IT-бизнес: потрясенная индустрия

Природная катастрофа, потрясшая Японию, потрясла и всю мировую IT-индустрию. Одна только Sony была вынуждена временно закрыть 10 заводов и два исследовательских центра, падение ее акций в первый же день достигло 8,9% и продолжилось далее. Ее примеру последовали многочисленные производители микрочипов, мобильников, ноутбуков, жестких дисков и прочей компьютерной электроники.

Причины остановки производств самые разные. Повреждение оборудования, нарушение логистики, прекращение поставок комплектующих, отсутствие электроснабжения. Общий ущерб японской экономики от землетрясений, цунами и атомных катастроф, как ожидается, достигнет $2 триллионов, и из них изрядная доля потерь придется на IT-сектор страны.

Неудивительно, что вслед за японской NIKKEI дружно рухнули и другие мировые биржи, включая «компьютерную» NASDAQ. Ведь на японских заводах до катастрофы производилось 14% микросхем в мире, и значительная их часть шла на экспорт. Теперь цены на рынке полупроводников и прочих высокотехнологичных изделий неуклонно идут вверх из-за срыва поставок из Японии. Некоторые комплектующие для популярных гаджетов, в том числе для iPhone, подорожали более чем на треть, в частности, из-за опасений дефицита на рынке NAND- и DRAM-памяти.

Так, используемые в цифровых камерах и смартфонах флеш-карты объемом 8 Гб, которые еще неделю назад оптом продавались по $7,3 за штуку, уже торгуются за $10. В то же время цены на микросхемы MLC NAND поднялись на 20%. В среднем, по данным DRAMeXchange, стоимость 16- и 32-Гб чипов выросла на 16,75% и 20,5%, до $4,67 и $6,06 соответственно. Цены на карты microSD также показали рост на 26%. Отраслевые аналитики прогнозируют, что вскоре память подорожает до 50%.
Выпуск DRAM-памяти в Японии составляет 10% от мирового объема. Фабрики двух основных компаний по выпуску карт памяти Micron и Elpida практически не пострадали, но, по оценкам iSuppli, на полное возобновление производственных мощностей может уйти около двух месяцев. Сильнее всего срыв поставок и удорожание продукции ударит по средним по размеру компаниям, которые обычно закупают детали небольшими партиями и по мере необходимости.

Тенденции: отступление десктопов

Ноутбуки и планшеты продолжают теснить традиционные десктопы. По итогам 2010 года в России было продано 4,14 млн ноутбуков и планшетов на $3 млрд, что на 51,6% больше, чем за 2009 год в штучном выражении, и на 91% - в денежном. Настольных ПК было продано на $925,1 млн (рост 30%), но при этом в количественном выражении продажи сократились на 10,5%, до 1,71 млн штук. Ситуация в странах СНГ весьма схожа с российской. Первое место на российском рынке в 2010 году занял Asus с долей 21%, затем идет Acer (19%), Samsung (16%), HP (9%), Lenovo (8%). Если учесть, что бренды Packard Bell (доля 3%) и Emachines (6%) принадлежат Acer, то первое место в сегменте мобильных ПК занимает Acer с долей 28%. Доля Apple в сегментах настольных ПК и мобильных, по данным аналитической компании GfK, составляет менее 1%.

По итогам 2010 года в России было продано 1,71 млн настольных ПК, что на 10,5% меньше, чем за 2009 год. При этом в денежном выражении продажи выросли более чем на 30%, составив $925,1 млн. Это связано со смещением фокуса спроса в сторону дорогих игровых десктопов.

Основная доля продаж по-прежнему приходится на небрендированные компьютеры: доля «безымянных» настольных ПК (собираемых из комплектующих непосредственно продавцом) в 2010 году составила 76% от общего числа. За год этот показатель снизился на 7%. Крупнейшим брендовым производителем десктопов в 2010 году стал Acer (6%), увеличив свою долю в России на 1% по сравнению с 2009 годом. За Acer идут российские Depo Computers и IRBIS, а также американская HP - у всех доля по итогам 2010 года равна 3%.

Тенденция к замещению настольных компьютеров лэптопами актуальна уже два-три года, отмечает менеджер по работе с ключевыми клиентами Samsung Сергей Илюшин. «Это нормальный процесс, который произошел на развитых рынках. Мы в России просто отстаем от них на несколько лет. Ноутбуки стали массовыми товаром - во многом за счет агрессивной ценовой политики производителей. К примеру, средняя цена ноутбука сейчас составляет 22 тыс. руб. В то же время настольный ПК обойдется где-то в 15 тыс. руб., но такое незначительное преимущество по цене не спасает их», - рассуждает Илюшин. По его мнению, планшетные ПК, которые вышли на массовый рынок в прошлом году, могут вытеснить с рынка нетбуки, причем уже по итогам 2011 года.

IT-инвестиции: поговорим о «мыльных пузырях»

Значительную часть - около 31% - стоимости интернет-компании Mail.Ru Group составляет пакет принадлежащих ей акций крупнейшей в мире социальной сети Facebook. Об этом свидетельствует инвестиционное заключение российского банка «Открытие», оценивающее капитализацию Facebook в $76,4 млрд. «Мы оцениваем 100%-й пакет Facebook в $76,4 млрд, что на 53% выше оценки, рассчитанной на основе последней сделки», - пишут в отчете отраслевые аналитики банка. Под «последней» эксперты понимают январскую сделку с американским инвестиционным банком Goldman Sachs и российским фондом Digital Sky Technologies, в рамках которой компания Facebook была оценена в $50 млрд. По прогнозам банка, в 2015 году выручка Facebook достигнет $16,8 млрд, а стоимость компании к тому же году прогнозируется на уроне $134,7 млрд.

«В своих расчетах мы исходили из того, что Mail.Ru Group принадлежит доля в Facebook в размере 2,38%, которая, исходя из оценки соцсети в $76,4 млрд, стоит порядка $1,8 млрд», - сообщил аналитик банка «Открытие» Тибор Бокор. Весь холдинг Mail.Ru Group банк оценивает примерно в $6 млрд, а справедливую цену одной акции Mail.Ru Group - в $31,5. «Именно стоимость Facebook является важнейшим фактором, который влияет на движение акций Mail.Ru Group», - считает Бокор.

В пресс-службе Mail.Ru Group отказались комментировать мнение банка «Открытие», уточнив лишь, что аналитики банка являются независимыми по отношению к интернет-холдингу. По данным инвестиционного банка JP Morgan на январь, целевая цена за одну глобальную депозитарную расписку (эквивалент одной акции) для Mail.Ru Group на конец 2011 года составит $51,7. Достижение этого показателя позволит оценить холдинг в $10,16 млрд.

До того как активно развивающиеся частные интернет-компании, в число которых входит Facebook, станут публичными, потенциальным акционерам остается лишь догадываться об их реальной стоимости.

«Оценка таких компаний, тем более по таким косвенным признакам - дело достаточно неблагодарное, поскольку информация достаточно отрывочная, а стоимость совершаемых сделок может быть далека от справедливой, поскольку сделки проходят со значительной премией к реальной цене, определяемой стремлением того или иного игрока войти на данный рынок», - считает эксперт инвестиционного холдинга «Финам» Леонид Делицын. «Несомненно, Facebook - серьезная компания, занимающая сильную позицию на рынке, но попытки конвертировать эту позицию в реальную рыночную оценку всегда очень приблизительны», - отмечает Делицын.

Оценочная модель банка «Открытие» основывается, прежде всего, на предположении об увеличении доли онлайн-рекламы в рекламных бюджетах. В среднем, по подсчетам аналитиков, на рынок рекламных услуг будет приходиться порядка 0,6% мирового ВВП, при этом доля онлайн-рекламы увеличится к 2015 году с нынешних 12% до 16%. Причем, если в 2010 году Facebook удалось захватить лишь 2,7% онлайновых рекламных бюджетов, то к 2015 году доля компании в этом сегменте вырастет до 20%.

Кроме того, отмечают аналитики «Открытия», аудитория Facebook будет расти быстрее мировой интернет-аудитории. По данным на конец 2010-го число пользователей Facebook достигло трети от общего числа интернет-пользователей, а к 2015 году, по прогнозу, этот показатель увеличится до 41%. Следующая новость выглядит невероятной. Hewlett-Packard, крупнейший производитель ПК в мире, обсуждает вероятность продажи собственного бизнеса по производству персоналок, чтобы сосредоточиться на таких направлениях, как IТ-консалтинг, производство серверов, разработка ПО. Об этом со ссылкой на различные источники в компании сообщили сразу несколько американских и азиатских СМИ. Так, по данным тайваньского издания Digitimes, Hewlett-Packard намерена продать ПК-бизнес корейской Samsung Electronics.

В Hewlett-Packard эти сведения неофициально опровергли, но сделали это как-то неуверенно.

В компании Gartner сомневаются, что по крайней мере в этом году HP продаст данный бизнес, но в 2012 году такой сценарий вероятен. Ряд экспертов полагают, что стратегически HP будет развиваться в сторону той модели бизнеса, которую для себя еще в 2003 году выбрала IBM, продав ПК-бизнес китайской Lenovo.

В Китае говорят, что с точки зрения логики для Hewlett-Packard было бы целесообразно начать переговоры с местной Foxconn Technology, так как сейчас эта компания уже является крупнейшим контрактным производителем ПК по заказам тех же HP, Dell, Apple и других американских компаний.

Производители: уверенность и амбиции

CEO корпорации IBM Сэм Пальмизано уверен, что «голубой гигант» сможет до 2015 года заработать на облачных вычислениях $7 млрд. Об этом он заявил в ходе ежегодной встречи с инвесторами. Как считает Пальмизано, облачные вычисления являются «следующим техническим сдвигом в корпоративном секторе» и «представляют собой шанс суммой в семь миллиардов долларов».

Тут стоит вспомнить, что IBM одной из первых среди крупных IT-корпораций начала осваивать облачные технологии: ее программа Blue Cloud была объявлена еще в 2007 году.

Как сообщает издание CloudTweaks, IBM рассчитывает закрепить за собой примерно четверть глобального рынка облачных вычислений. По оценкам экспертов, общие траты на этом рынке в период до 2015 года составят порядка $30 млрд. Однако тут IBM придется конкурировать с такими серьезными игроками, как Amazon, Google и Salesforce.com. В частности, по оценкам консалтинговой компании UBS, в 2014 году компания Amazon Web Services получит за счет облачных технологий $2,5 млрд прибыли.

Также IBM объявила о создании нового подразделения под названием Smarter Commerce, которое будет заниматься исследованиями и разработками в области эффективного маркетинга продукции на рынке и улучшения продаж за счет анализа потребительских настроений.

В рамках данной инициативы IBM планирует открыть новый бизнес по консалтингу, специалисты которого будут помогать IТ-компаниям оценивать запросы потребителей и подстраиваться под их нужды. Также подразделение Smarter Commerce займется созданием новых программных продуктов и сервисов. В частности, IBM намерена разработать сервис, который будет анализировать продвижение бренда в социальных медиа, таких как Facebook или Twitter, и отношение к нему пользователей.

Представители IBM ожидают, что к 2015 году этот проект превратится в бизнес объемом около $10 млрд.

Корпорация Microsoft отказывается от развития линейки медиаплееров Zune. Руководство компании недовольно низким спросом на них и поэтому решило сосредоточиться на других проектах. При этом Microsoft продолжит разработки, связанные с ПО для Zune. Оно будет использоваться для покупки музыки и видео посредством ПК и WP7-смартфонов.

А корпорация Intel оптимизирует чипы Atom для работы с мобильной ОС Android. Утверждается, что в этом направлении крупнейший в мире производитель процессоров тесно сотрудничает с тайваньскими производителями Inventec и Compal Electronics.

По данным DigiTimes, устройства на базе Android и чипов Intel можно будет увидеть 12-13 апреля на форуме IDF 2011. Вероятнее всего, будут показаны несколько моделей планшетов. При этом Intel не намерена отказываться и от поддержки ОС MeeGo, совместной разработки с Nokia. Более того, Intel также заинтересована в Google Chrome OS. Первые нетбуки на базе этой ОС должны появиться летом.

Также Intel на минувшей неделе купила египетского разработчика ПО SySDSoft. Сумму покупки Intel не разглашает, так как каирская компания является частной и сделка - предмет соглашения между двумя сторонами. По условиям соглашения, компания Intel примет в свой штат около 100 человек из SySDSoft, а также получит доступ к патентному портфолио этой компании, которое связано с мобильными технологиями и платформами. В будущем разработки SySDSoft будут интегрированы в подразделение Intel, занимающееся созданием 4G/LTE-решений. После поглощения активы SySDSoft перейдут в управление Intel Mobile Communications.

Интернет-бизнес: YouTube повысит качество

Видеосервис YouTube, подконтрольный интернет-гиганту Google, приобрел ирландскую компанию Green Parot Pictures, специализирующуюся на технической обработке видеоматериалов. Сумма сделки неизвестна.

Таким образом руководство портала надеется улучшить качество загружаемых на сайт любительских видеороликов. Многие из них не отличаются профессионализмом: картинка размыта, звук прерывается; не хватает яркости или контрастности. При этом видео низкого качества часто представляют особую важность, например, ролики, загруженные участниками событий в Ливии или Египте.

YouТube планирует интегрировать технологии обработки видео Green Parot с собственным сервисом, подгоняющим материал под нужный размер и формат сразу после его загрузки на сервер.

Мобильное: планы Nokia под редакцией Microsoft

До конца нынешнего года Nokia планирует выпустить 40-50 моделей телефонов, из которых около половины будут работать под управлением ОС Symbian. Об этом заявил представитель руководства индийского подразделения Nokia Дахи Шивакумар. По его словам, первый WP7-смартфон финской компании появится примерно через год.

Шивакумар отметил сильные, по его мнению, стороны Windows Phone 7 - тесную интеграцию с социальными сетями, сервисы Bing, Zune, продвинутые игры. «Это хорошая операционная система», - считает он.

Несколько дней назад Nokia подала в Комиссию по ценным бумагам и биржам США отчет, в котором указала, что переход на Windows Phone 7 в качестве основной платформы для смартфонов займет около двух лет. В течение этого времени финский производитель будет поддерживать ОС Symbian, обновляя ее интерфейс и функционал.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2011 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета