Электронная беседка. В гостях — Сергей Осипов

Сергей Осипов довольно широко известен в рамках интернет-сообществ байнета и рунета. Чтобы представить его поколению 90-х-00-х (выглядит как номер телефона:)), достаточно произнести название Red Graphic. Лично я впервые с ним познакомился, когда пригласил на интервью в свою радиопрограмму «Интеллектуальные технологии» в 2002 году, и, нужно отметить, абсолютно не прогадал с гостем, потому как беседа получилась очень яркой, по деловому креативной, живо охватывающей самые интересные темы.

После Сергей плотно осел в Москве, оброс новыми актуальными проектами, пользователями которых наверняка являются и некоторые наши читатели. На сегодняшнее интервью согласился охотно, и поговорить есть о чем. Итак, в гостях медиадизайнер, основатель Red Graphic Interactive Agency, успешный предприниматель в сфере новых медиа — Сергей Осипов.

— Сергей, расскажи, пожалуйста, о ключевых проектах, над которыми сейчас работаешь?

— Это новый бизнес — интернет-компания, которая за три года построила портал «Dmir.ru: Объявления по делу», вышла на самоокупаемость и продолжает удивлять темпами роста. Дело в гипер-растущем рынке интернет-рекламы — просто стартовали в нужный момент. Уже 5 млн человек в месяц пользуются нашими сервисами, чтобы купить/продать авто, квартиру, тур, найти работу и т.п. Другими словами, огромная доска объявлений, или, на проф-жаргоне — «классифайдный портал». Компания называется Деловой Мир Онлайн, http://company.dmir.ru/. Команда 50 человек. Сейчас расширяемся в Казахстан, Украину и Беларусь.

Ну и, конечно, «вечно молодой» Red Graphic (http://redgraphic.ru/), празднующий 19-летие в этом году, поверить тяжело!:)

— Какие направления в современном вебе, по твоему мнению, сейчас наиболее перспективны?

— Массовые сервисы! Продав 1-долларовую услугу миллиону человек, получаешь $1 млн, не завися от дюжины капризных рекламодателей. Это высший пилотаж в современном интернет-бизнесе! Кроме того, приятно осознавать, что ты выполняешь важную социальную миссию. Представь — одна из наших площадок, Zarplata.ru, каждую минуту трудоустраивает одного человека. Есть чем гордиться.

— Вообще, HTML5 как-то странно внедряется...

— Просто не нашлось ему место в народном хозяйстве:).

— Какие изменения (и есть ли они) сейчас происходят на российском рынке веб-разработок, и как ты относишься к постоянно набирающим обороты CMS?

— Как бизнес, CMS-ки никогда не были интересны. Это «первый шаг» любой студии, после которого нормальные люди понимают, что не надо тратиться на собственный софт. А лучше вообще вместо клиентских заказов заняться коммерческими приложениями для Андроида и Айфона.

— В прошлом году широко обсуждались две темы: падение популярности Rambler'а и создание в России национальной поисковой системы...

— Гигантский Rambler недавно «подчинили» крохотной команде Afisha.ru. Занятный кейс, через полгодика можно обсудить.

А национальный поисковик у нас уже есть, и недавно он вышел на IPO. Похоже, новый пузырь надувается. Стоимость одного посетителя и Яндекса, и Майл.ру порядка $150, если не ошибаюсь. Но это же фантастически высокая оценка! По аналогии выходит, что, скажем, TUT.by с его тремя миллионами посетителей, стоит $450 миллионов?! Смешно:). В общем, время продавать интернет-проекты. Думаю, что и года не пройдет, как все это оглушительно лопнет.

— Вообще, слушая доклады некоторых гуру, сейчас все чаще можно услышать мысль о том, что SEO как профессиональная специализация сдаст свои позиции, и чаша весов склонится в сторону интернет-маркетинга. Даже можно сказать о некоем противостоянии этих двух областей...

— Интернет — очень гибкая среда: тренды меняются как погода на побережье. И SEO, и маркетинг, особенно SMM — это скользкие временные бизнесы. Мировой тренд — это «продажа лидов» — сразу клиентов, так сказать, безо всех этих прослоек вроде бирж ссылок или роботов в соцсетях. Поэтому «противостояние» SEO-шников и SMM-щиков напоминает слет детей лейтенанта Шмидта — временщики.

— Среди последних новостей также можно было отметить крупные инвестиционные вливания в рунете, поддержку и поиск оригинальных стартапов. Раньше ведь труднее было найти инвестора...

— Расхожее заблуждение, что «трудно найти инвестора». Стоит один раз посетить какой-нибудь деловой завтрак инвесторов, или Стартап-поинт, как моментально понимаешь, что денег на рынке гораздо больше, чем адекватных проектов. Мало инвесторов-ангелов, готовых выбрасывать по $50-100 тыс. на студенческие эксперименты (но людям в целом не свойственно выбрасывать деньги в урну). А вот фонды и стратеги, готовые вкладывать миллионы, выстраиваются в очередь на финансирование стартапов, как минимум, вышедших на самоокупаемость. Да только где они?

— По озвученной недавно статистике платформа Android захватила уже треть сегмента мобильных и портативных устройств, в то же время говорят о снижении доли iOS. Ждет ли нас очередное длительное противостояние двух столпов, или Google с их современной политикой станут монополистами?

— Монополистов на подобных рынках не бывает. Максимум треть рынка на ведущего игрока. К тому же Андроид-маркет сделан настолько слабее эппловского iStore, что речь не идет о мировом господстве. Гугл ведь неумело копирует Apple пока, какое ж здесь лидерство!:) Но все это открывает двери заработка для сонма рядовых разработчиков. Разумные люди давно сориентировались, и из веб-студий превратились в мобильных разработчиков, вроде Aplica.ru.

— Недавно столкнулся с интересным мнением, что сейчас количество сервисов больше, чем есть контента для них, и этот разрыв будет расти. Согласен ли ты с такой точкой зрения?

— Контент дорог в производстве, легко копируется, заработать сложно. Сервисы уникальны и себестоимость их низка. Как предприниматель, я бы вообще вычеркнул контент из инвентаря:).

— Сергей, сейчас многие спорят о схемах продвижения и монетизации в социальных сетях. Интересно твое видение этого вопроса. Ведь, судя по крупным западным ресурсам, они (социальные сети) просто сливаются с обычным Интернетом...

— Да, для многих Facebook = Интернет. Количество переходов с facebook.com давно превысило количество переходов с google.com. Я жду двух вещей: развития темы ФБ-почты и появления социального поисковика на базе Фейсбука. Это может за какой-то год изменить расстановку сил на мировом рынке интернет-рекламы.

— Хочу задать один интересный вопрос, касающийся геотаргетинга, но не в техническом смысле, а больше в творческом. Ведь, как-никак, но отличия менталитета по регионам присутствуют. Как, по-твоему, нужен ли геотаргетинг в веб-дизайне?

Геотаргетинг применим в веб-дизайне настолько же, насколько уместны нанотехнологии в психологии:).

— Сейчас многие маститые веб-дизайнеры активно задействуются в смежных сферах: промышленный дизайн, GUI обычного ПО, игры. Есть и обратный отток. Это говорит о том, что присутствует некая общая концепция современного дизайна, или все-таки нет таковой?

— Веб-дизайн не состоялся как серьезная индустрия, к сожалению. Вот, скажем, автомобильный дизайн или дизайн зданий состоялись, а дизайн сайтов нет. Слишком низкий барьер входа в профессию. Поэтому я склонен называть профессию шире: медиадизайн, подразумевая и GUI, и игры, и весь остальной интерактив. Более того, часто в шутку называю себя медиафилософом:).

— И заключительный вопрос. Как известно, твоей изначальной вотчиной был веб-дизайн. Вообще, не трудно было переходить от творчества к руководящей должности? Вот Билл Гейтс ушел с таковой, сказал, что займется проектированием новых версий Windows, и, кстати говоря, допроектировался:).

— Творчества в нашей жизни всегда ровно столько, сколько мы сами желаем. Мне очень нравится жить и очень милы люди, которые меня окружают во всех проектах. Без них я бы не состоялся ни как дизайнер, ни как предприниматель. Если кто-то из них сейчас читает это интервью — низкий вам поклон за то, что вы есть, друзья!

— Спасибо за интервью!

Беседовал Кристофер http://itcs.3dn.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 24 за 2011 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета