О монетизации веба. Интервью с Ю.А. Зиссером

Юрий Анатольевич, все последние новости просто гремят о миллиардных прибылях Facebook, но при этом обычные пользователи этого сервиса не очень в курсе того, как происходит монетизация. Мы уже привыкли к социальным сетям, бесплатным почтовым ящикам…


В Интернете не так уж много успешных моделей монетизации. В случае Facebook это прежде всего реклама, представленная баннерами, объявлениями и спонсорством учетных записей предприятий-рекламодателей. С каждым месяцем рекламы в Facebook становится все больше. Платные услуги вроде виртуальных подарков приносят этой социальной сети куда более скромный доход. Успех рекламной модели вызван тем, что участник Facebook обычно представлен своим настоящим именем, что подсознательно обязывает его высказываться содержательно. А это позволяет размещать относительно качественную рекламу – конечно, и близко не такую качественную, как в контент-проектах, но и не на откровенно трешевом контенте, как в соцсетях знакомств или фотохостингах.

Чисто блогерские сайты сейчас не так привлекательны с точки зрения рекламы, хотя раньше на них возлагались большие надежды…

Не только блоги, но многие другие модели так называемого web 2.0 себя не оправдали. Или окупаемость у них появилась за счет других инструментов, потому что серьезный рекламодатель не будет тратить денежки на сайтах с непредсказуемым содержанием. Реклама вообще не является основным способом заработка многих социальных сетей: они часто зарабатывают платными учетными записями, платными услугами и сторонними приложениями, особенно игровыми.

На какие технологии/идеи сейчас будет делать ставку TUT.BY?

На локальные. Бессмысленно и глупо конкурировать с зарубежными сервисами на их поле. Поэтому мы возделываем нишу белорусского контента. В орбите наших главных интересов – новости, интернет-телевидение, работа, финансы, интернет-торговля и т.д. – то есть все локальное, что плохо дается или вовсе не подвластно зарубежным монстрам в силу их глобальности.

Мобильный Интернет в Беларуси. Ваши прогнозы.

По мировым прогнозам в течение ближайших двух лет мобильный трафик превысит стационарный. Мы, как водится, придем к этому с опозданием, но все равно придем. Еще нужно договориться, что мы понимаем под мобильным Интернетом как подключение обычных ноутбуков и стационарных компьютеров через USB-модемы, так и использование интернет-сайтов и сервисов на смартфонах и планшетах. Уже сегодня во многих очередях и транспорте можно увидеть людей, читающих новости в Интернете, а посещаемость мобильной версии TUT.BY давно зашкалила за 20.000 уникальных посетителей в сутки, причем аж четверть посетителей – чисто бизнес-аудитория. Мобильный Интернет будет расти лавинообразно: технический прогресс неостановим.

Могут ли у нас появиться свои социальные сети или рынок уже упущен?

Белорусские социальные сети существуют уже несколько лет, причем не одна! Конечно, они не настолько известны и популярны, как зарубежные. Вообще все социальные сети «заточены» под разное. В одних превалируют знакомства. В других – приложения, особенно игры. В третьих – общение между реальными людьми, причем эти сети фактически приходят на смену ЖЖ. Мы же помимо ставших с 1 января легальными белорусских знакомств направляем часть своих усилий по развитию собственной соцсети «Я ТУТ!» в четвертом направлении, превращая социальную сеть в инструмент для получения скидок. Подробности читатели вашей газеты узнают буквально на днях.

С известным постановлением все юридические лица нашей страны должны быть привязаны к белорусскому хостингу. Известно, что вашим подразделением является hoster.by. Какие изменения произошли по этому поводу?

Никаких, если не считать прихода на colocation небольшого числа клиентов и веб-студий, до тех пор использовавших услуги зарубежного хостинга. Ну и еще лихорадило полгода, пока наши админы почти круглосуточно переносили тысячи сайтов с нашей российской площадки на белорусскую и перевозили наши серверы из Москвы в Минск. В результате чего наши затраты выросли, чего не скажешь о прибыли: при росте оборота прибыль по направлению хостинга за 2010 год по сравнению с 2009-м не выросла.

Вообще, вас не коробит, что на компьютерах белорусов фактически нет белорусских программ, постановление введено, а у нас даже на период его вступления в силу не было сервисов бесплатного хостинга, CMS и SaaS? Хотя Google, Яндекс (narod.ru), не говоря уже о uCoz, дают все возможности…

На наших компьютерах нет не только белорусских программ, но и польских, шведских, французских и многих других, так что жителям этих уважаемых развитых стран должно быть «стыднее», чем нам – у них лучшие условия. В софтверном мире царствует Кремниевая долина – так сложилась сама жизнь. Что же касается бесплатного хостинга, то у нас он был с 2001 до 2009 года. Однако в связи с обязательной регистрацией белорусских сайтов этот сервис пришлось прекратить, тем более что на том же TUT.BY имеется бесплатный блогохостинг. Да и зачем нужен бесплатный хостинг, когда цены на платный хостинг за 15 лет упали в 10 и более раз? За 5 баксов в месяц, посильные любому студенту или пенсионеру, можно получить полный комплекс профессиональных услуг хостинга с круглосуточной технической поддержкой по телефону. Бесплатный хостинг уже не актуален. Владельцы старых площадок не закрывают их только потому, что «подсадили» на них кучу людей и теперь боятся получить публичный негатив. Вон, в Yahoo! решили всего лишь ввести платный трафик на некогда знаменитом, купленном за несколько миллиардов долларов бесплатном хостинге Geocities, причем не для всех пользователей, а лишь превысивших довольно приличную норму трафика – реакция пользователей и рынка была негативна. Поэтому крупным игрокам проще поддерживать убыточный бесплатный хостинг, чем закрыть его. Кстати, бесплатный хостинг – яркий пример web 2.0-бизнеса, так и не нашедшего свою модель монетизации.

Нас читают множество веб-дизайнеров. Расскажите, пожалуйста, как устроен поиск TUT.BY? Это собственный движок или, как говорят многие сеошники, белорусская локализация Яндекса?

Наш поиск основан на услуге Яндекс.XML. Когда пользователь ищет по всему Интернету, выдачи Яндекса и наша практически совпадают, поскольку их единым источником служит поисковая выдача Яндекса. Однако когда наш пользователь ищет по Беларуси, выводятся только сайты, находящиеся в каталоге сайтов TUT.BY www.catalog.tut.by. Таким образом, в выдачу гарантированно попадают лишь белорусские сайты и не попадают, например, российские. Конечно, не всем пользователям нужен поиск именно по Беларуси, люди чаще ищут по всему Интернету (что мы тоже обеспечиваем). Любой «сеошник» и веб-дизайнер об этом знает и помещает вновь разработанный сайт в каталог на TUT.BY.

Что бы вы порекомендовали для продвижения сайтов в Беларуси?

В рамках интервью конкретные рекомендации дать невозможно. Слишком уж многое зависит от того, что представляет собой рекламируемый сайт: является ли сайтом предприятия, сервисом, контент-проектом и т.д. Порой рекомендации в зависимости от сайта диаметрально противоположны. Иногда продвижение в оффлайне, в частности, создание бренда важнее продвижения через Интернет.

Пожелания читателям…

Рядовым пользователям – быстрого Интернета и выгоды от использования Интернета, а профи – успехов в развитии Байнета.

Спасибо за интересное интервью.

Кристофер


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2011 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета