Практикум по u-he Zebra 2.5. Часть 4
Вообще, освоение того или иного продукта зачастую зависит от четкого понимания терминологии, которая в нем применяется. Причем некоторые названия являются запатентованными, вследствие чего конкурентам нужно исхитряться с придумкой чего-нибудь собственного и похожего. В других ситуациях появляется какой-нибудь популярный термин, и в результате можно увидеть несколько абсолютно разноплановых устройств/программ под одним и тем же именем. В третьем случае тем же названием или объяснением некоторые разработчики пытаются усложнить описание простых алгоритмов (это уже PR). В целом, чтобы во всем разобраться и узнать, что на самом деле может тот или иной модуль, начинающим специалистам часто приходится «перелопачивать» груду информации плюс к этому есть трудность с пониманием англоязычной терминологии, которая применяется буквально во всех современных продуктах. Но это правильное движение. А для примера возьмем модуль программы Sideband. Во-первых, он очень интересный, во-вторых, в программных синтезаторах именно такая реализация является редкостью.
Sideband
SB (Sideband — боковая полоса частот) — на самом деле, очень хитрый модуль для понимания начинающего специалиста, поэтому остановимся на этом вопросе более подробно.
В ряде описаний указано, что в основе его работы используется кольцевая модуляция (ring modulation), а иногда и просто говорится, что это эффект АМ-радио. Это и так, и не так одновременно. Поскольку модуль Ring мы также будем рассматривать в этой части, имеет смысл остановиться на данном вопросе более подробно.
Итак, кольцевая модуляция — это разновидность обычной амплитудной модуляции, но применяется она для создания звуковых эффектов и синтеза. Для начинающих специалистов поясним, что амплитудная модуляция (АМ) изначально активно использовалась для радио старого поколения, и суть ее заключается в перемножении двух сигналов, один их которых содержит в себе информацию, а второй является несущим с постоянной частотой. Таким образом, изменяемым параметром несущего сигнала становится его амплитуда, а вся информация содержится в полосах Fн – Fс и Fн+Fс, где Fн — несущая частота, а Fc — ширина спектра передаваемого сигнала. Для примера, допустим, у нас несущая частота составляет 1000 КГц, и мы промодулировали его синусоидальным сигналом 2 КГц, таким образом, мы получим две боковых полосы частот: верхнюю — 1000+2=1002 КГц и нижнюю — 1000-2=998 КГц.
Основной смысл внедрения амплитудной модуляции для радио состоял в том, что звуковые передачи можно было транслировать в различных частотных диапазонах благодаря разным значениям несущих частот.
Кольцевая модуляция применяется только для звука, и основная разница с АМ состоит только в значениях взаимодействующих частот (несущей и сигнала), которые в данном случае уже близки по порядкам (обычно обе находятся в слышимом частотном диапазоне).
Модуль Sideband (SB), можно сказать, «не явно» эмулирует кольцевую модуляцию. Если объяснять происходящее с этой стороны, то он воспринимает частоту входящего сигнала в качестве несущей, а сам добавляет боковые полосы.
А если объяснять более простыми словами принцип работы Sideband — в рамках его алгоритма все частоты исходного сигнала увеличиваются на какую- нибудь одинаковую величину. То есть, если в рамках того же питча мы все частоты умножаем на какое-нибудь число, например, если в два раза, то звук станет выше на октаву, но при этом тембр сохранится, то тут мы к каждой из частот добавляем одно и то же значение, например, 100 Гц, в результате чего в самом тембре по сравнению с оригиналом возникают диспропорции, а звучание приобретает более какофонический или металлический окрас.
Название Sideband взято по аналогии с амплитудной/кольцевой модуляцией.
В рамках модуля вы можете работать с тремя диапазонами, которые выставляются переключателем Range, все стартуют от 0 Гц (центральное положение регулятора Freq):
1. 10 Гц.
2. 200 Гц.
3. 4 КГц.
Чуть ниже мы подробнее остановимся на этом списке.
Теперь перейдем к объяснению регуляторов, все они важны, и их стоит рассматривать как единую связку:
. Freq — меняет значение частоты Sideband. Диапазон регулирования — +/-100%.
. Offset — задержка между правым и левым каналами. При различных положениях и настройках других потенциометров вы можете получить множество уникальных фазовых эффектов, включая и симуляцию вращения типа rotary (эффект вращения).
. Mix — смешивание входного и обработанного сигналов. Диапазон регулирования — +/-100%. При отрицательных значениях обработанный сигнал инвертируется.
Теперь перейдем к дополнению нашего первого списка.
1. При выборе частоты 10 Гц и отклонений в ее рамках можно получить интересные ритмические биения, также на этой и близкой к ней частотах удобно делать фазовые стереоэффекты, включая и просто красивое расширение стереопространства с небольшим вращением по панораме. Тут стоит сказать, что наиболее интересные фазовые взаимодействия получаются, если значение параметра Mix находится в диапазоне +/-50%.
2. При 200 КГц, оставив только обработанный звук (т.е. при Mix равном 100% или -100%), вы обнаружите возможность создания интересных металлических/роботизированных тембров.
3. При 4 КГц формируется характерный высокочастотный отклик к основному тембру. Экспериментировать можно много.
Также имеет смысл применять этот модуль не только для связки с осцилляторами, очень хорошие спецэффекты получаются при использовании в качестве источников генераторов шума Noise.
Ring
Модуль Ring, подразумевающий кольцевую модуляцию, не имеет отдельного окна управления, но при этом может вставляться в матрицу подключений (контекстное меню по нажатию правой кнопки мыши над ней).
Единственная трудность, которая может возникнуть в данном случае: как его правильно подключать? Итак, перед вставкой в Ring у нас должно уже иметься в наличии два источника звука, один из которых выступит в качестве несущего, а второй — модулирующего. Расположить их следует на разных вертикальных линиях, то есть одной из четырех. Затем помещаем в матрицу модуль Ring, нажимаем правую кнопку мыши над ним, в результате чего видим меню, которое условно разделено на подгруппы Input 1..4 и SideChain 1..4. В рамках Input мы выбираем генератор несущего сигнала, например, если он расположен на третьей линии, то Input 3, SideChain — модулирующего, например, SideChain 1, если тот там находится. И все, теперь можно слушать результаты.
LFO
Думается, что с понятием LFO (Low Frequency Oscillator) большинство людей, читающих этот материал, знакомить не нужно. Для новичков отметим, что речь идет о генераторах низких частот, которые могут использоваться для различных вспомогательных целей.
К слову сказать, большинство вспомогательных модулей в Zebra отображаются справа от матрицы подключений.
LFO являются классическими модуляторами, и в аналоговых синтезаторах ранней эпохи они служили прежде всего для создания эффектов типа вибрато. В рамках OCS, Comb и FM при реализации Vibrato имеется перманентное подключение на LFO1, именно поэтому он автоматически появляется в рабочей области при их подключении. Нужно отметить, что модули LFO предоставляют все необходимые возможности, которые требуются современным музыкантам. При этом помимо стандартных типов форм волн, в них предусмотрено еще два ключевых, которые или генерируются, или рисуются вручную — пошаговый (step) и криволинейный (line). В первом случае мы говорим о ступенчатой характеристике, во втором график подразумевает соединение промежуточных точек линиями. А в целом, пользователю доступен выбор из:
. sine
. triangle
. saw up
. saw down
. sqr lo-hi
. sqr hi-lo
. rand hold — случайная ступенчатая
. rand glide — случайная криволинейная
. user — пользователь рисует сам.
Для того чтобы переключаться между ними или выйти в режим рисования, необходимо кликнуть указателем мыши на экране с изображением волны, нажав правую кнопку. В рамках LFO предусмотрено разбиение одного цикла на 32 интервала и менее.
Среди других настроек модуля:
. Sync — время, за которое воспроизводится указанная форма волны. Указывается в секундах, а также в длительностях. Программой предусмотрена возможность растянуть ее до 8 тактов.
. Restart — переключатель режимов старта работы LFO, если free, то он производится со случайного места, если gate — всегда с одной и той же позиции.
. Amp — управление амплитудой формы волны LFO.
. Rate — частота LFO, но при этом стоит указать, что при изменении этого параметра идет кратное увеличение/уменьшение того, что мы указали в Sync.
. Phase — позиция, с которой стартует LFO. Если Restart указан как free, этот регулятор ничего не меняет.
. Delay — время вступления (fade-in) LFO. Используется для улучшения динамики игры с использованием вибрато.
В рамках Zebra имеется еще одна разновидность LFO — Global LFO (GLFO). Это упрощенная версия модуля.
LFO для управления параметрами
А вот тут мы подбираемся к главной особенности интерфейса Zebra, за которую этот синтезатор очень многие любят. Фактически в каждом модуле или функциональном блоке программы имеются кнопки с обозначением многоточия. Для чего они? На самом деле, это регуляторы, дополняющие или заменяющие уже имеющиеся.
Например, загрузите модуль OSC. Что вы там увидите? Перечисляем потенциометры первого ряда: Wave, «…», Tune, «…», Detune, Vibrato. Теперь кликните на первом регуляторе «…» из этого перечисления левой кнопкой мыши, появится список, в котором выберите Lfo2. В результате этих действий в правой части появится модуль LFO2. Мы можем загрузить в него форму волны или использовать ту, что по умолчанию. При запуске на воспроизведение либо при игре на MIDI-клавиатуре он сразу же включается в работу. А что он меняет? Значение параметра Wave по заданному закону! Если вы подключите LFO2 на второй регулятор «…» из перечисления, он начнет менять тон генератора, а если мы его подключим на потенциометр «…» возле параметра Pan, у нас начнется меняться панорамное положение согласно форме волны и так далее.
То есть большинство потенциометров с многоточиями, которые есть в программе, позволяют подключить модули автоматизированного управления теми параметрами, которые рядом предлагается регулировать вручную. У этого правила есть исключения, но их немного. Например…
Генераторы огибающих Envelope
Генераторы огибающих также используются повсеместно, и в рамках Zebra предлагается две разновидности. Первая, наиболее стандартная — ENV(Envelopes). Для начинающих специалистов отметим, что эти модуляторы нужны для придания общей динамической формы звуковой волне при воспроизведении ноты. В звуке принято разделять ее на четыре фрагмента/интервала:
. Attack — атака.
. Decay — ослабление после атаки.
. Sustain — удержание.
. Release — затухание.
Отсюда и такой общепринятый термин, как ADSR-огибающая (ADSR-envelope). В рамках Zebra эта модель несколько усовершенствована, поскольку предусмотрена возможность создания двухуровневых атак и затуханий, для чего рядом с потенциометрами их управления имеются специальные регуляторы с многоточиями, по нажатию на которые открываются меню выбора. Помимо этого для интервала удержания Sustain имеется возможность изменения угла наклона этого участка с помощью регулятора F/R (Fall/Rise). То есть интервал удержания может быть не ровным по уровню, как это принято, а нарастающим или затухающим.
В рамках дополнительных ступеней для атаки предлагаются варианты:
. Init — атака стартует не с нуля, а уже с определенного уровня.
. Delay — атака стартует через определенный промежуток времени.
Для Release дается больше разновидностей:
. Sust2 — в этом режиме сразу после Sustain добавляется еще один интервал удержания Sustain2 с ровной площадкой.
. LoopA — в данном режиме интервал Release как таковой отсутствует, точнее, заменяется на интервал перехода от точки завершения Sustain в точку начала атаки.
. LoopD — интервал Release как таковой отсутствует, точнее, заменяется на интервал перехода от точки завершения Sustain в точку начала интервала Decay.
. LoopS —интервал Release как таковой отсутствует, точнее, заменяется на интервал перехода от точки завершения Sustain в точку начала интервала Sustain.
. Rel 25, 50, 75, 100 — в этом режиме между Sustain и Release добавляется еще один интервал Release, а цифра ассоциируется с динамическим диапазоном и точкой, в которую этот интервал приходит, 100 — звук в данном интервале идет к максимуму, 50 — к половине динамического диапазона и т.п.
Это что касается интервалов. В рамках модуля Env вам предлагается несколько вариантов в создании графиков огибающих, что отображается в рамках переключателя Shape:
. quadric — график огибающей строится из экспоненциальных кривых. Атака выпуклая, Decay и Release — вогнутые.
. linear — все точки соединяются прямыми линиями.
. v-slope — график огибающей строится из экспоненциальных кривых, но очень своеобразно: на начальной стадии сильно вогнутая линия, в центре прямая, в конце сильно выпуклая.
В принципе, на этом можно и остановиться в рассмотрении модуля. Разве что стоит упомянуть, что предусмотрена возможность отдельной настройки параметров Velocity для каждого из параметров, для чего в окошке Env нужно нажать «+».
Генераторы огибающих MSEG
Четыре модуля MSEG (Multi Stage Envelope Generator) можно найти в закладке нижней части рабочего интерфейса. В данном случае мы говорим о генераторах, которые подразумевают использование огибающих любой формы. Их можно нарисовать от руки, а также воспользоваться великолепными пресетами, поставляемыми с синтезатором.
Промежуточное завершение
Конечно, Urs Heckmann, автор Zebra, проделал неимоверную работу, и если несколько лет назад его синтезатор выглядел несколько сыроватым и излишне запутанным, то сейчас, когда все концепции доведены до ума, можно говорить о великолепном продукте, значительно опережающем буквально всех конкурентов. Самое главное — это фактически неограниченные возможности для экспериментов на уровне современного звука. Причем буквально во всем, даже в самых тривиальных модулях, присутствует конкретное видение проблем и их решений от Urs Heckmann. Еще больше удивляет то, что некоторые претворенные им в жизнь идеи фактически отсутствуют у других разработчиков. Оценить это все могут по достоинству, конечно же, профессионалы, но и любителям дается очень многое на уровне пресетов.
Кристофер http://itcs.3dn.ru
Sideband
SB (Sideband — боковая полоса частот) — на самом деле, очень хитрый модуль для понимания начинающего специалиста, поэтому остановимся на этом вопросе более подробно.
В ряде описаний указано, что в основе его работы используется кольцевая модуляция (ring modulation), а иногда и просто говорится, что это эффект АМ-радио. Это и так, и не так одновременно. Поскольку модуль Ring мы также будем рассматривать в этой части, имеет смысл остановиться на данном вопросе более подробно.
Итак, кольцевая модуляция — это разновидность обычной амплитудной модуляции, но применяется она для создания звуковых эффектов и синтеза. Для начинающих специалистов поясним, что амплитудная модуляция (АМ) изначально активно использовалась для радио старого поколения, и суть ее заключается в перемножении двух сигналов, один их которых содержит в себе информацию, а второй является несущим с постоянной частотой. Таким образом, изменяемым параметром несущего сигнала становится его амплитуда, а вся информация содержится в полосах Fн – Fс и Fн+Fс, где Fн — несущая частота, а Fc — ширина спектра передаваемого сигнала. Для примера, допустим, у нас несущая частота составляет 1000 КГц, и мы промодулировали его синусоидальным сигналом 2 КГц, таким образом, мы получим две боковых полосы частот: верхнюю — 1000+2=1002 КГц и нижнюю — 1000-2=998 КГц.
Основной смысл внедрения амплитудной модуляции для радио состоял в том, что звуковые передачи можно было транслировать в различных частотных диапазонах благодаря разным значениям несущих частот.
Кольцевая модуляция применяется только для звука, и основная разница с АМ состоит только в значениях взаимодействующих частот (несущей и сигнала), которые в данном случае уже близки по порядкам (обычно обе находятся в слышимом частотном диапазоне).
Модуль Sideband (SB), можно сказать, «не явно» эмулирует кольцевую модуляцию. Если объяснять происходящее с этой стороны, то он воспринимает частоту входящего сигнала в качестве несущей, а сам добавляет боковые полосы.
А если объяснять более простыми словами принцип работы Sideband — в рамках его алгоритма все частоты исходного сигнала увеличиваются на какую- нибудь одинаковую величину. То есть, если в рамках того же питча мы все частоты умножаем на какое-нибудь число, например, если в два раза, то звук станет выше на октаву, но при этом тембр сохранится, то тут мы к каждой из частот добавляем одно и то же значение, например, 100 Гц, в результате чего в самом тембре по сравнению с оригиналом возникают диспропорции, а звучание приобретает более какофонический или металлический окрас.
Название Sideband взято по аналогии с амплитудной/кольцевой модуляцией.
В рамках модуля вы можете работать с тремя диапазонами, которые выставляются переключателем Range, все стартуют от 0 Гц (центральное положение регулятора Freq):
1. 10 Гц.
2. 200 Гц.
3. 4 КГц.
Чуть ниже мы подробнее остановимся на этом списке.
Теперь перейдем к объяснению регуляторов, все они важны, и их стоит рассматривать как единую связку:
. Freq — меняет значение частоты Sideband. Диапазон регулирования — +/-100%.
. Offset — задержка между правым и левым каналами. При различных положениях и настройках других потенциометров вы можете получить множество уникальных фазовых эффектов, включая и симуляцию вращения типа rotary (эффект вращения).
. Mix — смешивание входного и обработанного сигналов. Диапазон регулирования — +/-100%. При отрицательных значениях обработанный сигнал инвертируется.
Теперь перейдем к дополнению нашего первого списка.
1. При выборе частоты 10 Гц и отклонений в ее рамках можно получить интересные ритмические биения, также на этой и близкой к ней частотах удобно делать фазовые стереоэффекты, включая и просто красивое расширение стереопространства с небольшим вращением по панораме. Тут стоит сказать, что наиболее интересные фазовые взаимодействия получаются, если значение параметра Mix находится в диапазоне +/-50%.
2. При 200 КГц, оставив только обработанный звук (т.е. при Mix равном 100% или -100%), вы обнаружите возможность создания интересных металлических/роботизированных тембров.
3. При 4 КГц формируется характерный высокочастотный отклик к основному тембру. Экспериментировать можно много.
Также имеет смысл применять этот модуль не только для связки с осцилляторами, очень хорошие спецэффекты получаются при использовании в качестве источников генераторов шума Noise.
Ring
Модуль Ring, подразумевающий кольцевую модуляцию, не имеет отдельного окна управления, но при этом может вставляться в матрицу подключений (контекстное меню по нажатию правой кнопки мыши над ней).
Единственная трудность, которая может возникнуть в данном случае: как его правильно подключать? Итак, перед вставкой в Ring у нас должно уже иметься в наличии два источника звука, один из которых выступит в качестве несущего, а второй — модулирующего. Расположить их следует на разных вертикальных линиях, то есть одной из четырех. Затем помещаем в матрицу модуль Ring, нажимаем правую кнопку мыши над ним, в результате чего видим меню, которое условно разделено на подгруппы Input 1..4 и SideChain 1..4. В рамках Input мы выбираем генератор несущего сигнала, например, если он расположен на третьей линии, то Input 3, SideChain — модулирующего, например, SideChain 1, если тот там находится. И все, теперь можно слушать результаты.
LFO
Думается, что с понятием LFO (Low Frequency Oscillator) большинство людей, читающих этот материал, знакомить не нужно. Для новичков отметим, что речь идет о генераторах низких частот, которые могут использоваться для различных вспомогательных целей.
К слову сказать, большинство вспомогательных модулей в Zebra отображаются справа от матрицы подключений.
LFO являются классическими модуляторами, и в аналоговых синтезаторах ранней эпохи они служили прежде всего для создания эффектов типа вибрато. В рамках OCS, Comb и FM при реализации Vibrato имеется перманентное подключение на LFO1, именно поэтому он автоматически появляется в рабочей области при их подключении. Нужно отметить, что модули LFO предоставляют все необходимые возможности, которые требуются современным музыкантам. При этом помимо стандартных типов форм волн, в них предусмотрено еще два ключевых, которые или генерируются, или рисуются вручную — пошаговый (step) и криволинейный (line). В первом случае мы говорим о ступенчатой характеристике, во втором график подразумевает соединение промежуточных точек линиями. А в целом, пользователю доступен выбор из:
. sine
. triangle
. saw up
. saw down
. sqr lo-hi
. sqr hi-lo
. rand hold — случайная ступенчатая
. rand glide — случайная криволинейная
. user — пользователь рисует сам.
Для того чтобы переключаться между ними или выйти в режим рисования, необходимо кликнуть указателем мыши на экране с изображением волны, нажав правую кнопку. В рамках LFO предусмотрено разбиение одного цикла на 32 интервала и менее.
Среди других настроек модуля:
. Sync — время, за которое воспроизводится указанная форма волны. Указывается в секундах, а также в длительностях. Программой предусмотрена возможность растянуть ее до 8 тактов.
. Restart — переключатель режимов старта работы LFO, если free, то он производится со случайного места, если gate — всегда с одной и той же позиции.
. Amp — управление амплитудой формы волны LFO.
. Rate — частота LFO, но при этом стоит указать, что при изменении этого параметра идет кратное увеличение/уменьшение того, что мы указали в Sync.
. Phase — позиция, с которой стартует LFO. Если Restart указан как free, этот регулятор ничего не меняет.
. Delay — время вступления (fade-in) LFO. Используется для улучшения динамики игры с использованием вибрато.
В рамках Zebra имеется еще одна разновидность LFO — Global LFO (GLFO). Это упрощенная версия модуля.
LFO для управления параметрами
А вот тут мы подбираемся к главной особенности интерфейса Zebra, за которую этот синтезатор очень многие любят. Фактически в каждом модуле или функциональном блоке программы имеются кнопки с обозначением многоточия. Для чего они? На самом деле, это регуляторы, дополняющие или заменяющие уже имеющиеся.
Например, загрузите модуль OSC. Что вы там увидите? Перечисляем потенциометры первого ряда: Wave, «…», Tune, «…», Detune, Vibrato. Теперь кликните на первом регуляторе «…» из этого перечисления левой кнопкой мыши, появится список, в котором выберите Lfo2. В результате этих действий в правой части появится модуль LFO2. Мы можем загрузить в него форму волны или использовать ту, что по умолчанию. При запуске на воспроизведение либо при игре на MIDI-клавиатуре он сразу же включается в работу. А что он меняет? Значение параметра Wave по заданному закону! Если вы подключите LFO2 на второй регулятор «…» из перечисления, он начнет менять тон генератора, а если мы его подключим на потенциометр «…» возле параметра Pan, у нас начнется меняться панорамное положение согласно форме волны и так далее.
То есть большинство потенциометров с многоточиями, которые есть в программе, позволяют подключить модули автоматизированного управления теми параметрами, которые рядом предлагается регулировать вручную. У этого правила есть исключения, но их немного. Например…
Генераторы огибающих Envelope
Генераторы огибающих также используются повсеместно, и в рамках Zebra предлагается две разновидности. Первая, наиболее стандартная — ENV(Envelopes). Для начинающих специалистов отметим, что эти модуляторы нужны для придания общей динамической формы звуковой волне при воспроизведении ноты. В звуке принято разделять ее на четыре фрагмента/интервала:
. Attack — атака.
. Decay — ослабление после атаки.
. Sustain — удержание.
. Release — затухание.
Отсюда и такой общепринятый термин, как ADSR-огибающая (ADSR-envelope). В рамках Zebra эта модель несколько усовершенствована, поскольку предусмотрена возможность создания двухуровневых атак и затуханий, для чего рядом с потенциометрами их управления имеются специальные регуляторы с многоточиями, по нажатию на которые открываются меню выбора. Помимо этого для интервала удержания Sustain имеется возможность изменения угла наклона этого участка с помощью регулятора F/R (Fall/Rise). То есть интервал удержания может быть не ровным по уровню, как это принято, а нарастающим или затухающим.
В рамках дополнительных ступеней для атаки предлагаются варианты:
. Init — атака стартует не с нуля, а уже с определенного уровня.
. Delay — атака стартует через определенный промежуток времени.
Для Release дается больше разновидностей:
. Sust2 — в этом режиме сразу после Sustain добавляется еще один интервал удержания Sustain2 с ровной площадкой.
. LoopA — в данном режиме интервал Release как таковой отсутствует, точнее, заменяется на интервал перехода от точки завершения Sustain в точку начала атаки.
. LoopD — интервал Release как таковой отсутствует, точнее, заменяется на интервал перехода от точки завершения Sustain в точку начала интервала Decay.
. LoopS —интервал Release как таковой отсутствует, точнее, заменяется на интервал перехода от точки завершения Sustain в точку начала интервала Sustain.
. Rel 25, 50, 75, 100 — в этом режиме между Sustain и Release добавляется еще один интервал Release, а цифра ассоциируется с динамическим диапазоном и точкой, в которую этот интервал приходит, 100 — звук в данном интервале идет к максимуму, 50 — к половине динамического диапазона и т.п.
Это что касается интервалов. В рамках модуля Env вам предлагается несколько вариантов в создании графиков огибающих, что отображается в рамках переключателя Shape:
. quadric — график огибающей строится из экспоненциальных кривых. Атака выпуклая, Decay и Release — вогнутые.
. linear — все точки соединяются прямыми линиями.
. v-slope — график огибающей строится из экспоненциальных кривых, но очень своеобразно: на начальной стадии сильно вогнутая линия, в центре прямая, в конце сильно выпуклая.
В принципе, на этом можно и остановиться в рассмотрении модуля. Разве что стоит упомянуть, что предусмотрена возможность отдельной настройки параметров Velocity для каждого из параметров, для чего в окошке Env нужно нажать «+».
Генераторы огибающих MSEG
Четыре модуля MSEG (Multi Stage Envelope Generator) можно найти в закладке нижней части рабочего интерфейса. В данном случае мы говорим о генераторах, которые подразумевают использование огибающих любой формы. Их можно нарисовать от руки, а также воспользоваться великолепными пресетами, поставляемыми с синтезатором.
Промежуточное завершение
Конечно, Urs Heckmann, автор Zebra, проделал неимоверную работу, и если несколько лет назад его синтезатор выглядел несколько сыроватым и излишне запутанным, то сейчас, когда все концепции доведены до ума, можно говорить о великолепном продукте, значительно опережающем буквально всех конкурентов. Самое главное — это фактически неограниченные возможности для экспериментов на уровне современного звука. Причем буквально во всем, даже в самых тривиальных модулях, присутствует конкретное видение проблем и их решений от Urs Heckmann. Еще больше удивляет то, что некоторые претворенные им в жизнь идеи фактически отсутствуют у других разработчиков. Оценить это все могут по достоинству, конечно же, профессионалы, но и любителям дается очень многое на уровне пресетов.
Кристофер http://itcs.3dn.ru
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2011 год в рубрике мультимедиа