Zynewave Podium 3
Вы и сами будете озадачены, узнав, что этой программе чуть больше 20 лет. Все началось в 1990-м со студенческой разработки датчанина Фритца Нильсена (Frits Nielsen), тогда она была написана для компьютеров Amiga. Скорее всего… проба пера, но Нильсен долгое время не расставался с идеей создать что-то более серьезное и свое (!) на этой базе. В 1996 году он поступил на работу в известную на весь мир компанию TC Electronic и пробыл там в качестве инженера по дизайну и реализации пользовательских интерфейсов вплоть до 2005-го. При этом в 2004-м Нильсен открыл свою собственную фирму Zynewave, в рамках которой стал реализовывать и доводить до ума свой Podium, через год (в 2005-м) сосредоточив все свое основное рабочее время только на нем.
Я хорошо помню время, когда возник Podium, — тогда была мощная волна мультитреков нового поколения, среди которых стоит отметить как самые успешные Ableton Live! и Mackie Tracktion. К той же плеяде относится ныне набирающий обороты Cockos Reaper, хотя в период своего возникновения он больше всего напоминал донельзя урезанный ACID версии 2.0. Первое появление Podium было довольно широко разрекламировано в Интернете, хотя сама программа на то время существовала в рамках неустоявшейся версии, вызывающей больше вопросов, нежели удовольствия от работы. Плюс к этому сам интерфейс программы был тяжеловат для компьютеров того времени.
Сейчас название Podium на слуху, но дальше дело обычно не заходит. То есть о программе знают, что есть такая, но мало кто пробовал с ней поработать. При этом стоит сказать, что бесплатная версия (Podium Free) намного лучше варианта Audacity.
И все же Фритц Нильсен с завидным упорством занимается своей программой, постоянно и динамично внося обновления. 27 июля 2011 года произошло знаковое событие — вышла ключевая 3-я версия, в рамках которой реализована поддержка 64-разрядных систем, в том числе и для VST-плагинов. В принципе, в данном случае будет правильнее ознакомить большинство наших читателей не с реализацией новых возможностей, а вообще с самим мультитреком Podium.
Описание программы
Zynewave Podium 3 — это аудио/MIDI-мультитрек с поддержкой внутренней обработки на уровне 64 бит. Форматы подключаемых плагинов/программ — VST/VSTi (VST 2.4) и ReWire. Поддерживается запись, импорт и экспорт аудио с частотой дискретизации до 192 КГц, проекты могут быть как стерео, так и многоканальными, то есть surround (до 32 каналов). По функциональности программа относится к профессиональному сегменту — все необходимые компоненты для создания музыки и аранжировки присутствуют. По исполнению и задумке Podium можно описать как своеобразную смесь ранних Cool Edit Pro (Audition) и Cubase с учетом современных «внутренностей».
В рамках программы предусмотрены внутренние редакторы для аудио и MIDI (Piano Roll), также имеется специальный вариант ввода и редактирования партитур для ударных.
С точки зрения работы с треками в рабочей области предоставляются возможности автоматизированного управления параметрами, также можно использовать автоматическое разрезание аудиофайлов на фрагменты исходя из программного анализа темпа и содержимого, плюс к этому соединение двух фрагментов в рамках одного трека можно делать с наложением, используя кросс-фэйды.
Стоимость программы составляет $50, и можно сказать, что это один из самых дешевых мультитреков, предоставляющих профессиональные возможности.
Практическое освоение
На сайте разработчика (www.zynewave.com) любой желающий может скачать демо-вариант третьей версии, который имеет ограничения по воспроизведению, делающие нормальную работу невозможной. Его не стоит путать с Podium Free — полноценно работающей версией Podium с ограничениями.
Как уже было сказано выше, по исполнению и задумке Podium можно описать как своеобразную смесь ранних Cool Edit Pro (Audition) и Cubase с учетом современных «внутренностей». Плюс к этому стоит добавить, что освоение программы без знания горячих клавиш не протекает так быстро. Демо-версия у меня установилась без проблем, и все работало нормально до поры, пока… Хотя, давайте начнем сначала.
Итак, вы скачали программу Podium, инсталлировали ее, запустили. Перед тем как приступить к работе, вам нужно создать новый проект, для которого вы указываете название, входы/выходы аудио и MIDI. Проект в рамках философии Podium — это нечто глобальное, он может включать в себя разные аранжировки и так далее. В принципе, такой вариант довольно удобен, и его можно часто встретить в других профессиональных программах. Например, когда я работаю над композицией, то могу рассматривать несколько вариантов аранжировок либо делать параллельно основную аранжировку и ремикс. А все необходимые файлы имеются буквально под рукой — в папке проекта. Это же касается подключенных плагинов, настройки для которых могут сохраняться в отдельную библиотеку проекта.
Итак, определившись с проектом, вы создаете новую аранжировку в его рамках и автоматически получаете доступ к ее рабочей области. Нужно сказать, что для пользователей других мультитрековых программ в этом окне все будет выглядеть знакомо, но все-таки довольно необычно. В чем выражается схожесть с ранними версиями Cool Edit Pro? Расстановкой функциональных областей. Все закладки с проводником по файлам и папкам, проводником по плагинам, свойствами треков и т.п. вынесены в левую боковую панель. Причем сами закладки можно не листать, а просто использовать горячие клавиши (для этого случая — F1, F2, F3, F4, F5). Выбрав раздел плагинов (F2), можно обнаружить, что программа ничего не отсканировала при запуске, и у вас ничего нет.
Вот тут-то самый интересный момент, на котором я запнулся в начале описания. При скане моей папки с VST-плагинами и инструментами Podium просто слетал. То есть, большинство профессионального ПО в подобных ситуациях ставят такие модули в Ignore и двигаются дальше, а тут просто — вылет иногда с выдачей системной ошибки Runtime Error. Нужно сказать, что ОС у меня «старая и не модная» — Windows XP. Поведение Podium озадачило. Просто на этой программе разработчики плагинов свои продукты не тестируют, да и у нее самой нет блока исключения ошибок, что больше удивляет. Чтобы все-таки протестировать программу в действии, я сделал специальную папку, куда поместил несколько стареньких и несложных VST-инструментов, после заставив Podium ее отсканировать. Теперь все прошло успешно, и необходимые инструменты появились в рабочей панели.
Треки представляются в рамках стандартной для большинства программ иерархии, где главным является мастер-трек, ему подчиняются дочерние: либо отельные треки, либо подгруппы, содержащие отдельные треки. Что касается подгрупп (busses), то программой предусмотрена возможность создания до 100 таких в рамках одной аранжировки.
Микшер является стандартным, как и само представление всего и вся.
В целом, приноровившись, примерно за час к самому интерфейсу привыкаешь, при этом я несколько субъективен в оценке, поскольку считаю самым грамотным в этой нише GUI в Mackie Tracktion. В Podium нет такой открытости, и все сделано по привычной схематике программ-динозавров. Поэтому пользователи других мультитреков могут посмотреть на данный вопрос иначе. И в данном случае, конечно, не может не радовать аккуратность самого графического интерфейса, в котором нет загромождения.
Также программа выделяется в положительную сторону отдельным, довольно удобным MIDI-редактором для создания партий ударных и… широкой поддержкой в области многоканальных решений и стандартов. Это, пожалуй, главные отличительные «фишки» Podium в плане функциональности.
Вместо завершения
К Zynewave Podium нельзя сразу прикреплять штамп: «непопулярный мультитрек», он просто своеобразный. Вполне возможно, что при определенной доработке программа станет развиваться с бОльшим успехом. Podium находится уже на том уровне готовности, чтобы к нему стали присматриваться более крупные компании, которым нужны профессиональные звуковые мультитреки. Ну и, судя по истории развития, следует отметить, что Podium и сам по себе не будет стоять на месте. Программа постоянно обновляется и уже собрала довольно большое сообщество пользователей вокруг себя. Конечно, главный плюс в Podium — это низкая цена ($50).
Кстати, как было сказано выше, помимо демо-версии у программы есть и полнофункциональная freeware. От коммерческой она отличается отключенным сведением на уровне 64-бит, отсутствием многопроцессорной поддержки плагинов, исключенным ReWire, а также ограничением по входам/выходам MIDI — возможен только один. Но при этом все другие основные элементы в бесплатной версии присутствуют, поэтому если раньше в ответах на вопросы уровня: «какую бесплатную программу вы посоветуете для записи и сведения звука» я всегда говорил — Audacity, сейчас больше склонюсь к Zynewave Podium free. Причем сегодня такие вопросы чаще всего задают люди, работающие с видео, и специально для них можно сказать, что поддержка длинных по времени файлов в стандарте w64 в бесплатной версии также имеется.
Кристофер http://itcs.3dn.ru
Я хорошо помню время, когда возник Podium, — тогда была мощная волна мультитреков нового поколения, среди которых стоит отметить как самые успешные Ableton Live! и Mackie Tracktion. К той же плеяде относится ныне набирающий обороты Cockos Reaper, хотя в период своего возникновения он больше всего напоминал донельзя урезанный ACID версии 2.0. Первое появление Podium было довольно широко разрекламировано в Интернете, хотя сама программа на то время существовала в рамках неустоявшейся версии, вызывающей больше вопросов, нежели удовольствия от работы. Плюс к этому сам интерфейс программы был тяжеловат для компьютеров того времени.
Сейчас название Podium на слуху, но дальше дело обычно не заходит. То есть о программе знают, что есть такая, но мало кто пробовал с ней поработать. При этом стоит сказать, что бесплатная версия (Podium Free) намного лучше варианта Audacity.
И все же Фритц Нильсен с завидным упорством занимается своей программой, постоянно и динамично внося обновления. 27 июля 2011 года произошло знаковое событие — вышла ключевая 3-я версия, в рамках которой реализована поддержка 64-разрядных систем, в том числе и для VST-плагинов. В принципе, в данном случае будет правильнее ознакомить большинство наших читателей не с реализацией новых возможностей, а вообще с самим мультитреком Podium.
Описание программы
Zynewave Podium 3 — это аудио/MIDI-мультитрек с поддержкой внутренней обработки на уровне 64 бит. Форматы подключаемых плагинов/программ — VST/VSTi (VST 2.4) и ReWire. Поддерживается запись, импорт и экспорт аудио с частотой дискретизации до 192 КГц, проекты могут быть как стерео, так и многоканальными, то есть surround (до 32 каналов). По функциональности программа относится к профессиональному сегменту — все необходимые компоненты для создания музыки и аранжировки присутствуют. По исполнению и задумке Podium можно описать как своеобразную смесь ранних Cool Edit Pro (Audition) и Cubase с учетом современных «внутренностей».
В рамках программы предусмотрены внутренние редакторы для аудио и MIDI (Piano Roll), также имеется специальный вариант ввода и редактирования партитур для ударных.
С точки зрения работы с треками в рабочей области предоставляются возможности автоматизированного управления параметрами, также можно использовать автоматическое разрезание аудиофайлов на фрагменты исходя из программного анализа темпа и содержимого, плюс к этому соединение двух фрагментов в рамках одного трека можно делать с наложением, используя кросс-фэйды.
Стоимость программы составляет $50, и можно сказать, что это один из самых дешевых мультитреков, предоставляющих профессиональные возможности.
Практическое освоение
На сайте разработчика (www.zynewave.com) любой желающий может скачать демо-вариант третьей версии, который имеет ограничения по воспроизведению, делающие нормальную работу невозможной. Его не стоит путать с Podium Free — полноценно работающей версией Podium с ограничениями.
Как уже было сказано выше, по исполнению и задумке Podium можно описать как своеобразную смесь ранних Cool Edit Pro (Audition) и Cubase с учетом современных «внутренностей». Плюс к этому стоит добавить, что освоение программы без знания горячих клавиш не протекает так быстро. Демо-версия у меня установилась без проблем, и все работало нормально до поры, пока… Хотя, давайте начнем сначала.
Итак, вы скачали программу Podium, инсталлировали ее, запустили. Перед тем как приступить к работе, вам нужно создать новый проект, для которого вы указываете название, входы/выходы аудио и MIDI. Проект в рамках философии Podium — это нечто глобальное, он может включать в себя разные аранжировки и так далее. В принципе, такой вариант довольно удобен, и его можно часто встретить в других профессиональных программах. Например, когда я работаю над композицией, то могу рассматривать несколько вариантов аранжировок либо делать параллельно основную аранжировку и ремикс. А все необходимые файлы имеются буквально под рукой — в папке проекта. Это же касается подключенных плагинов, настройки для которых могут сохраняться в отдельную библиотеку проекта.
Итак, определившись с проектом, вы создаете новую аранжировку в его рамках и автоматически получаете доступ к ее рабочей области. Нужно сказать, что для пользователей других мультитрековых программ в этом окне все будет выглядеть знакомо, но все-таки довольно необычно. В чем выражается схожесть с ранними версиями Cool Edit Pro? Расстановкой функциональных областей. Все закладки с проводником по файлам и папкам, проводником по плагинам, свойствами треков и т.п. вынесены в левую боковую панель. Причем сами закладки можно не листать, а просто использовать горячие клавиши (для этого случая — F1, F2, F3, F4, F5). Выбрав раздел плагинов (F2), можно обнаружить, что программа ничего не отсканировала при запуске, и у вас ничего нет.
Вот тут-то самый интересный момент, на котором я запнулся в начале описания. При скане моей папки с VST-плагинами и инструментами Podium просто слетал. То есть, большинство профессионального ПО в подобных ситуациях ставят такие модули в Ignore и двигаются дальше, а тут просто — вылет иногда с выдачей системной ошибки Runtime Error. Нужно сказать, что ОС у меня «старая и не модная» — Windows XP. Поведение Podium озадачило. Просто на этой программе разработчики плагинов свои продукты не тестируют, да и у нее самой нет блока исключения ошибок, что больше удивляет. Чтобы все-таки протестировать программу в действии, я сделал специальную папку, куда поместил несколько стареньких и несложных VST-инструментов, после заставив Podium ее отсканировать. Теперь все прошло успешно, и необходимые инструменты появились в рабочей панели.
Треки представляются в рамках стандартной для большинства программ иерархии, где главным является мастер-трек, ему подчиняются дочерние: либо отельные треки, либо подгруппы, содержащие отдельные треки. Что касается подгрупп (busses), то программой предусмотрена возможность создания до 100 таких в рамках одной аранжировки.
Микшер является стандартным, как и само представление всего и вся.
В целом, приноровившись, примерно за час к самому интерфейсу привыкаешь, при этом я несколько субъективен в оценке, поскольку считаю самым грамотным в этой нише GUI в Mackie Tracktion. В Podium нет такой открытости, и все сделано по привычной схематике программ-динозавров. Поэтому пользователи других мультитреков могут посмотреть на данный вопрос иначе. И в данном случае, конечно, не может не радовать аккуратность самого графического интерфейса, в котором нет загромождения.
Также программа выделяется в положительную сторону отдельным, довольно удобным MIDI-редактором для создания партий ударных и… широкой поддержкой в области многоканальных решений и стандартов. Это, пожалуй, главные отличительные «фишки» Podium в плане функциональности.
Вместо завершения
К Zynewave Podium нельзя сразу прикреплять штамп: «непопулярный мультитрек», он просто своеобразный. Вполне возможно, что при определенной доработке программа станет развиваться с бОльшим успехом. Podium находится уже на том уровне готовности, чтобы к нему стали присматриваться более крупные компании, которым нужны профессиональные звуковые мультитреки. Ну и, судя по истории развития, следует отметить, что Podium и сам по себе не будет стоять на месте. Программа постоянно обновляется и уже собрала довольно большое сообщество пользователей вокруг себя. Конечно, главный плюс в Podium — это низкая цена ($50).
Кстати, как было сказано выше, помимо демо-версии у программы есть и полнофункциональная freeware. От коммерческой она отличается отключенным сведением на уровне 64-бит, отсутствием многопроцессорной поддержки плагинов, исключенным ReWire, а также ограничением по входам/выходам MIDI — возможен только один. Но при этом все другие основные элементы в бесплатной версии присутствуют, поэтому если раньше в ответах на вопросы уровня: «какую бесплатную программу вы посоветуете для записи и сведения звука» я всегда говорил — Audacity, сейчас больше склонюсь к Zynewave Podium free. Причем сегодня такие вопросы чаще всего задают люди, работающие с видео, и специально для них можно сказать, что поддержка длинных по времени файлов в стандарте w64 в бесплатной версии также имеется.
Кристофер http://itcs.3dn.ru
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 31 за 2011 год в рубрике soft