Сколько стоит бесплатный софт? На примере экземпляров компьютерной графики
Согласитесь, работа должна оплачиваться адекватно затраченному труду. Сколько стоит создание таких программ, как Autodesk 3D Studio Max, SideFX Houdini и т.д.? Очевидно, в них вложен труд множества специалистов в различных областях, которые получают немалые деньги за свои знания и умения. Деньги эти берутся из сумм, вырученных за продажи созданного софта, а стоит он немало. Например, очень классная программа для полигонального моделлинга Luxology Modo версии 501 стоит $995-1195 (в зависимости от типа лицензии), SideFX Houdini версии Escape (практически полнофункциональная программа, отсутствуют лишь возможность работы с частицами и симуляция динамики) обойдется в $1995, а Houdini Master (все включено) стоит уже $6695. Да и любой подобный софт стоит немалых денег. Затем деньги получаются из продаж различных обучающих материалов, в основном, видеоуроков, полные курсы которых тоже имеют немаленький ценник. Не стоит забывать и о производителях различных подключаемых модулей и сторонних визуализаторов, которые значительно облегчают жизнь и расширяют функционал (тот же 3DSMax силен исключительно из-за наличия богатейшего ассортимента различных плагинов — один Vray чего стоит).
Сначала это неслабо пугает, но если разобраться, то все не так уж и страшно. Во-первых, этот софт предназначен для выполнения задач, которые сами по себе оплачиваются немалыми суммами (я говорю о работе «на себя» - без посредников в виде начальников и прочих менеджеров) и если, зарабатывая с помощью 3DSMax, нет возможности окупить покупку лицензии — то это, скорее всего, значит, что инструмент (в данном случае 3DSMax) используется не самым лучшим образом. Во-вторых, если такие программы хочется использовать для себя, просто для творчества, то есть различные варианты лицензий. Так, например, для некоммерческого и ознакомительного использования Houdini можно скачать бесплатно (имеется лишь ограничение на разрешение рендера и накладываются водяные знаки) или за 99 долларов получить «лицензию голодающего художника», где единственное ограничение — HD-разрешение при визуализации видео.
Но вот среди этих ценовых монстров есть одна программа, которая обладает внушительным функционалом, быстро развивается и бесплатно распространяется для любых целей — Blender. Можно зайти на сайт www.blender.org и свободно скачать свежую версию для Windows, MacOS или Linux, установить и работать. Можно скачать исходный код этой программы, что-то изменить, переименовать и даже продавать за деньги (НО! В этом случае обязательны некоторые условия лицензии GPL, подробнее по адресу http://www.blender.org/education-help/faq/gpl-for-artists/). Вопрос — а на какие средства разрабатывается «Блендер»?
Сперва стоит сказать, что нет единого офиса, в стенах которого ведется разработка (в Нидерландах есть организация Blender Foundation, и у нее есть адрес: да, по сути, там находится «штаб-квартира», но в целом это больше координационный центр) — как практически любое программное обеспечение с открытым исходным кодом, «Блендер» разрабатывается множеством людей по всему миру, каждый из которых занимается тем, чем владеет. Например, Farsthary (Raul Fernandez Hernandez — farsthary.wordpress.com) живет на Кубе и добавил немало полезного — некоторые процедурные текстуры, продвинутые возможности полигонального скульптинга. Недавний его вклад — улучшенная система частиц (http://farsthary.wordpress.com/2011/01/25/spin-my-particles/). И так каждый понемногу вносит свой вклад в общее дело. Кто-то занимается разработкой просто для себя — имеется свободное от работы время и желание развивать свои умения в программировании. Некоторые вещи по сути своей не требуют больших затрат времени — просто неочевидное и изящное алгоритмическое решение какой-либо проблемы. Также «засветиться» в разработке такого проекта, как «Блендер», полезно для последующего трудоустройства — далеко не один разработчик-энтузиаст перешел под крыло какой-нибудь коммерческой организации — тот же Farsthary присоединился к команде разработчиков программы для волюметрического скульптинга 3DCoat. Ну а пока человек свободен, довольно важным источником средств к существованию является кнопка «Donate!» на персональных сайтах. И люди действительно делятся — проявление благодарности и уважения за работу и возможность бесплатного использования хорошего софта.
Вот недавно Jeroen Bakker, один из разработчиков «Блендера», решил улучшить нодовый компоузер «Блендера», добавить в него некоторые действительно важные для создания спецэффектов и постпродакшна вещи (например, 2D-трэкинг, маски) и ускорить его работу, переведя расчеты на OpenCL-платформу. Работа предстоит немалая, человек несколько месяцев планирует заниматься проектом, поэтому он открыл сбор средств — всего планируется собрать $15.000. И это далеко не первый такой случай — подобные сборы средств проводились не раз для разнообразных целей, например, создание анимационного фильма Sintel. Правда, стоит отметить, что такие масштабные проекты (да и сама организация Blender Foundation) поддерживаются и правительством Нидерландов, и различными организациями типа Netherlands Film Fund.
Кроме благотворительности в чистом виде, все это движение поддерживается за счет продажи различной атрибутики (кружки, кепки, майки) и обучающих материалов — книги и видео.
Вот примерно таким образом и крутится вся эта бесплатная, по большому счету, для конечного пользователя машина. Нельзя говорить, что именно таким же образом держатся и другие крупные OpenSource-проекты, например, многие дистрибутивы Linux развиваются большими и серьезными компаниями, которым брать деньги непосредственно за единицу ПО смысла нет — все отбивается за счет коммерческой поддержки и сопровождения. Нельзя не упомянуть и Google, который тот же Android распространяет бесплатно с вполне понятной целью — чем больше пользователей, тем будет шире основа для внедрения чего-нибудь коммерческого на этой базе — взять хотя бы ту же рекламу и поиск.
В итоге хочется повторить всем известную фразу о бесплатном сыре и мышеловке, но это звучало бы довольно негативно. На самом деле, каждый вправе решать сам, хочет ли он что-нибудь получить за свой труд, и если да — то выбирать, что именно.
Табакеров Az Дмитрий SASecurity Group
Сначала это неслабо пугает, но если разобраться, то все не так уж и страшно. Во-первых, этот софт предназначен для выполнения задач, которые сами по себе оплачиваются немалыми суммами (я говорю о работе «на себя» - без посредников в виде начальников и прочих менеджеров) и если, зарабатывая с помощью 3DSMax, нет возможности окупить покупку лицензии — то это, скорее всего, значит, что инструмент (в данном случае 3DSMax) используется не самым лучшим образом. Во-вторых, если такие программы хочется использовать для себя, просто для творчества, то есть различные варианты лицензий. Так, например, для некоммерческого и ознакомительного использования Houdini можно скачать бесплатно (имеется лишь ограничение на разрешение рендера и накладываются водяные знаки) или за 99 долларов получить «лицензию голодающего художника», где единственное ограничение — HD-разрешение при визуализации видео.
Но вот среди этих ценовых монстров есть одна программа, которая обладает внушительным функционалом, быстро развивается и бесплатно распространяется для любых целей — Blender. Можно зайти на сайт www.blender.org и свободно скачать свежую версию для Windows, MacOS или Linux, установить и работать. Можно скачать исходный код этой программы, что-то изменить, переименовать и даже продавать за деньги (НО! В этом случае обязательны некоторые условия лицензии GPL, подробнее по адресу http://www.blender.org/education-help/faq/gpl-for-artists/). Вопрос — а на какие средства разрабатывается «Блендер»?
Сперва стоит сказать, что нет единого офиса, в стенах которого ведется разработка (в Нидерландах есть организация Blender Foundation, и у нее есть адрес: да, по сути, там находится «штаб-квартира», но в целом это больше координационный центр) — как практически любое программное обеспечение с открытым исходным кодом, «Блендер» разрабатывается множеством людей по всему миру, каждый из которых занимается тем, чем владеет. Например, Farsthary (Raul Fernandez Hernandez — farsthary.wordpress.com) живет на Кубе и добавил немало полезного — некоторые процедурные текстуры, продвинутые возможности полигонального скульптинга. Недавний его вклад — улучшенная система частиц (http://farsthary.wordpress.com/2011/01/25/spin-my-particles/). И так каждый понемногу вносит свой вклад в общее дело. Кто-то занимается разработкой просто для себя — имеется свободное от работы время и желание развивать свои умения в программировании. Некоторые вещи по сути своей не требуют больших затрат времени — просто неочевидное и изящное алгоритмическое решение какой-либо проблемы. Также «засветиться» в разработке такого проекта, как «Блендер», полезно для последующего трудоустройства — далеко не один разработчик-энтузиаст перешел под крыло какой-нибудь коммерческой организации — тот же Farsthary присоединился к команде разработчиков программы для волюметрического скульптинга 3DCoat. Ну а пока человек свободен, довольно важным источником средств к существованию является кнопка «Donate!» на персональных сайтах. И люди действительно делятся — проявление благодарности и уважения за работу и возможность бесплатного использования хорошего софта.
Вот недавно Jeroen Bakker, один из разработчиков «Блендера», решил улучшить нодовый компоузер «Блендера», добавить в него некоторые действительно важные для создания спецэффектов и постпродакшна вещи (например, 2D-трэкинг, маски) и ускорить его работу, переведя расчеты на OpenCL-платформу. Работа предстоит немалая, человек несколько месяцев планирует заниматься проектом, поэтому он открыл сбор средств — всего планируется собрать $15.000. И это далеко не первый такой случай — подобные сборы средств проводились не раз для разнообразных целей, например, создание анимационного фильма Sintel. Правда, стоит отметить, что такие масштабные проекты (да и сама организация Blender Foundation) поддерживаются и правительством Нидерландов, и различными организациями типа Netherlands Film Fund.
Кроме благотворительности в чистом виде, все это движение поддерживается за счет продажи различной атрибутики (кружки, кепки, майки) и обучающих материалов — книги и видео.
Вот примерно таким образом и крутится вся эта бесплатная, по большому счету, для конечного пользователя машина. Нельзя говорить, что именно таким же образом держатся и другие крупные OpenSource-проекты, например, многие дистрибутивы Linux развиваются большими и серьезными компаниями, которым брать деньги непосредственно за единицу ПО смысла нет — все отбивается за счет коммерческой поддержки и сопровождения. Нельзя не упомянуть и Google, который тот же Android распространяет бесплатно с вполне понятной целью — чем больше пользователей, тем будет шире основа для внедрения чего-нибудь коммерческого на этой базе — взять хотя бы ту же рекламу и поиск.
В итоге хочется повторить всем известную фразу о бесплатном сыре и мышеловке, но это звучало бы довольно негативно. На самом деле, каждый вправе решать сам, хочет ли он что-нибудь получить за свой труд, и если да — то выбирать, что именно.
Табакеров Az Дмитрий SASecurity Group
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2011 год в рубрике soft