IT-индустрия: определяясь со стратегией

В начале нынешнего года многие IT-гиганты все еще определяются со стратегией и тактикой своих действий на стремительно меняющихся мировых рынках. Так, например, новый исполнительный директор Hewlett-Packard Лео Апотекер завершает работу над стратегическим планом для компании. На фоне этого компания в скором будущем готовится объявить о перестановках в команде топ-менеджеров, а также сделать упор в работе на наиболее прибыльные направления.

Обсуждаемые изменения включают в себя увеличение размера инвестиций Hewlett-Packard в программное обеспечение, бизнес по выпуску сетевого аппаратного обеспечения и решений для хранения данных – все это сегодня более прибыльно по сравнению с выпуском ПК и серверов, хотя HP является лидером именно в двух последних сегментах.

Стратегический план Апотекера предусматривает и новые обязанности для Энн Ливермор, старожила топ-менеджмента Hewlett-Packard. Ожидается, что новые задачи и сферы ответственности появятся также у исполнительных вице-президентов Девида Донателли и Тома Хогана. Некоторые из топ- менеджеров будут отправлены в отставку, утверждают источники в компании. Среди таковых называется информационный директор Рэнди Мотт. Ожидается, что до обнародования нового плана Апотекер проведет консультации с крупнейшими акционерами. Публично детали плана предполагается обнародовать в марте этого года, примерно накануне проведения ежегодного собрания акционеров.

А компания Skype намерена в текущем году увеличить численность персонала почти на 50% и преобразовать компанию под стандарты Кремниевой долины, чтобы облегчить выход на западные фондовые рынки, создав более логичную и понятную западным инвесторам структуру.

В Skype заявляют, что намерены в ближайшее время значительно активизировать разработку новых продуктов и технологий, а также усилить рекламу одноименной системы интернет-телефонии в среде обычных интернет-пользователей.

Наняв бывшего вице-президента Cisco Тони Бейтса на должность главы компании, акционеры Skype говорят, что надеются на его связи с инвесторами и его компетенцию в области передачи голосовых и видеоданных в Сети.

В интервью газете Financial Times Бейтс заявил, что уже сейчас инженеры компании прорабатывают множество неординарных проектов, которые пока никак не задействованы в Skype.

Сегодня на долю Skype приходится около 25% рынка международной интернет-телефонии (данные на конец 2010 года). В компании TeleGeography говорят, что еще в 2009 году на долю Skype приходилось около 12% международного трафика и 9% в 2008 году. Кроме того, в 2010-м около 40% пользователей Skype пользовались услугой видеозвонков. В то же время из 124 млн активных пользователей Skype только 8 млн пользуются платными сервисами Skype и платят компании хотя бы по $10 в месяц. Большинство платных клиентов применяют Skype для звонков на обычные телефоны.

Сейчас в Skype работает около 850 человек, а большая часть ее инженеров базируется в Эстонии, хотя штаб-квартира располагается в Люксембурге, а подразделения
маркетинга и аудио-видео разработок в Лондоне и Стокгольме соответственно.

«Многие люди применяют Skype для повседневной работы, хотя официально эта система связи не санкционирована для работы в их компаниях. Мы надеемся использовать этот плацдарм для дальнейшей работы. В ближайшее время мы намерены рассмотреть возможность внедрения соглашения об уровне обслуживания, гарантирующего определенную доступность связи в любой момент времени», – заявил недавно Тони Бейтс.

IT-инвестиции: русские дорвались до чипов

Россияне все же смогли купить в Европе производителя микросхем. Госкорпорация «Роснано» покупает долю в британском производителе чипов Plastic Logic за $150 млн. В результате «Роснано» может в течение ближайших нескольких лет получить контрольный пакет в компании Plastic Logic, которая занимается разработкой технологии производства микрочипов из пластика. На это потребуется уже $650 млн, но «Роснано» всерьез делает ставку на радикально новую технологию полупроводников. «Мы сориентированы на то, чтобы к 2015 году, по сути, получить 10% мирового рынка в этой технологии», – сказал Анатолий Чубайс.

К настоящему времени группа инвесторов, среди которых такие гиганты, как Intel и BASF, а также венчурные группы Oak Investment Partners (США) и Amadeus Capital Partners (Великобритания), инвестировали в Plastic Logic около $200 млн.

Британская компания работает над созданием пластиковых микрочипов уже не первый год. По словам CEO Plastic Logic Ричарда Архулеты, сегодня разработки находятся на той же стадии, на которой были разработки силиконовых чипов в 50-е годы XX века. «Наше отличие в том, что мы двигаемся в 3-5 раз быстрее», – говорит Ричард Архулета.

Напомню, недавно на международном форуме по нанотехнологиям глава «Роснано» Анатолий Чубайс заявил, что пластиковая электроника примерно в 20 раз дешевле, чем кремниевая, и «Роснано» активно участвует в развитии этой технологии в России. Также, по его словам, госкорпорация совместно с Plastic Logic откроет в российском Зеленограде завод, ориентированный на производство пластиковых ПК.

Производители ПК выясняют отношения

На фоне тенденции к сокращению американского рынка ПК в IV квартале компания Apple существенно увеличила продажи своих компьютеров Mac. В рейтинге лидеров американского компьютерного рынка по объемам продаж ПК в IV квартале компании Apple аналитики IDC и Gartner единогласно отдают пятое место. Причиной снижения результата Apple, которая в III квартале занимала третье место, эксперты называют смещение рыночного спроса в сторону корпоративных решений в IV квартале.

В Top-5 рейтинга по итогам IV квартала также вошли Hewlett-Packard, Dell, Acer и Toshiba. «В III квартале Apple занимала третье место среди ведущих производителей компьютеров благодаря увеличению ее продаж в корпоративном сегменте, где она, как правило, уступает таким производителям как HP и Dell», – комментирует аналитик Gartner Микако Китагава. Вместе с тем, по словам эксперта, в IV квартале наибольшим спросом пользовались именно решения для бизнеса – а это все же классические IBM PC. Аналитики IDC также отмечают слабый спрос на ПК среди частных пользователей в США.

Тем не менее, результаты квартальных продаж компьютеров Apple остались на достаточно высоком уровне. По данным Gartner, за IV квартал Apple продала 1,9 млн своих ноутбуков и настольных ПК, получив 9,7% американского рынка. Аналитики IDC оценивают рыночную долю компьютеров Apple в 8,7%, что соответствует 1,7 млн проданных устройств.

В свою очередь, в агентстве IDC отмечают увеличение продаж Mac на 15,2% в годовом разрезе. Таким образом, темпы роста продаж компьютеров Apple существенно опережают средние индустриальные показатели, которые, по оценкам Gartner и IDC, в IV квартале составили -6,6% и -4,8%. В Top-5 лидеров по росту продаж, помимо Apple, попал японский производитель Toshiba. А наибольшее падение продаж ПК было зафиксировано у Acer, которое, по оценкам компаний Gartner и IDC, составило 30,4% и 28,5% соответственно.

Обе аналитические компании отмечают сильное давление на продажи компьютеров со стороны планшетных ПК, большая часть которых приходится на устройства Apple iPad. «Потребители не хотят тратить деньги на ПК, – поясняет сложившуюся на рынке ситуацию в IV квартале Микако Китагава. – Теперь у них появился достаточно большой выбор устройств, в том числе медиапланшеты». Эксперты Gartner и IDC также считают, что снижение продаж ПК в потребительском сегменте будет носить затяжной характер, поскольку все большее количество покупателей при замене своего домашнего ПК делает выбор в пользу планшета.

Вместе с тем Китагава не согласен с мнением экспертов, которые говорят о «каннибализации» компьютеров со стороны планшетов. Аналитик считает, что покупка планшета может быть сделана не в ущерб замене старого компьютера, хотя и заставляет пользователя отложить обновление своего ПК. «Некоторые пользователи стараются максимально продлить жизненный цикл своих ПК, – поясняет Китагава. – Продолжая пользоваться своим компьютером, они используют средства на приобретение других товаров, в числе которых может оказаться не только планшет, но также и приставка для игр или какой-либо другой продукт, не относящийся к электронике». По мнению аналитика, продажи традиционных ПК в 2011 году продолжат снижаться, поскольку внимание пользователей будет все больше привлечено к планшетам. После появления оптимизированной для них платформы Android на рынке начнет увеличиваться количество планшетов, более доступных по цене, чем iPad.

Эксперты IDC придерживаются аналогичной точки зрения. «Тенденции, наблюдаемые на компьютерном рынке, вероятно, сохранятся в течение всего 2011 года, поскольку возрастающий интерес к планшетам будет препятствовать росту спроса на традиционные ПК», – говорит аналитик IDC Дэвид Дауд. На данный момент аналитики Gartner и IDC выделяют планшеты в отдельную категорию устройств, и не учитывают их при оценке компьютерного рынка, который, по их мнению, включает в себя нетбуки. Вместе с тем, суммируя продажи компьютеров Mac и планшетов, объем продаж которых в IV квартале по некоторым данным составил около 6 млн штук, Apple могла бы занять более высокое место в рейтингах IDC и Gartner.

Интернет-бизнес: стать богаче

Компания Google планирует запустить музыкальный сервис для Android-смартфонов. В Сети уже опубликован скриншот меню ОС Google Android 2.3 Gingerbread, которое содержит опцию по синхронизации музыки. Предположительно, речь идет о возможности синхронизировать музыкальную коллекцию пользователя на смартфоне с коллекцией на виртуальном сервере. Для этого пользователям будет достаточно нажать на специальное поле Sync Music. Вместе с тем Google пока не объявлял официально о запуске сервиса с подобным названием. Неизвестно, будет ли синхронизация доступна только при подключении к компьютеру, или музыку можно будет загрузить с помощью беспроводного соединения Wi-Fi либо по сетям мобильной связи.

Вместе с тем, опция по синхронизации музыки доступна всем пользователям Android-смартфонов, загрузившим и установившим приложение Music Player. Это приложение можно установить на смартфоны и планшеты на базе Android, однако пока пользователям доступны не все его возможности. Напомню, что Google имеет собственный магазин приложений для Android-смартфонов – Android Market. Этот магазин является аналогом Apple App Store. В то же время Apple имеет и отдельный клиент iTunes, который позволяет покупать и загружать музыку непосредственно на портативные устройства компании. Также iTunes можно установить и в качестве компьютерной программы. Будет ли Google выпускать компьютерную программу наподобие iTunes, пока не сообщается.

А вот компания Nokia решила закрыть свой музыкальный сервис Ovi Music Unlimited, ранее известный как Comes With Music. Магазин Ovi Music продолжит функционировать, однако владельцы телефонов не смогут продлить подписку на сервис Ovi Music Unlimited.

Ранее покупатели некоторых моделей телефонов Nokia получали возможность бесплатно скачивать музыку в течение года в рамках предложения Ovi Music Unlimited. Начиная с 31 декабря 2010 года финский производитель перестал комплектовать телефоны годовой подпиской на этот сервис. В конце текущего года, когда истечет время действия активированных лицензий, он полностью прекратит свою работу.

Выручка социальной сети Facebook от продажи рекламы в 2011 году составит $4,05 млрд, подсчитали эксперты портала eMarketer. Для сравнения, в 2010 году аналогичный показатель составил, по предварительным данным, $1,86 млрд, а в 2009 году находился на уровне $740 млн.

Большая часть выручки в Facebook будет приходить с американского рынка, но доля других рынков будет постепенно увеличиваться. Так, если в 2010 году из общей суммы на США приходилось $1,21 млрд (почти две трети), то в 2011 году придется только $2,19 млрд из общих четырех. В 2012 году, как ожидается, американский и неамериканский рынки сравняются: оба принесут Facebook по $2,87 млрд, а общая выручка окажется на уровне $5,74 млрд.

В публикации eMarketer содержится также информация и о том, сколько в США будет тратиться на рекламу в социальных сетях вообще. По данным портала, в 2011 году американцы потратят на это $3,08 млрд, а в 2012-м – $3,93 млрд. Для сравнения, в 2009 году аналогичный показатель составлял $1,43 млрд, а в 2010-м (предварительные данные) – $1,99 млрд.

Таким образом, реклама в социальных сетях, в отличие от других сегментов рекламного рынка, будет демонстрировать устойчивый рост в течение ближайших лет.

Телекоммуникации: объединяться, чтобы расти

В 2010 году рынок унифицированных коммуникаций в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) остановился на отметке в $8 млрд, а к концу 2014 достигнет $16 млрд, отметили аналитики компании IDC в одном из своих последних исследований.

«В ближайшие пять лет, согласно наших прогнозам, рынок унифицированных коммуникаций в регионе EMEA покажет отличную динамику роста. В то же время бизнес будет довольно осторожно относиться к инвестициям в IТ», – объяснили в IDC.

Сервисы по предоставлению UC-услуг будут развиваться быстро, особенно в рамках малого и среднего бизнеса. Компании все больше будут сотрудничать со своими аутсорс-партнерами для создания корпоративной UC-инфрастуктуры.

Вендорам также придется корректировать свою модель работы. Если раньше они больше контактировали с IТ-специалистами компаний-клиентов, то в ближайшем будущем акценты начнут смещаться, так как UC-сервисы становятся все функциональнее и уже сейчас затрагивают большее количество бизнес- процессов.

Компания Skype объявила в своем блоге о завершении сделки по приобретению сервиса видеообмена Qik. Компания возлагает большие надежды на свой новый актив и планирует использовать его для расширения портфеля продуктов для мобильных пользователей.

О намерении приобрести Qik было объявлено в начале января. По некоторой информации, стоимость сделки составила свыше $100 млн. При этом часть акций Qik была приобретена у российского инвестфонда Almaz Capital Partners.

По мнению главы компании «Видеомост» Вячеслава Борилина, покупка Qik, скорее всего, осуществлена американским венчурным фондом Andreessen Horowitz. Его основатели не так давно вложили деньги в Qik и они же владеют долей в Skype.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 03 за 2011 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета