Практикум по u-he Zebra 2.5. Часть 2

Zebra 2.5 победил в MIPA 2011, обойдя таких весомых конкурентов, как Synthogy Ivory 2 Grand Pianos и Waldorf PPG Wave 3.V. А если говорить конкретно о современных музыкальных стилях во всем их разнообразии, конкурентов у продукта от u-he не наблюдается. В Европе этот синтезатор уже несколько лет считается одним из лучших, а сообщество пользователей растет день ото дня по всему миру.

Продолжаем рассмотрение лучшего синтезатора этого года. Напомним, что в первой части были обсуждены такие ключевые блоки, как настройки Global, а также отдельное внимание мы уделили главным структурным «кирпичикам» Zebra — генераторам (или, как их еще называют, осцилляторам). Стоит сказать, что модули, им соответствующие и расположенные в правой части верхнего окна при режиме Synthesis, отображают далеко не все настройки, которые можно произвести. Многие наверняка заметили, что в нижней части интерфейса возле Global есть специальные закладки Ocs 1, Osc 2, Osc 3 и Osc 4. Нетрудно понять, что они имеют прямое отношение к четырем генераторам, которые используются в рамках программы. Причем именно там и расположен чуть ли не основной кладезь современных звуков и возможностей для экспериментов. Теперь давайте посмотрим, что же там находится внутри.

Интерфейс Zebra. Чтобы освоить и опробовать модули, о которых мы говорим, вам нужно подключить их в матрице пэтча (нажимаем правую кнопку мыши над пустующим квадратиком)

Настройки генераторов в нижней панели

Итак, в центре окошка каждого из генераторов в нижней панели имеется график, отображающий форму генерируемой звуковой волны. Причем в рамках одного осциллятора можно задавать до 16 таких волн, они могут быть как абсолютно различными, так и переходными от одного состояния к другому. Дело в том, что, как мы обсуждали ранее, в настройках каждого генератора в окошках в верхнем окне имеется регулятор параметра Wave, который является ничем иным, как переключателем между формами волн: от 1-й до 16-й. При этом разработчики Zebra предусмотрели довольно хитрый вариант, а именно, переключение идет плавно через десятичные значения, например, параметр Wave установлен в 7.2 — это говорит о том, что на данный момент используется промежуточный вариант формы звуковой волны между 7-й и 8-й, причем она ближе к 7-й. Такой плавный переход очень удобен, и на самом деле позволяет делать чудеса, особенно, если вы будете использовать автоматизацию параметра Wave в своем мультитреке.

Загрузка промышленного пресета для генератора

Теперь следует обратить внимание на окошко Oscillator Module Preset, расположенное в правом нижнем углу от центрального графика формы звуковой волны. Нажимаем на него указателем мыши и попадаем в список промышленных пресетов для генератора. Вот тут (Factory OSCs) находится основной кладезь уже настроенных форм волн для осциллятора, причем большинство из них повторяет лучшие звуки известных синтезаторов современности. А теперь стоит сказать о важном. Прямо над Oscillator Module Preset находится окно переключения WaveForm, в котором вы можете переключать режимы между GeoMorph, SpectroMorph, GeoBlend, SpectroBlend.

Они очень значительно отличаются друг от друга. Итак, режим GeoMorph подразумевает, что наш график звуковой волны является амплитудно-временным (по X — время). Сама временная сетка внутренне разбита на 32 сегмента, в одном из которых вы можете установить точку при рисовании и т.п. Обычно GeoMorph всегда стоит по умолчанию при загрузке промышленного пресета. Режим SpectroMorph при том, что визуально форма волны на графике не меняется, переключает структуру, а следовательно, и сам график в амплитудно-частотное представление, то есть по X у него уже идет частота, разложенная по логарифмической шкале (10 октав). В этом случае мы оперируем массивом из 1023 частотных полос/гармоник. Звучание при переключении режимов меняется довольно сильно.

Рисование/редактирование графика для режимов GeoMorph и SpectroMorph производится с помощью меню, которое открывается по нажатию правой кнопки мыши. В нем вы найдете такие полезные вещи, как добавить/удалить точку, изменить параметры кривой.

Рисование от руки в режиме GeoBlend

GeoBlend — свободное рисование формы волны на амплитудно-временном графике от руки. Весь интервал разбит на 128 полос.

SpectroBlend — свободное рисование формы волны на амплитудно-частотном графике от руки. Весь интервал разбит на 128 полос.

Все остальные настройки довольно стандартны, за исключением графиков огибающих Key -> Gain и Vel -> Gain, то есть реагирование генератора при воспроизведении MIDI-ноты, а также на динамику нажатия.

Нужно сказать, что для генераторов Zebra имеются специальные программы от сторонних разработчиков, позволяющие преобразовывать Wav в формат, читаемый синтезатором для использования в качестве основы для генераторов. Вообще, удивительно, почему автор Zebra так долго не хочет внедрять подобную возможность в свое детище. В целом, если интересует именно эта тема, обратитесь к поисковым системам с запросом «Wav2Zebra» и т.п.

Zebralette

Zebrallette — это отдельный плагин/модуль, который поставляется совместно с Zebra 2.5 и нередко используется для создания пэтчей генераторов для последнего. В принципе, Zebralette может успешно использоваться и просто как VST-инструмент. На самом деле, в его рамках мы говорим об одногенераторной версии Zebra, имеющей большое количество настроек. Причем Zebrallette будет больше понятен новичкам: музыкантам и аранжировщикам, которые привыкли работать со стандартными VSTi. А для маломощных компьютеров Zebralette — очень неплохой вариант замены Zebra.

Zebralette — облегченная одногенераторная версия Zebra

FMO

FMO или, говоря по-русски, генераторы частотной модуляции (Frequency Modulation Oscillator) представлены в рамках интерфейса так же как и обычные, другими словами, в верхнем окне они выводятся как модульные окна с регулируемыми настройками, автоматически интегрируются в матрицу подключений, а также имеют отдельную закладку в нижней панели рядом с Ocs 4.

В принципе, многие музыканты и аранжировщики привыкли, что помимо стандартных генераторов дается только один тип вспомогательных — LFO. В варианте Zebra есть вариант и FMO, заимствованный из знаменитых моделей синтезаторов Yamaha, в частности, известного в 80-х DX7.

Основное окно FMO

В верхней части интерфейса в модульное окно выведены ключевые параметры. Первый и, наверное, самый важный — это переключатель входного режима между:
. FM by input: FMO модулируется по его входу, а потенциометр FM, расположенный снизу, управляет уровнем входного сигнала.
. FM self (+): FMO модулирует сам себя, генерируя яркий тоновый звук, схожий с пилообразной формой волны на обычном генераторе. При превышении 50%-ного значения на потенциометре FM тембр становится шумовым.
. RM input: FMO модулируется по его входу по правилам кольцевой модуляции. Потенциометр FM ничего не регулирует.
. Filtered FM: То же самое, что и FM by Input, только потенциометр FM регулирует настройки LP-фильтра. Довольно интересный результат на выходе.
. FM self2 (+): схоже с FM Self (+), только выходное звучание близко к прямоугольной форме сигнала в обычном генераторе.

При этом стоит отметить, что при разных положениях регулятора FM для всех случаев, кроме RM input (где он не работает), вы можете получить различные результаты. То есть при экспериментировании одного переключения режима недостаточно.

Остальные настройки (Tune, Vibrato, Pan, Volume, Detune, Width) стандартны для Zebra, и мы уже описывали подобные для других блоков программы.

На рисунке показаны две цепочки: первая состоит из генератора Osc1 и генератора частотной модуляции FMO1, вторая из генератора шума Noise1 и фильтра VCF1. На нижней панели отображены настройки для FMO

FMO в нижней панели

Сама программа позволяет подключить до четырех FMO, но все второстепенные настройки для них выводятся в рамках только одной закладки в нижней панели интерфейса. Для каждого из них имеются собственные редактируемые графики огибающих Key -> Gain и Vel -> Gain. Параметр Key Scale настраивает шаг питча для FMO, и ноты отстраиваются от E2. При шаге 100 мы имеем обычную полутоновую сетку.

Снизу настроек каждого генератора возле надписи Generator имеется кнопка, которая по умолчанию стоит с названием «pure sine» — это форма волны частотной модуляции. Если кликнуть на этом окошке левой кнопкой мыши, то можно увидеть список всех возможных вариантов, причем эти настройки заимствованы из модели Yamaha TX81Z.

Шумовые генераторы — Noise

Матрица подключений Zebra предусматривает возможность подключения двух генераторов шума, без которых в современном синтезе обойтись довольно трудно. Эти структурные блоки выводятся только в виде модульных окон в верхней части интерфейса программы и имеют не так много настроек. Хотя тут стоит пояснить некоторую взаимосвязь режимов и функциональной принадлежности регуляторов Filter 1 и Filter 2.

Режимы:
. White. Белый шум. Filter 1 — LP-фильтр, Filter 2 — HP-фильтр, крутизна среза 6 дБ/октава.
. Pink. Розовый шум. Filter 1 — LP-фильтр, Filter 2 — HP-фильтр, крутизна среза 6 дБ/октава.
. Digital. Цифровой шум. Filter 1 — питч, Filter 2 — иррегулярность.
. Cracles. Щелчки. Filter 1 — LP-фильтр, Filter 2 — управление случайным режимом создания.

VCF

VCF, или, говоря по-русски, фильтры, управляемые напряжением (Voltage Controlled Filter), — это «кирпичики» аналоговых синтезаторов, имеющие к компьютерным программам отдаленное отношение. И в данном случае их стоит рассматривать как многорежимные модули. В рамках синтезатора Zebra VCF являются одними из самых легких для аппаратных ресурсов ПК решений. Хотя есть и ограничение: программа позволяет подключать до четырех таких блоков.

В каждом из них есть регулируемые параметры:
. Cutoff — частота среза. Причем в рамках программы она указывается не в герцах, а в нотах, вернее, их порядковых номерах на MIDI-клавиатуре - 12. Например, 81.00 обозначает А (440 Гц).
. Resonance — резонансный отклик.
. KeyFol (key follow) — управление режимом, при котором частота среза фильтра меняется в зависимости от высоты воспроизводимой ноты. . Drive/Gain — на самом деле, для большинства типов фильтров это многофункциональный регулятор, который управляет специфическими параметрами. Все, что вам нужно от VCF — это включить его в матрицу, а потом выбрать необходимый тип фильтра.
VCF может работать в режимах:
. LP Xcite — LP-фильтр (24 дБ/окт), потенциометр Drive руководит добавлением высоких частот в зависимости от спектрального состава. . LP Allround — стандартный и очень легкий для CPU LP-фильтр (24 дБ/окт), потенциометр Drive управляет мягким расцвечиванием.
. LP MidDrive — потенциометр Drive увеличивает уровень средних частот.
. LP OldDrive — добавление четных гармоник.
. LP Formant — комбинация нерезонансного LP-фильтра (12 дБ/окт) с резонансной формантной составляющей. Потенциометром Drive можно
переключаться между пятью гласными звуками (A-E-I-O-U). Очень похоже на вокодер.
. LP Vintage — очень легкий для CPU LP-фильтр (24 дБ/окт), эмуляция транзисторных устройств.
. LP 12dB — версия LP Allround с 12 дБ/окт, регулятор Drive ничего не меняет.
. LP 6dB — очень простой нерезонансный LP-фильтр с малой крутизной среза.
. BP RezBand — резонансный BP-фильтр (12 дБ/окт).
. BP QBand — еще один резонансный BP-фильтр.
. HP 24dB — резонансный HP-фильтр (24 дБ/окт)
. HP 12dB — то же, что и предыдущий, только 12 дБ/окт.
. BR Notch — notch-фильтр (24 дБ/окт).
. EQ Peaking — фильтр, который работает схоже с потенциометром «Mid» в параметрических эквалайзерах микшеров. В регуляторах Zebra: Gain меняет частоту, а Res — добротность.
. EQ LoShelf — см. выше.
. EQ HiShelf — см. выше.
. AP Phaser4 — 4-ступенчатый all-pass (AP)-фильтр, предназначен для создания фазовых эффектов.
. AP Phaser8— 8-ступенчатый all-pass (AP)-фильтр, предназначен для создания фазовых эффектов.
. LP Vintage2 — развернутая разновидность LP Vintage.
. SR Decimate — это не фильтр, а «уменьшитель» значения частоты дискретизации, в потенциометрах Zebra регулятором Cutoff меняем значение частоты дискретизации.

Промежуточное завершение

С точки зрения фильтров у Zebra имеется более сложный и современный по сравнению с VCF инструментарий — XMF (cross-modulation filter), о котором мы поговорим в следующей части.

Кристофер


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2011 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета