В преддверии Musikmesse 2011

Сейчас для многих наших соотечественников уже не секрет, что профессиональное музыкальное/звуковое творчество требует соответствующих по уровню современных технологий. Мы говорим о производстве, которое ничем не отличается от любого другого; и единственным гарантом того, что выпускаемый продукт не потеряет актуальность через несколько лет или десятилетий, а также будет достойно смотреться на фоне конкурентов, является его качественное техническое исполнение.
Причем стоит отметить и тот важный момент, что современные технологии дают не только профессиональное звучание. На их базе часто строится и само творчество. Ведь есть же отличие между музыкантом, который играет на дешевом плохо звучащем инструменте и тем, кто владеет хорошим. В чем оно (это отличие) выражается? Эти люди мыслят различными категориями, соответственно, и продукты производят разные.

На самом деле, многим может показаться, что только на постсоветском пространстве актуальна проблема большого технологического разрыва, а именно, присутствия множества продукции с низким качеством, сделанной фактически «на коленках». Но это не совсем верно — такое есть во всем мире, хотя стоит отделять продукты топ-класса. И здесь важно не «пародировать» их на своем уровне, а в первую очередь научиться пользоваться самими технологиями, приобретая навыки общения на «ты».

А в целом, могу высказать не только свое мнение о том, что очень многому нам нужно у европейцев учиться, особенно у немцев. Нередко упоминая Rammstein, Snap и множество других именитых германских проектов, включая даже Boney M, мы говорим не только о хорошей музыкальной школе, но и о прекрасной инженерной.

В принципе, технологии, как и науку в целом, нельзя причислить к какой-либо национальности, гораздо важнее в этом разбираться и использовать как рабочий инструмент.

Период конца 90-х на Musikmesse

В первый раз я написал о выставке Musikmesse примерно 12 лет назад, захватив один из самых замечательных периодов, ведь тогда история происходила прямо на наших глазах. В то время профессиональный звук только переходил на компьютеры, формировались первые бренды. И формировались они в основном в Европе.

Период конца 90-х был очень интересным. Не сказать, что до того момента Musikmesse была скучной, в принципе, она просто отображала текущую ситуацию на рынке музыкального оборудования и инструментов. Но… в компьютерном смысле во многом с нее все и началось. Дело в том, что американская NAMM, как и съезд аудиоинженеров AES — это довольно консервативные мероприятия. Переход львиной части звукового производства на ПК очень многими просто воспринимался в штыки. Почему? Ответ очевиден — значительное удешевление и упрощение технологий, слом рынка, появление новых брендов и перераспределение ключевых позиций. Ведь достаточно вспомнить, что с переходом звукопроизводства на ПК как класс исчезли портативные многодорожечные цифровые магнитофоны и аппаратные сэмплеры. А на то время это были очень мощные рынки дорогих устройств. Просто представьте себе ситуацию, что в начале 2000-х на грани банкротства оказалась фирма ADAT, которая до этого буквально доминировала на рынке профессиональной студийной техники. И так произошло очень со многими.

У европейцев было свое видение будущего, которое в итоге победило. Например, американцы во многом смотрели на ПК как на вспомогательное устройство либо же вариант для развлечений (если не говорить о дорогущих на то время специализированных Мас’ах). Они считали, что стандарта DirectX вполне достаточно (примеры — Cakewalk и Sonic Foundry). Немцы, а они тогда выступили основными инициаторами смены технологических поколений, — наоборот, видели огромные перспективы и обширное поле для деятельности. Как большинство наших читателей знает, они начали активное внедрение профессиональной альтернативы DirectX в виде VST. Шведы пошли еще дальше, предложив «дружить домами», а именно, вариант ReWire. Также европейцы являются первыми, кто действительно реализовал программные сэмплеры профессионального уровня. Речь идет об IK Multimedia SampleTank и Native Instruments Kontakt. Чуть позже эти же компании (соответственно, итальянская и немецкая) выпустили профессиональные гитарные процессоры с эмуляцией кабинетов, комбиков и так далее.

И, вообще, в то время сложилась довольно интересная ситуация, а именно, революционные технические идеи, в основном от европейцев, фактически подмяли под себя целый рынок.

Хотя те же немцы (причем это касается не только звукового ПО) работают по давно отработанной тактике, то есть, поварившись немного в Старом Свете, сразу же перекидывают мостик через океан. В звуке это очевидно можно проследить по Steinberg, Native Instruments, Ableton.

Но в первой половине 2000-х некоторые из них столкнулись с довольно странной и непредвиденной ситуацией. Дело в том, что многие потребители оказались не совсем готовы к такой быстрой смене приоритетов. И как факт даже Steinberg создавала специальные альянсы, задачей которых являлось обучение преподавателей музыкальных дисциплин новым компьютерным технологиям.

Выставка середины 2000-х

За несколько лет перед мировым финансовым кризисом очень многие выставки столкнулись с довольно интересной проблемой. Далеко не секрет, что все они являются коммерческими и самоокупаемыми мероприятиями, то есть классическими вариантами «trade show». Так вот к середине 2000-х активно развился интернет-сегмент. И если раньше за выставками следили, в них стремились принять участие для того, чтобы «засветиться» в специализированной прессе, сделать хорошую рекламу и, конечно же, напрямую выйти на покупателей, которые стекались со всего мира, то после очень многие начали переключать внимание на Всемирную паутину. В принципе, тогда витало общее мнение, что стандартные trade show как таковые уже являются неким архаизмом, и есть более современные рычаги продвижения.

Нужно сказать, что это прибавило головной боли, прежде всего, организаторам подобных мероприятий, кстати, некоторые из выставок просто ушли в виртуальный сегмент. Но Musikmesse и NAMM выстояли, несколько поменяв тактику. А именно, сами мероприятия стали активно насыщаться дополнительными событиями — специальными программами, церемониями награждений и так далее.

Причем, и в данном случае немецкие организаторы пошли с опережением. Во-первых, они расширили спектр фирм-участников, привлекши всевозможные записывающие лэйблы, издателей и так далее. Во-вторых, организаторы начали активно проводить внутренние национальные конкурсы (например, школьных/студенческих групп и оркестров), итоги которых подводятся на самом Musikmesse. В-третьих, они сделали специальную программу для детей, таким образом превратив специализированную выставку в мероприятие, куда можно с удовольствием ездить всей семьей. Данный вариант интересен и тем, что подспудно готовится и подрастающее поколение, то есть будущие посетители/покупатели/участники:). Вообще, различные молодежные программы — это основной конек Musikmesse в последнее время.

Спасло это ситуацию или нет? Интернет, конечно же, динамичнее, но в его рамках вы не сможете опробовать в реале какой-нибудь музыкальный инструмент, посмотреть, как работает то или иное устройство при живом объяснении непосредственно разработчика и так далее. В этом плане «живой» вариант несколько выигрывает. А в целом, сама выставка не сильно потеряла в количестве как фирм-участников, так и посетителей.

Период мирового финансового кризиса

В 2009 году мировые продажи звукового оборудования и музыкальных инструментов в среднем упали на 23%. В целом, для рынка ситуация носила скорее оздоровительный характер, хотя не обошлось и без некоторых перегибов. Например, мы писали о том, что немцы были серьезно озабочены давлением со стороны дешевой продукции от азиатских производителей, которая начала вытеснять германские фирмы с их внутреннего рынка. И это все на фоне того, что и внешний экспорт упал на довольно приличную цифру (экспорт в США — на 30%, а в целом на 20%).

Другие европейские производители и разработчики также оказались в весьма интересной ситуации, в результате чего некоторые просто перепрофилировали свою деятельность. А в целом, по сравнению с 2008 годом, выставка Musikmesse потеряла около 10% фирм-участников.

Но если анализировать уже послекризисную ситуацию, а также прошедшую в январе NAMM, можно сказать, что в области звукового оборудования сейчас стали актуальны производители так называемого второго звена. То есть они не выпускают дорогую профессиональную продукцию топ-класса, а ориентируются в основном на средний бюджет, предоставляя более-менее простые решения с добротными характеристиками по небольшим ценам. Если у американцев в этом плане наиболее колоритно смотрится Mackie, то у немцев — Behringer (кстати, на NAMM они показали много новинок). В целом, непохоже, что ситуация с фирмами-участниками будет выравниваться быстро, потому как многие из них просто-напросто «слетели» с рынка, и здесь уже вина не Musikmesse, на самом деле. Если бы речь шла только о немецких производителях, то спада бы вообще не наблюдалось (продажи звукового оборудования и музыкальных инструментов на внутреннем рынке Германии в период кризиса упали всего на 4%). Но в том же 2010-м 64% фирм- участников Musikmesse было не из Германии, а европейцы в сумме представляли 71% от общего числа.

Возвращаясь к теме азиатских производителей, стоит отметить, что во время кризиса организаторы Musikmesse пошли на довольно-таки интересный шаг — сделали китайский вариант мероприятия, и вполне возможно, что со временем он будет конкурировать с его европейским «родителем». Так, в 2009-м китайская Musikmesse привлекла 1164 фирмы и ее посетило 42.499 человек, в 2010-м все пошло только по возрастающей — 1274 фирмы и 48.047 посетителей соответственно. Для сравнения наиболее свежие данные европейского мероприятия за 2010 год: 1496 фирм и 77.609 посетителей.

Что будет в 2011-м?

В 2011-м Musikmesse пройдет с 6 по 9 апреля (Франкфурт-на-Майне). Точное количество фирм-участников пока неизвестно, есть информация о том, что они будут представлять, как и в прошлом году, 46 стран. Также озвучено общее количество продуктов (инструменты, оборудование и т.п.), которые будут продемонстрированы на выставке — около 30 тысяч. Помимо этого в рамках мероприятия этого года будет специальная большая экспозиция раритетных инструментов Vintage Show.

Церемоний награждений также будет много. Во-первых, это Musikmesse International Press Awards (MIPA) — пожалуй, самое крупное и значимое из всех.

В области классической музыки будет вручаться специальный приз Frankfurter Music Prize, его получит меццо-сопрано Anne Sofie von Otter. В деньгах это 15 тысяч евро.

Также состоится финал фестиваля SchoolJam, в рамках которого наградят 10 лучших школьных/студенческих оркестров или групп.

Специально для немецких производителей музыкальных инструментов в рамках Musikmesse имеется отдельная церемония German Music Instrument Prize, и в этом году призы раздадут в двух интересных номинациях, а именно, басовых труб (bass trumpet) и электрогитар.

Ассоциация немецких издателей также отметит лучших в своей области. Плюс ко всему на Musikmesse пройдут церемонии награждений от специализированных журналов: «Tastenwelt» Product Award, «Soundcheck» Reader Poll, «Keys» Reader Award и «DrumHeads» Reader Poll.

В рамках Musikmesse в последнее время уделено внимание и такой узкоспециализированной церемонии награждений в области ди-джеинга, как DJ Tools Award.

Новинкой этого года станет переехавшая из Гамбурга церемония награждений Live Entertainment Award (PRG LEA), в рамках которой награждаются лучшие люди, стоящие «за сценой», то есть промоутеры, менеджеры, агенты. В данном случае не стоит думать о чем-то несерьезном. По последним данным, в Германии (а они любят считать буквально все) каждый год продается около 110 млн билетов (для 30,7 млн посетителей мероприятий), а общий оборот этой индустрии составляет 3,2 млрд евро. Поэтому работу промоутеров концертов и туров, концертных менеджеров и агентов артистов не только уважают, но с 2006 года для них сделали специальную церемонию награждений. В 2011-м она уже переехала на Musikmesse.

Освещение событий «в прямом эфире»

Самые горячие новости в момент проведения выставки, если вы захотите посетить ее дистанционно, можно будет узнать по следующим каналам:
. www.facebook.com/musikmesse.
. www.twitter.com/musikmesse.
. http://saemesseblog.de/ — это RSS.
. www.youtube.com/musikmesseonline.
. www.myspace.com/musikmesse_frankfurt.
Основной сайт мероприятия — www.musikmesse.com.

Фото: Messe Frankfurt Exhibition GmbH / Pietro Sutera / Petra Welzel / Jochen Günther

Кристофер http://itcs.3dn.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2011 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета