IT-индустрия и завышенные ожидания
Многие, наверное, помнят невероятный экономический кризис, потрясший мировой IT-бизнес в 2000 году. В историю он вошел под названием «крах доткомов». А предшествовавший ему стремительный рост интернет-бизнеса – под названием «пузырь доткомов». Тогда инвесторы влили просто безумные деньги в интернет-компании (поколения Web 1.0), после чего выяснилось, что большинство проектов коммерчески нежизнеспособны. Финансовые потери инвесторов исчислялись сотнями миллиардов долларов, а разорившиеся IT-стартапы – десятками тысяч.
Урок, похоже, не пошел впрок. Уже сейчас налицо все признаки того, что на интернет-рынке снова, как и в конце 1990-х, надувается пузырь доткомов. По оценкам PricewaterhouseCoopers, сейчас капитализация IT-компаний приблизительно в 16 раз превышает их доход. 11 лет назад она была в 90 раз выше.
Конечно, ситуация с 2000 года поменялась радикально. За последние 10 лет количество людей, имеющих доступ в Сеть, выросло в пять раз до 2 млрд человек. К 2015 году эта цифра может увеличиться до 2,8 млрд. Недавние успешные IPO LinkedIn, Yandex, Mail.ru показали, что инвесторы уловили тенденцию и будут вкладываться в интернет-сектор, даже несмотря на то, что экономические показатели IT-компаний не имеют под собой реальной основы.
Вот яркий пример. Капитализация социальной сети Facebook больше «Роснефти» (мирового лидера по доказанным запасам нефти и газа) или корпорации Ford. Точной оценки детища Цукерберга, правда, пока нет. Ее ожидают весной 2012-го, когда компания планирует провести IPO. Аналитики указывают на то, что, если опираться на показатели компании, то инвестиции в Facebook окупятся не раньше, чем через 100 лет. В обычной компании коэффициент соотношения стоимости компании к ее прибыли до выплаты налогов находится в промежутке от 5 до 7. А средний коэффициент интернет- компаний сейчас – 25. Это говорит о том, что для окупаемости инвестиций в ближайшие пять лет доходы этих компаний должны расти на 50-100% в год. При том, что реальный бизнес имеет темпы роста в пределах 10%.
Но человеческую жадность еще никто не отменял. Инвесторы хотят заработать на своих вложениях, причем за короткий срок. IT-индустрия в этом плане выглядит весьма привлекательной, и инвесторы рискуют, не обращая внимания на фундаментальные показатели.
Похоже, самым успешным IPO российской интернет-компании в 2011 году станет выход на американскую биржу поисковика Yandex. В конце 2010 года IPO провела и Mail.ru Group. В обоих случаях число заявок было в десять раз больше, чем ожидалось. Дело в том, что российский интернет-бизнес зарубежным инвесторам понятнее, чем, например, банковский. Различия между российским и европейским интернет-пользователем не так значительны, как, например, различия между пользователями финансовых услуг.
Тенденции: посмотрим на Россию
Доля интернет-экономики в ВВП России к 2015 году вырастет до 2% – об этом глава Минкомсвязи России Игорь Щеголев сообщил журналистам. По его словам, сегодня доля интернет-экономики составляет около 1% ВВП.
«Это значительная цифра. Ожидается, что она еще вырастет в будущем в связи с тем, что реклама в интернет-СМИ развивается намного быстрее, чем в традиционных СМИ, и доход от нее сопоставим с оборотом печатных СМИ. Мы рассчитываем подняться до 2% ВВП», – отметил он в интервью телеканалу Russia Today.
Подобный рост, по заявлению министра, говорит о том, что все больше компаний включаются в этот сектор, способствуя развитию интернет-торговли в стране, улучшению качества коммуникаций, их интенсивности и длительности, и «темпы роста в этом секторе только увеличиваются».
«Прогрессом в этой области движет популярность интернет-технологий, возможность доступа населения к более широкому ассортименту товаров, творческий потенциал россиян, навыки и уровень образования российской молодежи, которая зачастую начинает свой профессиональный путь с создания компаний в области новых СМИ и информационных технологий», – добавил Игорь Щеголев.
По его словам, скорость и масштаб развития и распространения, а также популярность интернет-технологий в России необычайно впечатляет зарубежных коллег.
«Мы считаем, что у России есть все шансы выйти в лидеры: многие специалисты, работающие в Кремниевой долине в США и в других странах, – выходцы из России, в России есть много успешных компаний – вы видели, какой успех имело IPO компании "Яндекс". Нью-йоркская фондовая биржа оценила акции компании более чем в 10 миллиардов долларов. И это шанс для нас, то, что российские специалисты и компании в области IТ пробились на международный рынок – радостное событие», – подчеркнул министр.
Интернет-бизнес: пока с прибылью
По итогам 2011 года рынок онлайн-рекламы в США составит $31,3 млрд, увеличившись на 20% по сравнению с показателем 2010 года. Такой прогноз представило аналитическое агентство eMarketer. По мнению специалистов компании, к 2015 году расходы на рекламу в Сети составят около $50 млрд. В начале мая исследовательская компания BIA/Kelsey сообщила, что, по ее оценкам, только в социальных медиа к 2015 году на рекламу потратят $8,3 млрд.
По данным eMarketer, в текущем году быстрее всего будет расти сегмент видеорекламы – рост составит около 52,1%. Затраты на баннерную рекламу вырастут на 22,1% до $7,6 млрд, на поисковую – на 19,8% до $14,38 млрд.
По итогам I квартала Бюро интерактивной рекламы (Interactive Advertising Bureau) совместно с компанией PricewaterhouseCoopers сообщило, что за первые три месяца рекламодатели в США потратили на продвижение в Сети $7,3 млрд. В прошлом году рынок онлайн-рекламы, по данным BIA/Kelsey, составил $21,7 млрд. При этом, по оценкам eMarketer, этот показатель выше – около $26 млрд.
По данным все того же аналитического агентства eMarketer, социальная сеть Facebook по итогам 2011 года обгонит по доходам от дисплейной рекламы компанию Yahoo! и выйдет на первое место в этом сегменте рынка медиарекламы в США. Эксперты eMarketer подсчитали, что доходы сети Facebook от дисплейной рекламы в 2011 году вырастут на 80,9% и превысят два миллиарда долларов. Таким образом, доля Facebook на рынке дисплейной рекламы составит 17,7%. За Facebook следуют компании Yahoo! (13,1%) и Google (9,3%).
Интересно, что в 2009 и 2010 годах социальной сети удавалось увеличивать прибыль от дисплейной рекламы в три раза ежегодно. Теперь, как видим, темпы прироста прибыли заметно упали. По прогнозам аналитического агентства на следующий год, рост замедлится еще больше, и прибыль возрастет только на 31,3%.
Такой стремительный рост доходов за последние три года объясняется большой популярностью международной социальной сети, как по числу людей, зарегистрированных на Facebook, так и по количеству времени, которое они там проводят, объяснил Дэвид Халлерман, главный аналитик eMarketer. У Google также наблюдается стабильный рост доходов от дисплейной рекламы (на 34,4%). В 2010 году компании удалось удвоить свою прибыль от этого вида рекламы.
Рекламный бизнес Google в целом более прибыльный, чем у Facebook, отмечает младший профессор Гарвардского университета Бенджамин Эдельман. Это объясняется тем, что автоматическая система Google подбирает рекламу по поисковым запросам человека и точно знает, что тот ищет.
Для справки: дисплейная реклама – вид онлайн-рекламы, который включает в себя изображения (баннеры) и текстовые сообщения, появляющиеся на веб- странице. Дисплейная реклама не включает в себя поисковую рекламу, выручка от которой составляет большую часть доходов Google.
Компания Skype Technologies, оператор сервиса VOIP-телефонии, которую сейчас покупает Microsoft за $8,5 млрд, сокращает свой высший руководящий состав до момента закрытия сделки. Это позволит Skype сократить финансовые выплаты и немного снизить убытки компании.
По информации источников в Skype, компания уже уволила вице-президентов Дэвида Гурла, Кристофера Дина, Расса Шоу и Дона Альберта. Источники в Skype также сообщают, что были уволены директор отдела маркетинга Даг Бьюшер и директор по персоналу Энн Гиллеспи, а также руководители технических подразделений Qik Рамну Сункара и Элисон Кампа.
По мнению наблюдателей, увольнения необходимы для того, чтобы Skype могла снизить размеры опционов по акциям. Когда Microsoft будет проводить выплаты в пользу Skype, то выплаты руководству будут зависеть от опционов и контрактов.
«Повезло тем руководителям, кто остается в новой команде или тем, кто уже успел погасить свои опционы по ценным бумагам. Если же вы были бесцеремонно устранены, без соответствующего пакета компенсации и каких-либо договоренностей, то вы, скорее всего, потеряете возможности выплат по опционам», – говорит Нейл Симс, управляющий директор компании Boyden, занимающейся подбором кадров.
Между тем, Microsoft 17 июня получила разрешение американских антимонопольных органов на покупку Skype. Федеральная Комиссия по коммуникациям США на своем сайте также разместила материалы, в которых говорится, что данное ведомство не видит проблем в сделке.
В Microsoft говорят, что после завершения поглощения Skype намерены сохранить существующую сейчас в компании команду менеджеров, а также все представительства компании в Европе и США. Более того, софтверный гигант планирует продолжить программу по значительному расширению штата сотрудников Skype в Кремниевой долине.
Кадровые вопросы IT-бизнеса
Корпорация Microsoft уже в следующем месяце сократит штат сотрудников. Об этом говорится в электронном письме, разосланном работникам крупнейшего в мире производителя ПО. В письме уточняется, что увольнения пройдут в рамках готовящейся реструктуризации Microsoft.
Масштабы сокращений неизвестны, но многие сотрудники компании обеспокоены возможной потерей рабочего места. В пресс-службе Microsoft никак не прокомментировали эту информацию. В настоящее время в корпорации работают почти 90 тыс. человек по всему миру.
Также к сокращению персонала приступила и канадская компания RIM. По данным Reuters, производитель смартфонов BlackBerry начал рассылать сотрудникам соответствующие уведомления. Пока в компании заняты 17,5 тыс. человек.
Кроме того, в последнее время RIM покинуло несколько топ-менеджеров. Над компанией сгущаются тучи – акции падают, рейтинг привлекательности снижен. По мнению аналитиков, производителю нужны срочные перемены в руководстве.
Сперва Research In Motion лишилась вице-президента по цифровому маркетингу Брайана Уоллеса, который ушел работать к конкурентам – в Samsung. Уход Уоллеса прошел бы незаметно, если бы этот случай был единственным за последнее время. Однако Уоллес покинул RIM вслед за директором по маркетингу Кейт Парди, который сложил свои полномочия в феврале, а также вслед за креативным директором Полом Калбфлаишем. Кроме того, недавно RIM объявила о том, что главный операционный директор Дон Моррисон также покинул компанию – хотя и временно, по состоянию здоровья. Все это дополняет неважную отчетность RIM за I квартал текущего финансового года – прибыль за год сократилась на 10%, а объем поставок оказался ниже ожиданий. После публикации отчета акции компании упали более чем на 20% до рекордно низкого значения с 2006 г., а с начала 2011-го акции потеряли в цене уже 52%. Уровень инвестиционной привлекательности RIM снизил как минимум десяток инвестиционных фирм, в число которых вошли Citigroup, Deutsche Bank и JPMorgan. Шестой по величине акционер Research In Motion, фонд Jarislowsky Fraser, недавно объявил, что избавился от более чем половины акций RIM, обвинив его руководство в том, что оно «почивает на лаврах».
Research In Motion выпускает хорошие бизнес-смартфоны, но аналитики указывают на отсутствие новых идей, неких инновационных продуктов, которые бы смогли составить реальную конкуренцию iPhone и Android-смартфонам. Некоторые акционеры настаивают на смене ключевых руководителей компании, другие призывают разделить обязанности исполнительного директора и председателя правления. В настоящее время их функции выполняют сразу два человека – Майк Лазаридис, один из основателей, и Джим Балсилье. Они оба являются и исполнительными директорами, и председателями правления, и работают в тандеме с 1992 года.
«Эти люди работали вместе всю свою жизнь, так долго, что сейчас представляют собой практически одну личность. Я считаю, что такое управление компанией вовсе ни к чему», – заявил председатель фонда Jarislowsky Fraser, миллиардер Стивен Ярисловски. Аналитик Deutsche Bank Брайан Модофф назвал наличие у RIM двух исполнительных директоров «театральным представлением». А эксперт Needham Чарли Вульф назвал RIM «цирковым пони, умеющим делать только один трюк, который внезапно осознал, что ему срочно нужны новые таланты».
Между тем, сравнительно недавно небо на RIM было еще чистым – в I квартале 2010-го компания впервые вошла в Топ-5 производителей мобильных телефонов всех типов, сразу заняв четвертую позицию. Во II квартале производитель сохранил IV место по объемам поставок, но в III квартале уступил Apple и сместился на пятую строчку. К концу прошлого года компания выбыла из списка. По прогнозу IDC, к 2015 году доля BlackBerry в общем объеме выпущенных смартфонов сократится до 13,4% против 14,2% в текущем году.
Телекоммуникации: новый шаг Беларуси
Министерство связи и информатизации Беларуси объявило конкурс на использование полосы радиочастот шириной 60 МГц в полосе радиочастот 5650-5725 МГц для эксплуатации радиоэлектронных средств беспроводного широкополосного доступа с целью оказания услуг передачи данных в сети электросвязи общего пользования на территории Минска и Минского района. Об этом сообщил ведущий специалист сектора управления радиочастотным ресурсом управления регулирования Минсвязи Сергей Чигрин.
По его словам, эта полоса частот может быть использована инвесторами для оказания услуг по любой технологии беспроводного широкополосного доступа, то есть решение о применении той или иной технологии остается за инвестором. Однако наиболее вероятно, что это будут технологии WiMax. На конкурс будет выставлен только один лот.
Победитель тендера определится уже 30 августа этого года. Конкурсные документы можно предоставлять в Минсвязи до 20 июля. В тендере могут принять участие юридические лица и индивидуальные предприниматели, представившие конкурсные предложения в порядке, который утвержден постановлением Совмина №1259. При этом участник должен иметь бизнес-план по реализации инвестиционного проекта.
Денис Лавникевич
Урок, похоже, не пошел впрок. Уже сейчас налицо все признаки того, что на интернет-рынке снова, как и в конце 1990-х, надувается пузырь доткомов. По оценкам PricewaterhouseCoopers, сейчас капитализация IT-компаний приблизительно в 16 раз превышает их доход. 11 лет назад она была в 90 раз выше.
Конечно, ситуация с 2000 года поменялась радикально. За последние 10 лет количество людей, имеющих доступ в Сеть, выросло в пять раз до 2 млрд человек. К 2015 году эта цифра может увеличиться до 2,8 млрд. Недавние успешные IPO LinkedIn, Yandex, Mail.ru показали, что инвесторы уловили тенденцию и будут вкладываться в интернет-сектор, даже несмотря на то, что экономические показатели IT-компаний не имеют под собой реальной основы.
Вот яркий пример. Капитализация социальной сети Facebook больше «Роснефти» (мирового лидера по доказанным запасам нефти и газа) или корпорации Ford. Точной оценки детища Цукерберга, правда, пока нет. Ее ожидают весной 2012-го, когда компания планирует провести IPO. Аналитики указывают на то, что, если опираться на показатели компании, то инвестиции в Facebook окупятся не раньше, чем через 100 лет. В обычной компании коэффициент соотношения стоимости компании к ее прибыли до выплаты налогов находится в промежутке от 5 до 7. А средний коэффициент интернет- компаний сейчас – 25. Это говорит о том, что для окупаемости инвестиций в ближайшие пять лет доходы этих компаний должны расти на 50-100% в год. При том, что реальный бизнес имеет темпы роста в пределах 10%.
Но человеческую жадность еще никто не отменял. Инвесторы хотят заработать на своих вложениях, причем за короткий срок. IT-индустрия в этом плане выглядит весьма привлекательной, и инвесторы рискуют, не обращая внимания на фундаментальные показатели.
Похоже, самым успешным IPO российской интернет-компании в 2011 году станет выход на американскую биржу поисковика Yandex. В конце 2010 года IPO провела и Mail.ru Group. В обоих случаях число заявок было в десять раз больше, чем ожидалось. Дело в том, что российский интернет-бизнес зарубежным инвесторам понятнее, чем, например, банковский. Различия между российским и европейским интернет-пользователем не так значительны, как, например, различия между пользователями финансовых услуг.
Тенденции: посмотрим на Россию
Доля интернет-экономики в ВВП России к 2015 году вырастет до 2% – об этом глава Минкомсвязи России Игорь Щеголев сообщил журналистам. По его словам, сегодня доля интернет-экономики составляет около 1% ВВП.
«Это значительная цифра. Ожидается, что она еще вырастет в будущем в связи с тем, что реклама в интернет-СМИ развивается намного быстрее, чем в традиционных СМИ, и доход от нее сопоставим с оборотом печатных СМИ. Мы рассчитываем подняться до 2% ВВП», – отметил он в интервью телеканалу Russia Today.
Подобный рост, по заявлению министра, говорит о том, что все больше компаний включаются в этот сектор, способствуя развитию интернет-торговли в стране, улучшению качества коммуникаций, их интенсивности и длительности, и «темпы роста в этом секторе только увеличиваются».
«Прогрессом в этой области движет популярность интернет-технологий, возможность доступа населения к более широкому ассортименту товаров, творческий потенциал россиян, навыки и уровень образования российской молодежи, которая зачастую начинает свой профессиональный путь с создания компаний в области новых СМИ и информационных технологий», – добавил Игорь Щеголев.
По его словам, скорость и масштаб развития и распространения, а также популярность интернет-технологий в России необычайно впечатляет зарубежных коллег.
«Мы считаем, что у России есть все шансы выйти в лидеры: многие специалисты, работающие в Кремниевой долине в США и в других странах, – выходцы из России, в России есть много успешных компаний – вы видели, какой успех имело IPO компании "Яндекс". Нью-йоркская фондовая биржа оценила акции компании более чем в 10 миллиардов долларов. И это шанс для нас, то, что российские специалисты и компании в области IТ пробились на международный рынок – радостное событие», – подчеркнул министр.
Интернет-бизнес: пока с прибылью
По итогам 2011 года рынок онлайн-рекламы в США составит $31,3 млрд, увеличившись на 20% по сравнению с показателем 2010 года. Такой прогноз представило аналитическое агентство eMarketer. По мнению специалистов компании, к 2015 году расходы на рекламу в Сети составят около $50 млрд. В начале мая исследовательская компания BIA/Kelsey сообщила, что, по ее оценкам, только в социальных медиа к 2015 году на рекламу потратят $8,3 млрд.
По данным eMarketer, в текущем году быстрее всего будет расти сегмент видеорекламы – рост составит около 52,1%. Затраты на баннерную рекламу вырастут на 22,1% до $7,6 млрд, на поисковую – на 19,8% до $14,38 млрд.
По итогам I квартала Бюро интерактивной рекламы (Interactive Advertising Bureau) совместно с компанией PricewaterhouseCoopers сообщило, что за первые три месяца рекламодатели в США потратили на продвижение в Сети $7,3 млрд. В прошлом году рынок онлайн-рекламы, по данным BIA/Kelsey, составил $21,7 млрд. При этом, по оценкам eMarketer, этот показатель выше – около $26 млрд.
По данным все того же аналитического агентства eMarketer, социальная сеть Facebook по итогам 2011 года обгонит по доходам от дисплейной рекламы компанию Yahoo! и выйдет на первое место в этом сегменте рынка медиарекламы в США. Эксперты eMarketer подсчитали, что доходы сети Facebook от дисплейной рекламы в 2011 году вырастут на 80,9% и превысят два миллиарда долларов. Таким образом, доля Facebook на рынке дисплейной рекламы составит 17,7%. За Facebook следуют компании Yahoo! (13,1%) и Google (9,3%).
Интересно, что в 2009 и 2010 годах социальной сети удавалось увеличивать прибыль от дисплейной рекламы в три раза ежегодно. Теперь, как видим, темпы прироста прибыли заметно упали. По прогнозам аналитического агентства на следующий год, рост замедлится еще больше, и прибыль возрастет только на 31,3%.
Такой стремительный рост доходов за последние три года объясняется большой популярностью международной социальной сети, как по числу людей, зарегистрированных на Facebook, так и по количеству времени, которое они там проводят, объяснил Дэвид Халлерман, главный аналитик eMarketer. У Google также наблюдается стабильный рост доходов от дисплейной рекламы (на 34,4%). В 2010 году компании удалось удвоить свою прибыль от этого вида рекламы.
Рекламный бизнес Google в целом более прибыльный, чем у Facebook, отмечает младший профессор Гарвардского университета Бенджамин Эдельман. Это объясняется тем, что автоматическая система Google подбирает рекламу по поисковым запросам человека и точно знает, что тот ищет.
Для справки: дисплейная реклама – вид онлайн-рекламы, который включает в себя изображения (баннеры) и текстовые сообщения, появляющиеся на веб- странице. Дисплейная реклама не включает в себя поисковую рекламу, выручка от которой составляет большую часть доходов Google.
Компания Skype Technologies, оператор сервиса VOIP-телефонии, которую сейчас покупает Microsoft за $8,5 млрд, сокращает свой высший руководящий состав до момента закрытия сделки. Это позволит Skype сократить финансовые выплаты и немного снизить убытки компании.
По информации источников в Skype, компания уже уволила вице-президентов Дэвида Гурла, Кристофера Дина, Расса Шоу и Дона Альберта. Источники в Skype также сообщают, что были уволены директор отдела маркетинга Даг Бьюшер и директор по персоналу Энн Гиллеспи, а также руководители технических подразделений Qik Рамну Сункара и Элисон Кампа.
По мнению наблюдателей, увольнения необходимы для того, чтобы Skype могла снизить размеры опционов по акциям. Когда Microsoft будет проводить выплаты в пользу Skype, то выплаты руководству будут зависеть от опционов и контрактов.
«Повезло тем руководителям, кто остается в новой команде или тем, кто уже успел погасить свои опционы по ценным бумагам. Если же вы были бесцеремонно устранены, без соответствующего пакета компенсации и каких-либо договоренностей, то вы, скорее всего, потеряете возможности выплат по опционам», – говорит Нейл Симс, управляющий директор компании Boyden, занимающейся подбором кадров.
Между тем, Microsoft 17 июня получила разрешение американских антимонопольных органов на покупку Skype. Федеральная Комиссия по коммуникациям США на своем сайте также разместила материалы, в которых говорится, что данное ведомство не видит проблем в сделке.
В Microsoft говорят, что после завершения поглощения Skype намерены сохранить существующую сейчас в компании команду менеджеров, а также все представительства компании в Европе и США. Более того, софтверный гигант планирует продолжить программу по значительному расширению штата сотрудников Skype в Кремниевой долине.
Кадровые вопросы IT-бизнеса
Корпорация Microsoft уже в следующем месяце сократит штат сотрудников. Об этом говорится в электронном письме, разосланном работникам крупнейшего в мире производителя ПО. В письме уточняется, что увольнения пройдут в рамках готовящейся реструктуризации Microsoft.
Масштабы сокращений неизвестны, но многие сотрудники компании обеспокоены возможной потерей рабочего места. В пресс-службе Microsoft никак не прокомментировали эту информацию. В настоящее время в корпорации работают почти 90 тыс. человек по всему миру.
Также к сокращению персонала приступила и канадская компания RIM. По данным Reuters, производитель смартфонов BlackBerry начал рассылать сотрудникам соответствующие уведомления. Пока в компании заняты 17,5 тыс. человек.
Кроме того, в последнее время RIM покинуло несколько топ-менеджеров. Над компанией сгущаются тучи – акции падают, рейтинг привлекательности снижен. По мнению аналитиков, производителю нужны срочные перемены в руководстве.
Сперва Research In Motion лишилась вице-президента по цифровому маркетингу Брайана Уоллеса, который ушел работать к конкурентам – в Samsung. Уход Уоллеса прошел бы незаметно, если бы этот случай был единственным за последнее время. Однако Уоллес покинул RIM вслед за директором по маркетингу Кейт Парди, который сложил свои полномочия в феврале, а также вслед за креативным директором Полом Калбфлаишем. Кроме того, недавно RIM объявила о том, что главный операционный директор Дон Моррисон также покинул компанию – хотя и временно, по состоянию здоровья. Все это дополняет неважную отчетность RIM за I квартал текущего финансового года – прибыль за год сократилась на 10%, а объем поставок оказался ниже ожиданий. После публикации отчета акции компании упали более чем на 20% до рекордно низкого значения с 2006 г., а с начала 2011-го акции потеряли в цене уже 52%. Уровень инвестиционной привлекательности RIM снизил как минимум десяток инвестиционных фирм, в число которых вошли Citigroup, Deutsche Bank и JPMorgan. Шестой по величине акционер Research In Motion, фонд Jarislowsky Fraser, недавно объявил, что избавился от более чем половины акций RIM, обвинив его руководство в том, что оно «почивает на лаврах».
Research In Motion выпускает хорошие бизнес-смартфоны, но аналитики указывают на отсутствие новых идей, неких инновационных продуктов, которые бы смогли составить реальную конкуренцию iPhone и Android-смартфонам. Некоторые акционеры настаивают на смене ключевых руководителей компании, другие призывают разделить обязанности исполнительного директора и председателя правления. В настоящее время их функции выполняют сразу два человека – Майк Лазаридис, один из основателей, и Джим Балсилье. Они оба являются и исполнительными директорами, и председателями правления, и работают в тандеме с 1992 года.
«Эти люди работали вместе всю свою жизнь, так долго, что сейчас представляют собой практически одну личность. Я считаю, что такое управление компанией вовсе ни к чему», – заявил председатель фонда Jarislowsky Fraser, миллиардер Стивен Ярисловски. Аналитик Deutsche Bank Брайан Модофф назвал наличие у RIM двух исполнительных директоров «театральным представлением». А эксперт Needham Чарли Вульф назвал RIM «цирковым пони, умеющим делать только один трюк, который внезапно осознал, что ему срочно нужны новые таланты».
Между тем, сравнительно недавно небо на RIM было еще чистым – в I квартале 2010-го компания впервые вошла в Топ-5 производителей мобильных телефонов всех типов, сразу заняв четвертую позицию. Во II квартале производитель сохранил IV место по объемам поставок, но в III квартале уступил Apple и сместился на пятую строчку. К концу прошлого года компания выбыла из списка. По прогнозу IDC, к 2015 году доля BlackBerry в общем объеме выпущенных смартфонов сократится до 13,4% против 14,2% в текущем году.
Телекоммуникации: новый шаг Беларуси
Министерство связи и информатизации Беларуси объявило конкурс на использование полосы радиочастот шириной 60 МГц в полосе радиочастот 5650-5725 МГц для эксплуатации радиоэлектронных средств беспроводного широкополосного доступа с целью оказания услуг передачи данных в сети электросвязи общего пользования на территории Минска и Минского района. Об этом сообщил ведущий специалист сектора управления радиочастотным ресурсом управления регулирования Минсвязи Сергей Чигрин.
По его словам, эта полоса частот может быть использована инвесторами для оказания услуг по любой технологии беспроводного широкополосного доступа, то есть решение о применении той или иной технологии остается за инвестором. Однако наиболее вероятно, что это будут технологии WiMax. На конкурс будет выставлен только один лот.
Победитель тендера определится уже 30 августа этого года. Конкурсные документы можно предоставлять в Минсвязи до 20 июля. В тендере могут принять участие юридические лица и индивидуальные предприниматели, представившие конкурсные предложения в порядке, который утвержден постановлением Совмина №1259. При этом участник должен иметь бизнес-план по реализации инвестиционного проекта.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2011 год в рубрике бизнес