Практикум по u-he Zebra 2.5. Часть 3
Очень часто в описаниях лучшего синтезатора 2011 года u-he Zebra можно встретить сравнения со сложными системами синтеза, например, такими как Native Instruments Reaktor. На самом деле, это разного поля ягоды: Zebra является nextgen-разработкой, фактически не имеющей аналогов. Отличий от всех других синтезаторов, студий синтеза очень много.
Сегодня мы начнем разговор с фильтров XMF (cross-modulation filters). Это довольно ресурсоемкие универсальные и многорежимные блоки программы, которые отличаются от VCF, описанных в предыдущей части.
XMF
В версии 2.5 по сравнению с 2.0 эти блоки претерпели существенные изменения, усложнились по количеству режимов взаимодействия. О каком взаимодействии идет речь? На самом деле, в одном модуле XMF содержится не один, а два фильтра, которые могут взаимодействовать между собой по одному из четырех правил:
. Single — стандартный режим, при котором идет совмещение двух фильтров в стереорежиме. Параметр Offset в данном случае управляет разницей между действиями обоих в полутонах, что очень интересно и красиво смотрится в рамках реализации панорамных эффектов.
. Serial — специальный режим, при котором первый фильтр является донором для второго.
. Parallel — два фильтра работают независимо друг от друга.
. Diff’ed — разностный сигнал (из сигнала с первого фильтра вычитается сигнал с второго). При этом нужно знать, что если выбраны фильтры одинаковых типов с нулевым параметром Offset, на выходе ничего не появится.
Теперь о типах самих фильтров:
. LP4, LP3, LP2, LP1 — LP-фильтры с различными настройками крутизны среза;
. HP3, HP2, HP1 — HP-фильтры с различными настройками крутизны среза;
. BP4, BP2 — BP-фильтры;
. BR2 — BR-фильтры;
. AP3 — AP-фильтр;
. HP3LP, HP2LP — комбинации HP и LP-фильтров;
. BR2LP — комбинация BR и LP-фильтров;
. AP3LP — комбинация AP и LP-фильтров.
Выбрав тип для каждого из двух фильтров, а также определившись со способом их взаимодействия в левой части окошка XMF-модуля, вы также должны обозначить характер резонанса/овердрайва. Предлагается 5 вариантов:
. XMF — стандартное высокое качество;
. Analogue — классический ступенчатый овердрайв – warm / dark;
. Biased — ассиметричные искажения с упором на четные гармоники;
. Eco — «экономный режим» загрузки процессора для варианта XMF;
. Folded — складчатый режим, преобразующий положительные пики.
Теперь перейдем к параметрам, вынесенным на потенциометры управления в основной рабочей области окошек XMF:
. Cutoff — частота среза. Причем в рамках программы, как мы помним, она указывается не в герцах, а в нотах, вернее их порядковых номерах на MIDI-клавиатуре -12. Например, 81.00 обозначает А (440 Гц).
. Res — резонансный отклик. Высокое значение параметра в сочетании с определенными значениями Overload (см. ниже) дает очень интересные результаты.
. KeyFol (key follow) — управление режимом, при котором частота среза фильтра меняется в зависимости от высоты воспроизводимой ноты. . Overload — перегрузка, или, говоря другими словами, эффект искажений (дисторшн).
. Offset — управление разницей значений частот срезов для двух фильтров (+/- 48 полутонов).
. FilterFM — управление модуляцией частотного среза для второго аудиовхода XMF.
. Click — добавление небольшого импульса в начала воспроизведения каждой ноты. Улучшает параметры атаки.
Следует отметить, что XMF — один из самых сложных для понимания модулей для специалистов, которые начинают работать с Zebra, к тому же в большинстве программных синтезаторов подобного фактически не предлагается. XMF довольно специфичны по результатам, но с их грамотным умелым применением, экспериментами с настройками, можно создавать/программировать очень интересные звуковые эффекты.
Comb-фильтры
Comb-фильтры являются более знакомыми для понимания, и, по существу, они сделаны по принципу смешивания ультракоротких (в миллисекундах) линий задержки (дилэя) с обратной связью. Данные модули часто используются для создания/синтеза перкуссионных инструментов, щипковых и смычковых струнных, некоторых духовых, а также интересных вариантов флэнджер-эффекта, управляемого по огибающей. В целом, использование Comb-фильтров оправданно в случаях, когда вы хотите создать более конкретный ярко выраженный тембр, который нельзя получить простым использованием генераторов.
В Zebra можно встретить, пожалуй, одну из самых удачных реализаций подобного с реализацией подключения до 4 линий задержки, причем сделано все на должном уровне сложности, а сам Comb-фильтр может работать в одном из семи режимов, которые выбираются переключением в левой части окошка модуля:
. Comb — простая стереозадержка;
. Split Comb — сигнал на входе суммируется в моно, два канала задержки с различными настройками каждого работают взаимосвязано между собой с влиянием друг на друга, на входе получаются отдельно сигналы левого и правого каналов;
. Split Dual — то же самое, что и в предыдущем случае, только сигнал на входе не суммируется в моно, а остается в стерео;
. Diff Comb — то же самое, что и в предыдущем случае, только вторая линия задержки работает в качестве АР-фильтра. Этот режим используется для получения странных диссонансных звуков;
. Dissonant — специальный режим, подразумевающий комбинацию взаимодействия четырех линий задержки (4х4);
. Cluster — экспериментальный режим;
. Blown — режим, использующий BP-фильтр на обратных связях. Позволяет делать акценты на определенных гармониках, используется для эмуляции духовых.
Также стоит отметить, что каждый модуль Comb-фильтра имеет собственный генератор, предназначенный для формирования импульса из короткого фрагмента шума, либо одного периода пилообразного или прямоугольного сигнала. Основные настройки модуля слева:
. PreFill — уровень импульсного сигнала;
. Tune — основной тон фильтра (+/- 24 полутонов);
. Detune — более тонкая настройка основного тона;
. Vibrato — модуляция тона. Для подключения LFO для него выберите кнопку с обозначением «…»;
. Input — уровень входного сигнала;
. Damp — управление LP-фильтром (частота среза 6 дБ/октава), работающим с обратной связью. Очень полезная настройка при эмуляции струнных и т.п.;
. Feedbk — управление уровнем сигналов обратной связи.
Все остальное должно быть понятно, за исключением, пожалуй, Flavour — параметра, который для разных режимов подразумевает отдельную настройку. Например, для режима SplitComb он регулирует степень вхождения сигнала во вторую линию задержки, для Diff Comb — управляет обратной связью от AP- фильтра, для Dissonant — настройками времени задержек, в Blown — для акцентирования гармоник.
Промежуточное завершение
Думается, на сегодня «для загрузки мозга» информации вполне хватит, поскольку мы описали, пожалуй, одни из самых интересных отдельных модулей программы, на освоение и полноценное понимание принципов работы которых понадобится длительное время. Следующей важной и обширной темой работы с Zebra будет описание возможностей модуляции.
Помимо этого хочется отметить тот момент, что со звуком нужно научиться экспериментировать. Ведь, по существу, синтезатор Zebra сейчас очень популярен, имеет большое количество пользователей по всему миру. И для того, чтобы подключить 4 различных генератора с различными пресетами от разработчика, особого ума не нужно — это может сделать любой новичок. Поэтому такие звуки очень быстро разойдутся и станут просто общепринятыми и легко узнаваемыми. А вот суметь «выкрутить» что-то свое эксклюзивное и оригинальное — для этого нужно идти дальше.
Кристофер http://itcs.3dn.ru
Сегодня мы начнем разговор с фильтров XMF (cross-modulation filters). Это довольно ресурсоемкие универсальные и многорежимные блоки программы, которые отличаются от VCF, описанных в предыдущей части.
XMF
В версии 2.5 по сравнению с 2.0 эти блоки претерпели существенные изменения, усложнились по количеству режимов взаимодействия. О каком взаимодействии идет речь? На самом деле, в одном модуле XMF содержится не один, а два фильтра, которые могут взаимодействовать между собой по одному из четырех правил:
. Single — стандартный режим, при котором идет совмещение двух фильтров в стереорежиме. Параметр Offset в данном случае управляет разницей между действиями обоих в полутонах, что очень интересно и красиво смотрится в рамках реализации панорамных эффектов.
. Serial — специальный режим, при котором первый фильтр является донором для второго.
. Parallel — два фильтра работают независимо друг от друга.
. Diff’ed — разностный сигнал (из сигнала с первого фильтра вычитается сигнал с второго). При этом нужно знать, что если выбраны фильтры одинаковых типов с нулевым параметром Offset, на выходе ничего не появится.
Теперь о типах самих фильтров:
. LP4, LP3, LP2, LP1 — LP-фильтры с различными настройками крутизны среза;
. HP3, HP2, HP1 — HP-фильтры с различными настройками крутизны среза;
. BP4, BP2 — BP-фильтры;
. BR2 — BR-фильтры;
. AP3 — AP-фильтр;
. HP3LP, HP2LP — комбинации HP и LP-фильтров;
. BR2LP — комбинация BR и LP-фильтров;
. AP3LP — комбинация AP и LP-фильтров.
Выбрав тип для каждого из двух фильтров, а также определившись со способом их взаимодействия в левой части окошка XMF-модуля, вы также должны обозначить характер резонанса/овердрайва. Предлагается 5 вариантов:
. XMF — стандартное высокое качество;
. Analogue — классический ступенчатый овердрайв – warm / dark;
. Biased — ассиметричные искажения с упором на четные гармоники;
. Eco — «экономный режим» загрузки процессора для варианта XMF;
. Folded — складчатый режим, преобразующий положительные пики.
Теперь перейдем к параметрам, вынесенным на потенциометры управления в основной рабочей области окошек XMF:
. Cutoff — частота среза. Причем в рамках программы, как мы помним, она указывается не в герцах, а в нотах, вернее их порядковых номерах на MIDI-клавиатуре -12. Например, 81.00 обозначает А (440 Гц).
. Res — резонансный отклик. Высокое значение параметра в сочетании с определенными значениями Overload (см. ниже) дает очень интересные результаты.
. KeyFol (key follow) — управление режимом, при котором частота среза фильтра меняется в зависимости от высоты воспроизводимой ноты. . Overload — перегрузка, или, говоря другими словами, эффект искажений (дисторшн).
. Offset — управление разницей значений частот срезов для двух фильтров (+/- 48 полутонов).
. FilterFM — управление модуляцией частотного среза для второго аудиовхода XMF.
. Click — добавление небольшого импульса в начала воспроизведения каждой ноты. Улучшает параметры атаки.
Следует отметить, что XMF — один из самых сложных для понимания модулей для специалистов, которые начинают работать с Zebra, к тому же в большинстве программных синтезаторов подобного фактически не предлагается. XMF довольно специфичны по результатам, но с их грамотным умелым применением, экспериментами с настройками, можно создавать/программировать очень интересные звуковые эффекты.
Comb-фильтры
Comb-фильтры являются более знакомыми для понимания, и, по существу, они сделаны по принципу смешивания ультракоротких (в миллисекундах) линий задержки (дилэя) с обратной связью. Данные модули часто используются для создания/синтеза перкуссионных инструментов, щипковых и смычковых струнных, некоторых духовых, а также интересных вариантов флэнджер-эффекта, управляемого по огибающей. В целом, использование Comb-фильтров оправданно в случаях, когда вы хотите создать более конкретный ярко выраженный тембр, который нельзя получить простым использованием генераторов.
В Zebra можно встретить, пожалуй, одну из самых удачных реализаций подобного с реализацией подключения до 4 линий задержки, причем сделано все на должном уровне сложности, а сам Comb-фильтр может работать в одном из семи режимов, которые выбираются переключением в левой части окошка модуля:
. Comb — простая стереозадержка;
. Split Comb — сигнал на входе суммируется в моно, два канала задержки с различными настройками каждого работают взаимосвязано между собой с влиянием друг на друга, на входе получаются отдельно сигналы левого и правого каналов;
. Split Dual — то же самое, что и в предыдущем случае, только сигнал на входе не суммируется в моно, а остается в стерео;
. Diff Comb — то же самое, что и в предыдущем случае, только вторая линия задержки работает в качестве АР-фильтра. Этот режим используется для получения странных диссонансных звуков;
. Dissonant — специальный режим, подразумевающий комбинацию взаимодействия четырех линий задержки (4х4);
. Cluster — экспериментальный режим;
. Blown — режим, использующий BP-фильтр на обратных связях. Позволяет делать акценты на определенных гармониках, используется для эмуляции духовых.
Также стоит отметить, что каждый модуль Comb-фильтра имеет собственный генератор, предназначенный для формирования импульса из короткого фрагмента шума, либо одного периода пилообразного или прямоугольного сигнала. Основные настройки модуля слева:
. PreFill — уровень импульсного сигнала;
. Tune — основной тон фильтра (+/- 24 полутонов);
. Detune — более тонкая настройка основного тона;
. Vibrato — модуляция тона. Для подключения LFO для него выберите кнопку с обозначением «…»;
. Input — уровень входного сигнала;
. Damp — управление LP-фильтром (частота среза 6 дБ/октава), работающим с обратной связью. Очень полезная настройка при эмуляции струнных и т.п.;
. Feedbk — управление уровнем сигналов обратной связи.
Все остальное должно быть понятно, за исключением, пожалуй, Flavour — параметра, который для разных режимов подразумевает отдельную настройку. Например, для режима SplitComb он регулирует степень вхождения сигнала во вторую линию задержки, для Diff Comb — управляет обратной связью от AP- фильтра, для Dissonant — настройками времени задержек, в Blown — для акцентирования гармоник.
Промежуточное завершение
Думается, на сегодня «для загрузки мозга» информации вполне хватит, поскольку мы описали, пожалуй, одни из самых интересных отдельных модулей программы, на освоение и полноценное понимание принципов работы которых понадобится длительное время. Следующей важной и обширной темой работы с Zebra будет описание возможностей модуляции.
Помимо этого хочется отметить тот момент, что со звуком нужно научиться экспериментировать. Ведь, по существу, синтезатор Zebra сейчас очень популярен, имеет большое количество пользователей по всему миру. И для того, чтобы подключить 4 различных генератора с различными пресетами от разработчика, особого ума не нужно — это может сделать любой новичок. Поэтому такие звуки очень быстро разойдутся и станут просто общепринятыми и легко узнаваемыми. А вот суметь «выкрутить» что-то свое эксклюзивное и оригинальное — для этого нужно идти дальше.
Кристофер http://itcs.3dn.ru
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 19 за 2011 год в рубрике мультимедиа