конкретные ситуации.
— Как вы думаете, может ли появиться в Беларуси реальный конкурент TUT.BY? Считаете ли вы, что застолбили рынок здесь?
— Реальные конкуренты TUT.BY есть и были всегда. Это крупнейшие российские и мировые порталы, каждый из которых имеет посещаемость, сопоставимую с TUT.BY. Но в Интернете вообще нельзя «застолбить» рынок, поскольку скорость и стоимость смены сайта для потребителя нулевая. В любой момент любой игрок массированной рекламой может изменить соотношение сил, и белорусские игроки в том числе, особенно если будет представлен принципиально новый сервис. Лидеры рынка очень много работают, чтобы достичь результата. Белорусский рынок – не исключение. Нужно много работать. Наивно думать, что сайту достаточно погромче объявить о своем открытии – и голодные пользователи сами выстроятся в очередь.
— Каковы ваши успехи на wap-платформе, то есть для мобильных устройств и смартфонов. Окупается ли этот проект?
— WAP’ом мы давно не занимаемся и считаем, что он умер, не родившись. В мобильной и Android-версиях представлено большинство разделов, существующих и в полной версии портала, и в них показывается реклама, хоть и не в том объеме, что в полной версии. Однако в этом году мы увидели новую тенденцию: в силу массового приобретения смартфонов люди стали на мобильных устройствах пользоваться полными версиями сайтов, а популярность мобильных версий стала немного падать. Если так пойдет дальше, то скоро потребность в мобильных версиях сайтов вовсе отпадет.
— Вообще, все довольно интересно. Например, у нас вроде автомобильная страна, но собственных автомобилей не производит. Сколько у вас белорусских программ на личном компьютере?
— Ни одной. Я вообще не любитель ставить на компьютер или мобильник зоопарк программ, у меня программ совсем немного. Почта и веб занимают 99% времени моей работы за компьютером.
— Я знаю, что вы занимались преподавательством. Вообще, без обиняков, как вы оцениваете потенциал выпускников белорусских вузов?
— Как заметил президент ИП «ЭПАМ Системз», знаменитый Аркадий Добкин: «я еще нигде никогда не встречал человека, довольного своим образованием». Конечно, нашей системе образования очень и очень есть куда расти, проблем масса. Но главный фактор образованности человека – его личный опыт и способность учиться. То есть способность человека постоянно учиться гораздо важнее качества преподавания. Что мы и видим в довольно высоких достижениях наших выпускников на Западе. Конечно, можно сколько угодно кричать, что они успешны вопреки нашему образованию, но ведь успешны же!
— Почему у белорусских IT-работодателей есть ограничение по программистам «до 35 лет», а у иностранцев можно получать второе образование вплоть до старости? Просто я смотрю на ребят, которые получили Green Card и в 40 начинают получать дипломы «Software Master» там. В чем разница?
— У нас государство дотирует высшее образование и потому не желает вкладывать деньги без перспективы их окупаемости. Человек, окончивший вуз в 40 лет, проработает по специальности примерно вдвое меньше 22-летнего выпускника. На Западе же люди чаще всего сами оплачивают свое образование, там это является обычной платной услугой, на которую существуют спрос и предложение: любой каприз за ваши деньги.
— Мне однажды понравилось замечание вашей сотрудницы, что троечникам живется легче. Получается, что так.
— Не знал об этой истории, но совершенно согласен с коллегой: совершенство требует знаний и усилий.
— Спасибо за интервью, успехов в бизнесе.
— Спасибо! Вам – того же!
Беседовал Кристофер
— Юрий Анатольевич, давайте начнем с вопросов «Делового интернета». Если честно, прошлую версию конференции я внимательно посмотрел через Интернет, но ничего практического для себя так в итоге и не нашел, если не учитывать выступление представительницы от Яндекса…
— Я тоже посещаю все меньше конференций, поскольку все реже на них узнаю что-то новое для себя. В этом не виноваты ни я, ни вы, ни конференция «Деловой интернет», которая в этом году пользовалась огромным успехом. Во время пленарного заседания люди стояли на третьем балконе Дворца профсоюзов, а несколько опоздавших не попали даже на балкон из-за боязни администрации, что балконы упадут :). Да и на многих секциях было тесно. И это несмотря на то, что в этом году мы впервые сделали вход на конференцию платным.
— В этом году особое значение было уделено «облачным» технологиям. Они прекрасно работают на AOL (те, кто делал американский хостинг, меня поймут) и Google. Каким боком здесь Беларусь?
— Когда-нибудь все непременно уйдет в «облака», это – неизбежная перспектива. С другой стороны, сегодня белорусские сайты (даже крупные и известные) с точки зрения хостинга вообще не требуют «клауд». Многие даже считают, что «облака» в наших условиях – красивый рекламный ход, с помощью которых хостинг-провайдеры пытаются переделить рынок обычного хостинга, навязывая услуги, которые белорусскому пользователю в обозримом будущем не нужны. Однако через несколько лет ситуация начнет медленно меняться при внедрении крупных информационных систем, изначально разработанных для «клауда». В Беларуси это, прежде всего, системы автоматизации государственных органов, а также информационные системы для крупного бизнеса. Причем из-за необходимости соблюдения требований 60-го Указа придется физически разворачивать «облачную» инфраструктуру на территории Беларуси. Это сотни тысяч долларов с туманной отдаленной перспективой окупаемости. Белорусским сисадминам проще раз в полгода-год попросить хостинг-провайдера сменить тарифный план, чем переплачивать за автоматическую смену тарифного плана. Пессимисты полагают, что процесс перехода большей части белорусских сайтов в «облака» займет лет десять, но и после этого могут остаться тысячи белорусских сайтов, которым «облака» не нужны.
— Как вы сейчас оцениваете Байнет?
— В последние три года развитие Байнета замедлилось во всех отношениях: и по темпам прихода новых пользователей, и особенно по деньгам. В то же время объем перекачиваемого трафика непрерывно растет, поскольку растет объем использования Интернета. То есть те, кто Интернетом пользуется, начинают пользоваться еще больше.
— В последнее время в силу кризиса я часто встречался с таким положением вещей у малого и среднего бизнеса, что эффективность получения клиентов через Интернет (конверсия) стремилась к нулю. Это в Беларуси везде так? Если нет, то в чем, на ваш взгляд, причины?
— Об ошибках в рекламных кампаниях в Интернете написаны целые книги. Если отвечать даже кратко – целого номера газеты не хватит. Отдельные случаи совершенно точно не свидетельствуют о неэффективности интернет-маркетинга в целом. Нужно смотреть конкретные ситуации.
— Как вы думаете, может ли появиться в Беларуси реальный конкурент TUT.BY? Считаете ли вы, что застолбили рынок здесь?
— Реальные конкуренты TUT.BY есть и были всегда. Это крупнейшие российские и мировые порталы, каждый из которых имеет посещаемость, сопоставимую с TUT.BY. Но в Интернете вообще нельзя «застолбить» рынок, поскольку скорость и стоимость смены сайта для потребителя нулевая. В любой момент любой игрок массированной рекламой может изменить соотношение сил, и белорусские игроки в том числе, особенно если будет представлен принципиально новый сервис. Лидеры рынка очень много работают, чтобы достичь результата. Белорусский рынок – не исключение. Нужно много работать. Наивно думать, что сайту достаточно погромче объявить о своем открытии – и голодные пользователи сами выстроятся в очередь.
— Каковы ваши успехи на wap-платформе, то есть для мобильных устройств и смартфонов. Окупается ли этот проект?
— WAP’ом мы давно не занимаемся и считаем, что он умер, не родившись. В мобильной и Android-версиях представлено большинство разделов, существующих и в полной версии портала, и в них показывается реклама, хоть и не в том объеме, что в полной версии. Однако в этом году мы увидели новую тенденцию: в силу массового приобретения смартфонов люди стали на мобильных устройствах пользоваться полными версиями сайтов, а популярность мобильных версий стала немного падать. Если так пойдет дальше, то скоро потребность в мобильных версиях сайтов вовсе отпадет.
— Вообще, все довольно интересно. Например, у нас вроде автомобильная страна, но собственных автомобилей не производит. Сколько у вас белорусских программ на личном компьютере?
— Ни одной. Я вообще не любитель ставить на компьютер или мобильник зоопарк программ, у меня программ совсем немного. Почта и веб занимают 99% времени моей работы за компьютером.
— Я знаю, что вы занимались преподавательством. Вообще, без обиняков, как вы оцениваете потенциал выпускников белорусских вузов?
— Как заметил президент ИП «ЭПАМ Системз», знаменитый Аркадий Добкин: «я еще нигде никогда не встречал человека, довольного своим образованием». Конечно, нашей системе образования очень и очень есть куда расти, проблем масса. Но главный фактор образованности человека – его личный опыт и способность учиться. То есть способность человека постоянно учиться гораздо важнее качества преподавания. Что мы и видим в довольно высоких достижениях наших выпускников на Западе. Конечно, можно сколько угодно кричать, что они успешны вопреки нашему образованию, но ведь успешны же!
— Почему у белорусских IT-работодателей есть ограничение по программистам «до 35 лет», а у иностранцев можно получать второе образование вплоть до старости? Просто я смотрю на ребят, которые получили Green Card и в 40 начинают получать дипломы «Software Master» там. В чем разница?
— У нас государство дотирует высшее образование и потому не желает вкладывать деньги без перспективы их окупаемости. Человек, окончивший вуз в 40 лет, проработает по специальности примерно вдвое меньше 22-летнего выпускника. На Западе же люди чаще всего сами оплачивают свое образование, там это является обычной платной услугой, на которую существуют спрос и предложение: любой каприз за ваши деньги.
— Мне однажды понравилось замечание вашей сотрудницы, что троечникам живется легче. Получается, что так.
— Не знал об этой истории, но совершенно согласен с коллегой: совершенство требует знаний и усилий.
— Спасибо за интервью, успехов в бизнесе.
— Спасибо! Вам – того же!
Беседовал Кристофер
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2011 год в рубрике интернет