IT-индустрия: всемирная противоречивость

Мировая IT-индустрия как будто дразнится – демонстрирует одновременно две взаимоисключающие тенденции: роста и падения. И хорошо еще, что тенденция роста выглядит все же более стабильной и долговременной.

Компания Gartner подвела итоги исследования мирового рынка полупроводниковой продукции в прошлом году. По ее оценкам, в 2010-м выручка производителей микросхем достигла $299,4 млрд, немного не дотянув до символичных $300 млрд. Рост по сравнению с 2009-м составил $70,7 млрд, или 30,9%. Аналитики отмечают, что в денежном выражении продажи увеличились на рекордную за все время наблюдений величину.

По подсчетам Gartner, 25 ведущих производителей контролируют 70% отрасли. В прошлом году самые высокие темпы увеличения продаж наблюдались в сегменте микросхем памяти. Вот уже почти 20 лет подряд первую строку в списке крупнейших поставщиков занимает Intel. Продажи полупроводниковой продукции компании за прошедший год выросли с $33,4 до $42,0 млрд; доля Intel составляет 14,0%. На втором месте – компания Samsung, контролирующая 9,4% отрасли. Продажи южнокорейского производителя в 2010-м составили $28,1 млрд. Замыкает тройку лидеров Toshiba с долей в 4,1% и выручкой в $12,4 млрд.

Однако сейчас IT-индустрию вовсю трясут макроэкономические бури. И одна из них разразилась 19 апреля. В этот день международное рейтинговое агентство Standard & Poors понизило прогноз рейтинга США со «стабильного» на «негативный». Эксперты агентства объяснили свое решение тем, что с начала текущего кризиса прошло уже более двух лет, а американское правительство все еще не имеет ни четкого плана решения бюджетных проблем, ни стратегии бюджетной консолидации на долгосрочную перспективу.

«Мы полагаем, что существует серьезный риск того, что американские политики могут не достичь соглашения относительно бюджетной консолидации в средне- и долгосрочной перспективе к 2013 году, – отмечается в сообщении S&P. – Если такое соглашение не будет достигнуто и принятие конкретных шагов не начнется к тому времени, это сделает бюджетные позиции США значительно более слабыми, чем у других стран с рейтингом "ААА"». Рынки отреагировали на новость мгновенно: биржи рухнули. Тут все просто: негативный рейтинг страны говорит о том, что ее экономика на грани обвала. А США все-таки пока крупнейший рынок компьютерной техники и IT-услуг – даже Китаю до него пока далеко.

Тенденции: взаимоисключающие планшеты

Кризис рынка ПК коснулся и планшетов. Все больше производителей решают отложить выпуск своих планшетных ПК из-за того, что опасаются дефицита ключевых компонентов, который может возникнуть после событий в Японии. В частности, речь идет о компании ASUS, представители которой официально объявили об отсрочке выпуска 16- и 32-гигабайтных версий Eee Pad на базе Android 3.0. Ранее сообщалось, что новинка появится в продаже в конце апреля, однако сейчас сроки перенесены на май.

Кроме того, откладывает выпуск своих новых планшетов Flyer и компания HTC. Ее представители отметили, что производитель не смог закупить в достаточном объеме тачпанели. В итоге на рынке новинка появится во II квартале.

Однако в целом этот сегмент компьютерного рынка считается сверхперспективным. По оценке экспертов компании Strategy Analytics, объем сегмента мультимедийных планшетных компьютеров, возникшего в 2010-м с появлением Apple iPad, вырастет до $49 млрд к 2015 году. По итогам 2015-го планшетные ПК сформируют третий по величине сегмент рынка потребительской электроники после телевизоров и персональных компьютеров, прогнозируют аналитики. По оценке Strategy Analytics, в 2015 году в мире будет продано 149 млн планшетов, то есть в восемь раз больше по сравнению с 2010-м. Для сравнения: Gartner прогнозирует увеличение сегмента планшетов c 70 млн устройств в 2011 году до 294 млн в 2015-м, что почти вдвое выше, чем ожидают в Strategy Analytics.

Производители: доходы и расходы гигантов

Китайская Huawei Technologies представила окончательные финансовые результаты за 2010 год. Доходы от продаж составили 185,2 млрд китайских юаней, что на 24,2% больше, чем в предыдущем году. Чистая прибыль Huawei составила 23,8 млрд юаней (на 30% больше результата 2009-го). В 2010-м Huawei показала устойчивый рост на фоне значительного увеличения доли зарубежного рынка, а также успешного развития трех основных направлений: решения для операторов связи, профессиональные телеком-услуги и терминальное оборудование. К концу 2010 года Huawei построила 80 сетей SingleRAN, 28 LTE-сетей были запущены в коммерческое использование или уже готовы к запуску. Также Huawei продала 120 млн терминалов по всему миру.

«Операторы по-прежнему отдают предпочтение Huawei, поскольку мы можем превращать все их идеи в инновационные и гибкие решения, приносящие максимальную прибыль, – подчеркнул Кень Ху, заместитель председателя совета директоров Huawei Technologies. — В рамках нашей стратегии развития мы используем весь наш опыт в телекоммуникационной отрасли, чтобы выйти на новые рынки, включая корпоративный сегмент и производство терминального оборудования. В 2011 г. мы планируем и дальше использовать все возможности для дальнейшего развития нашего бизнеса».

В 2010-м компания открыла направление корпоративных решений и намеревается уделять максимальное внимание развитию этого подразделения, которое предоставляет корпоративным заказчикам сетевую инфраструктуру фиксированной и мобильной связи, центры обработки данных и «облачные» вычисления. В общем, выглядит все красиво. Вот только о реальном финансовом положении Huawei можно только догадываться – китайские власти не любят раскрывать такие секреты.

Другой заметный участник «мобильного» рынка чувствует себя намного хуже, но, по крайней мере, этого не скрывает. Чистая квартальная прибыль Sony Ericsson упала по сравнению с январем-мартом прошлого года на 48% и составила всего 11 млн евро. Японско-шведский концерн винит в этом землетрясение и рост налогов.

Выручка компании сократилась на 19% – до EUR 1,15 млрд. В I квартале Sony Ericsson поставила 8,1 млн телефонов, что на 23% меньше, чем годом ранее. На долю Android-смартфонов приходится около 60% продаж корпорации. Свою долю на рынке смартфонов Sony Ericsson оценивает в 5%. По словам исполнительного директора компании Берта Нордберга, Sony Ericsson удалось получить прибыль благодаря стабильному спросу на «умные телефоны» корпорации. Аналитики же прогнозировали, что в I квартале японско-шведский производитель будет только нести убытки.

Корпорация Samsung решила уйти с рынка компьютерных жестких дисков. И ушла. Причем все произошло как-то очень быстро. Сперва газета The Wall Street Journal со ссылкой на анонимный источник написала, что южнокорейский гигант готов продать свое подразделение за $1-1,5 млрд. А уже на следующий день стало известно, что компания Seagate купила подразделение Samsung по выпуску HDD за $1,35 млрд. Одна половина этой суммы будет выплачена деньгами, а другая – акциями американской компании. В результате Samsung станет владельцем 9,6% акций Seagate, а в совет директоров Seagate войдет представитель южнокорейской компании.

Также по условиям соглашения Seagate сможет использовать NAND-модули флеш-памяти, выпускаемые Samsung, в собственных твердотельных накопителях. Американская компания также будет поставлять Samsung жесткие диски и накопители для компьютеров и ноутбуков. Ожидается, что сделка будет закрыта до конца 2011 года. До этого момента она должна будет пройти одобрение у американских регуляторов рынка.

Причиной продажи называется снижение доходов «винчестерного» подразделения Samsung. За счет продажи подразделения компания рассчитывает существенно улучшить свое финансовое состояние. Рыночная доля Seagate составляет около 30%. Покупка подразделения Samsung позволит компании сократить отставание от Western Digital.

Напомню, что другой крупный игрок на этом рынке – компания Western Digital – в марте этого года объявила о покупке подразделения Hitachi по выпуску жестких дисков. Объем сделки составил $4,3 млрд. В результате этого слияния Western Digital укрепил лидирующую позицию на рынке HDD с долей около 50%.

Софтверный бизнес: Европа наступает, Red Hat чудит

Индустрия программного обеспечения в Европе на сегодняшний день по большей части опирается на компании из трех стран – Германии, Великобритании и Франции, отметили аналитики компании IDC. Это не является сюрпризом, учитывая размеры рынков ПО в этих странах.

Сегодня индустрия сфокусирована в основном на разработке приложений – на долю девелоперских инструментов, middleware и ПО для системных инфраструктур приходится значительно меньшая часть рынка. К примеру, на долю ведущих европейских разработчиков в 2009 году пришлось около 20% глобального рынка базовых приложений (ERM, SCM и CRM) и специализированных решений. Для сравнения, в сегментах middleware, информационного менеджмента и инфраструктурного ПО доля европейских компаний составила менее 5%.

Кроме того, в Европе очень быстро развивается сегмент SaaS-решений. Любопытно, что этот сегмент растет ежегодно в пять раз быстрее всего рынка. Аналитики отметили, что именно этот сегмент является главным отражением перспектив всего европейского рынка ПО в ближайшем будущем. Red Hat собирается выйти с собственным предложением на рынок PaaS (Platform as a Service). Первым публичным облачным сервисом компании станет платформа Makara, которая была разработана одноименным стартапом, недавно вошедшим в состав Red Hat. В момент приобретения количество разработчиков Makara составляло 15 человек, сейчас их число уже возросло в три раза.

Makara – это платформа для разработки web-приложений на базе Java Enterprise Edition. Хотя сервис был запущен всего за пару месяцев до продажи Red Hat, им уже воспользовалось несколько тысяч разработчиков, а американское аэрокосмическое агентство NASA использует его для моделирования климатических процессов. На данный момент сервис работает на базе IaaS-платформ Amazon EC2 и Rackspace в ознакомительном режиме для разработчиков. Техническая поддержка доступна в ограниченном режиме.

Одна из главных задач разработчиков Makara – интеграция сервиса с принадлежащим Red Hat сервером приложений JBoss и ОС Red Hat Enterprise Linux. Внимание уделяется также интеграции с проектом Deltacloud, который позволяет запускать ПО без изменений на разных облачных площадках, будь то Amazon EC2, RackSpace или приватное облако, построенное на основе Red Hat Enterprise Virtualization.

Подробности своей будущей PaaS-стратегии Red Hat собирается обнародовать на Red Hat Summit, который пройдет в Бостоне с 3 по 6 мая. До сих пор сотрудники компании избегали прямых ответов на вопросы о сроках, когда Makara станет доступна для коммерческой эксплуатации.

Новому предложению Red Hat придется столкнуться с ожесточенной конкуренцией. Microsoft уже предлагает свою PaaS-платформу Windows Azure. Сервис App Engine от Google также позволяет решать задачи, связанные с разработкой масштабируемых web-приложений. Но самая серьезная конкуренция для Red Hat – это анонсированная платформа Cloud Foundry от VMware. Как и Makara, Cloud Foundry позволяет создавать приложения на Java (а также на Ruby и JavaScript). Кроме того, исходные тексты Cloud Foundry будут доступны на условиях свободных лицензий – это уже прямое вторжение в вотчину Red Hat со стороны VMware.

Мобильные коммуникации: накануне LTE

Европейская комиссия определилась с частотами для развертывания сетей связи четвертого поколения. Правительственный орган Евросоюза обязал своих членов открыть частоты в диапазонах 900 и 1800 мегагерц для развертывания сетей LTE и WiMAX до конца 2011 года.

Правительство ЕС утвердило свод правил, в котором прописаны механизмы взаимодействия сетей четвертого поколения с сетями 2G и 3G, также функционирующими в этих диапазонах. По словам вице-президента Еврокомиссии Нели Крос, отвечающей за развитие IT, принятие этих правил простимулирует появление устройств для 4G-сетей.

В июле 2009 года Евросоюз уже одобрил использование частот, выделенных под сети 2G (GSM), для развития сетей высокоскоростной передачи данных. Тогда были проведены исследования, в ходе которых была доказана возможность работы различных сетей в рамках одного диапазона на различных блоках частот.

Сети 4G по стандарту LTE строятся по всему миру в различных диапазонах, но общий их стандарт пока не выработан. Так, крупнейшая в мире LTE-сеть американского оператора Verizon Wireless работает в диапазоне 700 мегагерц. В России для создания сетей 4G разыгрывались частоты в диапазонах 2,5-2,7 и 2,3-2,4 ГГц.

Компания LG Electronics проявила интерес к мобильной платформе MeeGo. Об этом заявил Валттери Халла, один из руководителей проекта MeeGo. Халла рассказал, что LG присоединилась к рабочей группе, задачей которой является создание версии MeeGo для смартфонов. В группу входят китайская компания ZTE и сотовый оператор China Mobile.

Представитель LG подтвердил, что компания сотрудничает с проектом MeeGo. Однако, по его словам, в ближайшее время LG не планирует выпускать мобильники на базе MeeGo и рассматривает эту платформу лишь в качестве основы для информационно-развлекательных систем в автомобилях. Напомню, что платформа MeeGo с открытым исходным кодом была представлена в феврале 2010 года. Ее совместно разрабатывали Nokia и Intel. Халла подчеркнул, что недавний альянс Nokia и Microsoft позволит освоить платформу MeeGo другим производителям мобильных устройств.

А вот представитель Samsung сообщил, что корпорация разрабатывает смартфонный процессор, сопоставимый по производительности с полноценным ПК. Двухъядерный ARM-чип Exynos будет работать на частоте 2 ГГц. В Samsung планируют использовать процессор на собственных устройствах, однако не исключено, что он будет доступен и для продажи. В Samsung не называют график выпуска, однако маловероятно, что процессор будет готов до 2012 года.

Объявлено, что Exynos будет сопоставим с компьютером с тактовой частотой 4 ГГц, что, впрочем, выглядит некоторым преувеличением. Но и без этого Samsung осуществит серьезный шаг вперед – например, на данный момент самым мощным смартфоном компании является Galaxy S II с двухъядерным процессором частотой 1,2 ГГц. Считается, что Samsung и ряд других производителей разрабатывают 4-ядерные процессоры, однако они пока могут быть недостаточно компактными и энергоэффективными.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 16 за 2011 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета