Визуальный поиск: интерфейсы и карты
Объем постоянно увеличивающейся информации нарастает так стремительно, что вопрос о возможностях классификации всех этих данных и каком-то способе эффективного ориентирования в них все чаще выходит на первый план. Традиционный текстовый поиск, так же как и его многие разновидности, уже лишь отчасти справляется с этой проблемой. С другой стороны, торжество графического представления информации, ее доступность и интуитивная понятность в визуальной форме подачи – уже избитая аксиома, на которой покоится огромное количество популярных интерфейсов, устройств, дизайнерских и юзабилити-решений. Предпринимаются попытки реализовать ярко выраженный графический подход и в области представления сложной и сильно структурированной информации, в частности, в области поиска. Поэтому сегодня мы поговорим о поисковиках с “альтернативным поисковым интерфейсом” и способах “нелинейного представления данных” – о визуальном поиске.
Поскольку исследования концепций визуального поиска находятся сегодня еще в области становления терминологии, позвольте сразу развеять потенциальные недопонимания, с ним связанные. Иногда ошибочно под визуальным поиском имеют в виду поиск по картинкам (visual image search) - этот тип поиска вполне обычен и традиционен, и доступен, как правило, в дополнение к любому крупному классическому поисковику. Тема же нашего сегодняшнего обзора - это рассмотрение “настоящих” визуальных поисковиков (visual search engines), их минимальная классификация по принципам устройства, а также несколько примеров препарирования характерных особенностей их наиболее ярких представителей.
Поисковики на базе концепт-карт (Concept-Mapping Search Engines)
Фактически говоря, концепт-карты – это тесно связанный с семантическим поиском подход, который пытается разбить области данных на смысловые зоны, с возможностью любой степени детализации. Давайте перечислим самые удачные и известные визуальные поисковики, которые базируются на идеологии карт-концепций:
. LivePlasma - liveplasma.com
. Quintura - quintura.com
. Spezify - spezify.com
. Kartoo - kartoo.com
Подавляющая часть этих поисковиков не дают в результате традиционных ссылок на результаты поиска, вместо этого они генерируют ссылки на узлы из концепт-карт (отчасти это почти эквивалентно широко известному понятию “облака тегов”), которые динамически генерируются в результате поиска. Рассмотрим для примера замечательный отечественный проект – Quintura. По запросу в поиске ключевого слова “Linux” мы получаем облако-тем из ключевых слов: “дистрибутивы”, “ядро”, “open source”, “Линус Торвальдс” и т.д. Теперь вам предлагается проследовать по одной из приведенных тем, для дальнейшей детализации и погружения в тематику интересующего вопроса. Нужное облако результатов поиска можно внедрять на свои сайты или делиться через e-mail с другими (в виде Flash).
Другая замечательная подобная система, Kartoo, пытается изобразить связи между концепт-объектами - результатами поиска - и, пытаясь выдать визуальную концепт-карту, рисует своеобразные связи этих отношений. Kartoo - это попытка создания своего рода мини-карты Интернета. Попытка на самом деле просто грандиозная по масштабам поставленной задачи, и хочется признать, что, как минимум, в системе есть разумное зерно и большие перспективы. Построенные здесь концепт-карты можно сохранять, распечатывать или фильтровать специальными фильтрами для быстрого выделения нужных смысловых зон.
Поисковики, генерирущие скриншоты (Screenshot Search Engines)
Наравне с множеством традиционных поисковиков, существующих в наше время, эти поисковики возвращают в результатах поиска скриншоты сайтов (или помечают их символами по типу их содержимого). Они предоставляют гораздо более красивую и наглядную выдачу, которая, конечно, эстетически воспринимается совсем по-другому, нежели обычный набор текстовых ссылок Google или Yandex. Но, несмотря на эти чисто внешние отличия, базируется такой поиск фактически на тех же самых принципах, что и обычный текстовый поиск. Вот список подобных поисковиков, работающих в визуальном режиме на базе известного текстового движка (стороннего или собственного - не суть важно):
. Bing Visual Search - www.bing.com/browse
. Middlespot - middlespot.com
. Redz - redz.com
. SpaceTime3d - www.spacetime3d.com
. Viewzi - en.wikipedia.org/wiki/Viewzi
. Webkruz - www.webkruz.com
Среди них хочется отдельно выделить Viewzi и Webkruz, как наиболее хорошо продуманные и красивые визуальные поисковики на базе отображения снэпшотов сайтов. Остановимся на Viewzi в качестве примера.
Viewzi – это комбинированный метапоиск, который используется для универсального поиска, отправляющий запросы сразу к множеству известных поисковых систем. Перечислим лишь некоторые из них: Google, Bing, Flickr, YouTube и т.д. Далее полученные результаты сервис предлагает отобразить одним из трех стандартных способов:
. простой текст, сопровождаемый богатым оформлением снэпшотов сайтов;
. галерея скриншотов найденных сайтов;
. режим Power Grid – отображение различных изображений-иконок, в зависимости от типа содержимого сайта-результата поиска.
Различные источники будут отображаться по умолчанию различными способами, поэтому к такой подаче информации как минимум надо привыкнуть. Всего Viewzi предлагает 19 способов отображения результатов своего метапоиска, поэтому, вероятно, найдя наиболее удачный из них, этот способ лучше закрепить в настройках поиска как предпочтительный для вас. Учитывая базис этого поиска на Flash-технологии и богатом разнообразии способов визуализирования информации – выбрать индивидуально-предпочтительный способ восприятия информации здесь намного проще, чем в других, более однородных визуальных поисковых системах. К сожалению, сейчас этот сервис переживает не лучшие времена, и, вероятно, будет закрыт, если не найдет новые источники финансирования в самое ближайшее время.
Экспериментальные визуальные поисковики
Среди ныне существующих визуальных поисков есть поисковики, которые используют технологии или идеи, которые сложно отнести к какой-то классической группе из вышеперечисленных типов визуального поиска.
Как пример, давайте рассмотрим сайт Newsmap.jp. Это, пожалуй, наиболее самобытный визуальный поисковый сайт из всех названных в этом разделе. Он представляет собой набор прокручиваемых заголовков-концепций, при задержке курсора мышки на любом из них всплывает дополнительный составной текст из заголовков. Требуются некоторые дополнительные навыки и адаптация к такому необычному способу навигации по сайту, но в качестве подсказки хочется заметить, что как только вы научитесь делать группировку заголовков, вы сможете довольно быстро и удобно передвигаться по этому сайту.
Вот еще несколько визуальных поисковиков, относящихся к этой категории:
. Cooliris.com
. Oskope.com
. Searchcube.com
. qwiki.com
За бортом обзора осталось огромное количество визуальных поисковых систем, которые просто физически невозможно перечислить или рассмотреть в краткой статье, поэтому если вы все еще находитесь в поиске наиболее подходящего лично вам визуального поисковика, рекомендую вам в помощь эту обзорную статью (webplanet.ru/review/service/2007/03/01/visualsearch.html). Более углубленную информацию о принципах создания, устройства и работы подобных поисковиков можно прочитать здесь (searchuserinterfaces.com/book/sui_ch10_visualization.html).
В заключение хочется добавить, что согласно исследованиям наиболее востребованным и естественным визуальный поиск оказался у детей. В связи с этим хочется дать ссылки на крупнейшие детские визуальные поисковики, в России это Quintura для детей (kids.quintura.ru), а также российский детский визуальный поиск AgaKids.ru, список же зарубежных сервисов можно найти в данном обзоре: makeuseof.com/tag/10-search-engines-kids-parents- safe-browsing.
Игорь Савчук internetno.net
Поскольку исследования концепций визуального поиска находятся сегодня еще в области становления терминологии, позвольте сразу развеять потенциальные недопонимания, с ним связанные. Иногда ошибочно под визуальным поиском имеют в виду поиск по картинкам (visual image search) - этот тип поиска вполне обычен и традиционен, и доступен, как правило, в дополнение к любому крупному классическому поисковику. Тема же нашего сегодняшнего обзора - это рассмотрение “настоящих” визуальных поисковиков (visual search engines), их минимальная классификация по принципам устройства, а также несколько примеров препарирования характерных особенностей их наиболее ярких представителей.
Поисковики на базе концепт-карт (Concept-Mapping Search Engines)
Фактически говоря, концепт-карты – это тесно связанный с семантическим поиском подход, который пытается разбить области данных на смысловые зоны, с возможностью любой степени детализации. Давайте перечислим самые удачные и известные визуальные поисковики, которые базируются на идеологии карт-концепций:
. LivePlasma - liveplasma.com
. Quintura - quintura.com
. Spezify - spezify.com
. Kartoo - kartoo.com
Подавляющая часть этих поисковиков не дают в результате традиционных ссылок на результаты поиска, вместо этого они генерируют ссылки на узлы из концепт-карт (отчасти это почти эквивалентно широко известному понятию “облака тегов”), которые динамически генерируются в результате поиска. Рассмотрим для примера замечательный отечественный проект – Quintura. По запросу в поиске ключевого слова “Linux” мы получаем облако-тем из ключевых слов: “дистрибутивы”, “ядро”, “open source”, “Линус Торвальдс” и т.д. Теперь вам предлагается проследовать по одной из приведенных тем, для дальнейшей детализации и погружения в тематику интересующего вопроса. Нужное облако результатов поиска можно внедрять на свои сайты или делиться через e-mail с другими (в виде Flash).
Другая замечательная подобная система, Kartoo, пытается изобразить связи между концепт-объектами - результатами поиска - и, пытаясь выдать визуальную концепт-карту, рисует своеобразные связи этих отношений. Kartoo - это попытка создания своего рода мини-карты Интернета. Попытка на самом деле просто грандиозная по масштабам поставленной задачи, и хочется признать, что, как минимум, в системе есть разумное зерно и большие перспективы. Построенные здесь концепт-карты можно сохранять, распечатывать или фильтровать специальными фильтрами для быстрого выделения нужных смысловых зон.
Поисковики, генерирущие скриншоты (Screenshot Search Engines)
Наравне с множеством традиционных поисковиков, существующих в наше время, эти поисковики возвращают в результатах поиска скриншоты сайтов (или помечают их символами по типу их содержимого). Они предоставляют гораздо более красивую и наглядную выдачу, которая, конечно, эстетически воспринимается совсем по-другому, нежели обычный набор текстовых ссылок Google или Yandex. Но, несмотря на эти чисто внешние отличия, базируется такой поиск фактически на тех же самых принципах, что и обычный текстовый поиск. Вот список подобных поисковиков, работающих в визуальном режиме на базе известного текстового движка (стороннего или собственного - не суть важно):
. Bing Visual Search - www.bing.com/browse
. Middlespot - middlespot.com
. Redz - redz.com
. SpaceTime3d - www.spacetime3d.com
. Viewzi - en.wikipedia.org/wiki/Viewzi
. Webkruz - www.webkruz.com
Среди них хочется отдельно выделить Viewzi и Webkruz, как наиболее хорошо продуманные и красивые визуальные поисковики на базе отображения снэпшотов сайтов. Остановимся на Viewzi в качестве примера.
Viewzi – это комбинированный метапоиск, который используется для универсального поиска, отправляющий запросы сразу к множеству известных поисковых систем. Перечислим лишь некоторые из них: Google, Bing, Flickr, YouTube и т.д. Далее полученные результаты сервис предлагает отобразить одним из трех стандартных способов:
. простой текст, сопровождаемый богатым оформлением снэпшотов сайтов;
. галерея скриншотов найденных сайтов;
. режим Power Grid – отображение различных изображений-иконок, в зависимости от типа содержимого сайта-результата поиска.
Различные источники будут отображаться по умолчанию различными способами, поэтому к такой подаче информации как минимум надо привыкнуть. Всего Viewzi предлагает 19 способов отображения результатов своего метапоиска, поэтому, вероятно, найдя наиболее удачный из них, этот способ лучше закрепить в настройках поиска как предпочтительный для вас. Учитывая базис этого поиска на Flash-технологии и богатом разнообразии способов визуализирования информации – выбрать индивидуально-предпочтительный способ восприятия информации здесь намного проще, чем в других, более однородных визуальных поисковых системах. К сожалению, сейчас этот сервис переживает не лучшие времена, и, вероятно, будет закрыт, если не найдет новые источники финансирования в самое ближайшее время.
Экспериментальные визуальные поисковики
Среди ныне существующих визуальных поисков есть поисковики, которые используют технологии или идеи, которые сложно отнести к какой-то классической группе из вышеперечисленных типов визуального поиска.
Как пример, давайте рассмотрим сайт Newsmap.jp. Это, пожалуй, наиболее самобытный визуальный поисковый сайт из всех названных в этом разделе. Он представляет собой набор прокручиваемых заголовков-концепций, при задержке курсора мышки на любом из них всплывает дополнительный составной текст из заголовков. Требуются некоторые дополнительные навыки и адаптация к такому необычному способу навигации по сайту, но в качестве подсказки хочется заметить, что как только вы научитесь делать группировку заголовков, вы сможете довольно быстро и удобно передвигаться по этому сайту.
Вот еще несколько визуальных поисковиков, относящихся к этой категории:
. Cooliris.com
. Oskope.com
. Searchcube.com
. qwiki.com
За бортом обзора осталось огромное количество визуальных поисковых систем, которые просто физически невозможно перечислить или рассмотреть в краткой статье, поэтому если вы все еще находитесь в поиске наиболее подходящего лично вам визуального поисковика, рекомендую вам в помощь эту обзорную статью (webplanet.ru/review/service/2007/03/01/visualsearch.html). Более углубленную информацию о принципах создания, устройства и работы подобных поисковиков можно прочитать здесь (searchuserinterfaces.com/book/sui_ch10_visualization.html).
В заключение хочется добавить, что согласно исследованиям наиболее востребованным и естественным визуальный поиск оказался у детей. В связи с этим хочется дать ссылки на крупнейшие детские визуальные поисковики, в России это Quintura для детей (kids.quintura.ru), а также российский детский визуальный поиск AgaKids.ru, список же зарубежных сервисов можно найти в данном обзоре: makeuseof.com/tag/10-search-engines-kids-parents- safe-browsing.
Игорь Савчук internetno.net
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2011 год в рубрике интернет