Instant Messaging для большого бизнеса

Современный бизнес как никогда нуждается в быстрой и надежной связи, которая была бы универсальной и межплатформенной, позволяла по необходимости гибко использовать разные типы подключений, в зависимости от обстоятельств. Сегодня мы рассмотрим и сравним лидирующие решения для бизнеса уровня Enterprise Instant Messaging, тем более что число участников этого рынка невелико, хотя конкуренция на нем кипит нешуточная. Сосем недавно к основным продуктам, а это Microsoft OCS (Lync) и IBM Lotus Sametime, присоединился новичок, который намерен потеснить их, - компания Cisco со своим пакетом Jabber XCP.

Прежде чем рассмотреть лидеров рынка бизнес-коммуникаций, давайте хотя бы поверхностно сформулируем основные критерии IM-решений бизнес-класса. Все великое множество существующих IM-продуктов обычно принято разбивать на две большие группы: Enterprise Instant Messaging (EIM), а также Consumer Instant Messaging (CIM). Если первая группа (EIM) предполагает жесткую ориентацию на бизнес-сообщество, для чего необходимо создание своей собственной инфраструктуры и наличие собственных выделенных серверов, ее обслуживающих, то второй подход (CIM) – это наиболее дешевое и распространенное решение, которое использует, как правило, бесплатный сервис сторонних компаний, используя их серверы и их транспорт для обеспечения всех взаимодействий и обмена информацией. Говоря аналогией из повседневной жизни, порой весьма разумным и удачным выглядит вариант использования общественного транспорта для личных целей, но для решения серьезных бизнес-задач, пожалуй, лучше рассчитывать на другие варианты транспорта, хотя, вероятно, они и будут обходиться в разы дороже.

Вторая важная особенность сегмента EIM – это так называемая концепция unified communications, которую все участники стараются по-своему воплотить в жизнь, где популярные и доступные виды связи пытаются органично объединить в едином универсальном продукте, который бы обладал совокупными преимуществами, недоступными каждому отдельному виду связи в отдельности. При этом акцент делается на совместной работе и конференциях, концепции “телеприсутствия”, уделяется повышенное внимание к безопасности и надежности – вот общие черты продуктов EIM-класса. А теперь давайте пройдемся по главным игрокам (и их продуктам) этого перспективного корпоративного рынка.

IBM Lotus Sametime
www.ibm.com/sametime


IBM Lotus Sametime – очень популярное решение. Исторически, этот продукт был первым на данном рынке, его создала компания Lotus Software в 1998 году по заказу IBM, и в данный момент у этой системы более 40 миллионов лицензированных бизнес-пользователей (данные конца 2009 года). Система имеет четыре уровня подключения:

. Lotus Sametime Entry – начальный уровень подключения, сопоставим с возможностями популярных бесплатных IM-программ;
. Lotus Sametime Standard – кроме возможностей начального уровня, добавляет возможности RMC (rich-media chat), при этом можно использовать возможности сторонних VoIP-провайдеров и устройств, групповые чаты и конференции, web-конференции, контактная системная бизнес-карточка, доступ к шлюзу к другим популярным IM-системам, поддержка популярных видео- и аудиокодеков, доступ к API, которое позволяет прозрачно интегрировать возможности системы в свои сторонние приложения и сервисы;
. Lotus Sametime Advance – ко всему вышеперечисленному добавляется возможность создавать и участвовать в продвинутых социальных сетях в рамках самой системы, участие в самых различных бизнес-сообществах на базе этих сетей, возможность организации совместной работы и создание продвинутых чатов;
. Lotus Sametime Unified Telephony – самый продвинутый уровень, который позволяет интеграцию всех возможностей сети в уже традиционные коммуникации.

Например, реализация концепции softphone, подключение, проброс и переадресация возможностей одних устройств на другие, в том числе возможность использования публичных телефонных сетей для реализации этих возможностей (например, на ваш стационарный телефон в офисе может прийти звонок, система прозрачно переадресует его по VoIP на ваш смартфон, с которым вы можете находиться в другой части земного шара).

Microsoft Lync 2010
http://office.microsoft.com/ru-ru/lync/


Lync, безусловно, один из ярких лидеров этого рынка, хотя исторически он вышел на рынок вторым, и отчасти ему пришлось нагонять своего главного конкурента IBM Lotus Sametime. Продукт прошел очень длинный и интенсивный путь развития, первоначально его функции были интегрированы в MS Exchange, затем было создана отдельная специализированная платформа Microsoft Office Communications Server, и вот в 2010-м, после серьезной доработки и расширения возможностей, попутно произведя ребрендинг, был представлен венец развития коммуникационного продукта от Microsoft - Lync 2010.

Ко всему сказанному хочется добавить, что лидеры рынка, IBM Lotus и Microsoft, заключили между собой соглашение на обмен трафиком между своими IM-сетями, поэтому степень сетевой интеграции продуктов IBM Lotus Sametime и Lync 2010 очень высок, кроме того, клиентам Lync 2010 доступны и стандартные возможности работы через шлюз с такими известными IM-службами, как AOL, MSN, Yahoo!, Google Talk.

Cisco Jabber XCP
http://www.jabber.com/CE/JabberXCP


JabberXCP (Jabber Extensible Communications Platform) – это попытка компании Cisco на базе открытого и стандартизированного протокола XMPP (созданного компанией Jabber, Inc, которую Cisco купила в сентябре 2008 года) создать собственный сервис EIM-класса.

На данный момент, несмотря на выход первой версии пакета JabberXCP, сервис все еще очень активно дорабатывается. Так, например, в JabberXCP пока отсутствует своя нативная поддержка видео- и аудиосервисов, пока она реализуются в виде редиректа на свои прежние аналогичные сервисы Cisco WebEx Connect IM и Adobe Acrobat Connect Professional meetings. Что касается упомянутой поддержки медиасоставляющей сети, тот тут пока возникает больше вопросов, чем ответов: с одной стороны, декларативный перенос всех своих сервисов и сведение их воедино на базе открытого протокола XMPP предполагает, что свои VoIP-сервисы компания должна строить на базе протокола Jingle; с другой стороны, ведущиеся компанией переговоры о возможной покупке Skype и упреждающая эти события покупка компании Tandberg (мирового лидера в производстве оборудования для видеоконференций), оборудование которой в основном используется именно для Skype-сервисов, пока создает полную неопределенность насчет будущей технической целостности этого молодого амбициозного продукта.

В заключение хочется добавить, что JabberXCP реализует расширение протокола XMPP, поэтому стандартные jabber-клиенты смогут работать с сервером JabberXCP, но им будут недоступны многие дополнительные возможности этого продукта. Эта платформа имеет шлюзы для подключения к сторонним IM- серверам AOL и SIP/SIMPLE. Компании, развернувшие систему JabberXCP, уже сейчас могут использовать ее в сочетании с мобильными устройствами, такими как смартфоны на базе Windows Mobile и Symbian.

Oracle Beehive
http://www.oracle.com/products/middleware/beehive/index.html


Это платформа по совместной работе и коммуникациям, которая позволяет большим компаниям, с территориально разбросанной филиальной сетью, гибко управлять, совместно планировать и работать над совместными проектами и задачами. Вот основные сервисы, которые доступны в этом продукте:
. электронная почта (IMAP, SMTP-протоколы, почтовые агрегаторы);
. протокол CalDAV – для ведения совместного многопользовательского календаря и планирования событий (тесная интеграция с Microsoft Outlook, Zimbra Web Client);
. XMPP – мгновенные сообщения, чаты, создание эффекта телеприсутствия;
. WebDAV – сервис обмена и раздачи файлов;
. BPEL – поддержка сервиса создания и автоматизации бизнес-процессов;
. LDAP – сервис службы каталогов и иерархических списков;
. JMX – сервис системного мониторинга и управления (на базе Java Management Extensions);
. RSS – управление подписками, новостные агрегаторы;
. развертывание web-конференций и форумов, дискуссионных комнат.

Продукт обеспечивает тесную интеграцию со сторонними продуктами компаний Oracle, Lotus, Microsoft, также может предоставляться как SaaS-сервис.

Альтернативы

В заключение хотелось бы отметить, что кроме этих четырех признанных гигантов рынка имеются и альтернативные сервисы EIM-класса, предлагаемые отдельными небольшими и малоизвестными компаниями, в частности, Sonork EIM представляет собой пример очень развитого и доступного EIM-сервиса (на базе платформы Sonork EIM, например, работает одно из крупнейших информационных агентств мира - Gartner). Другой распространенный случай — это использование новостной подписки в мировых информационных агентствах, которая дает доступ к их информационной системе: так, внутренние EIM- системы Reuters Messaging и Bloomberg Messaging чрезвычайно популярны в западных финансовых корпорациях, поскольку предоставляют комплексный и очень высокий уровень сервиса.

Ну и, наконец, рассматривая все варианты, следует также учитывать и крупных игроков смежного CIM-рынка, амбиции части из которых уже явно переросли масштабы сферы влияния CIM. Так, известная всем Skype делает серьезные попытки увеличить свои доходы за счет бизнес- и корпоративных пользователей, в частности, она уже предоставляет для бизнеса IP-телефонию, интеграцию с IP-PBX и видеоконференции на 10 человек, также добавлена такая типичная для рынка EIM-услуга, как screen-sharing. Также учтите недавно заключенное стратегическое партнерство Skype с Citrix GoToMeeting, которая как раз реализует web-конференции, чего так не хватало Skype для полноценного выхода на премиум-рынок EIM.

Игорь Савчук internetno.net


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2011 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета