О недешевом производстве…
Звуковая/музыкальная продукция современного класса в настоящий момент во многом изменилась по технологии производства. Это не сильно влияет на цены в профессиональном сегменте, потому как апгрейд подходов там прошел естественным образом. В этом материале мы ответим на несколько вопросов, которые часто задают новички.
Почему хорошие аранжировка и сведение не могут стоить $100?
Такие суммы можно встретить на самом начальном уровне:). Но любой специалист (или группа специалистов), которые хотят развивать свой бизнес, оставаться на плаву, конкурировать с остальными, естественно, должны обновлять свою техническую базу. А цены на современные программные пакеты, актуальные для 2011 года и необходимые для качественного производства, очень высоки.
Для примера скажу, что комплект плагинов Sonnox Oxford — выше $1000, новинки от Lexicon (плагины) — около $2000, новинки от Brainworx (плагины) — около $600. Это мы поговорили только о тех, которые содержат в себе новейшие профессиональные алгоритмы, которые сейчас просто необходимы для создания музыки/звука с современными характеристиками качества. Причем в каждом случае мы подразумеваем различные области. Например, с помощью Sonnox Oxford Transient Modulator успешно решаются ситуации с изменением субъективного ощущения громкости, например, при переходе от куплета к припеву и обратно, для выведения инструментов в общей фонограмме. В стандартном случае очень многие это решают просто за счет баланса уровня (например, делают вокалы громче и т.п.), что довольно плохо сказывается на равномерности динамического диапазона фонограммы, а на самом деле, Transient Modulator позволяет достичь такого же эффекта избирательным изменением атак инструментов. Также у этой фирмы очень хороший лимитер, и есть новинка этого года — специальный плагин для профессионального конвертирования в МP3 Sonnox Fraunhofer Pro-Codec. Причем этот формат файлов распространен не только в Интернете, но и в большом количестве продукции, например, компьютерных играх.
Алгоритмы от Lexicon в особом представлении не нуждаются, и очень хорошо, на самом деле, что они вышли в виде программных плагинов. Аналогов по результатам своей работы они фактически не имеют.
Что касается Brainworx — компания выпускает уникальные модули для выделения басов, что особенно приветствуется в современных аранжировках, а также имеется уникальный модуль по работе с «даблами», и, если говорить прямо, их вариант лимитера с разбиением стереосигнала на суммарный и разностный, с последующей обработкой каждого по отдельности, иногда работает лучше, чем некоторые стандартные плагины. При этом brainworx является «темной лошадкой», поскольку ее модулями уже давно пользуются известные американские и европейские саундпродюсеры.
И это мы затронули только обработку, точнее, ее часть.
Инструменты
Cледует отметить два направления. Первое — это так называемые «живые» инструменты (гитары, рояли, ударные, оркестровые). Нужно сказать, что сессии записи профессионалов обычно влетают в копеечку. То есть нужно соблюсти три составляющие: хороший(ие) музыкант(ы), инструмент(ы), профессиональные условия записи. У нас это пока еще не совсем дорого, но и выходное качество получается соответствующим в силу довольно низких требований местного «шоу-биза». Если же вы работаете на иностранного заказчика (был опыт), там все совершенно по-другому. Например, я столкнулся с тем, что наиболее подходящими для записи в современных стилях и джазе являются все-таки иностранные музыканты, они по-другому чувствуют, причем очень многое из того, что у нас считается альтернативой, там является просто популярной музыкой. Но… как только кто-то из них (этих музыкантов) получает хоть какую-нибудь мало-мальскую премию или его где-то престижно отметили, ценник сразу взлетает, иногда на порядок. Студии там также не дешевы. Кстати, классические музыканты у нас на очень высоком уровне, только их все-таки иногда трудно записать в местных условиях. Вообще, запись «живых» музыкантов — это очень расходная часть производства.
В последнее время ситуация несколько упростилась, поскольку появились программы, заменяющие не только ударные установки, но и барабанщиков (главным образом, Toontrack), пошли в ход качественные эмуляторы концертных роялей, очень выросли не только по объемам, но и по качеству симфонические библиотеки. Что касается духовых… тут интересный момент. Мне в одной композиции понадобилась труба. Написал партию. Взял программный эмулятор, и как им ни крутил — плоско, без динамики. Пригласил местного музыканта — результат опять не тот. Потом агент, который руководил процессом, посоветовал мне одного афроамериканца-трубача (связывались через Интернет). Тот… других слов не найду, просто «вломил» звук. Так что здесь ситуация пока веселая. То же самое с гитарами. А в целом, программные эмуляторы намного упростили жизнь.
По ценам все также очень дорого (хотя в итоге они себя окупают).
Синтезированные инструменты — это отдельная песня. Во-первых, для того, чтобы с ними работать, нужно разбираться в их структуре. Для этого рекомендуется освоить Native Instruments Reaktor и разобраться в Absynth от этого же производителя. Во-вторых, постоянно отслеживать новинки, которые в последнее время, например, качественно дали Spectrasonic, reFX, Sonic Charge. Также нередко полезно покопаться в небольших программках, потому как некоторые синтезаторы из их числа могут предоставить звучание с каким-нибудь интересным оттенком. В общем, за всем нужно следить. И стоить все может по-разному.
Экспериментирование
Обратите внимание на то, что западные профессиональные аранжировки топ-класса очень трудно повторить (если, конечно не говорить о некоторых исключениях). Дело в том, что там очень много экспериментируют с тембрами, ища различные комбинации, используя наслоения и т.п. То есть, даже если вы скачаете софт или купите инструменты, на которых все делалось, повторить это очень сложно. Почему? Эксклюзив. Во-вторых, очень многое делается под конкретную музыкальную или ритмическую фразу/партию. Например, если вы возьмете тот же тембр и сыграете им иной мелодический оборот, то эффекта не получится. Некоторые эксклюзивные loop’ы продаются за очень большие деньги с тремя или четырьмя нулями. И вообще, использование промышленных пресетов, банков готовых loop’ов в профессиональной сфере не приветствуется. Слово «эксклюзив» там является одним из главных.
На чем можно сэкономить специалистам?
В принципе, хорошая экономия может получиться на знаниях. То есть, некоторые программы или устройства можно не покупать, если вы знаете, чем их можно равноценно заменить дешевле. Об экономии на записи «живых» инструментов мы уже рассказали.
Подытожим
Ну а теперь считайте расходы на инструменты/ПО, технику, музыкантов, аранжировку, сведение. Сколько получается? Вот, примерно так:). Я не буду говорить тривиальные вещи о том, что у нас многое является вторичным от западного в области технологий производства творческих продуктов, и, в принципе, такая ситуация устраивает и потребительский рынок. Но постепенно все меняется.
Кристофер http://itcs.3dn.ru
Почему хорошие аранжировка и сведение не могут стоить $100?
Такие суммы можно встретить на самом начальном уровне:). Но любой специалист (или группа специалистов), которые хотят развивать свой бизнес, оставаться на плаву, конкурировать с остальными, естественно, должны обновлять свою техническую базу. А цены на современные программные пакеты, актуальные для 2011 года и необходимые для качественного производства, очень высоки.
Для примера скажу, что комплект плагинов Sonnox Oxford — выше $1000, новинки от Lexicon (плагины) — около $2000, новинки от Brainworx (плагины) — около $600. Это мы поговорили только о тех, которые содержат в себе новейшие профессиональные алгоритмы, которые сейчас просто необходимы для создания музыки/звука с современными характеристиками качества. Причем в каждом случае мы подразумеваем различные области. Например, с помощью Sonnox Oxford Transient Modulator успешно решаются ситуации с изменением субъективного ощущения громкости, например, при переходе от куплета к припеву и обратно, для выведения инструментов в общей фонограмме. В стандартном случае очень многие это решают просто за счет баланса уровня (например, делают вокалы громче и т.п.), что довольно плохо сказывается на равномерности динамического диапазона фонограммы, а на самом деле, Transient Modulator позволяет достичь такого же эффекта избирательным изменением атак инструментов. Также у этой фирмы очень хороший лимитер, и есть новинка этого года — специальный плагин для профессионального конвертирования в МP3 Sonnox Fraunhofer Pro-Codec. Причем этот формат файлов распространен не только в Интернете, но и в большом количестве продукции, например, компьютерных играх.
Алгоритмы от Lexicon в особом представлении не нуждаются, и очень хорошо, на самом деле, что они вышли в виде программных плагинов. Аналогов по результатам своей работы они фактически не имеют.
Что касается Brainworx — компания выпускает уникальные модули для выделения басов, что особенно приветствуется в современных аранжировках, а также имеется уникальный модуль по работе с «даблами», и, если говорить прямо, их вариант лимитера с разбиением стереосигнала на суммарный и разностный, с последующей обработкой каждого по отдельности, иногда работает лучше, чем некоторые стандартные плагины. При этом brainworx является «темной лошадкой», поскольку ее модулями уже давно пользуются известные американские и европейские саундпродюсеры.
И это мы затронули только обработку, точнее, ее часть.
Инструменты
Cледует отметить два направления. Первое — это так называемые «живые» инструменты (гитары, рояли, ударные, оркестровые). Нужно сказать, что сессии записи профессионалов обычно влетают в копеечку. То есть нужно соблюсти три составляющие: хороший(ие) музыкант(ы), инструмент(ы), профессиональные условия записи. У нас это пока еще не совсем дорого, но и выходное качество получается соответствующим в силу довольно низких требований местного «шоу-биза». Если же вы работаете на иностранного заказчика (был опыт), там все совершенно по-другому. Например, я столкнулся с тем, что наиболее подходящими для записи в современных стилях и джазе являются все-таки иностранные музыканты, они по-другому чувствуют, причем очень многое из того, что у нас считается альтернативой, там является просто популярной музыкой. Но… как только кто-то из них (этих музыкантов) получает хоть какую-нибудь мало-мальскую премию или его где-то престижно отметили, ценник сразу взлетает, иногда на порядок. Студии там также не дешевы. Кстати, классические музыканты у нас на очень высоком уровне, только их все-таки иногда трудно записать в местных условиях. Вообще, запись «живых» музыкантов — это очень расходная часть производства.
В последнее время ситуация несколько упростилась, поскольку появились программы, заменяющие не только ударные установки, но и барабанщиков (главным образом, Toontrack), пошли в ход качественные эмуляторы концертных роялей, очень выросли не только по объемам, но и по качеству симфонические библиотеки. Что касается духовых… тут интересный момент. Мне в одной композиции понадобилась труба. Написал партию. Взял программный эмулятор, и как им ни крутил — плоско, без динамики. Пригласил местного музыканта — результат опять не тот. Потом агент, который руководил процессом, посоветовал мне одного афроамериканца-трубача (связывались через Интернет). Тот… других слов не найду, просто «вломил» звук. Так что здесь ситуация пока веселая. То же самое с гитарами. А в целом, программные эмуляторы намного упростили жизнь.
По ценам все также очень дорого (хотя в итоге они себя окупают).
Синтезированные инструменты — это отдельная песня. Во-первых, для того, чтобы с ними работать, нужно разбираться в их структуре. Для этого рекомендуется освоить Native Instruments Reaktor и разобраться в Absynth от этого же производителя. Во-вторых, постоянно отслеживать новинки, которые в последнее время, например, качественно дали Spectrasonic, reFX, Sonic Charge. Также нередко полезно покопаться в небольших программках, потому как некоторые синтезаторы из их числа могут предоставить звучание с каким-нибудь интересным оттенком. В общем, за всем нужно следить. И стоить все может по-разному.
Экспериментирование
Обратите внимание на то, что западные профессиональные аранжировки топ-класса очень трудно повторить (если, конечно не говорить о некоторых исключениях). Дело в том, что там очень много экспериментируют с тембрами, ища различные комбинации, используя наслоения и т.п. То есть, даже если вы скачаете софт или купите инструменты, на которых все делалось, повторить это очень сложно. Почему? Эксклюзив. Во-вторых, очень многое делается под конкретную музыкальную или ритмическую фразу/партию. Например, если вы возьмете тот же тембр и сыграете им иной мелодический оборот, то эффекта не получится. Некоторые эксклюзивные loop’ы продаются за очень большие деньги с тремя или четырьмя нулями. И вообще, использование промышленных пресетов, банков готовых loop’ов в профессиональной сфере не приветствуется. Слово «эксклюзив» там является одним из главных.
На чем можно сэкономить специалистам?
В принципе, хорошая экономия может получиться на знаниях. То есть, некоторые программы или устройства можно не покупать, если вы знаете, чем их можно равноценно заменить дешевле. Об экономии на записи «живых» инструментов мы уже рассказали.
Подытожим
Ну а теперь считайте расходы на инструменты/ПО, технику, музыкантов, аранжировку, сведение. Сколько получается? Вот, примерно так:). Я не буду говорить тривиальные вещи о том, что у нас многое является вторичным от западного в области технологий производства творческих продуктов, и, в принципе, такая ситуация устраивает и потребительский рынок. Но постепенно все меняется.
Кристофер http://itcs.3dn.ru
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2011 год в рубрике мультимедиа