Мировой рынок звукового оборудования и инструментов
В выставке NAMM Show 2011 года, которая состоялась в январе, в целом приняло участие 1417 компаний, количество посетителей выросло на 3% по сравнению с прошлым годом и равняется 90.114. Для сравнения стоит привести цифры прошлогодней Musikmesse, которая проходила с 24 по 27 марта. Ее посетило в общей сумме 79.069 человек, а количество участвующих фирм больше нынешнего NAMM — 1510. При этом такое число объяснимо тем, что немецкое мероприятие более расширено по охватываемому спектру, то есть в нем дополнительно ко всему представляются крупные и мелкие лейблы, всевозможные издатели медийной и специализированной печатной продукции. Плюс к этому 64% фирм-участников Musikmesse — не из Германии. И хотя немецкое мероприятие показало положительную динамику роста в 2010-м, имеет смысл рассмотреть тот коллапс, в котором оказалась сама мировая индустрия во время известного мирового финансового кризиса.
В качестве точки отсчета возьмем аналитический документ «Business Press Conference Musikmesse and Prolight + Sound» авторства члена совета управления Messe Frankfurt Детлефа Брауна (Detlef Braun) и вице-президента Musikmesse Prolight + Sound Корделии вон Гимнич (Cordelia von Gymnich), который был опубликован 23 марта прошлого года. Интересна прежде всего приведенная там статистика. Согласно указанным цифрам в 2009 году мировые продажи музыкальных инструментов и звукового оборудования упали на 23%. Экспорт немецких производителей в Северную Америку снизился на 30%. Например, в 2007-м он исчислялся суммой $98 млн, в 2008-м — $94 млн, в 2009-м… $66 млн. А общие продажи немецких производителей (коих около 1250) в области музыкальных инструментов и звуковых устройств/ПО суммарно упали на 14% и составили в том же 2008-м около 600 млн евро. В целом для немецкой индустрии в области звука для 2009 года актуальны следующие цифры:
. Общий экспорт упал на 20%.
. Внутренние продажи снизились на 4%.
. 50% процентов от всех продаж обеспечивает 2% фирм данного сегмента.
. Формирование цен оказалось под большим давлением от внешнего дешевого импорта: 30% — из Китая.
Комментируя последний пункт, стоит сказать, что особенно во время кризиса продукция, произведенная в Китае, начала вытеснять немецких производителей с их внутреннего рынка. В данном случае речь идет об обычных музыкальных инструментах. Это было довольно опасным «звоночком», но, в целом, ситуация в 2010-м начала исправляться.
Причем у немцев есть одна стабильная ниша, которая во время кризиса практически не пострадала, а в некоторых случаях и показывала стабильный рост продаж — электронные инструменты и специализированное ПО. И, действительно, профессиональное программное обеспечение — эта та ниша, которая не может быть выбита дешевой китайской продукцией.
Теперь отойдем немного от немецкой статистики и посмотрим на ситуацию в целом. Вполне ожидаемым был тот момент, что некоторые производители и разработчики ПО начали менять курс следования. Очень интересно в данной ситуации выглядит нынешнее поведение TC Electronic и IK Multimedia. Обе фирмы в последнее время начали активно штурмовать нишу гаджетов от Apple — iPad, iPhone, iPod Touch.
С датчанами все понятно, при анализе поведения этой компании за последнее время невольно возникает удивление: почему они так упорно сопротивляются переходу в стан разработчиков ПО. Ведь это сделали уже все основные конкуренты TC Electronic — например, за последние годы нельзя было не заметить серии плагинов от Lexicon, SPL, Line6. Даже Presonus нанял бывших сотрудников Steinberg для написания собственного мультитрека. Хотя был один прецедент. В середине-конце 90-х, когда TC Electronic выпускала знаменитые аппаратные эффект-процессоры (достаточно вспомнить их FireworX), была компания TC Works, специализировавшаяся на разработке компьютерного программного обеспечения. И в тот период они реализовали программно матрицу коммутации от эффект-процессоров TC Electronic, в рамках которой можно было собирать сложные цепочки обработки с последовательным и параллельным подключением структурных блоков. Программа называлась Spark FХ Machine и наделала очень много шума. Весной 2003 года торговые марки TC Works и TC Electronic были объединены под общим названием TC Electronic, а в итоге получилась ситуация, при которой программное подразделение оказалось фактически заблокированным. То есть после этого объединения отдельного софта для РС от TC Electronic не поступало. И вот эта очевидная боязнь рынка компьютерного софта сохранилась и поныне. Впрочем, не у них единственных. Достаточно вспомнить Korg, они единожды выпустили пару эмуляций своих синтезаторов в виде коллекции программ-плагинов Legacy Collection, после чего таких экспериментов не повторяют. Та же Line6 держалась до последнего, пока не стало очевидно, что ее нишу отвоевывают на рынке софта.
Теперь перейдем к итальянцам. IK Multimedia на протяжении последних лет стала проигрывать по всем фронтам тем же немцам. Выпустили программный сэмплер SampleTank, но его обошел Native Instruments Kontakt, сначала все довольно хорошо шло с гитарным эффект-процессором AmpliTube, но Native Instruments Guitar Rig оказался перспективнее. Потом были метания: то они выпускают USB-АЦП для гитары, который почему-то работает на низких характеристиках качества (16 бит/48 КГц), но при этом стоит не очень дешево — проще купить такое же китайское за гораздо меньшую цену. Затем они сделали интересный маневр, выпустив программно-аппаратный комплекс для настройки звучания акустических систем согласно специфике помещения. Но это решение оказалось уж очень узкоспециализированным, да и к тому же не все поняли, что это такое вообще. В 2011-м мы уже видим на NAMM целый спектр их продукции для iPad, iPhone, iPod Touch, среди которой имеется даже реинкарнированный дэнс-мейкер Groovemaker. Конечно, с ним компания может остаться на плаву, ориентируясь на подростков-пользователей. Но мне это поведение почему-то напоминает давнюю историю с американской компанией Voyetra, которая в одно время просто закинула профессиональный сегмент, занявшись выпуском серии ПО eJay и сделавши некоторое количество обучающего софта типа «Teach me Piano». Каков результат всех этих телодвижений? Sonic Foundry выпустила ACID, и о eJay все как-то быстро забыли. А после и о самой фирме, сейчас ее сайт — «404 Not Found».
Конечно, все можно объяснять и кризисом, а в целом каждая компания выплывает по-своему. Например, немцы из Magix, которая знаменита своими профессиональными продуктами Samplitude и Sequoia, сейчас за них и не держатся. Они выпускают программы для веб-дизайна, обработки фото и видео, делают попытки в создании ПО трехмерного моделирования на пользовательском уровне, выпускают софт по тестированию ПК.
То есть к звуковому программному обеспечению многие начали относиться «спустя рукава». Даже более того, большинство обновленных продуктов на сегодняшний момент, включая последние версии SONAR и Audition, — это не выработка чего-то нового, а просто покупка уже готовых программных алгоритмов у фирмы iZotope.
И эта ситуация и не очень приятна, на самом деле. Очень много разработчиков нового поколения подходят к самому процессу создания объектно- ориентированно, не вникая в суть технологий, а чаще и вовсе просто оперируют кем-то написанными блоками. Различать продукты в таких случаях можно только по внешнему виду, внутри — все одинаково работает.
Поэтому период 2010-2011 гг. можно смело озаглавить фразой: «В бой идут старики». На самом деле уникальные и новые алгоритмы сейчас предоставляют Waves, Sonnox Oxford, Lexicon, SPL — эти фирмы действительно работают, и высокие цены на их продукцию являются оправданными. Если анализировать европейский рынок разработчиков, то наиболее непонятная ситуация сейчас со шведами. Можно сказать, что в области звукового софта после немцев — это вторая по силе школа в Европе. В прошлом году довольно ярко проявили себя Sonic Charge, выпустившие синтезатор ?Tonic с интернет-сервисом, подбирающим для него в случайном режиме фразовые рисунки. Также запомнилась фирма XLN Audio, создавшая альтернативный качественный вариант знаменитой EZdrummer (у них он называется Additive Drums). Очень неоднозначным можно назвать появление новой программы от Propellerhead Sofware — Record. По существу, это мультитрек на большого любителя философии интерфейса от программы Reason. Хотя в конце 2010-го компания выпустила версию Re-Birth для iPad. Wallander Instruments довольно хорошо стартовала со своей физической эмуляцией духовых в рамках WIVI. Только они очень быстро заматерели, попав в обойму разработчиков топ-класса, в результате чего отказались от ключевой функциональной особенности первой версии своего продукта, в рамках которой помимо всего прочего подразумевалась и расстановка инструментов в пространстве с реализацией сложного панорамирования. Вот это было очень интересным. А поскольку данная функция сейчас убрана, мы говорим уже о чем-то более- менее стандартном. Думается, что от этой страны в скором будущем следует ждать новых ярких имен.
Вместо итогов
Если вы внимательно прочитали написанное выше, то, конечно, сами уже сделали вывод, что многие известные разработчики выходят из ниши профессионального ПО. Мировой финансовый кризис сильно расчистил площадку. Это говорит о многом, и прежде всего, о том, что профессиональные технологии будут дорожать. Повышение цен пойдет на пользу всем. Во-первых, укрепит финансовые позиции брендов, которые выжили. Соответственно, у них появится больше средств на разработку чего-то нового и доработку старого. В этом плане очень интересно будет проследить, прежде всего, развитие плагинов от Lexicon и SPL. А вообще, в силу очень высокой конкуренции в 2005-2007 гг. ПО было довольно трудно продавать. Во-вторых, станет ясно, к чему стремиться молодому поколению, потому как раньше очень многое делалось без определенного вектора, поэтому много идей так и не дошло до завершения. В-третьих, азиатские производители действительно могут сбить цены на все что угодно из оборудования и инструментов, но не в нише программного обеспечения. Здесь сохраняют лидерство европейцы и американцы.
Кристофер
В качестве точки отсчета возьмем аналитический документ «Business Press Conference Musikmesse and Prolight + Sound» авторства члена совета управления Messe Frankfurt Детлефа Брауна (Detlef Braun) и вице-президента Musikmesse Prolight + Sound Корделии вон Гимнич (Cordelia von Gymnich), который был опубликован 23 марта прошлого года. Интересна прежде всего приведенная там статистика. Согласно указанным цифрам в 2009 году мировые продажи музыкальных инструментов и звукового оборудования упали на 23%. Экспорт немецких производителей в Северную Америку снизился на 30%. Например, в 2007-м он исчислялся суммой $98 млн, в 2008-м — $94 млн, в 2009-м… $66 млн. А общие продажи немецких производителей (коих около 1250) в области музыкальных инструментов и звуковых устройств/ПО суммарно упали на 14% и составили в том же 2008-м около 600 млн евро. В целом для немецкой индустрии в области звука для 2009 года актуальны следующие цифры:
. Общий экспорт упал на 20%.
. Внутренние продажи снизились на 4%.
. 50% процентов от всех продаж обеспечивает 2% фирм данного сегмента.
. Формирование цен оказалось под большим давлением от внешнего дешевого импорта: 30% — из Китая.
Комментируя последний пункт, стоит сказать, что особенно во время кризиса продукция, произведенная в Китае, начала вытеснять немецких производителей с их внутреннего рынка. В данном случае речь идет об обычных музыкальных инструментах. Это было довольно опасным «звоночком», но, в целом, ситуация в 2010-м начала исправляться.
Причем у немцев есть одна стабильная ниша, которая во время кризиса практически не пострадала, а в некоторых случаях и показывала стабильный рост продаж — электронные инструменты и специализированное ПО. И, действительно, профессиональное программное обеспечение — эта та ниша, которая не может быть выбита дешевой китайской продукцией.
Теперь отойдем немного от немецкой статистики и посмотрим на ситуацию в целом. Вполне ожидаемым был тот момент, что некоторые производители и разработчики ПО начали менять курс следования. Очень интересно в данной ситуации выглядит нынешнее поведение TC Electronic и IK Multimedia. Обе фирмы в последнее время начали активно штурмовать нишу гаджетов от Apple — iPad, iPhone, iPod Touch.
С датчанами все понятно, при анализе поведения этой компании за последнее время невольно возникает удивление: почему они так упорно сопротивляются переходу в стан разработчиков ПО. Ведь это сделали уже все основные конкуренты TC Electronic — например, за последние годы нельзя было не заметить серии плагинов от Lexicon, SPL, Line6. Даже Presonus нанял бывших сотрудников Steinberg для написания собственного мультитрека. Хотя был один прецедент. В середине-конце 90-х, когда TC Electronic выпускала знаменитые аппаратные эффект-процессоры (достаточно вспомнить их FireworX), была компания TC Works, специализировавшаяся на разработке компьютерного программного обеспечения. И в тот период они реализовали программно матрицу коммутации от эффект-процессоров TC Electronic, в рамках которой можно было собирать сложные цепочки обработки с последовательным и параллельным подключением структурных блоков. Программа называлась Spark FХ Machine и наделала очень много шума. Весной 2003 года торговые марки TC Works и TC Electronic были объединены под общим названием TC Electronic, а в итоге получилась ситуация, при которой программное подразделение оказалось фактически заблокированным. То есть после этого объединения отдельного софта для РС от TC Electronic не поступало. И вот эта очевидная боязнь рынка компьютерного софта сохранилась и поныне. Впрочем, не у них единственных. Достаточно вспомнить Korg, они единожды выпустили пару эмуляций своих синтезаторов в виде коллекции программ-плагинов Legacy Collection, после чего таких экспериментов не повторяют. Та же Line6 держалась до последнего, пока не стало очевидно, что ее нишу отвоевывают на рынке софта.
Теперь перейдем к итальянцам. IK Multimedia на протяжении последних лет стала проигрывать по всем фронтам тем же немцам. Выпустили программный сэмплер SampleTank, но его обошел Native Instruments Kontakt, сначала все довольно хорошо шло с гитарным эффект-процессором AmpliTube, но Native Instruments Guitar Rig оказался перспективнее. Потом были метания: то они выпускают USB-АЦП для гитары, который почему-то работает на низких характеристиках качества (16 бит/48 КГц), но при этом стоит не очень дешево — проще купить такое же китайское за гораздо меньшую цену. Затем они сделали интересный маневр, выпустив программно-аппаратный комплекс для настройки звучания акустических систем согласно специфике помещения. Но это решение оказалось уж очень узкоспециализированным, да и к тому же не все поняли, что это такое вообще. В 2011-м мы уже видим на NAMM целый спектр их продукции для iPad, iPhone, iPod Touch, среди которой имеется даже реинкарнированный дэнс-мейкер Groovemaker. Конечно, с ним компания может остаться на плаву, ориентируясь на подростков-пользователей. Но мне это поведение почему-то напоминает давнюю историю с американской компанией Voyetra, которая в одно время просто закинула профессиональный сегмент, занявшись выпуском серии ПО eJay и сделавши некоторое количество обучающего софта типа «Teach me Piano». Каков результат всех этих телодвижений? Sonic Foundry выпустила ACID, и о eJay все как-то быстро забыли. А после и о самой фирме, сейчас ее сайт — «404 Not Found».
Конечно, все можно объяснять и кризисом, а в целом каждая компания выплывает по-своему. Например, немцы из Magix, которая знаменита своими профессиональными продуктами Samplitude и Sequoia, сейчас за них и не держатся. Они выпускают программы для веб-дизайна, обработки фото и видео, делают попытки в создании ПО трехмерного моделирования на пользовательском уровне, выпускают софт по тестированию ПК.
То есть к звуковому программному обеспечению многие начали относиться «спустя рукава». Даже более того, большинство обновленных продуктов на сегодняшний момент, включая последние версии SONAR и Audition, — это не выработка чего-то нового, а просто покупка уже готовых программных алгоритмов у фирмы iZotope.
И эта ситуация и не очень приятна, на самом деле. Очень много разработчиков нового поколения подходят к самому процессу создания объектно- ориентированно, не вникая в суть технологий, а чаще и вовсе просто оперируют кем-то написанными блоками. Различать продукты в таких случаях можно только по внешнему виду, внутри — все одинаково работает.
Поэтому период 2010-2011 гг. можно смело озаглавить фразой: «В бой идут старики». На самом деле уникальные и новые алгоритмы сейчас предоставляют Waves, Sonnox Oxford, Lexicon, SPL — эти фирмы действительно работают, и высокие цены на их продукцию являются оправданными. Если анализировать европейский рынок разработчиков, то наиболее непонятная ситуация сейчас со шведами. Можно сказать, что в области звукового софта после немцев — это вторая по силе школа в Европе. В прошлом году довольно ярко проявили себя Sonic Charge, выпустившие синтезатор ?Tonic с интернет-сервисом, подбирающим для него в случайном режиме фразовые рисунки. Также запомнилась фирма XLN Audio, создавшая альтернативный качественный вариант знаменитой EZdrummer (у них он называется Additive Drums). Очень неоднозначным можно назвать появление новой программы от Propellerhead Sofware — Record. По существу, это мультитрек на большого любителя философии интерфейса от программы Reason. Хотя в конце 2010-го компания выпустила версию Re-Birth для iPad. Wallander Instruments довольно хорошо стартовала со своей физической эмуляцией духовых в рамках WIVI. Только они очень быстро заматерели, попав в обойму разработчиков топ-класса, в результате чего отказались от ключевой функциональной особенности первой версии своего продукта, в рамках которой помимо всего прочего подразумевалась и расстановка инструментов в пространстве с реализацией сложного панорамирования. Вот это было очень интересным. А поскольку данная функция сейчас убрана, мы говорим уже о чем-то более- менее стандартном. Думается, что от этой страны в скором будущем следует ждать новых ярких имен.
Вместо итогов
Если вы внимательно прочитали написанное выше, то, конечно, сами уже сделали вывод, что многие известные разработчики выходят из ниши профессионального ПО. Мировой финансовый кризис сильно расчистил площадку. Это говорит о многом, и прежде всего, о том, что профессиональные технологии будут дорожать. Повышение цен пойдет на пользу всем. Во-первых, укрепит финансовые позиции брендов, которые выжили. Соответственно, у них появится больше средств на разработку чего-то нового и доработку старого. В этом плане очень интересно будет проследить, прежде всего, развитие плагинов от Lexicon и SPL. А вообще, в силу очень высокой конкуренции в 2005-2007 гг. ПО было довольно трудно продавать. Во-вторых, станет ясно, к чему стремиться молодому поколению, потому как раньше очень многое делалось без определенного вектора, поэтому много идей так и не дошло до завершения. В-третьих, азиатские производители действительно могут сбить цены на все что угодно из оборудования и инструментов, но не в нише программного обеспечения. Здесь сохраняют лидерство европейцы и американцы.
Кристофер
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2011 год в рубрике мультимедиа