Рабочий стол аранжировщика (ПО)

В этом материале мы сделаем срез наиболее актуального программного обеспечения на период конца лета-начала осени 2011 года. Нужно отметить, что, хотя софта выпускается много, хорошие продукты — это все-таки больше редкость, потому как на их разработку тратится далеко не один год. Это можно проследить по многим программам, например, как многие знают, Camel Audio Alchemy готовился к выпуску четыре года. А в целом, общая картина на сегодня выглядит довольно интересно.

Очень многих читателей интересует, как выразился один из них: не «в день по чайной ложке», а глобальный срез ПО. Ну что же, попытаемся это реализовать.

Виртуальные студии

. Image-Line FL Studio
. Propellerhead Software Reason/Recorder
. Synapse Audio Orion


Этот сегмент ПО является опциональным, то есть используется далеко не везде и не всеми. На сегодняшний день в области виртуальных студий имеется три серьезных игрока — Image-Line FL Studio, Propellerhead Software Reason/Recorder, Synapse Audio Orion. FL Studio достигла пика своего совершенства еще несколько лет назад, и в последнее время мы можем увидеть лишь небольшие апдейты. Propellerhead активизировалась на рынке в начале этого года, причем их собственный новый мультитрек Recorder не получил широкого распространения. Судя по всему, после этого разработчики решили объединить оба своих флагманских продукта в единую коллекцию — помимо того, что каждую из программ вы можете приобрести по отдельности, если у вас есть расположенность к продукции и технологиям этих шведских разработчиков, обращайте внимание на связку.

Что касается Orion, то последние версии этой среды показывают, что программа сейчас находится в состоянии «пика формы», и ничего лучшего от нее ждать уже не следует.

В целом, если сравнивать все три продукта, они фактически равноценны, и явного лидера выделить не представляется возможным. Единственное, что тут стоит отметить, что «пик формы» первым пережила Reason, затем FL Studio, сейчас Orion.

Синтезаторы для техно- и электронной музыки


. u-he Zebra
. Tone 2 Gladiator
. Camel Audio Alchemy
. reFX Vanguard


Из передовых продуктов в области синтеза стоит выделить в первую очередь тройку: u-he Zebra, Tone 2 Gladiator, Camel Audio Alchemy. Zebra представляет собой универсальный инструмент, в рамках которого можно использовать различные виды синтеза, собирать собственные конструкции из имеющихся модулей (осцилляторов, фильтров, эффект-процесоров и т.п.), имеется арпежиатор/степ-секвенсор. Эта программа победила в номинации «Лучший программный музыкальный инструмент» на престижной церемонии MIPA 2011, в которой лучшие выбираются по результатам голосования 300 специализированных изданий со всего мира. И, нужно отметить, программа соответствует этому статусу, хотя изначально развивалась на рынке независимых разработчиков через сообщества сайта www.kvraudio.com. На сегодня Zebra — это не только один из самых современных инструментов, но и один из самых сложных в изучении для новичков.

Tone 2 Gladiator, равно как и Camel Audio Alchemy, базируется на современном морфинг-синтезе. Эти программы можно назвать своего рода сэмплерами, но в данном случае мы говорим о технологической смеси, потому как записываемые звуки сохраняются и представляются в виде морф- таблиц. Gladiator уже полюбился очень многим музыкантам и аранжировщикам, особенно, работающим с направлениями транс-техно. У Camel Audio раскрутка идет чуть менее гладко, хотя интерфейс их программы гораздо проще для обывательского понимания, к тому же имеется большее количество библиотек инструментов.

В целом, если говорить о Gladiator и Alchemy, изучение которых многими ограничивается просмотром программных пресетов, то стоит сказать одну важную вещь: при работе нужно снимать «краску» с коммерческих библиотек. Что под этим подразумевается? Дело в том, что профессионалы в области создания инструментальных библиотек работают чаще всего на эффектный результат, то есть тембры должны быть яркими и сочными. Поэтому внедряют дилэи, реверберацию, всевозможные искажения. Конечно, если вы начнете вставлять такие инструменты «как есть» в собственные аранжировки, то в большинстве случаев получите довольно грязную, далекую от прозрачной картину. Поэтому тут нужно понимать, что все зависит от контекста — изначально пользователь покупает библиотеки либо же инструмент за его пресеты. Поэтому наполнение последних готовится соответственно, и к самому производству музыки может иметь отдаленное отношение.

Мы неспроста заострили внимание на этом вопросе, потому как часто на форумах музыкантов/аранжировщиков при обсуждении того или иного современного синтезатора можно встретить высказывания: «Слишком грязно звучит» и т.п. На самом же деле, инструмент в пресетах и инструмент в аранжировке… сейчас — это разные вещи.

Если отходить от тройки лидеров, то довольно большим успехом сейчас все еще пользуется reFX Vanguard — очень удачное сочетание настроек и высокого качества результатов.

Басы (техно- и электронная музыка)

. reFX Vanguard
. Camel Audio Alchemy
. Tone2 Gladiator
. Take’it Audio Genobazz
. Angular Momentum KarBass


reFX Vanguard любим многими и потому, что в данном синтезаторе присутствует набор хороших плотных басов, использующихся в современных аранжировках. И некоторое время у этой программы фактически не было никаких альтернатив помимо сэмплеров. Дефицит родил явный спрос, который довольно быстро был удовлетворен. Сейчас уже можно найти хорошие библиотеки для Alchemy, также басам уделено очень хорошее и подробное внимание в Gladiator.

Помимо этого стоит отметить две бесплатные программы/плагина — Take’it Audio Genobazz и Angular Momentum KarBass. Монофонический синтезатор Genobazz представляет собой довольно большой набор пресетов, в рамках которых можно менять лишь незначительные параметры, такие как питч, атака, уровень, панорама и т.п., сам модуль синтеза скрыт. Инструмент охватывает множество музыкальных направлений. Отдельно стоит сказать, что Genobazz работает нестабильно на некоторых хостах. Например, на Mackie Tracktion его работа вызывает множество нареканий, в его рамках лучше этот модуль не использовать.

KarBass является более стабильным, и вообще, компания Angular Momentum с их бесплатными качественными плагинами заслуживает большого уважения. Если говорить конкретно о бас-модуле, то в его рамках мы получаем небольшой, но для многих случаев актуальный набор пресетов и большое количество настроек для них, сам модуль синтеза также скрыт.

Органы

. Native Instruments B4 Organ
. Milan Digital Audio Hauptwerk


В области перкуссионных органов лидерство до сих пор удерживает довольно старая разработка от Native Instruments — B4 Organ. Это полноценная эмуляция известных Hammond’овских моделей, в которой звучание весьма близко с оригиналами.

Церковные органы эмулируются не часто, хотя и эта ниша уже занята компанией Milan Digital Audio, наиболее сильным продуктом которой является VST- инструмент Hauptwerk. Его урезанные версии можно найти в виде всевозможных бонусов к крупным программам, например, таким, как Sibelius. Для отдыха сочетание, конечно, тоже великолепное — скачиваешь ноты И.-С. Баха, подключаешь Hauptwerk, и можно наслаждаться.

Рояли/фортепиано

. Modartt Pianoteq
. Synthogy Ivory Grand Pianos


Что интересно, многие программы, заменяющие фортепиано, сейчас стоят иногда дороже, чем сам натуральный инструмент. Это мы говорим к тому, что замена обычного фортепиано вариантом софт+MIDI-клавиатура сейчас нецелесообразен. В целом, тембры пианино в обычном представлении можно найти в большом количестве сэмплеров общего направления, то есть охватывающих широкий спектр музыкальных инструментов. И это, пожалуй, самый дешевый вариант. Дороже, но интереснее и качественнее этот вопрос можно решить использованием плагина Modartt Pianoteq. В его рамках фортепиано/рояль физически моделируется, то есть в основе работы лежит некая общая математическая модель. Высокое качество и реалистичность отмечены фактически всеми крупными специализированными изданиями. Плюсы использования данного инструмента очевидны и в плане небольшой загрузки аппаратных ресурсов ПК.

А самый дорогой и профессиональный вариант на сегодня — это Synthogy Ivory Grand Pianos. Компания разработчиков начала с того, что разработала специальную и уникальную технику сэмплирования с добавлением 18 динамических слоев. На ее базе были реализованы первые инструменты, а именно три концертных рояля Bosendorfer 290 Imperial Grand, Steinway D Concert Grand, Yamaha c7 Grand. Успех пришел фактически мгновенно, и теперь фирма просто пополняет модельный ряд. Программа ресурсоемка для ПК и требует много дискового пространства.

Ударные

. Toontrack EZdrummer/Superior Drummer
. XLN Audio Additive Drums
. Angular Momentum KickLab XL (с подключенным brainworx bx_boom!)


Вообще, список виртуальных ударных установок сейчас довольно велик: Toontrack EZdrummer/Superior Drummer, XLN Audio Additive Drums, Cakewalk Session Drummer, PC Drummer, IF Media Lab V-drummer. Дело в том, что в одно время на данные технологии появился огромный спрос, и сразу после предложения от Toontrack в виде EZdrummer посыпались подобные продукты и от конкурентов. Не сказать, что рынок насыщен, но самые качественные предложения в области эмуляции «живых» ударных на сегодня — это Toontrack Superior Drummer и XLN Audio Additive Drums.

С «живыми»-то все более-менее понятно, а вот хорошей ритм-машины подобного толка для электронных музыкальных направлений пока нет, то есть VST- инструмента широкого профиля. В принципе, многие читатели могут сказать, что таковой и не требуется — все можно подставлять/накручивать по отдельности. Действительно, раньше также рассуждали и о «живых» барабанах. Причем в программах-виртуальных студиях (FL Studio, Reason, Orion) вопросы с ударными решены очень удобно и эффективно, например, в том же Reason создание стандартного техно-ритма а-ля «тэц-тэц-тэц» с «накруткой» бас-бочек, малых барабанов и т.п. — вопрос пяти минут, а вот для стандартных мультитреков VST-решения приходится искать, перебирая всевозможные попытки эмуляции TR-808/909.

Из отдельных инструментов стоит выделить опять же бесплатный Angular Momentum KickLab XL. Это отдельный инструмент бас-бочки, где вы можете воспользоваться банком пресетов и предоставляемых настроек. Чтобы все зазвучало по-фирменному, также рекомендуется поставить в дальнейшую цепочку обработки плагин brainworx bx_boom! и специализированный компрессор для НЧ, например, Stillwell Audio Bombardier (хотя вариантов компрессии можно предусмотреть сколь угодно много).

Гитары и процессоры для них

. MusicLab RealGuitar, RealLPC, RealStrat
. Native Instruments Guitar Rig
. IK Multimedia Amplitube
. Waves Stomp
. brainworx bx_shredspread


Что касается эмуляции гитар на уровне VST-инструментов, то ситуация по сравнению с прошлым годом практически не изменилась, и лидерство вполне твердо удерживают три плагина от MusicLab — RealGuitar (8 акустических гитар), RealLPC (Les Paul Custom) и RealStrat (стратокастер). Нужно сказать, что сейчас в Интернете рекламируется еще несколько новых эмуляторов, но по качеству они пока не дотягивают до уровня сравнения с записью живого исполнения. Впрочем, данный спектр ПО несет в себе большей частью вспомогательные функции — воспроизведение незамысловатых мелодических линий и гармонической аккордовой подкладки. При желании, конечно, можно накрутить все до уровня индастриал и метал-направлений, но это требует определенного рода знаний и усидчивости. Автор этих строк не раз использовал виртуальный стратокастер от MusicLab с подключением оного к NI Guitar Rig, и никто из слушателей не узнавал, что инструмент является полностью синтезированным.

Раз уж произнесли «Guitar Rig», значит, самое время перейти к специализированным процессорам обработки. Помимо этой программы от Native Instruments, которая бесспорно является лидером рынка, сейчас в ходу IK Multimedia Amplitube. Что касается Line6, то довольно интересен тот факт, что эта компания не стала активно развивать свою серию программных плагинов. Но при всем этом, хоть и с заметным запозданием в нише гитарных процессоров активизировалась знаменитая Waves. У них имеется набор кабинетов в рамках плагина Guitar Amp, а также реализована виртуальная педальная панель Waves Stomp, в рамках которой вы можете собирать цепочку из шести устройств. В целом все звучит очень неплохо. Плагин brainworx bx_shredspread является профессиональным решением для работы с «даблами». Гитаристам знаком этот термин, а именно, речь идет о вариантах, когда одну и ту же партию записывают два раза, после чего эти копии разносят по панораме. В результате появляется естественный пространственный эффект в силу микрозадержек. brainworx bx_shredspread предназначен специально для работы с «дабл»-партиями.

Симфонические оркестры

. East West/Quantum Leap Hollywood Strings
. Vienna Symphonic Library
. Библиотеки Garritan
. Korg Legacy Collections


Если вы профессионально занимаетесь оркестровкой и написанием симфонической музыки, то, естественно, всегда полезно иметь дело с живыми коллективами. Хотя для игр и кино многие профессиональные композиторы уже давно задействуют дорогие библиотеки уровня East West/Quantum Leap Hollywood Strings или Vienna Symphonic Library. Разница на уровне слушателя практически не ощутима, а вложения в подобные библиотеки вполне быстро себя оправдывают, если речь идет о поточном производстве. Для сравнения: Hollywood Strings стоит чуть больше $1500, и в программном виде — это оркестр, который всегда под рукой.

Это мы коснулись конкретного профессионального сегмента. Но в ряде случаев музыкантам или аранжировщикам необходимо использовать в своих произведениях некие фрагменты, сыгранные симфонической группой с определенным составом, и перед ними тогда становится вопрос: где взять нормальные скрипки, виолончели, не прибегая к использованию дорогих библиотек? На самом деле, в этих случаях возможны два варианта. Первый — поискать недорогой сэмплер широкого профиля, где бы имелась оркестровая группа (см. продукцию reFX Nexus, библиотеки от Garritan). Второй — поискать синтезатор широкого профиля. Раньше аппаратные синтезаторы включали в себя как можно больше инструментов, сейчас среди наиболее удачных программных повторений этих устройств стоит выделить Korg в рамках его Legacy Collections.

Обработка — компрессоры/эквалайзеры

. Профессиональные наборы от Sonnox Oxford
. Stillwell Audio Bombardier
. Crysonic BV2
. brainworx bx_hybrid, bx_digital
. SPL — Bass Ranger, Voice Ranger, Full Ranger, Transient Designer
. Cakewalk VX64
. IK Multimedia T-RackS


В области процессоров обработки частотного и динамического диапазона сейчас постоянно появляются новинки, хотя можно сказать и о неких устоявшихся наборах средств. Перечислим наиболее интересное, учитывая то, что супердорогие профессиональные наборы от Sonnox Oxford уже на слуху, и на них подробно останавливаться в очередной раз не будем.

Итак, динамическую обработку в области низких частот (бас-бочки, бас-гитары) сейчас нередко производят с использованием плагина Stillwell Audio Bombardier. Нужно отметить высокую аккуратность работы этого прибора. Bombardier используется и при мастеринге, но в рамках микса может вставляться в линии обработки басовых инструментов.

Многие предлагают в качестве замены Bombardier другой, более яркий по результатам вариант — Crysonic BV2. Но этот плагин имеет иной рабочий алгоритм и является так называемым субгармоническим компрессором, что стоит ближе к энхансерам (в данном случае басов) и психоакустическим приборам.

Для эквализации при сведении в качестве очень удобных инструментов могут оказаться плагины от немецкой фирмы SPL — Bass Ranger, Voice Ranger и Full Ranger. Это эквалайзеры. Вообще, если вы установите полный комплект от SPL, включающий дополнительно De-verb, Mo-Verb, Transient Designer, Twin Tube и Vitalizer MK2-T, то получите очень неплохой комплект для сведения и финальной обработки. Вариант Transient Designer фактически делает то же, что и Sonnox Oxford Transient Modulator, а именно, с его помощью можно выдвигать на первый план или прятать инструменты не за счет увеличения/уменьшения уровня, а за счет изменения времени атак. Данный метод эффективен и используется во множестве современных фонограмм. Очень удобны в управлении и эффективны в действии эквалайзер brainworx bx_hybrid и его уникальная продвинутая версия bx_digital. Для тех, кто не знаком с продукцией этой немецкой фирмы, напомним, что в алгоритмической основе ее плагинов лежит разбиение стерео на два сигнала: суммарный M и разностный S. Они и обрабатываются по отдельности. К такому методу нужно приноравливаться, хотя в ряде случаев он себя оправдывает. В последнее время довольно модным явлением стало создание специализированных вокальных процессоров, где собрано «все-в-одном» для работы с голосовыми треками. Среди наиболее интересных в данной нише стоит выделить Cakewalk VX64, в состав которого входят де-эссер, компандер, «ламповый» эквалайзер, дабл-эффект и дилэй. Таким образом, убивается сразу множество зайцев, а именно: исправление артефактов со свистящими/шипящими, улучшение динамики, приведение ее в порядок, насыщение «ламповыми» гармониками и корректировка частотного диапазона. Нужно отметить, что данное программное устройство очень аккуратно при работе, легко настраивается, позволяет получить фирменный результат (или близкий к нему), в случаях, когда микрофон или студийные условия оставляют желать лучшего. Что касается дабл-эффекта, то он используется довольно часто для создания псевдостерео или просто расширения вокала в области панорамного центра, а дилэй в рамках VX64 является хорошим дополнением. Автор этих строк сейчас почти всегда автоматически «вешает» на голосовые треки именно этот плагин, и если он (что бывает редко) не подходит, ищутся альтернативы.

IK Multimedia T-RackS… нужно отметить, что алгоритмы этой программы, что называется — на любителя, причем есть как ярые сторонники ее использования, так и конкретные противники. В принципе, это разделение возникло очень давно, когда T-RackS стали использовать для мастеринга в условиях домашних студий. И тогда, кстати, это была чуть ли не единственная программа для ПК с алгоритмом «лампового» насыщения. На данный момент мы можем видеть более совершенный во всех отношениях продукт, который раздроблен на множество различных модулей компрессии и эквализации, причем есть эмуляции известных устройств.

Обработка — реверберация и эффекты

. Профессиональные наборы от Lexicon
. WaveArts MasterVerb
. Native Instruments Spectral Delay
. Camel Audio CamelSpace


С реверберацией дела обстоят довольно странным образом. Несмотря на то, что в соответствующей области эффект-процессоров произошел технологический взрыв, а именно, появились шаблонные ревербераторы и т.п., на самом деле использовать в реальности можно только единичные плагины. Например, нужно сделать очень прозрачную и воздушную пространственную картину без гулкости… Конечно, можно порекомендовать те же плагины от Lexicon, и, нужно сказать, что разработчики этой компании собаку съели в этой области. Также можно встретить интересные решения на рынке freeware-софта, особенно, если речь идет об эмуляции ревербераторов 80-х, но это нужно очень долго перебирать. И, в принципе, есть один интересный плагин, алгоритму которого уже больше десяти лет, но при этом он сохраняет свою актуальность — WaveArts MasterVerb.

Что касается стандартных эффектов, таких как хорус, флэнджер и дилэй (все они связаны с задержкой), то здесь можно порекомендовать использование тех же гитарных процессоров по нескольким причинам: они представляют классическое видение эффектов, они грамотно сделаны. Почему так? Навряд ли серьезный разработчик возьмется за реализацию стандартного варианта того же хоруса в рамках отдельного продукта. Например, как многие шутят про одну известную фирму: «Они сделали все варианты самых навороченных флэнджеров, а где скачать обычный флэнджер?». Среди вариантов с «наворотами» весьма разумно использовать Native Instruments Spectral Delay. И, вообще, все, что связано с временной задержкой, можно сделать вручную и без плагинов, если речь не идет о чем-то сложном.

Плагин Camel Audio CamelSpace на данный момент фактически не имеет аналогов — это темп-гейт плюс связка из фильтров, флэнджера и дилэя.

Подытожим

В рамках материала мы не коснулись тем мультитреков и плагинов для мастеринга, потому как у каждого в данном случае свой вкус и творческие задачи, которые ему реализовывать в своих программах удобнее всего.

Кристофер http://itcs.3dn.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2011 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета