IT-бизнес: все дело в инвестициях

Журнал Forbes составил список людей, которые определяют лицо русского Интернета. В топ-30 самых известных фигур вошли инвесторы, сделавшие самые дальновидные вложения, менеджеры, превратившие Рунет в многомиллиардный рынок, а также стартаперы, запустившие самые громкие и интересные проекты в русском сегменте Сети.

По версии журнала, первые три места занимают люди, управляющие тремя самыми посещаемыми ресурсами в русском Интернете. Абсолютным лидером стал председатель совета директоров Mail.ru Group Юрий Мильнер. Далее в рейтинге журнала следует глава «Яндекса» Аркадий Волож, «единственный из отцов-основателей главных ресурсов 1990-х, кому удалось сохранить контроль над компанией и вырастить из нее многомиллиардный бизнес». На третьем месте основатель российской социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров.

В список остальных финалистов вошли создатели антивирусов, поисковиков, социальных сетей и приложений для iPad, менеджеры рекрутинговых сайтов и медийных ресурсов, совладельцы «Яндекса».

Как отмечает Forbes, почти половина участников топ-30 по образованию физики или математики, семь человек когда-то работали на Mail.ru, а один участник входит в «Золотую сотню» 2010 года.

IT-инвестиции: тенденция к укрупнению

Инвестиционное подразделение JPMorgan ведет переговоры о покупке 10% акций Twitter, сообщила Financial Times (FT)со ссылкой на «людей, знакомых с планами» инвестбанка. По их сведениям, для этой сделки вся компания оценена в $4,5 млрд. Инвестировать в Twitter будет Digital Growth Fund, созданный JPMorgan в феврале 2011 г. для вложений в быстро растущие непубличные IT-компании, имеющие устойчивую бизнес-модель, прогнозируемую выручку и денежный поток. Интерес состоятельных клиентов JPMorgan к таким инвестициям оказался столь высок, что вместо прогнозируемых вначале $500-750 млн Digital Growth Fund собрал уже около $1,22 млрд, а всего планирует привлечь $1,3 млрд, следует из отчета JPMorgan в федеральную комиссию по ценным бумагам и биржам США. На покупку акций Twitter может пойти около 1/3 средств нового фонда, а JPMorgan рассчитывает получить от сделок фонда не менее $13 млн комиссионных.

Пока не ясно, продаст ли акции сама компания или ее нынешние акционеры. Представители JPMorgan и Twitter отказались от комментариев. В прошлом году переговоры о покупке доли в Twitter вела DST Global Юрия Мильнера и Алишера Усманова. Но в декабре акционеры Twitter сделали выбор в пользу одного из самых известных фондов Кремниевой долины – Kleiner Perkins Caufield & Byers. По данным источников онлайн-издания Techcrunch, этот фонд вложил в Twitter $200 млн, оценив компанию в $3,7 млрд. То есть всего за два месяца компания подорожала на $0,8 млрд (до $4,5 млрд). А на площадке вторичных торгов акциями непубличных компаний SharePost акции Twitter сейчас торгуются исходя из оценки компании в $4,29 млрд. Впрочем, и аудитория Twitter быстро растет. По данным аналитиков венчурного фонда Kleiner Perkins Caufield & Byers, сейчас сообщения в сети ежемесячно публикуют 253 млн уникальных пользователей – на 85% больше, чем год назад. Выручка Twitter в 2011 г. составит $150 млн, ожидает eMarketer.

Mail.ru Group обсуждает с другими владельцами «ВКонтакте» возможность получения контроля над сетью, рассказал Forbes гендиректор группы Дмитрий Гришин. «У нас уже есть 32,49%, а также опцион на 7,5%. Стратегически для нас будет правильно приобрести контроль в социальной сети, а лучше даже выкупить все 100%. Конечно, для этого требуется согласие двух сторон, и мы <...> ведем диалог», – сказал он. Исполнительный директор «ВКонтакте» Лев Левиев утверждает, что ее основатели продавать контроль не планируют. Но переговоры идут, по данным менеджера, близкого к их участникам, и источника в крупной интернет-компании.

Отсутствие у Mail.ru Group контроля над «ВКонтакте» – слабое место группы, указывали в отчетах инвестбанки, готовившие ее IPO. Контроль снизил бы риски, связанные с конкуренцией между «ВКонтакте» и принадлежащими Mail.ru Group соцсетями «Мой мир» и «Одноклассники», писали аналитики Goldman Sachs. Если Mail.ru Group получит 100% «ВКонтакте», будет разумным взаимно открыть все три соцсети, чтобы их пользователи могли общаться друг с другом, считает аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина: это повысило бы и трафик, и доходы. Хотя рано или поздно Mail.ru Group пришлось бы задуматься, нужны ли три бренда для одного сервиса, рассуждает она.

Синергетический эффект можно получить и не имея контроля, организовав пакетную продажу рекламы и обмен трафиком, совместно продвигая продукты и сервисы, объединив часть служб, уверен предправления «Финама» Владислав Кочетков. Но Mail.ru Group, очевидно, интересует большее участие в доходах сети, предполагает он.

Кстати, выручка Mail.ru Group выросла в 2010 г. на 50% до $324 млн, сообщила компания. Без учета эффекта от приобретения ICQ в июле прошлого года рост составил 58%. Портал Mail.ru принес группе $226,3 млн, «Одноклассники» – $68,9 млн, рекрутинговый сервис HeadHunter – $28,7 млн. Больше всего группа зарабатывает на рекламе – $124 млн; онлайн-игры принесли $99 млн, допуслуги – $70,2 млн.

Доходы от рекламы Mail.ru Group росли в прошлом году существенно быстрее, чем в среднем по рынку. Медийная реклама принесла холдингу на 56% больше выручки, чем годом ранее, – $91,2 млн, а контекстная – на 87% больше, $32,9 млн. Рынок вырос скромнее: по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, продажи интернет-рекламы в 2010 г. увеличились на 40%, в том числе медийной – на 28%, контекстной – на 46%. Выручка «Яндекса» от контекстной рекламы в 2010 г. выросла в соответствии с рынком – на 45% до $360,8 млн. А от медийной, возможно, ниже рынка. В 2009 г. этот вид рекламы принес «Яндексу» $30,58 млн, или 11% выручки. В 2010 г. «Яндекс» долю медийной рекламы в выручке не раскрыл. Эксперты оценивают ее в 8-9%. Если так, то на медийной рекламе «Яндекс» мог заработать $32,8-36,9 млн. А значит, рост по сравнению с 2009 г. мог составить 7,5-20,9%.

Судя по отчетности, рост в значительной степени носил органический характер, то есть поглощение ICQ не оказало решающего влияния на показатели группы. При этом Mail.ru наращивала их не только быстрее рынка, но и быстрее, чем росло число пользователей. Поэтому можно говорить о более эффективной монетизации сервисов компании, в частности социальных сетей.

Производители: Intel и Yahoo как герои дня

Корпорация Intel объявила о закрытии сделки по приобретению компании McAfee, которая продолжит разрабатывать и продавать продукты и услуги в сфере информационной безопасности под собственным брендом. Плоды стратегического партнерства Intel и McAfee ожидаются на рынке уже в течение текущего года.

Теперь результаты McAfee будут учитываться в отчетах подразделения Intel Software and Services Group, которое находится под управлением Рене Джеймс, старшего вице-президента Intel. Президент McAfee Дейв ДеВолт будет отчитываться перед Джеймс.

Специалисты компаний уверены, что нынешний подход к защите информации не в состоянии противостоять вирусам на интернет-устройствах всего мира. Необходим новый подход, который вместе с ПО и сопутствующими услугами включает и аппаратные решения.

«Ранее при создании вычислительных устройств основное внимание уделялось производительности с сохранением низкого энергопотребления и интерфейсам связи, – рассказывает Рене Джеймс, старший вице-президент Intel. – Отныне Intel добавляет к ним безопасность. Проблемы, связанные с ней, ставят под угрозу использование вычислительных систем в будущем. Приобретение McAfee не только откроет Intel доступ к лучшим в мире технологиям защиты, но и пополнит штат корпорации талантливыми специалистами».

Американская Yahoo! рассматривает возможность ухода с японского рынка и готовится продать свою долю в 35% в дочерней Yahoo Japan. Подобный шаг позволит интернет-компании высвободить свыше $7 млрд, которые будут направлены на дальнейшую борьбу с более удачливыми Google и Microsoft. Предполагается, что эти деньги позволят Yahoo!, в частности, улучшить позиции в Китае, где у нее уже есть значительная доля в Alibaba Group. Yahoo! является вторым по величине акционером в Yahoo Japan после телекоммуникационной компании Softbank, которой принадлежит 41,9% ценных бумаг. Доля Yahoo! в СП оценивается в $6,88 млрд. Ранее прогнозировалось, что партнером по продаже может выступить Softbank, однако представители компании не подтвердили эту информацию. Источники, близкие к переговорам, отмечают, что сделка, структура которой может также включать обмен активами, должна завершиться в течение нескольких недель.

Многие аналитики тем временем считают, что Yahoo! много теряет, покидая японский рынок. Согласно данным исследовательской фирмы Nielsen Group, Yahoo Japan – ведущий игрок в японском интернет-пространстве. Имея более миллиардов кликов в день, Yahoo Japan может похвастаться самыми большими в стране поисковой системой, онлайн-аукционом и службой автоматической обработки и систематизации новостей. По кликам месячный показатель японского портала Yahoo! в пять раз выше, чем у второго после него Google.co.jp. Эксперты отмечают, что у Yahoo! была возможность включить в свой бренд самые популярные интернет-сервисы страны. Такой ход им вряд ли бы удался в Европе или США, где рынок интернет-услуг более сегментирован.

Эксперты сходятся в том, что в случае успешного проведения сделки американская компания скорее всего переключит внимание на китайский рынок, где ей принадлежит примерно 40% одного из лидеров местного интернет-рынка компании Alibaba Group.

Новость о готовящейся сделке была положительно воспринята инвесторами. Акции Yahoo Japan в ходе торгов выросли на 11%, до 34,6 тыс. иен ($445,25) – рекордный показатель с конца октября 2008 года.

Интернет-бизнес: банки идут в Сеть

Социальная сеть «Одноклассники.ru» и банк «Тинькофф» 3 марта начали выпуск кобрендинговых кредитных карт, оформить которые пользователи могут с помощью специального приложения внутри соцсети. Заполнив форму в приложении, пользователь получает уведомление от банка на свой электронный адрес. Через некоторое время готовая карточка пересылается ему по почте – таким образом, посещение банка для оформления карты не требуется вовсе.

Карты имеют персональный дизайн – для оформления своей карты пользователь может использовать оригинальную фотографию, а логотипы банка и соцсети расположить четырьмя разными способами. Если выбранное изображение не проходит модерацию, выпускается стандартная черно-оранжевая карта без фотографии.

«Вместе с «Одноклассниками» мы реализовали проект, инновационный даже по мировым меркам. Кредитная карта – это не только удобство управления деньгами, но и стиль жизни. Ваше любимое фото на карте – это классно!», – оценил нововведение председатель совета директоров банка «Тинькофф Кредитные системы» Олег Тиньков.

Российский «Газпром-Медиа Холдинг» договорился с Sony Pictures, Walt Disney, Warner Brothers и Lions Gate о трансляции самых рейтинговых кинолент на портале Now.ru. Совокупные затраты на проект – около $10 млн. Большая часть средств ушла на закупку контента: такой крупной легальной коллекции фильмов нет ни у кого в Рунете.

О проекте рассказала заместитель генерального директора ЗАО «Сейчас» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг») Катерина Миронова. «Газпром-Медиа Холдинг» и принадлежащий ему телеканал ТНТ запускают платный видеосервис в Интернете Now.ru. Впервые потребителям предложена принципиально новая схема сотрудничества: не платить за скачивание или просмотр фильма, а оформить ежемесячную подписку. За абонентскую плату 499 руб. в месяц пользователь сможет смотреть неограниченное количество художественных и документальных фильмов, сериалов и мультфильмов.

Правда, уточнили в холдинге, новинки кинопроката по требованию киностудий не могут быть включены в стоимость подписки и «будут предлагаться за умеренную отдельную плату». «В последний момент мы решили быть платными, так как стало понятно, что приобрести лицензии на большое количество хороших и свежих фильмов на рекламную модель невозможно, – объяснила Миронова. – Крупные голливудские студии категорически не продают свои большие хиты и новинки на бесплатную модель. Поэтому мы решили перейти на платную основу, но взамен предложить гораздо больший объем и качество фильмов, сериалов и мультфильмов по сравнению с любыми другими легальными видеосервисами». Площадка и правообладатель используют стандартную схему разделения прибыли: сначала погашается минимальный гарантированный платеж, а далее выплачиваются роялти.

Now.ru договорился о работе с Sony Pictures, Walt Disney, Warner Brothers, Lions Gate, а также с каналом Nickelodeon, компанией MTV Networks BV, корпорацией BBC и компанией Playboy Enterprises. Все контракты долгосрочные, минимальный срок лицензии – один год.

Большинство соглашений на трансляции заключено на эксклюзивной основе. По оценкам участников рынка, суммарно на создание и запуск проекта (основные инвестиции пришлись на покупку контента) холдинг потратил менее $10 млн.

Кроме того, впервые некоторые сериалы, которые идут на телеканале ТНТ, в частности «Интерны», «Реальные пацаны», «Наша Russia», будут показываться на портале до телевизионного эфира.

«Газпром-Медиа Холдинг», как крупнейший участник медиаиндустрии в России, должен осваивать новые среды для распространения контента, – прокомментировал генеральный директор «Газпром-Медиа» Николай Сенкевич. – Качественное видео в Интернете, безусловно, будет развиваться. Темпы развития широкополосного доступа в нашей стране позволяют надеяться, что через два-три года просмотр полнометражного видео через Интернет для зрителя будет таким же обычным делом, как сейчас просмотр телевизора или DVD».

«Я верю в платную модель, но при условии, что произойдут серьезные изменения с пиратским рынком, – прокомментировал генеральный директор Tvigle Media Егор Яковлев. – Сейчас, к примеру, новые серии сериала «Доктор Хаус» появляются на пиратских ресурсах через 8-12 часов после премьеры». «Установленная стоимость подписки почти в 500 руб. для данной модели в России, на наш взгляд, выглядит завышенной (схожие зарубежные сервисы предлагают аналогичные услуги за $8-10 при библиотеке в 20-30 тыс. фильмов)», – говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.

Телекоммуникации: Yota поделят

«Большая тройка» российских сотовых операторов (МТС, «МегаФон» и «Вымпелком») и госкомпания «Ростелеком» 3 марта подписали с госкорпорацией «Ростехнологии» соглашение о покупке группы Yota, принадлежащей оператору мобильного Интернета «Скартел».

По условиям соглашения, четыре оператора получают опцион на приобретение акций группы Yota в 2014 году. После реализации опциона Yota будет разделена поровну между пятью компаниями, у каждой из которых будет по 20% акций.

Подписанное соглашение также предусматривает, что все пять компаний займутся совместным развитием сети мобильной связи 4G. У «Скартела» уже имеется в 180 российских городах набор частот, подходящий для создания сети по технологии LTE.

Yota Group является «дочкой» кипрской компании Yota Holding, 25.1% которого принадлежит «Ростехнологиям». Оставшиеся 75% группы находятся в собственности физических лиц, в том числе председателя совета директоров Yota Holding Сергея Адоньева.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2011 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета