Практикум по u-he Zebra 2.5. Часть 5

Эта часть является завершающей. В ней мы расскажем о двух ключевых и очень мощных модулях управления, которые нами не описывались ранее, а также подведем некоторый итог.

Arp/Seq. Арпеджиатор

Вообще, стоит отметить, что в современных системах синтеза арпеджиаторы можно условно разделить на два типа по принципу организации работы с ними. Первый и самый древний — алгоритмический, в рамках которого вы указываете или выбираете закон перебора нот. Второй — с использованием специального модуля степ-секвенсора (Step Sequencer, пошагового секвенсора), в рамках которого вы буквально описываете все отклонения питча исходной ноты в пошаговом режиме, привязываясь к тактовой сетке. В Zebra оба варианта совмещены в едином блоке. Но при этом…

Arp/Seq является одним из глобальных режимов работы Zebra. Чтобы на него переключиться, нужно в закладке Global указать Voice Mode как arpeggiator. Наступившие изменения вы ощутите сразу при воспроизведении нот — услышите простейший мелодический рисунок с октавным переходом. Это подключился Arp/Seq с настройками по умолчанию. Переходим в одноименную закладку в нижней панели синтезатора. Для простоты освоения пока не будем ничего трогать, изменив только параметр Arp Sync на 1/16, и расскажем об очень важной специфике работы с этим модулем именно в Zebra. Усложнение рисунка легче и быстрее производится не путем внесения большого количества нот по шагам в степ-секвенсоре (хотя можно и так), а при использовании в качестве входных данных аккордов.

В большинстве арпеджиаторов стандартных программных синтезаторов без степ-секвенсоров вам почти всегда предлагается другой вариант организации работы, при котором вы либо формируете самостоятельно, либо выбираете алгоритм перебора нот, то есть указываете тип аккорда, направление движения и так далее. После вам достаточно нажать только одну ноту на клавиатуре, чтобы услышать готовый результат. Этот вариант не очень удобен, потому как тип аккордов может меняться в самой гармонической сетке (переход от мажоров к минорам и т.п.). То есть для таких случаев нужно предусматривать постоянные изменения в настройках.

В описываемом нами синтезаторе мы сталкиваемся с улучшенной технологией. Чтобы получить идентичный результат с арпеджиатором Zebra, вам нужно сыграть не одну ноту, а сразу аккорд (например, тот же до-мажор), и программа будет автоматически выстраивать мелодические линии арпеджио в его рамках.

Если вы поняли и разобрались с этой спецификой, то все остальное осваивается достаточно легко.

Итак, давайте сначала рассмотрим основные настройки арпеджиатора, и для удобства освоения примем те значения длительностей шагов, что приняты по умолчанию, то есть каждый соответствует 1/16 ноте на каждый. Итак…

Arp Sync — длительность воспроизведения одного шага арпеджиатора. Настройка производится в диапазоне от 1/64 до 1/1. 1/1 соответствует тому, что один шаг растягивается на один такт. То есть привязка к нотным длительностям в арпеджиаторе довольно условна.

Arp Order — порядок следования нот, взятых из аккорда. Есть два режима:
. в варианте «by note» арпеджио строится, руководствуясь порядковыми номерами нот в MIDI;
. «as played» — старт идет с первой захватываемой.

Arp Loop — направление движение арпеджио:
. F --> — восходящее (например, a-c-e-a-c-e…).
. B <-- — нисходящее (например, e-c-a-e-c-a…).
. FB <-> — восходящее, потом нисходящее (например, a-c-e-c-a-c-e-c…).
. BF >-< — нисходящее, потом восходящее (например, e-c-a-c-e-c-a...).

Параметры Arp Order и Arp Loop являются взаимосвязанными, при различных сочетаниях можно получить множество интересных вариантов. При этом стоит отметить, что выбранный режим работы Arp Loop не влияет на направление воспроизведения в степ-секвенсоре. Об этом чуть позже.

Oct — октавный диапазон формируемого арпеджио. Есть три варианта:
. 0 — движение производится только в рамках нот аккорда.
. 1 — в учет принимаются все ноты аккорда плюс они же на октаву выше.
. 2 — в учет принимаются все ноты аккорда плюс они же на две октавы выше.

Здесь стоит сказать, что если в качестве входных параметров мы сообщаем не аккорд, а одну ноту, то автоматический арпеджиатор включается также, что мы и могли видеть, когда в первый раз переключились на его режим в настройках Global.

Steps — количество шагов в степ-секвенсоре, которые принимаются в учет.

Slide — включение/отключение взаимодействия с параметрами Glide (портаменто) из окна настроек Global. При режиме «on» Glide распространяется только на участки совмещения/перетекания нот (легато), там, где они есть (это указывается в степ-секвенсоре в рамках параметров Gate). При «off» — Glide работает для всего.

Arp/Seq. Степ-секвенсор

Степ-секвенсор является стандартным по работе модулем, очень похож на подобные модули в синтезаторах и электронных бас-машинах типа TB-303, хотя, как и во всех других случаях, связанных с Zebra, является улучшенным их вариантом. Для того чтобы быстрее освоить сам степ-секвенсор без «примесей», рекомендуется выставить параметр Oct в 0, а в качестве ввода использовать одну ноту.

Итак, множество важных настроек мы уже произвели на уровне арпеджиатора, а именно, Arp Sync (по существу, скорость воспроизведения цикла), Arp Order (выбор порядка следования в рамках аккорда), Steps (количество шагов) и Slide (использование портаменто при легато-переходах). В рамках модуля дается возможность составлять мелодические линии длиной до 16 шагов. Для каждого из них предусмотрены свои собственные настройки, большинство из которых удобно показаны в виде пиктограмм.

. Steps — режим воспроизведения шага, предусмотрено четыре варианта: next (воспроизведение новой ноты), same (повторение воспроизведенной ноты), last (воспроизведение последней ноты из Arp Order), first (воспроизведение последней ноты из Arp Order).

. Length — длительность ноты шага, по умолчанию все стоят как шестнадцатые, хотя их можно изменить на восьмую, восьмую с точкой, четвертную. . Gate — параметр «обрезания» нот по времени их воспроизведения. Изменяется от 0 до 5. 0 соответствует очень короткому фрагменту, но он слышен, то есть фактически стаккато, 5 — это легато, совмещающее текущую ноту и последующую. Как раз в этом случае нам и полезен параметр Slide, управляющий перетеканием с помощью Glide. В данном режиме (Slide — on, Gate — 5, Glide настроен) мы и получаем типичный вариант перетекания, характерный для бас-машин типа TB-303.

. Voices — количество одновременно воспроизводимых нот. Если мы работаем с аккордами, то в этом случае можно выбирать не одну, а несколько. Иногда такой вариант (хотя довольно редко, и то, среди пользователей Zebra) используется для более активного выделения или подчеркивания слабых долей.

. Transp — транспонирование ноты в рамках отдельного шага. Диапазон — +/-12 полутонов.

В правой части степ-секвенсора расположен «высший пилотаж» Zebra, о подобных вариантах которого мы также писали в прошлой части, а именно взаимосвязанное управление параметрами. В рамках степ-секвенсора это реализовано с помощью двух массивов биполярных слайдеров — ArpMod и ArpMod2. Каждый слайдер соответствует шагу. ArpMod и ArpMod2 присутствуют в выпадающих списках всех регуляторов, помеченных как «…». В данном случае их очень удобно использовать в качестве управляющих для изменения любых настроек генераторов, подключенных к ним модулей и так далее. Как многие могли заметить, в отличие от множества степ-секвенсоров в варианте Zebra отсутствует кнопка Accent (громкостное выделение) для каждого шага. Схожего эффекта можно добиться созданием взаимосвязи с параметром Vol генератора через ArpMod или ArpMod2.

Arp/Seq как единый блок

Теперь стоит сказать о связи арпеджиатора и степ-секвенсора. На самом деле, вкупе мы получаем универсальный рабочий инструмент. Фактически все параметры, измененные в степ-секвенсоре, оказывают влияние на действие обычного генератора арпеджио (изменение конкретной ноты транспонированием, воспроизведение сразу нескольких нот на конкретном шаге, легато и стаккато, управление любыми параметрами тракта синтеза и т.п.).

Наиболее эффективный способ использования этого арсенала заключается в том, что в качестве ввода используются аккорды, после чего на их базе выстраивается арпеджио (на данном этапе подбираем их характер), затем идет ритмическая и динамическая редактура в степ-секвенсоре. Для пущего эффекта можно использовать ArpMod или ArpMod2 в связке с VCF. Результаты будут такими, которые вы не сможете получить ни в одном из популярных синтезаторов так быстро.

Также стоит отметить, что направление движения, указанное в рамках параметра Arp Loop, никак не влияет на движение в степ-секвенсоре, которое всегда идет поступательно шаг за шагом. Arp Loop в данном случае характеризует движение по нотам в самом арпеджио, не более того.

XY-управление

Впервые управление на XY-манипуляторе, также именуемом сейчас XY-падом или XY-джойстиком, в программных синтезаторах я встретил еще в конце 90-х прошлого века в одной очень экспериментальной разработке. Тогда за X или Y можно было закрепить любой параметр из выпадающего списка, после чего, смещая кружочек в 2D-поле, мы управляли не только их уровнем, но и взаимоотношением. Затем схожие реализации последовали в синтезаторе Hartmann Neuron, программе FL Studio и так далее, в общем, во всех новаторских разработках.

Не обошла такой вариант управления и программа Zebra, естественно, расширив возможности до почти бесконечности и сделав все очень простым и удобным.

Итак, абсолютно любой регулятор программы (за исключением слайдеров в Arp/Seq) может выноситься на XY-манипулятор, коих в Zebra четыре. Для этого достаточно поднести к нему (регулятору) указатель мыши, нажать правую кнопку мыши и выбрать пункт «assign to», после чего выпадет дополнительный список: X1, Y1, X2, Y2, X3, Y3, X4, Y4. Выбираем, например, X1, после чего заходим в закладку XY в нижней панели программы и видим, что этот параметр там появился в левом столбце. Также убеждаемся и в том, что за X1 можно закрепить еще семь других параметров (пока это пустые незаполненные поля). Соседний правый столбец соответствует Y1.

После загрузки в X1 наш параметр отобразился в виде цветной полоски, при повороте ручки X1 видны результаты управления.

Подключаем нечто подобное к Y1. Затем переходим в режим интерфейса Perform (переключатель находится сверху возле Synthesis) и начинаем менять положение джойстика в 2D-поле XY1.

Сейчас мы произвели ручную загрузку параметров на внешнее управление. Снизу поля XY1 имеется надпись Not Assigned (не приписано к чему-либо), хотя на самом деле все работает. Режим «Assigned» в данном случае имеет несколько другой смысл. Дело в том, что если мы собрали свой синтезатор (патч) из множества модулей, есть определенные группы настроек, которыми выгодно управлять вкупе. По мнению автора Zebra, таковых четыре: Filters, FilterMod, EnvSpeed и EnvDyn. И если, к примеру, мы выберем для XY1 вариант assigned to -> Filters, то в него автоматически загрузятся ключевые параметры Cutoff и Res всех использующихся фильтров.

Практический смысл XY-управления

На самом деле, этот вариант управления очень удобен даже без использования привязки к группам параметров. Например, я хочу, чтобы весь звук вращался по панораме, но при этом менялись частоты срезов фильтров, параметры дилэя и так далее, выводя все на автоматизацию в рамках секвенсора по огибающим. Другими словами, звук синтезатора въезжает, инструмент отыгрывает свою партию, после чего красиво уходит. Если руководить этим всем по отдельности, то потратится очень много времени на программирование трека. Когда же мы все это группируем в рамках XY-полей, то все очень удобно. Именно поэтому сложные спецэффекты сейчас являются довольно редкими гостями в современных композициях — их довольно сложно
программировать.

В завершение серии

На данный момент ресурсы Zebra кажутся неисчерпаемыми, и это так, индустрии еще понадобится довольно много времени для того, чтобы освоить на практике весь представленный арсенал. Поэтому в ближайшем времени мы услышим как новые звуки и спецэффекты, так и подходы к их формированию. От современных аранжировщиков и саундпродюсеров потребуется новый уровень знаний. Конечно, многим покажется такая постановка вопроса не совсем верной, но давайте вспомним времена групп KLF или Snap, когда их работы считались верхом технологического совершенства. Время не стоит на месте. Сейчас на базе Zebra можно собрать большинство синтезаторов прошлого, и спроектировать многое из будущего.

На форумах, посвященных Zebra, помимо вопросов простого непонимания сущности некоторых модулей (например, многие говорят, что тот же арпеджиатор неудобен, поскольку там нельзя выбрать тип аккорда:)), затрагиваются и более важные темы. Например, высокой требовательности к аппаратным ресурсам ПК при создании сложных пэтчей. Да, это так, но если вы начнете собирать нечто подобное из множества модулей (осцилляторов, фильтров и т.п.), то получите примерно схожую картину.

Работа с Zebra удобна и тем, что в рамках программы можно облегчать ее требования при черновом сведении/аранжировке, переключаясь на меньшее количество голосов.

Помимо самого Zebra и описанного нами ранее Zebralette, в комплекте поставки программы имеются еще два плагина — Zebrify (Zebra, работающая в режиме эффект-процессора для входного аудиосигнала) и ZRev (неплохой профессиональный ревербератор).

Что касается конкурирующих программ, то наиболее близко к Zebra стоит новая версия Native Instruments Absynth, хотя о взаимозаменяемости тут речи не идет. Также вместо продукции от u-he можно предусмотреть вариант использования большого количества различных синтезаторов.

Кристофер http://itcs.3dn.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2011 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета