IT-бизнес: сорванные планы

Катастрофа в Японии, судя по всему, повлияет на мировую IT-индустрию сильнее, чем я предполагал еще неделю назад. По подсчетам аналитиков, в результате стихийного бедствия в Японии прекращены поставки 25% мирового объема подложек для производства микросхем. В результате крупнейшего землетрясения, последовавшими за ним цунами и авариями на АЭС в Японии была остановлена работа множества заводов, включая заводы полупроводниковой индустрии.

По данным IHS iSuppli, остановленные в Японии заводы отвечают за выпуск 25% мирового объема 300-мм подложек, используемых для дальнейшего производства чипов компаниями во всем мире. В частности речь идет о заводах Shin-Etsu Chemical Corporation в Сиракаве и MEMC Electronic Materials в Уцуномии, на которые приходится соответственно 20% и 5% мирового объема.

Кроме того, еще две компании (Mitsubishi Gas Chemical Company и Hitachi Kasei Polymer) заявили о временном закрытии заводов по выпуску фольгированного стеклотекстолита – базового компонента для производства печатных плат. Эти заводы отвечают за 70% мировых поставок данного материала.

Бедствие также затронуло заводы по производству чипов корпорации Toshiba. В Toshiba заявили, что их больше всего беспокоит разрушенная инфраструктура, из-за чего они могут не получать сырье и испытывать трудности с отправлением. В свою очередь в SanDisk заявили, что ущерб оказался минимальным.

Проблемы также затронули площадки компаний Elpida Memory, повреждено 40% производственных мощностей Renesas Electronics, повреждена инфраструктура Fujitsu. Последствия катастрофы дошли до американских компаний: Apple за три дня потеряла $17,4 млрд капитализации, а Texas Instruments (чипы для смартфонов, промышленного оборудования) объявила о сокращении ожидаемых финансовых показателей в ближайшие кварталы. Неизвестно, когда производство возобновится в прежнем объеме. По словам аналитика IHS iSuppli Дейла Форда, в случае если поставка подложек Shin- Etsu Chemical и MEMC Electronic будет задержана на несколько недель или месяцев, это даст значительный негативный эффект для всей мировой полупроводниковой промышленности.

Аналитики не исключают, что длительная задержка с поставкой подложек может привести к повышению цен на ПК и другую электронику. Прежде всего задержка скажется на флеш-памяти – необходимом компоненте смартфонов и набирающих популярность мультимедийных планшетов.

От стихийного бедствия в Японии серьезно пострадала и Nokia, на долю которой приходится 32% мирового объема поставок мобильных телефонов. «Полная картина произошедшего остается неясной, однако Nokia ожидает срыва поставок ряда продуктов подразделения Devices & Services в связи с тем, что в масштабах всей отрасли ожидается нехватка комплектующих и материалов для их производства, поставляемых из Японии», – говорится в пресс-релизе финского производителя.

Производители и тенденции

Согласно результатам исследования IHS iSuppli, в 2010 году продажи твердотельных накопителей выросли на 93%, что составило $4,4 млрд. При этом в I квартале текущего года аналитики ожидают дальнейшее увеличение спроса на SSD. Вместе с тем в ближайшие три года продажи SSD могут увеличиться примерно до $7,2 млрд, поскольку темпы роста рынка еще не столь высокие.

В интервью V3.co.uk один из аналитиков IHS iSuppli Майкл Янг пояснил, что драйвером роста рынка SSD на сегодняшний день является активность со стороны корпоративного заказчика. «Частные пользователи придают большое значение стоимости продукта, в то время как для корпоративного заказчика эффективность решения имеет приоритет над его ценой. Аналогичным образом, малое время доступа SSD является для них более важной характеристикой, чем емкость твердотельных дисков».

В процентном соотношении продажи твердотельных накопителей пока еще существенно отстают от классических винчестеров. По прогнозам IHS iSuppli, объем продаж SSD за весь 2011 год составит около 15 млн шт., тогда как количество реализованных жестких дисков только в I квартале превысит 161 млн шт.

Далеко не каждый пользователь готов заплатить высокую цену за производительность SSD-накопителя, поясняет аналитик. Большая часть из них не считает такие расходы оправданными. В то же время Майкл Янг предупреждает, что в ближайшее время пользователям вряд ли стоит рассчитывать на существенное снижение цен на SSD.

Совет директоров компании Asustek Computer на собрании 18 марта сообщил о том, что компания решила инвестировать $50 млн в открытие второго операционного офиса на территории Китая, сообщает Digitimes, ссылаясь на представителей компании. Пока неизвестно, в каком именно городе будет открыт этот офис, однако решение должно быть принято до конца апреля. В любом случае, он будет располагаться в западной части страны. Компания Foxconn, возможно, строит в Бразилии завод для выпуска продукции Apple. У Foxconn уже есть две сборочные линии в бразильском Жундиаи, где собирается электроника для HP и Sony. Издание сообщает, что компания сейчас изучает возможность запуска третьей сборочной линии. В бразильской прессе активно обсуждается слух, что эта линия может быть полностью выделена для Apple.

В пресс-службе Apple на вопросы журналистов ответили стандартным образом: «Компания не комментирует спекуляции». Когда попросили прокомментировать Foxconn, она не стала отрицать, что исследует возможность строительства третьей производственной линии, но отметила, что об официальных планах сборки продуктов Apple в Бразилии говорить пока рано.

Аналитик Алекс Гауна из JMP Securities недавно предположил, что проблемы Apple с поставками связаны именно с китайским заводом Foxconn. Вместе с тем аналитик Яир Рейнер из Oppenheimer не согласен с этим: он считает, что на Apple приходится только $20 млрд из общей выручки Foxconn в $93,4 млрд. Таким образом, по его словам, на Apple приходится относительно скромная доля общей выручки компании.

Новые модели компьютеров-моноблоков Apple iMac будут представлены до 6 мая. Об этом сообщил редактор техноблога CNet News со ссылкой на анонимные источники. По сведениям журналиста, новые iMac получат поддержку технологии передачи данных Thunderbolt. Она была представлена в конце марта, и первыми устройствами, оснащенными соответствующим разъемом, стали ноутбуки MacBook Pro.

Также моноблоки получат процессоры Intel Core нового поколения, основанные на архитектуре Sandy Bridge. Другие данные по спецификациям новых моделей пока не приводятся.

Впервые о выходе новых iMac стало известно в конце декабря, когда об этом рассказало тайваньское издание Digitimes, сославшись на производителей компьютерных комплектующих. Тогда сообщалось, что новые iMac будут представлены в первой половине 2011 года. При этом уточнялось, что в дополнение к двум моделям, выпускающимся в настоящий момент, Apple выпустит третью модель iMac, которая будет отличаться от существующих размером экрана по диагонали. Сейчас Apple выпускает моноблоки с диагональю 21,5 и 27 дюймов.

В последний раз Apple обновляла линейку iMac в июле 2010 года. Тогда компания снабдила моноблоки процессорами семейства Intel Core i, графикой AMD Radeon и разъемами для карт памяти SD.

Согласно исследованию NPD Group, среди покупателей смартфонов наиболее востребованы модели с дисплеем не менее 4 дюймов. По итогам IV квартала 2010 года доля аппаратов с экранами от 3,5" до 3,9" составила 39%, почти не изменившись по сравнению с прошлогодним показателем. Смартфоны же с дисплеями от 4" заняли почти 25% рынка, хотя первые модели с такими крупными экранами начали распространяться только в начале прошлого года. Что касается устройств с экранами от 3" до 3,4", то в конце 2009 года их доля составляла 63%, а в октябре-декабре 2010-го сократилась до 36%. «В результате взрывного роста видеоконтента и популяризации web-серфинга, доступного для смартфонов, потребители пересмотрели свое отношение к размерам телефонов», – заявил Росс Рубин, представитель руководства NPD Group.

Интернет-бизнес: наступление видеорекламы и мобильный прорыв Facebook

Российский интернет-холдинг Mail.ru Group объявил о заключении контракта о продаже видеорекламы с компанией Smartclip, благодаря чему российские рекламодатели смогут размещать видеорекламу на всех страницах портала Mail.ru и социальной сети «Одноклассники». Ежемесячная аудитория портала, согласно данным TNS, составляет около 27,4 млн человек, соцсети – 17,8 млн человек.

Как говорят представители Smartclip, для трансляции роликов предусмотрены различные форматы – Pre-roll, Post-roll, overlay; воспроизводиться они могут на различных устройствах, включая мобильные платформы, игровые консоли, InternetTV.

Для справки: в состав холдинга Mail.ru Group входят сервис бесплатной электронной почты и два интернет-пейджера – Mail.ru Агент и ICQ. Mail.ru Group оперирует двумя ведущими российскими социальными сетями: MoйМир@Mail.ru и «Одноклассники», а также владеет значительным пакетом акций «ВКонтакте».

Между тем, компания J’son & Partners Consulting опубликовала собственное исследование рынка видеорекламы в Рунете. По мнению ее экспертов, к 2015 году доля сетевой видеорекламы увеличится до 10-12% от общего объема рынка. Доля медийной рекламы будет продолжать падать, а эффективность баннеров и rich media (рекламные сообщения, использующие технологии Flash и JavaScript) – снижаться, говорится в исследовании.

По мнению аналитиков, многие рекламодатели будут сокращать бюджеты на телевизионную рекламу в пользу онлайн-видео, в результате чего могут даже возникать определенные противоречия в рамках медиахолдингов и рекламных агентств.

Рынок интернет-рекламы считается самым быстрорастущим и перспективным среди всех российских каналов рекламной коммуникации. Основным фактором роста, по мнению J’son & Partners Consulting, стал устойчивый тренд увеличения интернет-аудитории в целом, обеспечивающийся экспансией операторов широкополосного доступа (особенно в регионах), снижением тарифов и входного порога для новых подключений.

Также важными драйверами рынка интернет-рекламы являются совершенствование форматов онлайн-видео, создание большого числа порталов, содержащих видеоконтент, и рост их аудитории благодаря увеличению пропускной способности каналов связи. Продолжает набирать популярность контекстный формат – даже в кризис рекламодатели не отказались от средства коммуникации, дающего прямые продажи.

Социальная сеть Facebook купила израильского разработчика приложений для мобильных телефонов Snaptu. Величина сделки составляет $60-70 млн. Самой известной разработкой Snaptu является одноименное приложение, которое позволяет пользоваться популярными интернет-сервисами, наподобие Twitter или Google Picasa, на бюджетных мобильных телефонах.

В 2011 году израильская компания разработала специальное приложение для доступа в Facebook. При этом, как заявляет Snaptu, это приложение поддерживается более 2,5 тыс. моделей мобильников.

Ожидается, что с помощью этой покупки Facebook сможет увеличить собственную аудиторию. В Facebook насчитывается более 500 млн пользователей, тогда как количество владельцев мобильных телефонов составляет несколько миллиардов человек.

Компания Snaptu была основана в 2007 году и имеет офисы в Тель-Авиве, Лондоне и Кремниевой долине. Отмечается, что ранее Snaptu получила инвестиции от различных компаний на сумму около $9 млн.

Кадровые перестановки в IT-бизнесе

AMD сообщила о назначении бывшего топ-менеджера Hewlett-Packard Майка Вульфа на должность информационного директора компании. Сообщается, что Вульф будет отвечать за управление всей глобальной IТ-инфраструктурой AMD по всему миру. Подчиняться в работе он будет напрямую временно исполняющему обязанности главы AMD Томасу Сайферту, также сочетающему должность финансового директора.

Параллельно с этим AMD занимается подбором нового CEO компании, который на постоянной основе сменит Дирка Меера, ушедшего из компании в январе этого года.

В феврале нынешнего года AMD лишилась еще двух топ-менеджеров: Боба Ривета, исполнительного вице-президента и операционного директора, а также Марти Сейера, вице-президента по вопросам корпоративной стратегии.

Кадровые перемены происходят и у другого микропроцессорного гиганта. Ананд Чандрасехер, вице-президент и генеральный директор подразделения ультрамобильных устройств (Ultra Mobility Group), решил покинуть Intel после 24-летнего сотрудничества.

Официальная причина ухода топ-менеджера звучит как «поиск других интересов», однако ряд источников связывает отставку Ананда Чандрасехера со скромными достижениями возглавляемого им подразделения на рынке платформ для смартфонов. В свое время Intel возлагала большие надежды на однокристальную систему Moorestown, однако за три года с момента анонса она так и не доведена до серийного производства. Не лучше обстоят дела и с процессорами Medfield, позиционируемых прямыми конкурентами процессоров на архитектуре ARM. В лучшем случае Medfield появятся на рынке во второй половине года, когда на ринг выйдет новое поколение ARM-платформ, соперничать с которыми будет куда сложнее.

Выполнять обязанности Ананда Чандрасехера будут два вице-президента Intel – Майк Белл и Дэйв Уоллен – кураторы группы архитектур (Intel Architecture Group).

Интересно, что примерно те же обстоятельства, только связанные со слабой активностью на рынке планшетов, могли послужить основной причиной недавней отставки главы AMD Дирка Меера. Похоже, процессорные гиганты все больше и больше внимания уделяют платформам для ультрамобильных устройств, признавая, таким образом, их перспективность.

Роб Соломон, президент и глава операционного отделения сервиса коллективных скидок Groupon, в ближайшие месяцы намерен покинуть свой пост. Об этом заявил исполнительный директор компании Эндрю Мейсон. На данный момент не известно, кто именно займет должность Соломона. Решение Соломона связано со стремительным ростом Groupon. За год его работы в компании количество сотрудников увеличилось с 200 человек до 6000.

Мейсон отметил, что Соломон сделал много ценного для сервиса, и в дальнейшем он останется консультантом Groupon в чикагском офисе компании. Накануне в интервью Соломон заявил, что компании нужен новый операционный директор, который выведет Groupon на следующий уровень. «То, что мы сделали с Groupon за год, в лучших интернет-компаниях достигается за пять лет», – отметил Соломон.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2011 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета