Бум IT-инвестиций

В IT-индустрии сейчас настоящий бум инвестиций. Про то, как надувается «мыльный пузырь» социальных сетей, я уже писал. Но, к счастью, инвестиции идут не только туда. Деньги вкладываются в самые разнообразные проекты – от вполне уже состоявшегося «Яндекса» до совершенно безвестных стартапов в секторе e-commerce. Однако одна тенденция проявляется очень четко: 95% всех инвестиций направляются в проекты, связанные с Интернетом. Проектам, связанным с производством «железа» или с телекоммуникациями, достаются сущие крохи.

«Яндекс»


Капитализация «Яндекса» может к 2013 году превысить $13 млрд, подсчитал инвестбанк Morgan Stanley. Аналитики установили целевую цену на акцию для компании на уровне $42 за штуку. Компания сможет хорошо заработать, если начнет активную экспансию в другие страны. Среди потенциальных рынков, где компания сможет занять достойные позиции, аналитики называют Турцию, Германию, Израиль, а также ЕС и СНГ.

Сильные стороны «Яндекса» – его поиск с достаточно крепкими позициями на российском рынке, а также проверенная экономическая модель бизнеса компании. Кроме того, отмечает Morgan Stanley, среди основных преимуществ компании – узнаваемый бренд в России, сильные менеджеры и грамотная команда разработчиков. Однако банк оценивает и потенциальные риски для компании. Так, по мнению аналитиков, «Яндекс» стоит на более слабых позициях по отношению к Google в сегменте мобильных устройств (на мобильных устройствах поиск Google установлен чаще, чем «Яндекс»). Кроме того, Morgan Stanely констатирует, что компания пока не заявляла о выходе на глобальные рынки, а это может привести к снижению маржинальности ее бизнеса в будущем. «Яндекс» также не присутствует в сегменте социальных медиа, что может снизить доходы компании от рекламы в будущем. Инвестбанк также определил целевую стоимость акций «Яндекса» – $42 за акцию. На 1 июля 2011 года стоимость одной бумаги составляла $35,69 за штуку. Это значит, что капитализация компании может вырасти с $11,251 млрд до $13,24 млрд.

Выручка компании, прогнозирует Morgan Stanley, к 2013 году увеличится с 12,5 млрд до 36,67 млрд руб., то есть среднегодовой рост выручки компании составит 43,1%.

При оптимистичном сценарии к 2013 году доля поисковика «Яндекс» составит 67%, при пессимистичном – снизится до 62% (по состоянию на май 2011 года рыночная доля поисковика на российском рынке составляла 65%).

«Яндекс» входит в пятерку крупнейших поисковиков мира, подсчитали в Morgan Stanley, вместе с такими компаниями, как Baidu, Seznam, Naver и Google. В настоящее время основным генератором выручки компании, отмечают аналитики, является Россия (более 98%). «Яндекс» успешно запустился в Украине, в Казахстане и Беларуси, напоминают они. Однако есть еще как минимум пять стран, выход в которые помог бы компании укрепить свои позиции. Это Турция, Германия, в долгосрочной перспективе – Израиль, США, Канада. Кроме того, предсказуемо перспективными для «Яндекса» регионами называют страны СНГ и некоторые страны ЕС, в частности страны Балтии.

Ранее Morgan Stanley также установил целевую цену на акции недавно вышедшей на биржу Mail.ru Group – $41 за акцию. К 2013 году, прогнозировали в компании, капитализация интернет-холдинга вырастет с нынешних $6,746 млрд до $8,183 млрд. Тогда эксперты заявляли, что у Mail.ru Group есть хорошие шансы заработать на росте популярности соцсетей и мобильного Интернета.

Zynga

Компания Zynga, основной разработчик игровых приложений для крупнейшей в мире социальной сети Facebook, планирует провести IPO (первичное размещение акций). Об этом сообщает инвесткомпания GreenCrest Capital Management. Как пишет The Financial Times со ссылкой на свои источники, в ходе IPO Zynga намерена привлечь до двух миллиардов долларов. Вся компания, указывает газета, может быть оценена в $15-20 млрд. Организаторами размещения Zynga выбраны инвестбанки Morgan Stanley, Bank of America Merrill Lynch, Barclays, Goldman Sachs и JPMorgan Chase. Дата IPO и площадка, где оно состоится, пока не определены.

Главный разработчик игр для социальных сетей Zynga признался перед IPO, что его бизнес сильно зависит от Facebook. Но и Facebook он обеспечивает больше 10% выручки. Если надежды Zynga на успешное IPO оправдаются, то по рыночной капитализации она существенно обгонит две крупнейшие традиционные игровые компании – Activison Blizzard ($13 млрд) и Electronic Arts ($8 млрд).

Zynga может быть оценена даже выше «самой быстрорастущей компании в мире» – сайта коллективных скидок Groupon, который подал документы на IPO в начале июня. В отличие от Groupon, остающегося убыточным, основанная четыре года назад Zynga зарабатывает уже сейчас. По итогам 2010 года ее чистая прибыль составила $90 млн при выручке $597 млн. Финансовые показатели Zynga продолжают стремительно расти – в I квартале 2011 года ее выручка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась еще на 134%, до $235 млн.

Игры Zynga – симулятор фермерства FarmVille, градостроительный менеджер CityVille или военная стратегия Empires and Allies – предоставляются пользователям бесплатно. Но за деньги игрок может существенно облегчить себе жизнь, купив, например, в FarmVille трактор, который сделает его землю более плодородной. Покупка таких виртуальных товаров обеспечивает около 95% выручки Zynga, остальное приходится на рекламу. Ежемесячная аудитория Zynga составляет 140 млн человек, а долю «платных» пользователей компания не раскрывает. Таких пользователей «очень мало» (в целом по рынку доля людей, покупающих в играх разные виртуальные товары, составляет около 5%), и Zynga намерена увеличить их число.

Основа бизнеса Zynga – крупнейшая в мире социальная сеть Facebook. Это главная платформа дистрибуции и продвижения игр Zynga. Любое ухудшение отношений с Facebook сильно навредит бизнесу и отрицательно повлияет на стоимость акций компании, предупреждают ее представители. Более того, зависимости компании от Facebook уделяется существенно больше внимания, чем конкурентам или, например, сейсмической активности в месте расположения дата-центров.

Впрочем, Facebook тоже весьма заинтересован в Zynga – ведь ей принадлежит четыре из пяти самых популярных игр в этой социальной сети, а активных пользователей у нее больше, чем у 15 крупнейших конкурентов вместе взятых. Год назад Facebook вынудила Zynga использовать для расчета с игроками свою собственную виртуальную валюту – Facebook credits (FC, $1=10 FC), с тех пор разработчик игр должен перечислять социальной сети 30% доходов. В прошлом году социальная сеть заработала на виртуальных товарах Zynga как минимум $130 млн (если учитывать только второе полугодие, когда был зафиксирован размер отчислений). Еще $72 млн в 2010-м Zynga заплатила Facebook как один из ее крупнейших рекламодателей. Таким образом, в прошлом году разработчик игр обеспечил Facebook более 10% выручки, которая оценивается в $1,86 млрд.

Впрочем, Zynga хотела бы снизить зависимость от Facebook, укрепив свои позиции на рынке игр для мобильных устройств, где она пока уступает конкурентам вроде Rovio или Popcap. Но опыт разработки игр для социальных сетей может оказаться бесполезным для других платформ, признаются ее представители.

После IPO акции Zynga будут разделены на три класса по количеству голосов – A, B и С. На бирже будут обращаться акции класса А, каждая из которых обеспечивает лишь один голос. У нынешних владельцев и менеджеров Zynga останутся лишь акции класса B и С, предоставляющие больше полномочий. Такая схема типична для большинства технологических компаний, которые пытаются минимизировать влияние новых инвесторов на принятие решений.

Основателю и гендиректору Zynga Марку Пинкусу принадлежит 16% акций класса В и 100% акций класса С, то есть его слово будет одним из решающих при голосовании. Кроме того, Пинкус – явный кандидат в список миллиардеров Forbes: при оценке Zynga в $20 млрд его пакет будет стоить $3,6 млрд. У венчурного фонда Kleiner Perkins Caufield & Byers – 11% акций класса В. По 6,1% – у Institutional Venture Partners XII, Foundry Venture Capital 2007 и Avalon Ventures VIII. А 5,8% – у DST Global Алишера Усманова и Юрия Мильнера и российской Mail.ru Group.

О приобретении DST Global доли в Zynga стало известно в ноябре 2009-го. Тогда россияне вместе с фондами Institutional Venture Partners, Andreessen Horowitz и Tiger Global приобрели акций компании на $180 млн. Доля DST Global в Zynga до сих пор не раскрывалась. Сколько всего вложил российский фонд в Zynga, также не известно. В проспекте сказано лишь, что у самой Zynga фонд DST Global приобрел 3 млн привилегированных акций класса «B-1» за $4,7 млн, остальные акции покупались у миноритарных акционеров.

В январе и апреле 2010-го долю в Zynga приобрела и Mail.ru Group. Общая сумма этих сделок, по данным инвестиционного проспекта Mail.ru Group, составила $44,7 млн. Вся Zynga предварительно была оценена в $15-20 млрд, таким образом, стоимость доли россиян может составить от $900 млн до $1,2 млрд.

Напоследок – любопытная информация. Руководство Zynga разослало предупреждение своим сотрудникам о том, что грядущее IPO может испортить отношения внутри компании. Топ-менеджеры Zynga считают, что многомиллиардное размещение неизбежно сделает одних сотрудников компании богаче других, что разрушит дружелюбную атмосферу, сложившуюся в штаб-квартире разработчика. «Мы ожидаем, что размещение создаст неравенство в состоятельности наших сотрудников, а это может навредить нашей корпоративной культуре и отношениям работников Zynga», – сказано в письме. Для справки: компания Zynga основана в 2007 году. Выручка в 2010-м составила $597 млн, операционная прибыль – $125 млн, чистая прибыль – $90 млн.

Foursquare

Набирающий популярность геолокационный сервис Foursquare закрыл очередной раунд инвестиций, в рамках которого общую стоимость стартапа оценили в $600 млн. Об этом сообщает издание TechCrunch. Объем привлеченных компанией в рамках данного раунда инвестиций составил $50 млн. Возглавил этот раунд венчурный фонд Andreessen Horowitz, также участвовали фонды Union Square Ventures, OATV и Spark Capital. Полученные инвестиции будут потрачены на создание торговой платформы в рамках сервиса, открытие офиса в Сан-Франциско и расширение сервиса по всему миру.

В июне прошлого года Foursquare получил $20 млн инвестиций при оценке общей стоимости в $95 млн. Ранее аналитики отмечали, что несмотря на быстрый рост аудитории Foursquare и общую перспективность данного стартапа, отсутствие работающей бизнес-модели и жесткая конкуренция на рынке геолокационных сервисов могут помешать компании добиться значительного успеха.

Fast Lane Ventures

Российский фонд Fast Lane Ventures объявил о запуске десяти новых интернет-проектов до конца 2011 года. Фонд уже вложил около $40 млн в проекты в области e-commerce. Самым успешным проектом Fast Lane стал онлайн-магазин обуви Sapato.ru, венчурный фонд Intel Сapital недавно инвестировал в него $12 млн.

«Наша компания стремится занять место на российском рынке электронной коммерции, пока конкуренция в этой области очень низкая, а темпы роста рынка огромные. Технология Fast Lane позволяет запускать компании за 50 дней, поэтому мы создавали в среднем по компании в месяц. С апреля 2010 года фонд и внешние партнеры в сумме вложили в стартапы $40 млн», – поясняет PR-директор Fast Lane Ventures Лада Щербакова.

Самым успешным проектом фонда стал онлайн-магазин обуви Sapato.ru. В июне венчурный фонд Intel Сapital инвестировал в него 12 млн долл. По мнению представителя Fast Lane Ventures, Intel обратил внимание на нетрадиционный для себя проект в розничной торговле, рассчитывая на стремительный рост интернет-коммерции в России. В фонде подтверждают, что надеются на дальнейшее партнерство.

«Электронная коммерция, пожалуй, один из самых перспективных и развивающихся рынков в России», – отмечает партнер венчурного фонда Foresight Ventures Андрей Казаков. «Данная ниша сейчас активно развивается, однако максимум, чего на отечественном рынке можно добиться (и это будет благоприятным выходом для компании), это поглощение стратегическим инвестором», – резюмирует Казаков.

«Рынок электронной коммерции в России сейчас растет на 25% в год фактически только за счет увеличения проникновения Интернета и улучшения благосостояния граждан. При этом с решением проблем с платежами и доставкой (особенно в регионы) этот рост может даже усилиться. Что касается активности фондов, то, безусловно, успешные IPO подогревают и интерес, и аппетиты инвесторов, что не избавляет от необходимости ориентироваться на результативность сделок», – говорит управляющий венчурным фондом I-Free Глеб Каплун.

Аналитики с оптимизмом смотрят на развитие онлайн-торговли в России, ключевой отрасли для Fast Lane Ventures. По оценкам «Финама», объем розничной онлайн-торговли за 2010 год составил 240-260 млрд руб., и сейчас он находится на первоначальном этапе развития. К 2015 году объем электронной торговли должен вырасти в 2-2,5 раза по умеренному сценарию, до 652 млрд руб., что составит 3-3,5% от общего розничного товарооборота в России, оценивают аналитики «Финама». В числе негативных факторов для развития интернет-торговли они отмечают низкий уровень развития безналичных платежей в России, пока 90% от денежного объема банковских операций приходится на снятие наличных.

«Игры в Интернете и соцсети уже привлекли к себе максимальный объем инвестиций, поэтому логично, что Fast Lane Ventures вкладываются в электронную коммерцию, пока это наиболее перспективно. E-commerce дает привлекательное сочетание роста клиентской базы одновременно с ростом выручки, чего и ищут инвестпартнеры. Этот сегмент интернет-рынка относительно стабильный, с низкими рисками. Fast Lane Ventures используют понятные и проверенные западные бизнес-модели, но на копиях мегазвезду не построишь», – говорит управляющий партнер «Ютинет.ру» Михаил Уколов.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2011 год в рубрике новости

©1997-2024 Компьютерная газета