IT-бизнес: уроки макроэкономики

Природная катастрофа в Японии показала, что многие IT-концерны довели практику создания глобальных сетей поставщиков комплектующих до абсурда: они экономят миллионы, но рискуют остановкой основного производства. В последние недели рушатся первоначальные оптимистичные прогнозы аналитиков, предрекавших, что произошедшее 11 марта землетрясение на экономику других стран серьезное влияние не окажет.

Землетрясение в, казалось бы, такой далекой Японии привело к образованию не только того цунами, которое сметало с лица земли рыбацкие деревни и разрушало атомные реакторы, но и другого, экономического цунами, которое расползается сейчас по всему миру. Гигантская волна постепенно размывает налаженные связи компаний с поставщиками компонентов, затрагивая интересы производителей от Луизианы в США до Тюрингии в Германии. Так, из-за недопоставок из японских провинций важных комплектующих останавливаются конвейеры заводов по всему миру.

Виноваты в происходящем прежде всего сами концерны, превратившие в фетиш принцип экономичности производства. Именно в IT-отрасли была выпестована технология поставок по формуле just-in-time – «точно в срок». В целях экономии здесь довели объем складских запасов до минимума. Оптимизация издержек стала религией менеджеров по закупкам, которые ради экономии пары центов на выпуске той или иной детали в Азии мирились с трудностями их транспортировки оттуда. И теперь IT-производители понимают, насколько они зависимы от поставщиков.

Землетрясение в Японии заставило нервничать буквально все отрасли. Так, четверть всех мировых поставок кремниевых шайб для полупроводниковых чипов идет из Японии. По оценке экспертов, имеющихся запасов хватит еще на две недели. В связи с этим в большинстве крупных компаний- производителей ПК созданы кризисные штабы, рассматриваются вопросы о введении укороченной рабочей недели, а в более долгосрочной перспективе – организации собственных производств комплектующих.

Производители: доходная весна

По итогам марта 2011 года большинство ведущих мировых производителей материнских плат отметили рост своих выручек в рамках квартала. Речь идет о таких компаниях, как ASUS, Micro-Star International (MSI), Gigabyte Technology и ASRock. Подобный рост аналитики связывают с увеличением продаж устройств на обновленных чипах Intel Sandy Bridge. К примеру, по итогам марта компания ASUS смогла отгрузить 2,4 млн материнских плат – новый месячный рекорд компании.

Компания Compal Electronics также обнародовала финансовые результаты своей работы по итогам марта 2011 года – выручка компании за месяц составила порядка $2,29 млрд, показав 52,4-процентный рост в рамках месяца и 12,3-процентное снижение в рамках года. В целом по итогам I квартала выручка компании упала на 24,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В марте Compal смогла отгрузить 4,3 млн ноутбуков, что оказалось на 59,3% больше, чем результат за февраль 2011 года. За первый квартал этого года объем отгрузок достиг 10,4 млн штук. Для сравнения, в первом квартале прошлого года компания Compal отгрузила порядка 13,1 млн ноутбуков. Компания HTC опубликовала рекордные финансовые показатели своей работы по итогам I квартала 2011 года. Прибыль компании за этот период практически утроилась и достигла $513 млн. Это оказалось значительно выше, чем прогнозировали аналитики. Кроме того, практически в два раза выросли и продажи HTC. По словам специалистов, это произошло благодаря растущему спросу на смартфоны на базе Android, продажей которых занимается HTC. «Мы ожидаем, что после выпуска новых моделей продажи HTC будут расти даже быстрее, чем за два предыдущих квартала», – заявили аналитики.

Интернет-бизнес: время социальных сетей

Некогда лидер среди социальных сетей, соцсеть MySpace быстро умирает. Расходы на поддержку социальной сети MySpace в 2011 финансовом году составят $274 млн. При этом проект в том же отчетном периоде принесет доход в размере $109 млн. Источником информации, касающейся плановых финансовых показателей MySpace, стала компания News Corp. В настоящее время именно она является владельцем этого социального сервиса. Компания намеревается продать MySpace и подготовила прогноз для потенциальных покупателей.

Согласно прогнозам News Corp, уже в следующем финансовом году MySpace принесет прибыль, размер которой составит $15 млн. К 2015 году прибыль социальной сети должна достичь $139 млн. Но насколько этот прогноз реален – сказать сложно.

MySpace была одной из самых популярных сетей в 2006-2007 годах, однако в последние годы интерес пользователей к ресурсу упал. В конце марта в прессе появилась информация о том, что аудитория сайта за последний год сократилась почти вдвое.

News Corp впервые официально сообщила о том, что ищет покупателя для MySpace в ноябре прошлого года, хотя такие слухи ходили и до этого. Эксперты прогнозируют, что News Corp. при продаже сможет выручить за MySpace сумму куда меньшую, чем $580 млн, которые были заплачены за нее в 2005 г. Впрочем, даже несмотря на это, серьезные игроки на интернет-рынке, судя по всему, не слишком заинтересованы в покупке сайта, принимая во внимание большие убытки, которые он приносит своему нынешнему владельцу.

В ноябре прошлого года MySpace подверглась крупным изменениям в надежде остановить лавинообразный спад посещаемости – сайт получил новый дизайн и концепцию, сфокусировавшись на предоставлении пользователям развлекательного контента. С помощью такого решения руководители MySpace рассчитывали уйти от прямой конкуренции с Facebook и другими аналогичными сетями, увеличив свою аудиторию с помощью музыки, видео и другого контента.

Благодаря недавно запущенному сервису Cloud Drive выросли объемы продаж музыки в формате mp3 в онлайн-магазине Amazon. Об этом говорится в электронном письме, разосланном интернет-компанией Amazon сотрудникам музыкальных лейблов. При этом какие-либо конкретные показатели, подкрепляющие заявление компании, не приводятся.

Компания Amazon объявила о запуске сервиса Cloud Drive в конце марта 2011 года. Пользователи Cloud Drive получают доступ к своего рода виртуальному жесткому диску. Они могут выкладывать в Сети музыку, а затем воспроизводить ее на различных компьютерах, а также смартфонах и планшетах, работающих на базе мобильной ОС Android.

Amazon предлагает всем пользователем бесплатное хранилище объемом в 5 Гб. Для увеличения размера хранилища до 20 Гб необходимо будет вносить абонентскую плату – $20. Однако любой пользователь, купивший альбом в mp3-формате в онлайн-магазине Amazon, получает бесплатный доступ к дополнительным 15 Гб пространства. Кроме того, mp3-музыка, купленная в магазине Amazon, автоматически сохраняется на Cloud Drive, но не учитывается при расчете свободного пространства, доступного пользователям.

Крупнейшая социальная сеть Facebook запустит отдельный проект в Китае. Соцсеть договорилась о сотрудничестве с крупнейшим в Китае поисковиком Baidu. Об этом журналистам сообщили анонимные источники в самом поисковике. Официальные представители Baidu и Facebook от комментариев отказались.

Сообщается, что соглашение было заключено по итогам визита Марка Цукерберга в Китай. Этот визит состоялся в декабре 2010 года. Первоначально сообщалось, что Цукерберг посетил Китай во время своего отпуска.

Китайский сервис не будет связан с сайтом Facebook.com, доступ к которому в Китае блокируется. Дата запуска проекта пока не называется. На фоне слухов о возможном запуске сервиса стоимость депозитарных расписок Baidu на фондовой бирже NASDAQ выросла. Сейчас капитализация компании превышает $50 млрд.

В настоящий момент в Китае блокируются популярные западные социальные сервисы. Помимо Facebook жители страны не имеют доступа к Twitter и видеохостингу YouTube. В 2010 году свою деятельность в Китае существенно ограничил Google, который принял решение отказаться от цензуры на своем сайте. Это решение было осуждено властями Китая, которые обвинили американскую компанию в нарушении законов страны.

Интернет-реклама: сбыча мечт

Интернет уже через два года обгонит по рекламным доходам газеты и станет вторым рекламным рынком в мире после телевидения, считают аналитики агентства ZenithOptimedia. В России Интернет уже два года зарабатывает больше газет.

По итогам 2013-го рекламодатели по всему миру потратят на продвижение в Сети почти $94,5 млрд против $91,2 млрд затрат на рекламу в газетах, указано в прогнозе ZenithOptimedia (ZO). После этого опережать Интернет по объему рекламных доходов будет только телевидение. ZO предсказывает, что доля ТВ в глобальных рекламных расходах увеличится с 40,4% в 2010 году до 41,7% в 2013-м. Высококачественные телевизоры, увеличение числа каналов на цифровом телевидении, удобные программы персонализированной записи – PVRs привлекают все больше зрителей. В итоге расходы на телерекламу вырастут с $180,3 млрд в 2010 г. до $216,0 млрд в 2013-м, прогнозирует ZO.

В прошлом году газеты заработали на рекламе на 51% больше (более $95 млрд), чем интернет-ресурсы ($63 млрд), но все же на 1,4% меньше, чем годом ранее, то есть рынок газетной рекламы стагнирует, так как читатели, а за ними и рекламодатели мигрируют в Интернет. Соответственно, расходы на интернет-рекламу быстро растут: по подсчетам ZO, до 2013 года они ежегодно будут расти не менее чем на 14%. Илья Герцев, вице-президент OMD MD|PHD Group, с прогнозом ZO согласен: «В ближайшие несколько лет за счет пока неограниченного инвентаря и высокой эффективности в сегменте digital сохранится едва ли не самый низкий уровень медиаинфляции, что будет способствовать его быстрому развитию». Во всем мире пресса и радиостанции включаются в тренд, активно развивают свои интернет-проекты, многие из них очень популярны и посещаемы, добавляет он.

В России, по данным Ассоциации коммуникационных агентств (АКАР), Интернет обогнал газеты по доходам от рекламы еще в 2008 году, но от общего рынка печатных СМИ в 2010-м еще отставал: рекламодатели потратили на продвижение в печатных СМИ 44,8 млрд руб., тогда как в Интернете – 26,65 млрд руб.

Крупнейшая площадка электронной торговли Amazon возглавила рейтинг рекламодателей поисковой системы Google по итогам IV квартала 2010 года. Amazon потратил на рекламу в отчетном периоде порядка $51 млн, таким образом, годовой бюджет крупнейшего в мире электронного магазина оценивается в сумму порядка $200 млн.

Рейтинг самых крупных рекламодателей Google на конец 2010 года представлен десятью компаниями из различных отраслей, включая туризм и телекоммуникации. В опубликованном списке в основном представлены американские компании, однако среди них есть и хорошо известные в мире рекламодатели. Суммарный рекламный бюджет первой десятки в конце 2010 года превысил $400 млн.

Возглавляет рейтинг сеть онлайн-магазинов Amazon, которая потратила на рекламу в Google в IV квартале $51 млн. Как отмечают эксперты портала, прибыль магазина в прошлом году может составить $1,1 млрд, таким образом, компания может увеличить ее почти на 20%, если откажется от рекламы. Второе место в рейтинге десяти рекламодателей занимает американский оператор сотовой связи AT&T – $27 млн.

Крупнейший интернет-аукцион, eBay, расположился лишь на шестом месте рейтинга, с затратами на рекламу в IV квартале в сумме $22 млн. Его опережает туристическая компания Expedia с бюджетом $23 млн. «Рынок туризма в Интернете очень прибыльный, поэтому неудивительно, что Expedia такой крупный рекламодатель», – отмечают эксперты.

Телекоммуникации: ставка на LTE

Объем мирового рынка операторского оборудования для сетей стандарта LTE в денежном выражении в 2014 году достигнет $27,9 млрд, увеличившись в 18,6 раза по сравнению с показателем 2010-го, прогнозирует IHS iSuppli. В 2010 году объем рынка составил $1,5 млрд.

Основным рынком сбыта в настоящее время являются США. По данным аналитиков, в 2009 г. американские компании приобрели технику в общей сложности на $90 млн, тогда как объем рынка составил $97 млн. В 2011 году расходы на развертывание LTE-сетей в США вырастут до $1,7 млрд, составив чуть менее половины от общемирового показателя в $3,8 млрд. К концу прогнозируемого периода на США будет приходиться менее 20% всех расходов. «Переход на сети мобильной связи четвертого поколения (4G), включая LTE, не может произойти в одночасье, – говорит старший аналитик IHS iSuppli Джэгдиш Ребелло. – Операторам приходится поддерживать множество технологий одновременно – в большинстве случаев технологии 2.5G, 3.5G и 4G». В связи с этим, отмечает аналитик, все большее распространение получают решения, способные сделать переход на LTE более гибким и менее болезненным. Более того, некоторые поставщики выпускают оборудование, позволяющее построить LTE-сеть при любой существующей инфраструктуре. Вместе с тем операторы стараются с большой осторожностью подходить к формированию тарифных планов и возможностей сетей, пытаясь отстраниться от модели, при которой они выполняли функцию банального посредника при передаче трафика, говорит Ребелло. Наиболее ярким примером в этом плане является AT&T, которая неоднократно жаловалась на то, что не в состоянии качественно обслужить всех пользователей iPhone.

Для того чтобы улучшить пропускную способность сетей, компании предлагают тарифные планы, стоимость которых зависит от максимальной скорости передачи данных. В конечном счете у операторов есть только один выход, считает аналитик, – переход к «интеллектуальным» сетям, способным при меньшей пропускной способности предлагать услуги гарантированного качества.

LTE (Long Term Evolution) – технология мобильной связи четвертого поколения. В настоящее время используется для передачи данных, в будущем на ее основе также планируется передача голоса. Одна из первых LTE-сетей была запущена американской компанией Verizon. По состоянию на начало декабря 2010-го сеть охватывала 38 американских городов, предлагая скорость передачи данных 5-12 Мбит/с в нисходящем и 2-5 Мбит/с в восходящем канале. По прогнозу Juniper Research, к 2015 году число абонентов, пользующихся услугами связи, предоставляемыми по стандарту LTE, увеличится в 600 раз до 300 млн по сравнению с 500 тыс. в 2010-м. При этом 90% всех подписчиков LTE к 2015 г. будет приходиться на три региона: Северную Америку, Западную Европу и страны Дальнего Востока, в число которых входят Китай, Япония и Южная Корея.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2011 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета