Компьютеризация белорусских школ, v. 2.0
9 августа в Парке высоких технологий журналистов удивляли масштабами образовательного IT-проекта, равного которому в Беларуси до сих пор не было. 1 сентября начнется реализация проекта «Один ученик – один компьютер», в рамках которого предполагается за несколько лет обеспечить всех белорусских школьников личными портативными ПК. Правда, частному IT-бизнесу в проекте отвели не самую значительную роль. Зато сможет неплохо заработать Минское производственное объединение вычислительной техники – ОАО «МПОВТ».
О том, что Министерство образования Беларуси планирует заменить все учебники в школах страны на портативные ПК, еще в начале февраля говорил заместитель министра образования Александр Жук. Тогда на коллегии министерства он заявил, что в целом переход на электронные устройства – Александр Жук говорил о планшетах – в школах позволит государству сэкономить более 20 млрд белорусских рублей.
Выпуском планшетов для белорусских школьников, как полагал тогда Жук, может заняться предприятие «Интеграл». Это заявление, кстати, весьма повеселило белорусское IT-сообщество, отлично помнящее, как еще недавно «Интеграл» «производил» ЖК-мониторы, наклеивая свой логотип на продукцию компании Acer.
Позднее, уже в конце июня, начальник управления общего среднего образования Министерства образования Юрий Гладков сообщил, что эксперимент по внедрению в учебный процесс персональных электронных средств обучения будет проводиться с 1 сентября в разных школах и гимназиях Беларуси. На «детских» компьютерах будут размещены цифровые копии школьных учебников, дополнительные материалы к урокам и материалы для самостоятельной работы учащихся, а также индивидуальные задания.
Правда, на тот момент было еще не совсем понятно, о чем все же идет речь – о планшетах, нетбуках или об электронных книгах, т.н. букридерах. Это все же разные категории компьютерных устройств. Например, букридеры лишены свойств интерактивности и мультимедийности, зато используемая в них «электронная бумага» – оптимальна для детских глаз. Также букридеры дешевы и могут неделями работать без подзарядки.
Вскоре стало понятно, что планшеты белорусским школьникам не подходят. Они слишком дорого стоят и слишком хрупкие для использования взбалмошными детьми, успешно ломающими даже самую надежную технику. А набирать на них текст приходится через виртуальную (экранную) клавиатуру. Это медленно и неудобно, а набор больших текстов (сочинений, например) заметно сокращает срок службы устройства.
Нельзя забывать и про эргономику. С точки зрения физиологии, биомеханики, само устройство планшета не предполагает отдыха для кисти ребенка. Он вынужден постоянно держать руку на весу, а отдохнуть можно, лишь прекратив работу. Нарекания вызывают и графические возможности планшетов – точнее, их способность обрабатывать графику (с качеством экрана все в порядке). Лишь немногие (дорогие) модели могут похвастаться собственной графической картой, остальные же планшеты используют интегрированные графические чипы, что негативно сказывается на итоговой производительности систем.
Окончательно ситуация прояснилась 9 августа, когда в Парке высоких технологий состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между Министерством образования Беларуси, ПВТ и корпорацией Intel. Документ подписали Александр Мартинкевич, заместитель директора ПВТ и Казимир Фарино, заместитель министра образования. Со стороны Intel подпись завизировал Александр Козлинский, директор по делам корпорации Intel в странах СНГ. Также участники церемонии рассказали много интересного о том, как будет реализовываться программа «Один ученик – один компьютер». Прежде всего, выяснилось, что с учебниками в цифровой форме в Беларуси проблем нет. «Реализуя программу информатизации, мы создали 53 мультимедийных средства обучения. И рекомендовали их для использования в учебном процессе», – сказал замминистра образования Казимир Фарино. «Мы оцифровали 135 учебников, которые могут использоваться очень активно в процессе обучения и воспитания детей. У нас также проводится открытый конкурс «Компьютер, интернет, образование». В этом году более 500 проектов создано преподавателями, 37 из них уже рекомендовано для использования в учебном процессе».
Если эксперимент окажется успешным, белорусские предприятия получат заказ на выпуск 820.000 нетбуков для школьников – и это станет крупнейшим заказом в истории национальнй IT-индустрии. Не случайно к белорусскому «образовательному» проекту оперативно подключилась корпорация Intel, не желающая упускать столь перспективный рынок сбыта для своих процессоров.
Заместитель министра образования Казимир Фарино:
- Очень важно для всех нас, для общества, государства, внедрение информационных технологий в нашу повседневную жизнь. И невозможно представить развитие современного общества без реализации идеи внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс. Что мы и делаем. В Беларуси очень хорошие традиции: существует система развития, создания информационных технологий. И она должна получить дальнейшее развитие. Мы очень многое сделали. Сегодня наши программисты, особенно учащиеся, – это лучшие в мире программисты. По итогам участия в международных олимпиадах уже который год мы имеем первенство в создании программ.
У нас реализована программа информатизации системы образования. Введен стандарт – один компьютер на 20-30 учащихся, и эта задача выполнена. Однако время требует дальнейшего внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Что мы и делаем. Предложение компании Intel, предложение Парка высоких технологий – внедрить, изучить уже имеющийся опыт по разработке информационных технологий, которые наработаны в процессе эксперимента, проведенного в Украине, в России, и в Беларуси провести аналогичный эксперимент. Один компьютер – один ученик.
Для нас очень важно, какое средство будет использоваться в процессе обучения. Мы не ставим задачу подменить, скажем, учителя компьютерными, мультимедийными программами, средствами обучения. Это должно быть реализовано в современной дидактике, в современной педагогике. Это новое направление, его надо обосновать, и для нас очень важно, чтобы те предложения, которые будут поступать от разных компаний в плане технического оснащения учреждений образования (и также от компании Intel), чтобы разработанное мультимедийное ПО были использованы эффективно в процессе обучения.
Мы провели большую подготовительную работу, и сегодня готовы подписать протокол о намерениях по сотрудничеству и с ПВТ, и с компанией Intel. Я бы хотел отметить, что Министерством образования уже подготовлен соответствующий приказ по экспериментальной деятельности, и с 1 сентября начнется эксперимент. Для нас самое главное – подготовить материальную базу, педагогов, решить организационные вопросы. Если мы не справимся с этой задачей, эффект будет незначительным.
Из всех стран СНГ Беларусь последняя начинает такой эксперимент. Для нас очень важна педагогическая целесообразность использования компьютерных средств обучения в учебном процессе. Что это даст? Вот на этот вопрос в процессе проведения эксперимента мы должны ответить. А потом будут приниматься другие организационно-технические решения. Мы планируем, что данный эксперимент даст соответствующий эффект.
Александр Мартинкевич, заместитель директора ПВТ:
- Я думаю, что нынешний успех Парка высоких технологий был сформирован не за те пять лет, которые он существует, а за 25 лет. Немногие, наверное, знают, что в этом году, 1 сентября, мы будем праздновать такую дату, как 25 лет появления предмета «Информатика» в программе средней школы. Именно первая программа по информатике (она базировалась на основах программирования) и те люди, которые 25 лет назад начали ее изучать, сегодня составляют костяк наших IT-компаний.
Мы должны понимать, что наша страна не может быть конкурентоспособной на мировом рынке, производя самые дешевые товары в мире. Потому что мы стремимся оставаться успешным и социально ориентированным регионом, где труд человека достойно оплачивается. Поэтому сейчас необходимо больше внимания и в образовании, и в производстве уделять содержательной стороне. Если мы посмотрим, например, на какой-нибудь автомобильный завод «Форд» сто лет назад, то увидим, что человек, который приходил работать на этот завод, не должен был обладать особыми творческими способностями. Он должен был, наоборот, иметь какие-то жестко зафиксированные навыки.
В наше время мы говорим о том, что нам необходима творческая, инновационная, креативная молодежь. И поэтому администрация ПВТ в своем взаимодействии с системой высшего образования старается внедрить какие-то новые, интересные, инновационные образовательные проекты. Сейчас мы подпишем протокол о сотрудничестве между корпорацией Intel, ПВТ и Министерством образования Беларуси. Подписание этого протокола дает хороший задел для реализации интересных проектов. И один из первых проектов, который будет реализован уже в сентябре этого года, – это внедрение новой среды обучения «Один ученик – один компьютер» в систему школьного образования.
Лично я верю в то, что информационные технологии и качественно подготовленные преподаватели помогут нашей системе образования, нашему обществу совершить переход от индустриального общества к «экономике знаний».
Директор по делам корпорации Intel в странах СНГ Александр Козлинский:
- Что касается образовательных программ, то для нас в Intel важно то, что называется социальной ответственностью. То есть корпоративная социальная ответственность – это написано в нашей стратегии. Образование мы выбрали как главное направление наших социальных программ, потому что мы считаем, что нет ничего более ценного, чем дать нашим детям современное образование.
Мы запустили наши образовательные программы во многих странах, ежегодно мы инвестируем туда немалые средства, мы работаем с образовательными учреждениями, с учеными, практикующими учителями для разработки программ современного образования. И у нас есть наработанные различного рода решения для развития образовательных программ в том или ином регионе. Конечно, мы рады, что нас выбрали для того, чтобы помочь Беларуси реализовать свои образовательные программы.
Татьяна Нанаева, директор образовательных программ Intel в странах СНГ:
- Мы все понимаем, что сегодня общество переходит от индустриальной экономики к постиндустриальной, к экономике знаний. У этого термина много объяснений. Вот одно из них: «общество знаний» – это концепция постиндустриального общества, историческая фаза развития цивилизации, в которой главными являются информация и знания. То есть важно, чтобы дети Беларуси не только воспроизводили знания из учебников, но и создавали новые знания, новые технологии.
Что же нужно сделать, чтобы новое поколение детей смогло создавать новые знания? Об этом первыми заговорили IT-корпорации, которые в начале века вдруг ощутили нехватку качественных кадров. Тех кадров, которые могли бы решать проблемы творчески, могли бы работать в современных проектах. Тогда стали анализировать, почему системы образования не выдают «на-гора» достойный уровень подготовки детей. Проблема оказалась очень проста. В индустриальном обществе многие системы образования были направлены на обучение. То есть давали знания, знания, знания.
На постсоветском пространстве мы прекрасно научились давать знания. Но, к нашему большому сожалению, мы отстаем в том, чтобы помимо знаний давать еще и компетентность. Давать такие навыки, которые помогают каждому конкретному ребенку быть успешным.
Теперь что касается модели, которую мы будем внедрять в Беларуси: «Один ученик – один компьютер». Ее задача – не формировать общество потребителей, когда дети только воспринимают информацию. Задача – сделать так, чтобы дети могли создавать новую информацию, обрабатывать информацию, выбирать главное. Формирование таких навыков заложено во всех образовательных программах Intel.
Здесь говорилось, что в белорусских школах на один компьютер приходится 20-30 детей. В Европе сейчас в школах приходится 5-6 детей на один ПК. Фактически модель «Один ученик – один компьютер» – это прогнозирование будущего.
В нашей модели все выглядит следующим образом. Есть учитель, у которого имеется собственный ноутбук. У каждого ребенка есть собственный нетбук. Ноутбук учителя и нетбуки детей объединены беспроводной локальной сетью; также ноутбук учителя по USB подключен к электронной (мультимедийной) классной доске и имеет выход в Интернет.
Специальное ПО позволяет учителю моментально получать обратную связь от учеников. Скажем, дети написали контрольную работу. В нашей модели результат будет известен не через неделю, как было до сих пор, а сразу, моментально. И учитель сразу понимает, усвоили или не усвоили ученики материал. И кто как усвоил.
(Также на пресс-конференции заместитель директора ПВТ Александр Мартинкевич продемонстрировал тот самый нетбук (Classmate PC разработки Intel), который будет выдаваться белорусским школьникам младших классов. Мартинкевич демонстративно ронял работающий компьютер на пол и выливал на клавиатуру воду, демонстрируя надежность нетбука.)
Александр Мартинкевич:
- Попробую ответить на часто задаваемый вопрос: почему мы выбрали в качестве средства обучения именно нетбук, а не планшет или букридер. Мы сравнили между собой эти три устройства, рассмотрели их плюсы и минусы.
Начнем с самого простого, с букридера – электронной книги. Самое главное, что электронная книга – однофункциональное устройство, только для потребления информации. Мы не можем на букридере создать какую-то информацию. Мы можем только читать учебник. Нельзя перейти из одного окна в другое, посмотреть, что делается в Интернете, зайти в Википедию и т.д. К тому же ни одна электронная книга не использует цветной экран. Давайте представим, как, к примеру, мы используем букридер на уроке биологии. Как будет учащийся отличать венозную кровь от артериальной? Ведь у него на экране будет черно-белое изображение! И третий момент: сегодня в нашей стране разработаны интересные интерактивные мультимедийные обучающие программы. Но, к сожалению, на электронных книгах мы их использовать не можем.
Теперь давайте посмотрим на планшеты, о которых сегодня все говорят. Да, iPad на сегодняшний день – это супер. Но мы должны рассматривать сегодня планшеты только как вариант для старших классов школы. К тому же к нему нужно очень-очень бережно относиться. Как говорится, «упавший планшет – это смерть тачскрину». Ремонт обходится очень дорого.
Ну и, наконец, сегодня возникают многочисленные вопросы по программному обеспечению, по лицензированию ПО, по стоимости самих планшетов – это очень дорогое удовольствие. Также, разумеется, планшет не может быть внедрен на уровне начальной школы (до пятого класса).
В общем, когда мы всё это проанализировали, мы остановили свой выбор на специальных нетбуках. Они разрабатывались именно для системы образования. Ребенок может его бросить, разлить на него что-то – компьютер все равно будет работать.
Кроме того, он имеет удобную ручку для переноски. На его клавиши нанесено бактерицидное покрытие, а сами клавиши приспособлены именно для детских пальцев. То есть этот нетбук сегодня наиболее адаптирован для применения в начальной школе.
Возьмем в качестве примера урок природоведения. Я помню, как это было у нас: «Вот, дети, мы прочитали про бабочку, теперь давайте нарисуем эту бабочку». И мы шли домой, брали карандаш, рисовали бабочку… Я не думаю, что сегодняшним детям это будет интересно. Как я представляю себе сегодняшний урок природоведения. Приходит учитель и говорит: «Так, дети, сегодня наша задача – создать реферат по бабочкам. Давайте возьмам нетбуки и пойдем в поле».
Они взяли нетбуки и пошли в поле. Там они засняли на встроенную видеокамеру полет бабочки, они создали фильм, они тут же выложили его в Сеть. То есть детям это интересно, они живут в этой среде, и теперь они получают навыки XXI века. Они нашли информацию, они обработали информацию и они работают в интерактивной среде.
Кстати, сегодняшние дети не пишут не только бумажных, но уже и электронных писем. Все общение идет посредством коротких сообщений в социальных сетях. Поменялась сама среда общения.
Наши компании-резиденты ПВТ совместно с ОАО «МПОВТ» уже закупили сто устройств, которые будут поставлены в школы. А 22 августа мы пригласим около 30 преподавателей, участвующих в этом эксперименте, в наш белорусско-индийский учебный центр. Там сотрудники Intel проведут тренинг, обучат этих преподавателей современным методикам.
Этот проект, в его экспериментальной фазе, на 50% финансирует МПОВТ, а на остальные 50% – резиденты Парка высоких технологий. Наши компании, которые работают в ПВТ, ведут социально-ориентированный бизнес, и если говорить про систему образования, то за последние два-три года мы создали более 50 совместных лабораторий во всех технических вузах. Общая сумма инвестиций в них составила порядка $2 млн.
Также наши компании-резиденты открыли две IT-академии – в Орше и Новополоцке. Так что любая компания, которая бы хотела вести социально- ориентированный бизнес, может к нам обратиться, и мы найдем, где применить их свободные денежные ресурсы.
Казимир Фарино:
- Этот эксперимент будет идти несколько лет. Нетбуки будут храниться в школе, домой мы их отдавать учащимся не будем. За каждым учащимся будет закреплен персональный нетбук. По времени их использования в процессе обучения мы также определились. Храниться они будут прямо в том же классе. Учащиеся начальной школы учатся в одном кабинете, их переход из класса в класс на протяжении дня не предусмотрен.
Кроме того, мы попробуем в рамках данного проекта использовать уже имеющиеся в школах мобильные учебные классы.
В соответствии с приказом министра, экспериментальными площадками являются гимназия №7, №20 и №30 города Минска, Василишковская средняя школа Щучинского района, гимназия № 4 Сморгони, учебно-педагогический комплекс "Сыроваткинский детский сад - средняя общеобразовательная школа" Сморгонского района Гродненской области и Новополоцкая гимназия Витебской области. Также эксперимент будет проводиться в Лицее БГУ, но там будут другие условия.
(По нашей информации, лицеистам выдадут не нетбуки, а более дорогие, современные и престижные планшеты.)
Если мы пойдем по этому пути развития школьного образования, то мы организуем производство в Беларуси 820 тысяч таких нетбуков. Исходя из того, что у нас примерно миллион школьников.
Александр Мартинкевич:
- На сегодняшний день стоимость этого устройства составляет $320-330. На нетбуке установлены 15 мультимедийных образовательных программ от корпорации Intel. Также на него можно установить любую другую обучающую программу – ведь это полноценный ПК, со всеми его возможностями. Технические характеристики: 1 Гб оперативной памяти, процессор Intel Atom, 320 Гб жесткий диск. ОС – на усмотрение Минобразования – либо Windows 7, либо Mandriva Linux. Кроме антибактериальной клавиатуры, предусмотрено «противоугонное устройство» – если компьютер выносят за пределы школы, он просто перестает работать. Даже не загружается.
За испорченный нетбук родители платить не будут – мы изначально создаем запас этих устройств, который позволит компенсировать сломанные нетбуки.
«Эти нетбуки, несомненно, станут настоящим полигоном для начинающих хакеров, – считает Семен Возняк, менеджер одной белорусской компании- системного интегратора. – ведь они будут заблокированы в том плане, что на них нельзя будет поставить игры, нельзя будет свободно гулять по Интернету, за исключением определенного списка учебных сайтов. А дети хотят, прежде всего, играть, а не учиться. Знаете, мои знакомые IT- специалисты, причастные к этому проекту, уже делают ставки на то, через какой срок детишки научатся взламывать свои нетбуки. Пока большинство сходится на сроке в один месяц».
Зарубежный опыт:
США. Планшеты используются студентами и учениками старших школ. При этом каждый штат, округ и даже отдельная школа сами решают, как им использовать компьютеры в процессе обучения. Единой общенациональной программы нет.
Южная Корея. В этой стране школьники учатся по планшетам уже два года. Еще в 2008-м Министерство образования Южной Кореи заменило в младших классах школьные учебники планшетами с большим сенсорным экраном, встроенной памятью и беспроводным модулем связи. Школьники с помощью планшетов не только читают, но также смотрят видео, делают пометки, получают задания из компьютера учителя и, выполнив, отправляют его назад. Польша. Госпрограмма, аналогичная белорусской, реализуется уже почти пять лет. Ученикам выдают печатные книги по техническим дисциплинам, а все гуманитарные курсы они осваивают с помощью электронных учебников.
Украина. В 2010 году эксперимент с планшетами проводился в нескольких киевских школах. Компания-производитель раздала ученикам на время около ста букридеров, созданных специально для школьников. Также электронные учебники появились и у десятиклассников двух школ Харькова.
Теперь украинские власти планируют свести все учебные материалы в единый программный комплекс на базе 4G-сети мобильной связи. Это позволит экономить на издании учебников $50 млн ежегодно. Руководитель рабочей группы «Национальные проекты» Владислав Каськив на презентации проекта «Открытый мир» сообщил, что 1,5-2 млн школьников смогут приобрести нетбуки стоимостью до $250 долларов по схеме беспроцентного кредита. Латвия. Планшеты в школах пока используются в рекомендательном порядке. При этом многие школы уже оснащены интерактивными досками в классах. Казахстан. В сентябре 2010-го о проекте по замене учебников планшетами заявил министр связи и информации Казахстана Аскар Жумагалиев: «Мы говорим о том, что эти учебники необходимо заменить планшетными компьютерами, в которых через Интернет можно будет получать электронные учебники на бесплатной основе. И каждому школьнику в ранце необходимо иметь только вот такой планшетник».
Денис Лавникевич
О том, что Министерство образования Беларуси планирует заменить все учебники в школах страны на портативные ПК, еще в начале февраля говорил заместитель министра образования Александр Жук. Тогда на коллегии министерства он заявил, что в целом переход на электронные устройства – Александр Жук говорил о планшетах – в школах позволит государству сэкономить более 20 млрд белорусских рублей.
Выпуском планшетов для белорусских школьников, как полагал тогда Жук, может заняться предприятие «Интеграл». Это заявление, кстати, весьма повеселило белорусское IT-сообщество, отлично помнящее, как еще недавно «Интеграл» «производил» ЖК-мониторы, наклеивая свой логотип на продукцию компании Acer.
Позднее, уже в конце июня, начальник управления общего среднего образования Министерства образования Юрий Гладков сообщил, что эксперимент по внедрению в учебный процесс персональных электронных средств обучения будет проводиться с 1 сентября в разных школах и гимназиях Беларуси. На «детских» компьютерах будут размещены цифровые копии школьных учебников, дополнительные материалы к урокам и материалы для самостоятельной работы учащихся, а также индивидуальные задания.
Правда, на тот момент было еще не совсем понятно, о чем все же идет речь – о планшетах, нетбуках или об электронных книгах, т.н. букридерах. Это все же разные категории компьютерных устройств. Например, букридеры лишены свойств интерактивности и мультимедийности, зато используемая в них «электронная бумага» – оптимальна для детских глаз. Также букридеры дешевы и могут неделями работать без подзарядки.
Вскоре стало понятно, что планшеты белорусским школьникам не подходят. Они слишком дорого стоят и слишком хрупкие для использования взбалмошными детьми, успешно ломающими даже самую надежную технику. А набирать на них текст приходится через виртуальную (экранную) клавиатуру. Это медленно и неудобно, а набор больших текстов (сочинений, например) заметно сокращает срок службы устройства.
Нельзя забывать и про эргономику. С точки зрения физиологии, биомеханики, само устройство планшета не предполагает отдыха для кисти ребенка. Он вынужден постоянно держать руку на весу, а отдохнуть можно, лишь прекратив работу. Нарекания вызывают и графические возможности планшетов – точнее, их способность обрабатывать графику (с качеством экрана все в порядке). Лишь немногие (дорогие) модели могут похвастаться собственной графической картой, остальные же планшеты используют интегрированные графические чипы, что негативно сказывается на итоговой производительности систем.
Окончательно ситуация прояснилась 9 августа, когда в Парке высоких технологий состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между Министерством образования Беларуси, ПВТ и корпорацией Intel. Документ подписали Александр Мартинкевич, заместитель директора ПВТ и Казимир Фарино, заместитель министра образования. Со стороны Intel подпись завизировал Александр Козлинский, директор по делам корпорации Intel в странах СНГ. Также участники церемонии рассказали много интересного о том, как будет реализовываться программа «Один ученик – один компьютер». Прежде всего, выяснилось, что с учебниками в цифровой форме в Беларуси проблем нет. «Реализуя программу информатизации, мы создали 53 мультимедийных средства обучения. И рекомендовали их для использования в учебном процессе», – сказал замминистра образования Казимир Фарино. «Мы оцифровали 135 учебников, которые могут использоваться очень активно в процессе обучения и воспитания детей. У нас также проводится открытый конкурс «Компьютер, интернет, образование». В этом году более 500 проектов создано преподавателями, 37 из них уже рекомендовано для использования в учебном процессе».
Если эксперимент окажется успешным, белорусские предприятия получат заказ на выпуск 820.000 нетбуков для школьников – и это станет крупнейшим заказом в истории национальнй IT-индустрии. Не случайно к белорусскому «образовательному» проекту оперативно подключилась корпорация Intel, не желающая упускать столь перспективный рынок сбыта для своих процессоров.
Заместитель министра образования Казимир Фарино:
- Очень важно для всех нас, для общества, государства, внедрение информационных технологий в нашу повседневную жизнь. И невозможно представить развитие современного общества без реализации идеи внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс. Что мы и делаем. В Беларуси очень хорошие традиции: существует система развития, создания информационных технологий. И она должна получить дальнейшее развитие. Мы очень многое сделали. Сегодня наши программисты, особенно учащиеся, – это лучшие в мире программисты. По итогам участия в международных олимпиадах уже который год мы имеем первенство в создании программ.
У нас реализована программа информатизации системы образования. Введен стандарт – один компьютер на 20-30 учащихся, и эта задача выполнена. Однако время требует дальнейшего внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Что мы и делаем. Предложение компании Intel, предложение Парка высоких технологий – внедрить, изучить уже имеющийся опыт по разработке информационных технологий, которые наработаны в процессе эксперимента, проведенного в Украине, в России, и в Беларуси провести аналогичный эксперимент. Один компьютер – один ученик.
Для нас очень важно, какое средство будет использоваться в процессе обучения. Мы не ставим задачу подменить, скажем, учителя компьютерными, мультимедийными программами, средствами обучения. Это должно быть реализовано в современной дидактике, в современной педагогике. Это новое направление, его надо обосновать, и для нас очень важно, чтобы те предложения, которые будут поступать от разных компаний в плане технического оснащения учреждений образования (и также от компании Intel), чтобы разработанное мультимедийное ПО были использованы эффективно в процессе обучения.
Мы провели большую подготовительную работу, и сегодня готовы подписать протокол о намерениях по сотрудничеству и с ПВТ, и с компанией Intel. Я бы хотел отметить, что Министерством образования уже подготовлен соответствующий приказ по экспериментальной деятельности, и с 1 сентября начнется эксперимент. Для нас самое главное – подготовить материальную базу, педагогов, решить организационные вопросы. Если мы не справимся с этой задачей, эффект будет незначительным.
Из всех стран СНГ Беларусь последняя начинает такой эксперимент. Для нас очень важна педагогическая целесообразность использования компьютерных средств обучения в учебном процессе. Что это даст? Вот на этот вопрос в процессе проведения эксперимента мы должны ответить. А потом будут приниматься другие организационно-технические решения. Мы планируем, что данный эксперимент даст соответствующий эффект.
Александр Мартинкевич, заместитель директора ПВТ:
- Я думаю, что нынешний успех Парка высоких технологий был сформирован не за те пять лет, которые он существует, а за 25 лет. Немногие, наверное, знают, что в этом году, 1 сентября, мы будем праздновать такую дату, как 25 лет появления предмета «Информатика» в программе средней школы. Именно первая программа по информатике (она базировалась на основах программирования) и те люди, которые 25 лет назад начали ее изучать, сегодня составляют костяк наших IT-компаний.
Мы должны понимать, что наша страна не может быть конкурентоспособной на мировом рынке, производя самые дешевые товары в мире. Потому что мы стремимся оставаться успешным и социально ориентированным регионом, где труд человека достойно оплачивается. Поэтому сейчас необходимо больше внимания и в образовании, и в производстве уделять содержательной стороне. Если мы посмотрим, например, на какой-нибудь автомобильный завод «Форд» сто лет назад, то увидим, что человек, который приходил работать на этот завод, не должен был обладать особыми творческими способностями. Он должен был, наоборот, иметь какие-то жестко зафиксированные навыки.
В наше время мы говорим о том, что нам необходима творческая, инновационная, креативная молодежь. И поэтому администрация ПВТ в своем взаимодействии с системой высшего образования старается внедрить какие-то новые, интересные, инновационные образовательные проекты. Сейчас мы подпишем протокол о сотрудничестве между корпорацией Intel, ПВТ и Министерством образования Беларуси. Подписание этого протокола дает хороший задел для реализации интересных проектов. И один из первых проектов, который будет реализован уже в сентябре этого года, – это внедрение новой среды обучения «Один ученик – один компьютер» в систему школьного образования.
Лично я верю в то, что информационные технологии и качественно подготовленные преподаватели помогут нашей системе образования, нашему обществу совершить переход от индустриального общества к «экономике знаний».
Директор по делам корпорации Intel в странах СНГ Александр Козлинский:
- Что касается образовательных программ, то для нас в Intel важно то, что называется социальной ответственностью. То есть корпоративная социальная ответственность – это написано в нашей стратегии. Образование мы выбрали как главное направление наших социальных программ, потому что мы считаем, что нет ничего более ценного, чем дать нашим детям современное образование.
Мы запустили наши образовательные программы во многих странах, ежегодно мы инвестируем туда немалые средства, мы работаем с образовательными учреждениями, с учеными, практикующими учителями для разработки программ современного образования. И у нас есть наработанные различного рода решения для развития образовательных программ в том или ином регионе. Конечно, мы рады, что нас выбрали для того, чтобы помочь Беларуси реализовать свои образовательные программы.
Татьяна Нанаева, директор образовательных программ Intel в странах СНГ:
- Мы все понимаем, что сегодня общество переходит от индустриальной экономики к постиндустриальной, к экономике знаний. У этого термина много объяснений. Вот одно из них: «общество знаний» – это концепция постиндустриального общества, историческая фаза развития цивилизации, в которой главными являются информация и знания. То есть важно, чтобы дети Беларуси не только воспроизводили знания из учебников, но и создавали новые знания, новые технологии.
Что же нужно сделать, чтобы новое поколение детей смогло создавать новые знания? Об этом первыми заговорили IT-корпорации, которые в начале века вдруг ощутили нехватку качественных кадров. Тех кадров, которые могли бы решать проблемы творчески, могли бы работать в современных проектах. Тогда стали анализировать, почему системы образования не выдают «на-гора» достойный уровень подготовки детей. Проблема оказалась очень проста. В индустриальном обществе многие системы образования были направлены на обучение. То есть давали знания, знания, знания.
На постсоветском пространстве мы прекрасно научились давать знания. Но, к нашему большому сожалению, мы отстаем в том, чтобы помимо знаний давать еще и компетентность. Давать такие навыки, которые помогают каждому конкретному ребенку быть успешным.
Теперь что касается модели, которую мы будем внедрять в Беларуси: «Один ученик – один компьютер». Ее задача – не формировать общество потребителей, когда дети только воспринимают информацию. Задача – сделать так, чтобы дети могли создавать новую информацию, обрабатывать информацию, выбирать главное. Формирование таких навыков заложено во всех образовательных программах Intel.
Здесь говорилось, что в белорусских школах на один компьютер приходится 20-30 детей. В Европе сейчас в школах приходится 5-6 детей на один ПК. Фактически модель «Один ученик – один компьютер» – это прогнозирование будущего.
В нашей модели все выглядит следующим образом. Есть учитель, у которого имеется собственный ноутбук. У каждого ребенка есть собственный нетбук. Ноутбук учителя и нетбуки детей объединены беспроводной локальной сетью; также ноутбук учителя по USB подключен к электронной (мультимедийной) классной доске и имеет выход в Интернет.
Специальное ПО позволяет учителю моментально получать обратную связь от учеников. Скажем, дети написали контрольную работу. В нашей модели результат будет известен не через неделю, как было до сих пор, а сразу, моментально. И учитель сразу понимает, усвоили или не усвоили ученики материал. И кто как усвоил.
(Также на пресс-конференции заместитель директора ПВТ Александр Мартинкевич продемонстрировал тот самый нетбук (Classmate PC разработки Intel), который будет выдаваться белорусским школьникам младших классов. Мартинкевич демонстративно ронял работающий компьютер на пол и выливал на клавиатуру воду, демонстрируя надежность нетбука.)
Александр Мартинкевич:
- Попробую ответить на часто задаваемый вопрос: почему мы выбрали в качестве средства обучения именно нетбук, а не планшет или букридер. Мы сравнили между собой эти три устройства, рассмотрели их плюсы и минусы.
Начнем с самого простого, с букридера – электронной книги. Самое главное, что электронная книга – однофункциональное устройство, только для потребления информации. Мы не можем на букридере создать какую-то информацию. Мы можем только читать учебник. Нельзя перейти из одного окна в другое, посмотреть, что делается в Интернете, зайти в Википедию и т.д. К тому же ни одна электронная книга не использует цветной экран. Давайте представим, как, к примеру, мы используем букридер на уроке биологии. Как будет учащийся отличать венозную кровь от артериальной? Ведь у него на экране будет черно-белое изображение! И третий момент: сегодня в нашей стране разработаны интересные интерактивные мультимедийные обучающие программы. Но, к сожалению, на электронных книгах мы их использовать не можем.
Теперь давайте посмотрим на планшеты, о которых сегодня все говорят. Да, iPad на сегодняшний день – это супер. Но мы должны рассматривать сегодня планшеты только как вариант для старших классов школы. К тому же к нему нужно очень-очень бережно относиться. Как говорится, «упавший планшет – это смерть тачскрину». Ремонт обходится очень дорого.
Ну и, наконец, сегодня возникают многочисленные вопросы по программному обеспечению, по лицензированию ПО, по стоимости самих планшетов – это очень дорогое удовольствие. Также, разумеется, планшет не может быть внедрен на уровне начальной школы (до пятого класса).
В общем, когда мы всё это проанализировали, мы остановили свой выбор на специальных нетбуках. Они разрабатывались именно для системы образования. Ребенок может его бросить, разлить на него что-то – компьютер все равно будет работать.
Кроме того, он имеет удобную ручку для переноски. На его клавиши нанесено бактерицидное покрытие, а сами клавиши приспособлены именно для детских пальцев. То есть этот нетбук сегодня наиболее адаптирован для применения в начальной школе.
Возьмем в качестве примера урок природоведения. Я помню, как это было у нас: «Вот, дети, мы прочитали про бабочку, теперь давайте нарисуем эту бабочку». И мы шли домой, брали карандаш, рисовали бабочку… Я не думаю, что сегодняшним детям это будет интересно. Как я представляю себе сегодняшний урок природоведения. Приходит учитель и говорит: «Так, дети, сегодня наша задача – создать реферат по бабочкам. Давайте возьмам нетбуки и пойдем в поле».
Они взяли нетбуки и пошли в поле. Там они засняли на встроенную видеокамеру полет бабочки, они создали фильм, они тут же выложили его в Сеть. То есть детям это интересно, они живут в этой среде, и теперь они получают навыки XXI века. Они нашли информацию, они обработали информацию и они работают в интерактивной среде.
Кстати, сегодняшние дети не пишут не только бумажных, но уже и электронных писем. Все общение идет посредством коротких сообщений в социальных сетях. Поменялась сама среда общения.
Наши компании-резиденты ПВТ совместно с ОАО «МПОВТ» уже закупили сто устройств, которые будут поставлены в школы. А 22 августа мы пригласим около 30 преподавателей, участвующих в этом эксперименте, в наш белорусско-индийский учебный центр. Там сотрудники Intel проведут тренинг, обучат этих преподавателей современным методикам.
Этот проект, в его экспериментальной фазе, на 50% финансирует МПОВТ, а на остальные 50% – резиденты Парка высоких технологий. Наши компании, которые работают в ПВТ, ведут социально-ориентированный бизнес, и если говорить про систему образования, то за последние два-три года мы создали более 50 совместных лабораторий во всех технических вузах. Общая сумма инвестиций в них составила порядка $2 млн.
Также наши компании-резиденты открыли две IT-академии – в Орше и Новополоцке. Так что любая компания, которая бы хотела вести социально- ориентированный бизнес, может к нам обратиться, и мы найдем, где применить их свободные денежные ресурсы.
Казимир Фарино:
- Этот эксперимент будет идти несколько лет. Нетбуки будут храниться в школе, домой мы их отдавать учащимся не будем. За каждым учащимся будет закреплен персональный нетбук. По времени их использования в процессе обучения мы также определились. Храниться они будут прямо в том же классе. Учащиеся начальной школы учатся в одном кабинете, их переход из класса в класс на протяжении дня не предусмотрен.
Кроме того, мы попробуем в рамках данного проекта использовать уже имеющиеся в школах мобильные учебные классы.
В соответствии с приказом министра, экспериментальными площадками являются гимназия №7, №20 и №30 города Минска, Василишковская средняя школа Щучинского района, гимназия № 4 Сморгони, учебно-педагогический комплекс "Сыроваткинский детский сад - средняя общеобразовательная школа" Сморгонского района Гродненской области и Новополоцкая гимназия Витебской области. Также эксперимент будет проводиться в Лицее БГУ, но там будут другие условия.
(По нашей информации, лицеистам выдадут не нетбуки, а более дорогие, современные и престижные планшеты.)
Если мы пойдем по этому пути развития школьного образования, то мы организуем производство в Беларуси 820 тысяч таких нетбуков. Исходя из того, что у нас примерно миллион школьников.
Александр Мартинкевич:
- На сегодняшний день стоимость этого устройства составляет $320-330. На нетбуке установлены 15 мультимедийных образовательных программ от корпорации Intel. Также на него можно установить любую другую обучающую программу – ведь это полноценный ПК, со всеми его возможностями. Технические характеристики: 1 Гб оперативной памяти, процессор Intel Atom, 320 Гб жесткий диск. ОС – на усмотрение Минобразования – либо Windows 7, либо Mandriva Linux. Кроме антибактериальной клавиатуры, предусмотрено «противоугонное устройство» – если компьютер выносят за пределы школы, он просто перестает работать. Даже не загружается.
За испорченный нетбук родители платить не будут – мы изначально создаем запас этих устройств, который позволит компенсировать сломанные нетбуки.
«Эти нетбуки, несомненно, станут настоящим полигоном для начинающих хакеров, – считает Семен Возняк, менеджер одной белорусской компании- системного интегратора. – ведь они будут заблокированы в том плане, что на них нельзя будет поставить игры, нельзя будет свободно гулять по Интернету, за исключением определенного списка учебных сайтов. А дети хотят, прежде всего, играть, а не учиться. Знаете, мои знакомые IT- специалисты, причастные к этому проекту, уже делают ставки на то, через какой срок детишки научатся взламывать свои нетбуки. Пока большинство сходится на сроке в один месяц».
Зарубежный опыт:
США. Планшеты используются студентами и учениками старших школ. При этом каждый штат, округ и даже отдельная школа сами решают, как им использовать компьютеры в процессе обучения. Единой общенациональной программы нет.
Южная Корея. В этой стране школьники учатся по планшетам уже два года. Еще в 2008-м Министерство образования Южной Кореи заменило в младших классах школьные учебники планшетами с большим сенсорным экраном, встроенной памятью и беспроводным модулем связи. Школьники с помощью планшетов не только читают, но также смотрят видео, делают пометки, получают задания из компьютера учителя и, выполнив, отправляют его назад. Польша. Госпрограмма, аналогичная белорусской, реализуется уже почти пять лет. Ученикам выдают печатные книги по техническим дисциплинам, а все гуманитарные курсы они осваивают с помощью электронных учебников.
Украина. В 2010 году эксперимент с планшетами проводился в нескольких киевских школах. Компания-производитель раздала ученикам на время около ста букридеров, созданных специально для школьников. Также электронные учебники появились и у десятиклассников двух школ Харькова.
Теперь украинские власти планируют свести все учебные материалы в единый программный комплекс на базе 4G-сети мобильной связи. Это позволит экономить на издании учебников $50 млн ежегодно. Руководитель рабочей группы «Национальные проекты» Владислав Каськив на презентации проекта «Открытый мир» сообщил, что 1,5-2 млн школьников смогут приобрести нетбуки стоимостью до $250 долларов по схеме беспроцентного кредита. Латвия. Планшеты в школах пока используются в рекомендательном порядке. При этом многие школы уже оснащены интерактивными досками в классах. Казахстан. В сентябре 2010-го о проекте по замене учебников планшетами заявил министр связи и информации Казахстана Аскар Жумагалиев: «Мы говорим о том, что эти учебники необходимо заменить планшетными компьютерами, в которых через Интернет можно будет получать электронные учебники на бесплатной основе. И каждому школьнику в ранце необходимо иметь только вот такой планшетник».
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2011 год в рубрике событие