Вспышка паранойи
Как показывает жизнь, чрезвычайная открытость и разнообразие современных средств электронных коммуникаций вполне способны вызывать приступы помутнения рассудка у ответственных лиц. Особенно у сотрудников спецслужб, которым по должности положено отслеживать и не допущать всяческое вольнодумство.
На минувшей неделе в России один чин ФСБ предложил запретить Skype, Gmail и Hotmail. После чего автор этих строк несколько часов получал ни с чем не сравнимое удовольствие, наблюдая в режиме реального времени за развитием самого громкого онлайн-скандала нынешней весны.
Утром 8 апреля в Москве на заседании правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации начальник центра защиты информации и спецсвязи ФСБ Александр Андреечкин заявил о необходимости запрета Skype и Gmail. По его словам, российские спецслужбы обеспокоены использованием сервисов передачи данных с применением систем шифрования на основе зарубежных алгоритмов, видя в них потенциальную угрозу безопасности.
«В последнее время проблема использования в сетях связи общего пользования шифровальных криптографических средств – в первую очередь иностранного производства – вызывает все большую озабоченность ФСБ. Распространяются различные программные средства, позволяющие шифровать трафик. Это, в частности, такие сервисы, как Gmail, Hotmail и Skype. Бесконтрольное использование таких сервисов может привести к масштабной угрозе безопасности России», – сказал Андреечкин. Сказал, тем самым от лица спецслужб признав, что они не могут контролировать переписку и общение на этих ресурсах, притом что ощущают такую необходимость.
Дальнейшие откровения представителя ФСБ остались за кадром, поскольку далее заседание проходило в закрытом режиме. Но Рунету хватило и сказанного. К тому же масла в огонь народного гнева подлил замглавы Минкомсвязи РФ Илья Массух. По его словам, ФСБ предложила запретить в России использование данных сервисов, объяснив это тем, что использование в них систем шифрования затрудняет осуществление оперативных мероприятий. «Например, к Gmail доступ со стороны правоохранительных органов сейчас не регламентирован», – отметил Массух.
Как позднее выяснилось, после дискуссии на заседании правительственной комиссии решили создать межведомственную рабочую группу, которая к 1 октября должна выработать предложения по урегулированию вопроса использования криптографических средств в сетях связи общего пользования. «Граждан ограничивать каким-то техническим образом мы, наверное, не будем, – сказал Илья Массух. – Позиция Минкомсвязи заключается в том, что гражданам ничего нельзя запрещать, особенно Интернет. Можно предлагать какие-то средства шифрования, но они должны быть бесплатными». Но спичка в бочку с бензином была уже брошена. Первым инициативу ФСБ прокомментировал живой легенд Рунета Антон Носик в интервью радиостанции «Эхо Москвы». Он, как оказалось, не верит в возможный запрет Skype, Gmail и Hotmail.
«Я думаю, что все это – вечная торговля ФСБ с Министерством связи. Они вносят какие-то бредовые предложения. Понятно, что они не будут приняты, они не для этого вносятся. Они вносятся для того, чтобы Министерство связи могло отказать в этом и пойти на какие-то уступки в другом. По поводу того, что запретят Skype – я в это абсолютно не верю», – сказал Носик.
Буквально через полчаса в интервью РИА «Новости» источник в Кремле заявил, что «заявление сотрудника ФСБ России Александра Андреечкина о том, что сервисы Skype и Gmail могут представлять угрозу для национальной безопасности, является его личным мнением и не отражает политику государства». «Источник в Кремле» – это такой журналистский эвфемизм, означающий мнение Дмитрия Медведева, не высказанное им лично в прямом эфире.
Но еще через полчаса выяснилось, что у второй головы российского герба – иное мнение. Представитель Владимира Путина подчеркнул важность позиции ФСБ, поставив под сомнение заявление администрации президента Дмитрия Медведева. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков заявил «Газете.Ru», что инициатива о запрете Skype и Gmail – это официальная позиция ФСБ, а не личное мнение представителя спецслужб, о чем чуть ранее сообщил источник в Кремле.
«Представители ФСБ не высказывают личных точек зрения. Естественно, это позиция ведомства, и она тщательно аргументирована», – сказал Песков. Также Песков в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» подтвердил, что этот вопрос вызывает много споров. «Существуют разные точки зрения: как против, так и за. Очевидно, что очень многие технологические достижения могут нести как добро, так и зло», – сказал он. По его словам, решение должно быть принято по итогам межведомственной дискуссии.
Впрочем, кое-кто из подчиненных Путина не согласился с боссом. Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев заявил, что Минкомсвязи не собирается запрещать работу в России Skype, Gmail, Hotmail и других иностранных сервисов передачи данных.
«Никаких планов по отмене или закрытию Skype, Gmail, Нotmail и каких бы то ни было других иностранных сервисов, работающих в России, нет, – сказал Щеголев. – Мы неоднократно говорили о том, что Skype, как и IP-телефония (VoIP) – это сервисы на основе динамично развивающейся технологии. Сейчас стоит вопрос о том, как регулировать применение таких технологий, в том числе с экономической точки зрения». Он также добавил, что можно предлагать любые другие сервисы, но они должны быть бесплатными и конкурентоспособными.
Далее высказаться пришлось уже владельцу сервиса Gmail, корпорации Google. Ее представители заявили, что Google готова предоставлять запрашиваемую правоохранительными органами информацию, но в России с июня 2009 по июнь 2010 года таких обращений не было вообще.
«Сервис Gmail предоставляется компанией Google Inc. (США), которая, как и многие другие почтовые сервисы, использует надлежащие системы защиты информации пользователей от несанкционированного доступа. При получении запросов от иностранных правоохранительных органов в соответствии с договором о взаимной правовой помощи компания Google Inc. предоставляет запрашиваемую информацию», – сообщили в российском представительстве Google.
Кстати, сведения об обращениях правоохранительных органов разных стран с требованием предоставить информацию о пользователях сервисов Google находятся в открытом доступе. (Отчет об ограничении доступа к сервисам Google: http://www.google.com/transparencyreport/governmentrequests/?hl=ru).
Российский представитель Skype отказался от комментариев.
Директор по информбезопасности российского отделения Microsoft Владимир Мамыкин сказал «Газете.Ru»: «Компания Microsoft (предоставляет доступ к сервису Hotmail) всегда открыта к сотрудничеству с российскими органами государственной власти, в том числе с ФСБ. Продукты Microsoft регулярно проходят сертификацию в ФСБ. C 2002 г. в рамках программы Government Security Program (GSP) Microsoft предоставляет организациям, которые отвечают за совершенствование защищенных информационных систем, доступ к исходным кодам своих продуктов».
Между тем, юристы вполне резонно замечают: шифрование бесед пользователей онлайн-сервисов мешает спецслужбам собирать оперативную информацию без санкции суда (она требуется только при расследовании конкретных уголовных дел). Но такой сбор информации противоречит Конституции и Декларации прав человека: вмешательство в частную жизнь, нарушение тайны переписки возможно лишь при угрозе национальной безопасности, установленной в каждом конкретном случае.
В свою очередь, руководитель комитета по информационной безопасности Ассоциации ИКТ-предприятий России Александр Соколов (сам бывший сотрудник ФСБ) уверен: если потребуется, то ФСБ сможет контролировать и те сервисы, где используются зарубежные алгоритмы шифрования. Чтобы реализовать СОРМ, ФСБ потребовала от сотовых операторов «большой тройки» предоставить доступ к зашифрованному сервису Blackberry, и теперь спецслужбы могут снимать с него информацию, если захотят.
«ФСБ больше волнует защищенность информации госструктур. Смысла добиваться закрытия Skype нет – он далеко не единственный мессенджер, позволяющий сохранять конфиденциальность переговоров в Сети. Подобные программы, обладающие даже большей защищенностью, разрабатываются и совершенствуются постоянно. На форумах радикалов, как левого, так и правого толка, часто встречаются рекомендации, какими программами стоит пользоваться, чтобы переписка не попала в руки спецслужб», – сказал Соколов.
Поздно вечером 8 апреля заявление своего сотрудника, наконец, прокомментировало ФСБ. «Никаких предложений или требований со стороны ФСБ об ограничении для граждан пользования этими сервисами на рабочем заседании правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации не было», – заявили в спецслужбе. И добавили: «В этой связи, в рамках комиссии необходимо найти решение вопроса о том, чтобы функционирование сервисов на территории России отвечало ее национальному законодательству и международной практике. Для простых граждан это не должно создать никаких неудобств».
Аминь?
Денис Лавникевич
На минувшей неделе в России один чин ФСБ предложил запретить Skype, Gmail и Hotmail. После чего автор этих строк несколько часов получал ни с чем не сравнимое удовольствие, наблюдая в режиме реального времени за развитием самого громкого онлайн-скандала нынешней весны.
Утром 8 апреля в Москве на заседании правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации начальник центра защиты информации и спецсвязи ФСБ Александр Андреечкин заявил о необходимости запрета Skype и Gmail. По его словам, российские спецслужбы обеспокоены использованием сервисов передачи данных с применением систем шифрования на основе зарубежных алгоритмов, видя в них потенциальную угрозу безопасности.
«В последнее время проблема использования в сетях связи общего пользования шифровальных криптографических средств – в первую очередь иностранного производства – вызывает все большую озабоченность ФСБ. Распространяются различные программные средства, позволяющие шифровать трафик. Это, в частности, такие сервисы, как Gmail, Hotmail и Skype. Бесконтрольное использование таких сервисов может привести к масштабной угрозе безопасности России», – сказал Андреечкин. Сказал, тем самым от лица спецслужб признав, что они не могут контролировать переписку и общение на этих ресурсах, притом что ощущают такую необходимость.
Дальнейшие откровения представителя ФСБ остались за кадром, поскольку далее заседание проходило в закрытом режиме. Но Рунету хватило и сказанного. К тому же масла в огонь народного гнева подлил замглавы Минкомсвязи РФ Илья Массух. По его словам, ФСБ предложила запретить в России использование данных сервисов, объяснив это тем, что использование в них систем шифрования затрудняет осуществление оперативных мероприятий. «Например, к Gmail доступ со стороны правоохранительных органов сейчас не регламентирован», – отметил Массух.
Как позднее выяснилось, после дискуссии на заседании правительственной комиссии решили создать межведомственную рабочую группу, которая к 1 октября должна выработать предложения по урегулированию вопроса использования криптографических средств в сетях связи общего пользования. «Граждан ограничивать каким-то техническим образом мы, наверное, не будем, – сказал Илья Массух. – Позиция Минкомсвязи заключается в том, что гражданам ничего нельзя запрещать, особенно Интернет. Можно предлагать какие-то средства шифрования, но они должны быть бесплатными». Но спичка в бочку с бензином была уже брошена. Первым инициативу ФСБ прокомментировал живой легенд Рунета Антон Носик в интервью радиостанции «Эхо Москвы». Он, как оказалось, не верит в возможный запрет Skype, Gmail и Hotmail.
«Я думаю, что все это – вечная торговля ФСБ с Министерством связи. Они вносят какие-то бредовые предложения. Понятно, что они не будут приняты, они не для этого вносятся. Они вносятся для того, чтобы Министерство связи могло отказать в этом и пойти на какие-то уступки в другом. По поводу того, что запретят Skype – я в это абсолютно не верю», – сказал Носик.
Буквально через полчаса в интервью РИА «Новости» источник в Кремле заявил, что «заявление сотрудника ФСБ России Александра Андреечкина о том, что сервисы Skype и Gmail могут представлять угрозу для национальной безопасности, является его личным мнением и не отражает политику государства». «Источник в Кремле» – это такой журналистский эвфемизм, означающий мнение Дмитрия Медведева, не высказанное им лично в прямом эфире.
Но еще через полчаса выяснилось, что у второй головы российского герба – иное мнение. Представитель Владимира Путина подчеркнул важность позиции ФСБ, поставив под сомнение заявление администрации президента Дмитрия Медведева. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков заявил «Газете.Ru», что инициатива о запрете Skype и Gmail – это официальная позиция ФСБ, а не личное мнение представителя спецслужб, о чем чуть ранее сообщил источник в Кремле.
«Представители ФСБ не высказывают личных точек зрения. Естественно, это позиция ведомства, и она тщательно аргументирована», – сказал Песков. Также Песков в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» подтвердил, что этот вопрос вызывает много споров. «Существуют разные точки зрения: как против, так и за. Очевидно, что очень многие технологические достижения могут нести как добро, так и зло», – сказал он. По его словам, решение должно быть принято по итогам межведомственной дискуссии.
Впрочем, кое-кто из подчиненных Путина не согласился с боссом. Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев заявил, что Минкомсвязи не собирается запрещать работу в России Skype, Gmail, Hotmail и других иностранных сервисов передачи данных.
«Никаких планов по отмене или закрытию Skype, Gmail, Нotmail и каких бы то ни было других иностранных сервисов, работающих в России, нет, – сказал Щеголев. – Мы неоднократно говорили о том, что Skype, как и IP-телефония (VoIP) – это сервисы на основе динамично развивающейся технологии. Сейчас стоит вопрос о том, как регулировать применение таких технологий, в том числе с экономической точки зрения». Он также добавил, что можно предлагать любые другие сервисы, но они должны быть бесплатными и конкурентоспособными.
Далее высказаться пришлось уже владельцу сервиса Gmail, корпорации Google. Ее представители заявили, что Google готова предоставлять запрашиваемую правоохранительными органами информацию, но в России с июня 2009 по июнь 2010 года таких обращений не было вообще.
«Сервис Gmail предоставляется компанией Google Inc. (США), которая, как и многие другие почтовые сервисы, использует надлежащие системы защиты информации пользователей от несанкционированного доступа. При получении запросов от иностранных правоохранительных органов в соответствии с договором о взаимной правовой помощи компания Google Inc. предоставляет запрашиваемую информацию», – сообщили в российском представительстве Google.
Кстати, сведения об обращениях правоохранительных органов разных стран с требованием предоставить информацию о пользователях сервисов Google находятся в открытом доступе. (Отчет об ограничении доступа к сервисам Google: http://www.google.com/transparencyreport/governmentrequests/?hl=ru).
Российский представитель Skype отказался от комментариев.
Директор по информбезопасности российского отделения Microsoft Владимир Мамыкин сказал «Газете.Ru»: «Компания Microsoft (предоставляет доступ к сервису Hotmail) всегда открыта к сотрудничеству с российскими органами государственной власти, в том числе с ФСБ. Продукты Microsoft регулярно проходят сертификацию в ФСБ. C 2002 г. в рамках программы Government Security Program (GSP) Microsoft предоставляет организациям, которые отвечают за совершенствование защищенных информационных систем, доступ к исходным кодам своих продуктов».
Между тем, юристы вполне резонно замечают: шифрование бесед пользователей онлайн-сервисов мешает спецслужбам собирать оперативную информацию без санкции суда (она требуется только при расследовании конкретных уголовных дел). Но такой сбор информации противоречит Конституции и Декларации прав человека: вмешательство в частную жизнь, нарушение тайны переписки возможно лишь при угрозе национальной безопасности, установленной в каждом конкретном случае.
В свою очередь, руководитель комитета по информационной безопасности Ассоциации ИКТ-предприятий России Александр Соколов (сам бывший сотрудник ФСБ) уверен: если потребуется, то ФСБ сможет контролировать и те сервисы, где используются зарубежные алгоритмы шифрования. Чтобы реализовать СОРМ, ФСБ потребовала от сотовых операторов «большой тройки» предоставить доступ к зашифрованному сервису Blackberry, и теперь спецслужбы могут снимать с него информацию, если захотят.
«ФСБ больше волнует защищенность информации госструктур. Смысла добиваться закрытия Skype нет – он далеко не единственный мессенджер, позволяющий сохранять конфиденциальность переговоров в Сети. Подобные программы, обладающие даже большей защищенностью, разрабатываются и совершенствуются постоянно. На форумах радикалов, как левого, так и правого толка, часто встречаются рекомендации, какими программами стоит пользоваться, чтобы переписка не попала в руки спецслужб», – сказал Соколов.
Поздно вечером 8 апреля заявление своего сотрудника, наконец, прокомментировало ФСБ. «Никаких предложений или требований со стороны ФСБ об ограничении для граждан пользования этими сервисами на рабочем заседании правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации не было», – заявили в спецслужбе. И добавили: «В этой связи, в рамках комиссии необходимо найти решение вопроса о том, чтобы функционирование сервисов на территории России отвечало ее национальному законодательству и международной практике. Для простых граждан это не должно создать никаких неудобств».
Аминь?
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2011 год в рубрике интернет