IT-бизнес: вопрос доверия

Глава инвестфонда Berkshire Hathaway и один из богатейших людей планеты Уоррен Баффетт призывает инвесторов по всему миру быть более осторожными, вкладывая деньги в быстрорастущие социальные сети.

На недавней конференции в Нью-Дели Баффетт сказал, что сейчас социальные сети привлекают к себе много внимания и денег от инвесторов, но в то же время он заметил, что бизнес-модели этих сетей далеки от идеала, а в некоторых случаях этих бизнес-моделей вообще нет. «Большинство таких сетей сейчас серьезно переоценены», – уверен опытный инвестор.

Стоит отметить, что Уоррен Баффетт не одинок в своих предостережениях. Недавно основатель и глава IAC Барри Диллер назвал существующую сейчас на рынке оценку социальных сетей «математическим сумасшествием». По его словам, получение прибыли данными компаниями в долгосрочной перспективе совсем не очевидно, и это должно настораживать инвесторов.

IT-инвестиции: удвоение DST Global

Бизнесмены Юрий Мильнер и Алишер Усманов создали новый фонд DST Global-2 объемом в несколько сотен миллионов долларов. Фонд уже инвестировал в сервис коллективных скидок Groupon и завершает покупку 5% музыкального сервиса Spotify. В отличие от первого DST Global, где основная часть принадлежит Усманову, во второй фонд значительную долю внесли западные инвестфонды.

Первой инвестицией фонда стал сервис интернет-скидок Groupon. В январе 2011 года Groupon привлек $950 млн от консорциума инвесторов, состав которого не раскрывался. Это не первая инвестиция Мильнера и Усманова в Groupon: до 8% сервиса уже принадлежит Mail.ru Group Мильнера и первому фонду DST Global.

Второй инвестицией DST Global-2 станет европейский музыкальный сервис Spotify, который оценен фондом в миллиард долларов. Таким образом, DST Global-2 готов заплатить $50 млн за 5% Spotify.

Первый фонд DST Global имеет доли в крупнейшей в мире социальной сети Facebook и компании Zynga, занимающейся разработкой игровых приложений для социальных сетей. DST Global инвестирует в компании на поздней стадии развития, но с высоким потенциалом роста.

Производители: пихание локтями на рынке

23 марта акционеры Hewlett-Packard переизбрали в правление компании на следующий год всех 13 директоров. Этим завершился скандал, в котором гендиректора Лео Апотекера подозревали в продвижении собственных кандидатур. Напомню, что 2 марта консалтинговая фирма Institutional Shareholder Services (ISS) заявила, что Апотекер активно вовлечен в процедуры выбора новых членов совета директоров, чем нарушает внутреннюю политику компании. Согласно уставу HP, это могут делать только независимые директора.

По предварительным итогам собрания акционеров, состоявшегося в Арлингтоне (штат Вирджиния), в совет директоров переизбраны Лоуренс Баббио, занимающий этот пост с 2002 года, Сари Балдауф и Д. Кеннеди Томпсон, выполняющие свои функции с 2006 года. Ранее ISS рекомендовала акционерам голосовать против этих кандидатов, объясняя это тем, что они не смогли обеспечить соблюдение правил компании по выбору кандидатов в правление. Последний год совет директоров Hewlett-Packard критикуют за увольнение предыдущего гендиректора Марка Херда из-за сексуального скандала и последующего назначения Апотекера, который до этого возглавлял SAP. Oracle подала в суд на SAP за хищение интеллектуальной собственности одним из подразделений SAP, теперь уже бывшим.

После отставки Херда HP ввела в совет директоров пять новых членов: Шамита Банерджи, гендиректора Booz & Co, Гэри Рейнера, бывшего директора по информационным технологиям General Electric, Патрицию Руссо, бывшую гендиректора Alcatel-Lucent, Доминика Сенекира, гендиректора AXA Private Equity, и Мег Уитмен, бывшую президента и гендиректора eBay.

Представители ISS утверждали, что как минимум четверо из этих кандидатов имели связи с Апотекером. По их словам, Сенекир вместе с Апотекером входил в правление Schneider Electric, а трое других кандидатов были клиентами SAP. В Hewlett-Packard ответили тем, что ISS неправильно понимает процедуру выборов в совет директоров.

Прошлый год оказался для мировой индустрии микропроцессоров годом больших изменений, и лишь одно осталось прежним – доминирование здесь корпорации Intel, отметили аналитики компании iSuppli.

По итогам 2010 года доля Intel в рамках мирового рынка микропроцессоров составила 81%, что оказалось на 0,4% больше, чем показатель компании за 2009 год. В то же время компания AMD закончила 2010 год с долей в 11,4% рынка, что оказалось на 0,8% меньше, чем в 2009 году.

Общий объем выручек здесь в прошлом году вырос на 25% до $40 млрд. Для сравнения, в 2009 году выручки на рынке процессоров падали, показав 6%-е снижение.

Еще один важный момент: в 2010 году на рынке появился новый тренд, связанный с ростом популярности медиапланшетов. Лидер этого сегмента – iPad от Apple – оснащается процессором на архитектуре, отличной от классической x86. Этот процессор производится компанией Samsung Electronics. В ближайшие два года компания Apple сможет по объему доходов обогнать таких лидеров индустрии, как IBM и HP, пишет ресурс v3.co.uk. Обогнать IBM компания Apple сможет уже в течение ближайшего года. На данный момент Apple уже является второй крупнейшей компанией США с точки зрения капитализации, уступая лишь компании Exxon. При этом, например, компания Microsoft идет на четвертом месте в этом рейтинге.

Уже в ближайшем будущем Apple, благодаря росту продаж своей продукции и общему объему выручек, сможет стать доминирующим игроком на рынке, уверены в Forrester Research. «Они станут крупнее IBM в следующем году и крупнее HP еще через год», – считает основатель Forrester Research Джордж Колони.

Стоит отметить, что и у Apple сейчас есть определенные проблемы. Главная из них – это фактическая потеря Стива Джобса. На сегодняшний день компания имеет готовую стратегию развития на ближайшие четыре года, но что будет потом – пока неизвестно.

Компания Research In Motion (производитель смартфонов BlackBerry) объявила результаты своей деятельности в IV квартале 2010-2011 финансового года и итоги за весь год. Выручка по итогам года, завершившегося 26 февраля, выросла на 33% до $19,9 млрд по сравнению с $15,0 млрд в 2009-2010 финансовом году. Прибыль выросла на 47% до $3,4 млрд. Поставки смартфонов достигли рекордных 52,3 млн штук – на 43% больше по сравнению с предыдущим годом.

«Мы с удовольствием сообщаем о рекордных объемах поставок и финансовых результатах в минувшем финансовом году, – заявил соисполнительный директор RIM Джим Балсилье. – Мы начинаем новый год с хорошим подспорьем и в полной мере готовы следовать продолжающейся конвергенции технологий мобильной связи и мобильных вычислительных устройств».

По данным IDC, в 2010-м RIM заняла второе место по поставкам смартфонов на мировой рынок после Nokia. Вместе с Nokia и RIM первую пятерку производителей разделили Apple, Samsung и HTC. Также второе место компании RIM на рынке смартфонов присвоили в Strategy Analytics.

Стоит отметить, что в I квартале 2010-го RIM вошла в первую четверку производителей мобильных телефонов всех типов (хотя обычные мобильные телефоны в продуктовые линейки компании не входят) и оставалась в ней до II квартала. В IV квартале, согласно IDC, компания выбыла из Топ-5. Так или иначе, но прогноз RIM на текущий квартал не порадовал аналитиков. По сообщению Reuters, компания пообещала прибыль в размере $1,47-1,55 на акцию, значительно меньше озвученных ранее $1,65 на акцию. Это привело к снижению курса акций на 12% в период расширенной торговой сессии NASDAQ.

Снижение прогнозируемых величин в компании объяснили ростом объемов инвестиций на исследования, разработки, маркетинг и продажи, особенно в рамках проекта по выпуску первого планшетного ПК – BlackBerry PlayBook. Производитель также ссылается на снижение средней отпускной стоимости смартфонов в I квартале. Кроме того, в ожидаемые значения также внесен возможный эффект в результате нарушения цепочки поставок из-за стихийного бедствия в Японии, хотя этот эффект ожидается незначительным.

Напомню, что планшет PlayBook, согласно официальной информации, поступит в продажу 19 апреля. Заказать новинку можно уже с 22 марта. Устройства оснащаются экраном 10,1 дюйма, 2-ядерным процессором и работают под управлением собственной ОС компании с поддержкой многозадачности. Стоимость версий с 16, 32 и 64 Гб памяти составляет $499, $599 и $699 соответственно. В первых моделях поддержки 3G реализовано не будет.

Интернет-бизнес: E-bay пошел в наступление

Интернет-аукцион E-bay заключил сделку, которая значительно укрепит его позиции в конкурентной борьбе с Amazon.com. Аукцион покупает поставщика технологий электронной торговли GSI Commerce за $2,4 млрд, что откроет доступ на E-bay для 180 ведущих брендов.

Покупка GSI Commerce позволит E-bay получить сервис управления заявками, их последующим исполнением и доставкой, подобный тому, который обеспечивает преимущества его основному конкуренту Amazon.com. Клиентская база GSI насчитывает порядка 180 ведущих брендов, среди которых Levi Strauss, Timberland, Mattel, Toys R, Zales.

Сумма сделки составит $2,4 млрд, или $29,25 за акцию GSI, что означает 51% премии к текущей цене акций на бирже на момент подписания договора. После объявления о сделке акции GSI подпрыгнули почти на тот же 51%, до $29,20 за акцию на площадке NASDAQ. Ценные бумаги E-bay, напротив, потеряли 4,3%, до $30,34 за акцию.

Решительные перемены необходимы интернет-аукциону, который хотя и продолжает показывать рост основных показателей, однако не успевает за удвоением показателей за год, характерным для этого сектора. Так, доход E-bay в 2010 году увеличился на 4,9%, составив $9,16 млрд.

Рынок электронной торговли только по США в 2010 году составил $176 млрд и, по прогнозам компании Forrester Research, к 2015 году увеличится до $279 млрд.

Набравший популярность на старте E-bay в последнее время теряет клиентов, предпочитающих более удобные и простые сайты Amazon. «Количество продавцов, крупных и небольших, которые приходили к нам и признавались, что они недовольны нашей системой мобильных платежей, недовольны нашей системой социальной коммерции, не знают, как выйти на глобальные масштабы, зашкалило», – говорит исполнительный директор E-bay Джон Донахью. Приобретение GSI станет самой большой сделкой для компании с 2005 года, когда E-bay приобрел Skype за $2,5 млрд. Сделка ухудшит итоговые показатели 2011 года, понимают в E-bay, но рассчитывают возместить это сторицей. Компания уже пересмотрела прогноз по доходу на 2013 год и ожидает $14,1-16,3 млрд вместо $13-15 млрд.

«E-bay, очевидно, переходит в наступление, – говорит президент компании ChannelAdvisor, помогающей продавцам продвигать товар как на E-bay, так и на Amazon, Дэвид Спитц. – Совершенно ясно, что это шаг для расширения спектра услуг, предлагаемых рынку». К тому же E-bay собирается использовать принципиально другой подход к продавцам, позиционируя себя в качестве союзника, а не конкурента, как это делает Amazon. «Если вы посмотрите на то, что в последнее время делается на Amazon, то поймете, что проект E-bay имеет шансы на успех», – отмечает аналитик Evercore Partners Кен Сена. Действительно, за последние пять лет Amazon покинули такие бренды, как Target Corp, Borders Group Inc., Toys R Us и Circuit City Stores.

Выручка крупнейшей российской социальной сети «ВКонтакте» от рекламы по итогам 2010 года составила 1,36 млрд рублей. 910 млн рублей пришлось на медийную рекламу, а 450 миллионов – на контекстную.

Продажи медиарекламы у «ВКонтакте» за год удвоились, а таргетированная контекстная реклама работает на сайте только с августа 2010 года. Именно на контекстную рекламу и будет делать ставку сеть дальше: в конце марта стало известно, что «ВКонтакте» начала таргетировать рекламу с учетом региона проживания, браузера и платформы. Кроме того, с марта «ВКонтакте» совсем перестанет продавать медийную рекламу. Тем не менее, в соцсети ожидают, что доходы компании от рекламы в 2011 году утроятся.

Реклама – не единственная статья дохода «ВКонтакте», но выручку от платных сервисов социальная сеть не раскрывает.

Для сравнения: в сети «Одноклассники», основном конкуренте «ВКонтакте» на российском рынке, на платных сервисах в 2010 году заработали $45,7 млн (1,3 млрд рублей), а на рекламе – $23,3 млн (662 млн рублей). Однако у «ВКонтакте» доля платных сервисов в структуре доходов ниже.

Объемы рекламы в Интернете (если судить по расходам рекламодателей) устойчиво растут, при этом лидером рынка является именно контекстная реклама. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2010 году продажи рекламы в Интернете выросли на 40% до 26,65 млрд рублей. Для сравнения, аналогичный показатель на радио составил 11,8 млрд рублей, а в отрасли печатной продукции – 44,8 миллиарда рублей.

Игровая индустрия: Sony создает «экосистему» для игр и развлечений

Sony Computer Entertainment America (SCEA) создала компанию Sony Network Entertainment America (SNEA) для управления активами PlayStation Network и ее развития, сообщила пресс-служба Sony.

С 1 апреля SCEA передает управление всеми сетевыми сервисами, в том числе учетными записями и финансами пользователей PSN, в руки SNEA. Пользователям Sony Online Services (в состав которых входит и PSN) с этой даты нужно будет принять новые условия предоставления услуг от SNEA. В случае отказа профиль пользователя будет удален, а средства на счетах возвращены.

Эксперты оценивают этот шаг со стороны Sony как возможность будущего расширения и взаимной интеграции сетевых сервисов, предоставляемых компанией. Об этом говорил глава SCEI Каз Хираи на выставке CES в январе, подразумевая, что в будущем возможно объединение PSN и Qriocity (сервис Sony по продаже фильмов и музыки), а также предоставление контента из обеих сетей для загрузки на различные устройства. По мнению аналитиков, Sony начнет включать в свою объединенную сетевую экосистему смартфоны Xperia, будущие планшетные ПК, новые портативные консоли, смарт-телевизоры. Это поможет компании расширить базу для продажи контента.

Сервис PlayStation Network был запущен Sony в 2006 году как сетевая платформа для консоли PlayStation 3. Впоследствии сервис начал предоставляться на PSP. Регистрация и использование основных функций PSN являются бесплатными. В 2010 году была представлена платная подписка PlayStation Plus, предоставляющая доступ к привилегированным функциям PSN. На данный момент в PlayStation Network зарегистрировано более 69 млн профилей пользователей.

На фото Уоррен Баффетт

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2011 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета