Tone 2 Gladiator

Если говорить о самых популярных программах этого года, то нельзя обойти стороной такую массивную разработку, как Gladiator. Как и в случае с u- he Zebra, речь идет о передовом продукте в области современного синтеза, причем схожесть обеих программ можно проследить по очень многим параметрам. Например, помимо того, что обе являются немецкими и имеют большие сообщества на kvraudio.com, в данном случае мы говорим об уникальных гибридах, сочетающих множество вариантов синтеза.

Gladiator среди музыкантов часто более популярен в силу того, что имеет в арсенале множество промышленных пресетов, при этом авторы этого программного синтезатора решили обойтись без реализации коммутации со стороны пользователя, а просто выдали архитектуру «as is», включающую пять осцилляторов, фильтры, эффекты (2 слота), LFO, арпеджиатор (степ-секвенсор).

Вообще, если говорить о сегодняшнем положении вещей в области инструментария для создания современной музыки, то в области синтезаторов/сэмплеров постепенно происходит перестановка брендов. Так, начали отдаляться от передовых рубежей reFX (Vanguard, Nexus), Native Instruments (Absynth, Reaktor и т.п.), им на смену пришли Tone 2 (Gladiator), u-he (Zebra), также стоит отметить выход в лидеры Camel Audio с их Alchemy и постоянство американской фирмы Spectrasonic, выпускающей целую плеяду популярных продуктов.

Говоря о Gladiator от Tone 2, нельзя не остановиться на одном важном моменте, а именно на идее морфинга, которая стала постепенно приживаться, хотя если вспомнить ее первоначальное внедрение в софт с подачи Стефана Бернси (Prosoniq, Hartmann Neuron), далеко не все вообще поняли практический смысл нововведения.

Между тем, морфинг сейчас начал активно развиваться и использоваться, и если говорить о современных продуктах, то это, прежде всего, Camel Audio Alchemy (Cameleon 5000) и Tone 2 Gladiator.

О морфинге и морфинг-синтезе

Сама идея морфинга, если объяснять простыми словами, очень близка к принципу работы эффекта вокодера, в котором тембр одного инструмента управляется динамическими характеристиками звукоизвлечения другого. Также для сравнения хорошо подходит и вариант с амплитудной модуляцией, с разницей лишь в том, что на каждой полосе частот имеется своя форма изменения амплитуды. То есть когда мы произносим звук «с», то в определенных частотных полосах гармоники и вовсе отсутствуют, задействован только определенный диапазон. При произнесении этого звука также имеются временные участки атаки, удержания и затухания, и распределены они, естественно, не одинаково для каждой из частотных полос.

В момент внедрения морфинга очень многие ожидали появления огромного количества новых тембров и даже своего рода революцию, как это некогда было с электрогитарами или аналоговым синтезом. Но первые результаты в виде того же синтезатора Hartmann Neuron показали, что все не так просто. Сейчас многие разработчики уже пришли к тому мнению, что морфинг прекрасно и перспективно заменяет популярный ныне гранулированный синтез (тот, при котором звуковая волна дробится на гранулы). Суть морфинг-синтеза состоит в том, что при записи/сэмплировании звука производится специальный анализ, в результате которого создается морф-таблица, содержащая в себе информацию по частотным срезам этого фрагмента. Именно она и берется в оборот в качестве шаблона для генератора.

Описание Gladiator

Весь пользовательский интерфейс Gladiator’а умещен в рамках одного окна. При этом оно является сворачиваемым, что очень удобно для быстрого листания пэтчей без погружения в их «внутренности».

В развернутом виде окно плагина выглядит футуристично — множество модулей и подсвеченных окон, экраны для морф-таблиц и так далее. В принципе если разобраться, то вся архитектура довольно проста.

Для начала перечислим основные возможности, которые реализованы в рамках Gladiator, а они очень велики:
. синтез Advanced Harmonic Content Morphing,
. частотная модуляция (FM),
. амплитудная модуляция (AM),
. импульсная модуляция (PWM),
. фазовая модуляция,
. Waveshaping,
. искажения (Distortion) в том числе и фазовые (Phase distortion),
. Gladiator можно использовать для воспроизведения сэмплов,
. Общий банк включает 30208 форм волн,
. 40 различных стерео-фильтров,
. 20 эффектов,
. реальное стерео,
. 162x оверсэмплинг,
. Управление за счет арпеджиатора, степ-секвенсора, транс-гейта или LFO,
. синхронизация с BPM хоста,
. микротюнинг,
. эквалайзер,
. 64-голосная полифония.,
. режим автоматического случайного выбора параметров (Random).

Как видно, мы имеем мощный инструмент, при этом стоит особо заострить внимание на Advanced Harmonic Content Morphing, который в буквальном переводе звучит как «расширенный морфинг гармонического контента». В данном случае следует вернуться к объяснению идеи морфинга, которое мы сделали выше, следует только добавить, что в рамках Gladiator анализируется 256 частотных полос. В качестве морф-таблиц, которые отображаются на экранах, используются фрагменты обычных звуковых файлов, будь-то звук трубы или скрипки.

Вместо завершения

В принципе рассматривать более подробно этот синтезатор не имеет большого смысла по двум причинам: во-первых, мы недавно подробно описали u-he Zebra, во-вторых, довольно хорошо раскрыли саму суть идеи морфинга в рамках многих материалов, в том числе и в материале о Camel Audio Cameleon. Для начального уровня пользования специалистам должно с лихвой хватить имеющегося банка промышленных пресетов, где большей частью собраны наборы для создания транс-техно.
Отдельно стоит отметить высокое качество программирования Gladiator’а — при всей сложности алгоритмов и их сочетаний, продукт ведет себя очень стабильно, и его нельзя назвать ресурсоемким по сравнению с другими.

Кристофер http://itcs.3dn.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2011 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета