«Белтелеком»: прощание с монополией и думы о приватизации

Продолжается многолетняя эпопея под названием «Демонополизация «Белтелекома». Один из главных белорусских монополистов, с работой которого мы сталкиваемся ежедневно, в конце нынешнего года потеряет монополию на внешний трафик. Формально кроме «Белтелекома» право пропуска международного интернет-трафика получил Национальный центр обмена трафиком (НЦОТ), правда, пока он в полную силу не заработал. НЦОТ будет обслуживать Единую республиканскую сеть передачи данных (ЕРСПД), вводимую в строй с 2012 года.

Неудобный гигант


Совет министров Беларуси постановлением от 11 июля 2011 года № 942 утвердил список мероприятий по развитию связи и информатизации в стране на 2011-2015 годы. Выполнять их будет Министерство связи и информатизации страны. В постановлении особо оговорено, что до конца года должно быть отменено исключительное право национального оператора электросвязи (РУП «Белтелеком») на присоединение к сетям электросвязи иностранных государств. Его конкурентом станет Национальный центр обмена трафиком (НЦОТ).

Разговор об отмене монополии «Белтелекома» на взаимодействие с операторами других стран начался в 2006 году. Эта монополия была установлена ст. 44 закона «Об электросвязи», принятого в 2005-м и действующего до сих пор. В силу самой природы монополии это на годы затормозило развитие в Беларуси рынка интернет-доступа. Даже в сравнении с соседними странами Беларусь здесь выглядит катастрофически отсталой.

Отмена монополии «Белтелекома» – главное условие вступления Беларуси в ВТО, к которому страна готовится с 1993 года. В требованиях ВТО четко указано, что с момента вступления в организацию РБ полностью открывает рынок услуг международной связи.

Решение лишить «Белтелеком» монополии на внешний канал доступа прописано в прошлогоднем президентском указе №60. Этим указом Оперативно- аналитический центр при президенте (ОАЦ) наделяется правом определять (по согласованию с президентом) перечень операторов электросвязи, имеющих право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств.

Позднее указом президента №515 от 30 сентября 2010-го «О некоторых мерах по развитию сети передачи данных в Республике Беларусь» был создан прямой конкурент «Белтелекома» – Национальный центр обмена трафиком (НЦОТ), которому наравне с «Белтелекомом» предоставлено право на пропуск международного интернет-трафика и присоединения к сетям электросвязи иностранных государств.

НЦОТ определяет порядок использования инфраструктуры создаваемой Единой республиканской сети передачи данных (ЕРСПД), которая к 1 января 2012-го должна объединить все гражданские сети обмена информацией в республике и, соответственно, практически всех операторов страны.

«Монополия государства останется. Я же еще на прошлом «Деловом Интернете» говорил: «"Плохого" монополиста заменили на "хорошего"». Но возможно, ценовая «вилка» на доступ в Интернет для частных провайдеров и пользователей «Белтелекома» уменьшится до приемлемых размеров, позволяющих «частникам» расти и развиваться, – считает владелец портала TUT.by Юрий Зиссер. – Сейчас же на отдельные позиции государственный провайдер продает трафик конечным пользователям в 30 раз дешевле, нежели своим конкурентам – частным интернет-провайдерам».

Созданием НЦОТ занимался ОАЦ; этот же центр регулирует различные вопросы вокруг ЕРСПД. ОАЦ наделен статусом «независимого регулятора в сфере информационно-коммуникационных технологий».

После того, как с 1 января 2012 года начнет работу ЕРСПД, «Белтелеком» потеряет право пропускать и обменивать трафик внутри страны, могут появиться виртуальные провайдеры, а клиенты получат возможность выбирать между несколькими поставщиками Интернета в рамках единой сети. Что касается Национального центра обмена трафиком, то он станет координировать трафик внутри страны, организовывать расчеты между провайдерами и клиентами, а главное – определять взаимоотношения среди компаний – владельцев участков ЕРСПД. Именно это будет влиять на рынок и ценообразование.

«Появление НЦОД должно привести к снижению цен на услуги, связанные с Интернетом. Будет более рациональным использование уже существующих линий связи, единая тарифная сетка, централизованные сервисы, – говорит гендиректор компании «Белхард» Игорь Мамоненко. – Мелкие локальные монополисты, к примеру, построившие сеть в отдельно взятом жилом массиве уже не смогут безраздельно диктовать жильцам свои цены на Интернет. Не будет и такого распыления человеческих ресурсов. Как было уже быть не может».

Время реформ

Наиболее драматические события, связанные с ливидацией монополии «Белтелекома» на внешний интернет-трафик, происходили во второй половине 2010 года. После принятия указа №60 Советом министров было предложено законодательно отменить монополию «Белтелекома» на присоединение к международным сетям. 26 июня 2010-го в парламент был внесен проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь „Об электросвязи“», согласно которому из части первой статьи 44 прежнего закона «Об электросвязи» от 2005 года исключались слова «и который имеет исключительное право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств».

Обновленный закон мог вступить в силу только после прохождения всех ступеней: принятия Палатой представителей, одобрения Советом министров и подписания президентом.

Однако 2 ноября законопроект был возвращен разработчикам «в целях его комплексной доработки с учетом Указа Президента от 30 сентября 2010 года № 515». Вскоре министр связи и информатизации Николай Пантелей признал, что этот закон «морально устарел», а с учетом Указа №515 «Белтелеком» надо лишать монополии не только на пропуск международного интернет-трафика, но и на присоединение сетей электросвязи внутри страны.

Не самая сложная процедура корректировки, однако, затянулась. Только 26 июля нынешнего года пресс-служба Минсвязи сообщила, что поправки в закон «Об электросвязи» (в том числе и по отмене монополии на международный интерконнект) уже проходят последнее согласование с госорганами, затем будут направлены в Совмин, потом – в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания и далее – на подпись к президенту. В октябре 2010-го Минсвязи объявило конкурс среди операторов на право пропуска международного трафика и присоединения к сетям электросвязи иностранных государств. Победитель конкурса становился третьим провайдером в Беларуси с правом пропуска внешнего интернет-трафика (после «Белтелекома» и НЦОТ).

Однако Минсвязи выдвинуло ряд условий, вызвавших недоумение у участников рынка. Формула выбора победителя выглядела как сумма выполненных условий, где наибольший вес имел «добровольный взнос» в бюджет за право на внешний канал. Максимальный балл (50 пунктов) соответствовал 50 млн евро. Участник конкурса при желании мог заплатить больше и получить дополнительные баллы. Предусматривались и «добровольные» обязательства, которые должен взять на себя победитель конкурса – предоставление госструктурам доступа в Интернет по льготным ценам.

Понятно, что такие условия не мог потянуть ни один телеком, работающий на белорусском рынке. В результате «конкурс» стал скорее профанацией – на участие в нем так и не было подано ни одной заявки, даже от «богатых» (по сравнению с частными провайдерами) сотовых операторов.

Травматическая приватизация

Если с лишением «Белтелекома» монополии на пропуск внешнего интернет-трафика ситуация уже более-менее ясна, то с приватизацией белорусского телеком-гиганта все намного сложнее. Национальный оператор, монополист рынка фиксированной связи и обладатель бесчисленных телеком-активов – несомненно, лакомый кусок для иностранных инвесторов. С одной стороны, его приватизация – это верный способ пополнить прохудившийся бюджет десятком-другим миллиардов долларов. С другой стороны, многие заинтересованы, чтобы «Белтелеком» остался в госсобственности.

Наряду с «Беларуськалием», «Нафтаном», БелАЗом и другими промышленными гигантами, РУП «Белтелеком» – «фамильное серебро» белорусской экономики. Естественный монополист, только не сырьевой – его «рудники» никогда не опустеют. При этом стоимость «Белтелекома» растет вместе с ростом зависимости человечества от информации, ростом спроса на передачу данных.

Национальные телекомы на постсоветском пространстве почти везде приватизировались с большими проблемами и множеством скандалов. Так, «Укртелеком» акционировали, но приватизировать никак не могли два десятка лет – пока в начале этого года 93% акций не выкупила частная компания ESU. «Латтелеком» пытаются приватизировать с 1993 года, когда был заключен договор со шведско-финской TeliaSonera. Но сейчас на него претендует американская компания Blackstone, а премьер настаивает, что 51% акций должен быть сохранен за государством. Вообще, про историю приватизации «Латтелекома» можно написать толстый политический детектив.

Акционированный в 1993-м «Ростелеком» контролируется холдингом «Связьинвест» (43,37% акций). 7,43% акций принадлежат Агентству по страхованию вкладов (находятся в управлении ВЭБ), 2,43% – Внешэкономбанку, 2,7% – ООО «Мобител» (дочерняя компания «Ростелекома»), 44,1% – миноритарным акционерам. Понятно, что мира в столь пестрой компании нет и быть не может.

«Белтелеком» – это такой актив, который в любой ситуации будет интересен инвесторам, – говорит Анна Семенкова, эксперт российской инвесткомпании DST Global. – Если Беларусь продает, скажем, какой-нибудь машиностроительный завод или пищевое производство, там инвесторы еще могут покрутить носом, прикинуть затраты на технологическое перевооружение, цены на сырье и всё прочее. Но в случае с национальным оператором связи продается не столько инфраструктура передачи данных, сколько абонентская база. А это все население страны, 10 млн абонентов. За такое многие готовы побороться».

Изменение вектора

Еще в конце прошлого года белорусские власти были явно не готовы отдать «Белтелеком» инвесторам. 29 октября в Бресте на встрече с сотрудниками БТК Александр Лукашенко говорил: «Приватизировать "Белтелеком" не планируется. Вы не волнуйтесь. Меня уже давно просили компаний десять продать. Если вы не будете стараться – продадим, а если вы модернизируетесь, будете хорошо работать и конкурировать – останетесь в государственной собственности. … "Белтелеком" должен оставаться в государственной собственности как альтернатива, чтобы знать, что происходит в этой отрасли. … Если мы отдадим вас в частные руки, то не будем видеть позиций государства. … Мы пока держим вас у себя, но вы пока работаете хуже, чем иностранные компании. В этом вопросе все зависит от самих работников. Зачем нам держать убыточное предприятие? Поэтому все зависит от вас, вы должны выдерживать конкуренцию».

Однако начавшийся в нынешнем году экономический кризис и снижение золотовалютных резервов заставили правительство пересмотреть свое отношение к «фамильному серебру». «Белтелеком», уже почти лишившийся монополии на внешний трафик, теперь рассматривается как актив, ценный прежде всего своей монополией на белорусском рынке фиксированной связи.

Мнение иностранных игроков на белорусском телеком-рынке высказал главный исполнительный директор австрийской SB Telecom Ltd. по вопросам velcom Гельмут Дуз: «Беларусь – единственная страна в Европе, где существует монополия на рынке фиксированной связи, и на мой взгляд, это сдерживает развитие, рост рынка. Притом, что рынок мобильной связи Беларуси как раз очень конкурентный, он готов к дальнейшей конкуренции, к принятию новых технологий. Демонополизация – ключ к дальнейшему притоку инвестиций в белорусскую сферу телекоммуникаций.

Монополия на фиксированную связь – это очень разумная концепция, если нужно донести услугу до абонента. Но если у 117% белорусов имеются мобильные телефоны, зачем государству по-прежнему тянуть на себе бремя ответственности в нынешнем монополистическом стиле? Я думаю, для этого сейчас более чем подходящее время.

Рынок мобильных коммуникаций в Беларуси – единственная сфера, где серьезно конкурируют исключительно иностранные инвесторы. Они обеспечивают высокое качество и низкие цены, увеличивают проникновение сотовой связи… Я считаю, что для белорусского государства это отличный пример того, какой вклад может сделать либерализированный рынок в экономику. Я бы хотел, чтобы эту модель из рынка мобильной связи применили и в других отраслях – не вижу причин, почему этого не стоило бы делать. Наш пример веский: 10 млн абонентов пользуются услугами мобильной связи, приходят инвесторы из разных частей света».

В списке предприятий, подлежащих скорой приватизации, «Белтелекома» пока нет. Но понятно: если заставит ситуация и появится политическая воля, то внести национального телеком-гиганта в такой список – дело техники.

Справка «КГ»: кто такой «Белтелеком»

«Белтелеком» – национальный оператор электросвязи Беларуси. Предприятие имеет разветвленную сеть телекоммуникаций, сеть магистральных волоконно- оптических линий связи с выходом на сопредельные государства. «Белтелеком» обеспечивает передачу междугородного и международного трафика, работу наземной сети телевизионных и радиовещательных каналов. Для организации международных каналов спутниковой связи используется комплекс наземных станций «Телепорт». Абонентская база компании – более 4 млн абонентов стационарной телефонной связи, более 700 тыс. абонентов широкополосного доступа в Интернет и более 200 тыс. абонентов цифрового телевидения.

Республиканское унитарное предприятие электросвязи (РУП) «Белтелеком» (до 1.08.2004 – Республиканское государственное объединение) создано 3 июля 1995 года. С 5 апреля 2011-го предприятие возглавляет Сергей Попков. Количество сотрудников – примерно 23.500 человек.

РУП «Белтелеком» является соучредителем ряда совместных предприятий: СП «Деловая сеть» (услуги передачи данных), СООО «Мобильные ТелеСистемы», (услуги мобильной связи стандарта GSM), СП ООО «Мобильная Цифровая Связь» (услуги мобильной связи стандарта GSM), СП «Белсел» (предоставление услуг мобильной связи стандарта cdma2000), СП «Транском» (производство оборудования связи), СП «Эниро Белфакта» (издание телефонных справочников и каталогов).

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2011 год в рубрике новости

©1997-2024 Компьютерная газета