Конструкторы для создания компьютерных игр. Выпуск 12

Все происходящее можно охарактеризовать так: где-то убыло, где-то прибыло. Значительно изменилась картина цен, и, как факт, ожидается перестановка брендов.

Монетизация через конструкторы

Часть игр после завершения их жизненного цикла разработчики весьма успешно монетизируют и дальше, превращая их в конструкторы. Особенно это касается популярных направлений, и умные люди учитывают этот момент еще на этапе разработки, а иногда и вовсе перестраивают маркетинг. Самое интересное, что в наиболее раскрученных нишах часто предлагается делать не что иное, как независимые моды, но при этом заставляют делиться. Например, в рамках браузерных многопользовательских игр сейчас довольно популярен ресурс MafiaCreator (http://www.mafiacreator.com), являющийся готовым движком, в рамках которого любой желающий может изменить основную игру по своему усмотрению, зарегистрировать под собственным названием на своем домене и получать прибыль, (но!) деля ее с авторами. Согласитесь, что это довольно интересный вариант монетизации. Мало того, доноры основной игры могут заказывать дополнительные модули для себя, естественно, платно. Это можно назвать довольно жестким вариантом, хотя в коммерческом плане все выстроено здраво.

Довольно схожая идея, но в более широком смысле и спектре применений сейчас реализуется в рамках российского сервиса по созданию браузерных многопользовательских онлайн игр MMO Constructor. Причем подчеркну, что здесь мы уже говорим о более полноценном сервисе, хотя и в состоянии зачатия.

MMO Constructor

Сама идея довольно нова, хотя имеет несколько аналогичных моделей в других ИТ-сегментах. Например, всем известен веб-конструктор сайтов uCoz, в рамках которого на базе шаблонов и их видоизменения под собственные нужды можно прямо в браузере создавать собственные интернет-ресурсы. Этот сервис сейчас очень популярен.

Разработчики MMO Constructor (http://www.mmoconstructor.ru) предлагают схожую идею, но теперь с такой же легкостью можно делать браузерные многопользовательские онлайн игры в окне браузера. Вам даются шаблоны, расширенная система настроек, на данный момент предусматривающих организацию собственных платных услуг и бонусов, переключения локаций, управления характеристиками персонажей, реализации чата. В целом мы говорим о возможности создания MMO начального уровня сложности, но при этом стоит отметить, что проект растет, также на нем есть такая интересная вещь, как «Аукцион заявок», в рамках которого вы можете сделать запрос на разработку необходимого пользователю функционала, и если это предложение будет активно поддержано другими участниками форума, то вскоре его можно будет увидеть и в самом конструкторе. То есть мы говорим о периоде накопления.

Что касается извлечения прибыли, то в стандартной ситуации она распределяется 50/50 между разработчиком игры и создателями конструктора, хотя игру можно и выкупить.

В принципе, сервис очень интересный, хотя вызывает довольно много споров, схожих с теми, которые имеются и вокруг того же uCoz. С одной стороны давят разработчики, действующие в рамках стандартных технологий, с другой стороны говорят о том, что внедрение сервиса такого рода родит огромное множество идентичных посредственных продуктов. В целом, доля правды в этом есть, но имеется и другая сторона медали: MMO Constructor позволит многим без особого труда реализовать свои планы или амбиции, поскольку автоматизация решает множество проблем, связанных с отладкой, сервисной поддержкой 24х7 и так далее.

В любом случае, в конечном счете, все зависит от интересности геймплея, качества проработки самой идеи и так далее. Пока мы говорим об интересном начинании, которое в дальнейшем имеет все шансы вырасти в развитый сервис по созданию ММО-игр.

Ситуация с Marmalade SDK (экс-AirPlay SDK)

В принципе, на рынке средств разработки сейчас все очень турбулентно. Выгодные решения всегда есть, только вот задача: в каких направлениях их искать? Например, летние события с AirPlay многих просто сбили с толку. Еще весной очень многих вдохновляла доступность полного функционала при разработке коммерческих приложений для iPhone в рамках бесплатной версии этого SDK, а 28 июня ситуация изменилась чуть ли не в корне — цены выросли, и сама политика стала другой. Для тех, кто еще не в курсе либо при выборе платформы разработки читает старые материалы из Интернета, скажем, что в конце июня 2011 года AirPlay SDK был переименован в Marmalade SDK, после чего было введено множество существенных изменений, особенно в текущей схеме лицензирования. Есть вариант бесплатной trial-версии, но она не предусматривает выпуск коммерческих продуктов. Вариант лицензии Basic за $149 подразумевает наличие рекламного логотипа Marmalade, и в ее рамках можно разрабатывать приложения только для iOS и Android. Следующая по старшинству версия Standard за $499 уже дает поддержку всех платформ. Как видите, все стало гораздо интереснее. Вместе с тем, именно версия Standard сейчас может быть доступна и бесплатно, но если вы попадаете в специальную программу Apps Program, которая подразумевает то, что Marmalade фактически выступает в качестве издателя и забирает 20% от реализации ваших приложений. Для того, чтобы в нее (эту программу) вступить, нужно зарегистрироваться и заполнить форму на сайте http://www.madewithmarmalade.com. После этого команда Marmalade делает оценку предлагаемого или реализованного проекта, может помочь вам в портировании на другие платформы (при этом вы можете предложить программы или игры, сделанные и не в этой SDK).

В принципе, для инди-разработчиков, имеющих фактическое отсутствие стартового капитала, вариант Apps Program неплох, учитывая то, что они получат доступ ко всем платформам SDK, список которых включает помимо iOS и Android: Symbian, bada, webOS, Linux (на уровне бета). Также напомним, что AirPlay SDK приобрел популярность не только за то, что позволял создавать приложения сразу для множества платформ, включая самые популярные, при использовании фактически один раз написанного кода. На самом деле, AirPlay SDK являлся фактически одним из немногих решений программирования приложений для этих платформ из Windows (Visual C++), и в качестве основного языка программирования можно было использовать С++, а не требующий дополнительного изучения Objective-C.

Теперь же все становится на вполне ощутимые коммерческие рельсы, а в рамках Marmalade планируется реализовать и еще одно нововведение: специальное лицензирование для участников другой программы — Code Community. В ее рамках будут собирать разработчиков, создающих код непосредственно для Marmalade.

Я бы сказал, что любители AirPlay попали в своеобразный капкан, с другой стороны, большинство из них до этого использовало SDK фактически как бесплатное средство.

Гайки завинчены, цены подняты, схема лицензирования жесткая, сейчас многие ищут альтернативные решения, и, кстати, на этом фоне сегодня уже выгодным смотрится DragonFire SDK (http://www.dragonfiresdk.com/), позволяющий разрабатывать iPhone+iPad приложения в Windows на С/С++, он стоит $150, но я с этим решением никогда не сталкивался, поэтому ничего сказать не могу.

Также есть и некоторые другие решения, но в целом AirPlay SDK раскрутился серьезно в качестве наиболее оптимального варианта для геймдева под мобильные платформы и сейчас имеет большое сообщество. Все бы хорошо, если бы не…

Массовое удешевление движков Garage Games Torque

Первая новость, в одно время стремительно облетевшая разработчиков серьезных игровых проектов, заключалась в том, что один из самых простых в изучении 3D-движок Garage Games Torque3D, лицензия для инди-разработчиков которого в Pro-версии совсем недавно стоила $1000 за одно рабочее место, упала в цене до $99 за рабочее место. Потом оказалось, что это же произошло и с его 2D-собратьями: Torque2D и iTorque2D (для iPhone, iPad).

И тут можно сравнивать, в результате чего приобретение Torque можно рассматривать как одно из самых выгодных. Итак, идем по порядку… Torque3D по концепции довольно близок с Unity3D и, по существу, является развитой средой разработки со всеми компонентами от графики и UI до сетевого взаимодействия и игровой логики. Визуальный (WYSIWG) редактор игрового мира World Editing Suite является центральным узлом сборки, помимо этого имеются дополнительные модули Shape Editor, Terrain Editor, Road & River Editor, Material Editor, Particle Editor, Decal Editor. Программирование осуществляется на С++/С#, а также имеется свой собственный скриптовый язык TorqueScript.

Поддерживаемые платформы — Windows, Mac OS, Linux, также есть возможность создания браузерного приложения. Графические API — DirectX9, OpenGL. В целом, если смотреть на Torque3D с позиции нынешней цены, можно отметить, что это очень неплохое подспорье для инди-разработчиков и небольших студий, потому как весь основной арсенал для создания качественных игр присутствует. И это все несравненно лучше и менее сложно по сравнению с open source решениями.

Torque2D еще до удешевления нравился очень многим разработчикам казуальных 2D-игр по той причине, что это чуть ли не единственная среда, на которой можно вести разработку сразу для двух платформ (Windows и Mac OS). Если вы внимательно рассмотрите рынок, то подобных предложений именно для 2D практически нет.

iTorque2D значительно выигрывает по возможностям по сравнению с Marmalade SDK, потому как в рамках комплекта поставки вам дается удобный визуальный редактор, эмулятор iPhone, а саму разработку можно вести и на уровне скрипта. При этом опционально предусмотрена и установка данного пакета на Windows:))). Единственное, что здесь может являться в ряде случаев критическим моментом у новичков при не совсем полном понимании происходящего — управление памятью в iPhone. Поэтому внимательно читайте документацию.

Бесплатный CryTek CryEngine3

В самом конце августа, 28 числа, в сообществе разработчиков игр произошло приятное и весьма полезное событие мирового масштаба, которого все ждали — появление бесплатной полной версии передового движка ААА-класса CryEngine3 SDK от компании CryTek. Сейчас его можно скачать с сайта crydev.net. Нужно сказать, что до этого подобная возможность предоставлялась только учебным заведениям, и то перед получением заветного продукта нужно было пройти небольшую проверку после регистрации. На широкую аудиторию схемы лицензий не озвучивались, в результате чего до августа этого года движок можно было считать закрытым. Сейчас CryEngine3 SDK является бесплатной для некоммерческого использования, при этом предусматриваются возможности специальных лицензий в случаях, если вы решите создать коммерческие продукты, для чего необходимо связаться с компанией перед продажами. Сам CryEngine является кроссплатформенным, при этом CryTek может помочь небольшим компаниям с портированием на другие платформы, а также доведения до готовности перспективных проектов при выплате 20% роялти.

В целом мы говорим о самых передовых технологиях геймдева, включая все последние наработки в области визуализации (включая стерео-3D), ИИ, физики и тому подобного. Отдельного внимания заслуживает мощный визуальный (WYSIWG) редактор мира Sandbox. В целом, это не только явный конкурент Unreal SDK, но и очень удобный инструмент для обучения. В комплекте поставки предоставляется Cookbook, написанный разработчиками, где полно и подробно рассказываются все моменты работы с CryEngine3. Также имеются примеры, заимствованные из игр, уже сделанных на этом движке. В целом, обучающей информации очень много, причем все начинает осваиваться довольно быстро. Плюс ко всему на сайте crydev.net начали проводиться конкурсы с ценными призами. В их рамках даются несложные задания на креативность (например, сейчас прошло состязание на лучшую визуализацию/дизайн интерьера с использованием предписанных эффектов).

Еще в момент предоставления бесплатной версии учебным заведениям представители CryTek делали ставку на то, что появится новое поколение разработчиков со свежими идеями, коих сейчас так не хватает. Теперь этот «призыв» уже позиционируется на мировую аудиторию. Нужно сказать, что подход очень правильный, потому как сейчас новичкам даются очень мощные современные инструменты.

Системные требования к установке:
. Операционная система: XP, Vista, Windows 7 (Windows 7 рекомендуется).
. CPU: Intel Core 2 Duo 2 ГГц, AMD Athlon 64 X2 2 ГГц или лучше.
. 2 Гб RAM (4 Гб рекомендовано).
. Видеокарта: nVidia 8800GT 512 Мб RAM, ATI 3850HD 512 Мб RAM или лучше.
Дистрибутив «весит» 660 Мб, для его скачивания нужно зарегистрироваться на сайте, при этом запуск SDK требует наличия подключения к Интернету.

Подытожим

Как видите, события сейчас происходят весьма интересные. При этом мы еще не затронули такую «веселую» нишу, как разработку под HTML5. YoYo Games объявила о том, что их версия Game Maker для HTML5 будет стоить $199 (на период бета-тестирования обещано снижение до $99), что уже просто выносит этот конструктор за рамки понимания его пользователей.

При этом сам факт наличия и развития движков под HTML5 в свою очередь может сильно изменить рынок разработки как игр, так и приложений для популярных мобильных платформ. Также если посмотреть на данный сегмент внимательнее, то HTML5 сейчас часто не только плотно интегрируют с Adobe Flash, но и делают эти стандарты взаимозаменяемыми.

В целом, конечно, главными событиями последнего времени можно назвать появление полнофункциональной бесплатной версии CryEngine3 SDK (лично у меня она работает гораздо шустрее Unreal SDK) и значительное падение цен на SDK Torque от Game Garage.

И еще хочется на базе описанных примеров отметить, что сейчас у начинающих есть все возможности для создания игрового проекта на любые платформы при минимуме затрат на профессиональный инструментарий. Хотел сказать «при минимуме стартового капитала», но в данном случае стартовым капиталом являются знания.

Кристофер http://itcs.3dn.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 2011 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета