NAMM Show Winter 2011. Выпуск 1

В зимней выставке NAMM этого года свою продукцию продемонстрировало более 1500 фирм со всего мира. Само мероприятие проходило с 13 по 16 января в городе Анахейме (Калифорния, США). Все готовились к нему очень основательно: рынок встрепенулся и требует новых решений! Причем в рамках 2011 года было введено, как многим известно, новшество — знаменитая церемония награждений Technical&Creativity Awards (TEC Awards) переехала с осеннего съезда общества аудиоинженеров AES на зимнюю NAMM. Тем самым восстановился некий баланс между двумя конкурирующими и самыми крупными выставками в области звука — NAMM и Musikmesse (у Musikmesse уже давно имеется собственная церемония награждений с большой историей, а у NAMM до этого года не было).
Что еще отличительного можно наблюдать сейчас? На выставке 2011 года были продемонстрированы массовые новинки для iPad, iPhone и т.п. Данным рынком буквально с начала-середины прошлого года заинтересовалось множество профессиональных производителей софта и оборудования, таких как IK Multimedia, TC Electronic, AKAI, Alesis и т.п. И сначала все это смотрелось, мягко скажем, довольно неперспективно. Почему? Достаточно вспомнить волну популярности медиаплееров iPod, под которые выпускались специализированные акустические системы и диджейское оборудование. Где это все сейчас? А вот… iPad — это планшет с чувствительным экраном и довольно развитой аппаратной частью, нормальной ОС, соответственно, под него можно выпускать довольно интересные вещи.
Вторая тенденция, которую можно было проследить еще на выставках 2010-го, — небольшое перераспределение рынка, а именно, огромное внимание сейчас стали уделять геймдеву (разработке игр) и подготовке мультимедийного контента.
В общем, обо всем по порядку.
Новинки от Mackie



В этом, кстати, продукция Mackie всегда довольно интересна: колонки — все, что нужно, без излишеств, микшеры — аналогично, звуковые интерфейсы — также. При этом даже если посмотреть на их программу Mackie Tracktion, которая, кстати, не обновлялась с третьей версии уже несколько лет, — очень просто, все доступно, никаких усложняющих окон с микшерами и т.п. Да и, если честно, даже сейчас довольно трудно представить ситуацию: «Что бы хотелось добавить в Mackie Tracktion3?». Там все есть.
В общем, по-хорошему довольно странная и вместе с тем интересная компания.
Гибридный звуковой интерфейс от MOTU

Вообще, такая довольно мощная станция как 828mk3 в большинстве своем нравится «студийщикам», которые свято верят в «аппарат», и чем навороченнее все смотрится, тем лучше. Ну что же, спорить с ними не будем, особенно если учесть тот факт, что имя MOTU очень популярно в мире, и сайт один из самых нагруженных мультимедийным контентом — все летает и т.п. В целом, молоды!
Alesis StudioDock

Техническая спецификация:
. 2 аудиовхода (комбинированные разъемы XLR/«джек») с индивидуальными регуляторами уровней и фантомным питанием для подключения
конденсаторных микрофонов. На втором входе есть переключение на Hi-Z вариант для гитар.
. 2 аудиовыхода (комбинированные разъемы XLR/«джек») плюс отдельный выход на наушники с индивидуальными регуляторами уровней.
. Видеовыход — RCA Composite.
. Каналы управления: MIDI In (DIN), MIDI Out (DIN), USB MIDI (Host), «джек» для педали.
Данные по цене пока неизвестны.
Отвлекаясь от темы… хотя нет


Первая ее разработка — DSP-чип FV-1, в который встроено восемь программ обработки (реверберация, лимитеры и т.п., в общем, все основные эффекты), а сам он может использоваться в рамках любой схемы как аналоговый элемент, причем для его интеграции не нужно каких-либо особых знаний. Плюс к этому, FV-1 можно программировать отдельно, добавляя свои программы и эффекты.

В виде ОЕМ-поставки этот чип использовался и используется в ряде компактных микшеров и гитарных процессоров, а также другой продукции. В 2006-м Барр написал книгу об ASIC — ASIC Design in the Silicon Sandbox, которую издала McGrow-Hill. Более подробную биографию вы можете найти в журнале Mix (http://mixonline.com/news/keith_barr_obit_2508/).

На выставке NAMM этого года на базе чипа FV-1 компания TipTop Audio (www.tiptopaudio.com) представила USB-устройство Numbertz, которое основано на ключевой разработке этой фирмы Z-DSP VC-Digital Signal Processor (работающей на 24 битах). Отличительной особенностью последней является то, что это фактически внешнее аналоговое устройство, и даже коммутация в его рамках производится за счет физических кабелей. Вариант же Numbertz уже ориентирован на взаимосвязанную работу с PC. При этом к нему дается три картриджа, на которые можно записывать программы (то есть эффекты). Вся прелесть ситуации состоит в том, что сами эффекты являются бесплатными. Numbetz рассчитывается продавать по $150. Что из этого получится, покажет время.
AKAI SynthStation49

Moog предлагает ввести микротюнинг
Точнее, предложила и уже технически реализовала. Что подразумевается под микротюнингом в данном контексте? Дело в том, что многие народные музыкальные школы, такие как классическая индийская, китайская, турецкая и даже белорусская с ее четвертьтоновым пением, подразумевают отличие от классической европейской, в рамках которой в диапазон одной октавы традиционно умещается 12 нот. В результате очень часто можно столкнуться с такими вещами как… вроде бы сэмпл ситара звучит похоже, но при игре на обычной клавиатуре теряется сам ситар. Таких примеров много. Так вот, для всех своих продуктов компания Moog представила в режиме бесплатного скачивания новую разработку Phatty Tuner Alternate Scales Editor, которая включает 32 различных набора пресетов тюнинга. Правда, не совсем понятно, как тогда будут распределяться клавиши обычной MIDI- клавиатуры? Например, в индийской гамме 22 ноты в октаве. Но на самом деле проблема очень актуальна, потому как помимо народных и этно-стилей, есть современные, тот же джаз, которые подразумевают более тонкое интонирование. В общем, вопросы начинают хоть как-то решаться.
Korg Kronos

На NAMM 2011 года производители показывают уже новую модель синтезатора — Kronos, которая включает набор из девяти синтезаторов (то есть мы опять говорим о станции синтеза). Перечислим их:
. SGX-1 Premium Piano: немецкое фортепиано, основанное на 4 Гб сэмплов, 8 слоев.
. MDS EP-1 Electric Piano: электропиано с настройками звучания от George Duke, Herbie Hancock, Rodan Rudess и других.
. Tonewheel CX-3 Organ. Судя по описанию, эмуляция Hammond c «Лесли»-спикером.
. MS20-EX Legacy Analog Collection: эмуляция Korg MS20 (пожалуй, одного из самых популярных синтезаторов Korg).
. EX Polysix Legacy Analog Collection: эмуляция Polysix.
. AL-1 Analog Synthesizer.
. NOD-7 Waveshaping VPM Synthesizer.
. STR-1 Plucked String Synthesizer: щипковые струнные с усовершенствованием различных настроек.
. HD-1 High Definition Synthesizer: использование сэмпловых библиотек.
Если описать суммарно: общий объем всех сэмплов — 12 Гб, плюс к этому используется 9 движков синтеза, 16 слотов эффектов. Kronos будет выпускаться в трех версиях: на 61, 76 и 88 клавиш.
Комментарии по этому вопросу давать трудно, потому как, во-первых, все подобные станции синтеза — это фактически MIDI-клавиатура, внутри корпуса которой стоит обычный ПК и работает с ПО. Это доказывает также и продукция Arturia. То есть, все алгоритмы — программные. Во-вторых, с чем Korg действительно всегда опережает, и почему продукция этой фирмы привлекает внимание: многие реализованные инструменты на рынке VST-плагинов от сторонних разработчиков явно отсутствуют. Хотя решение подобной ситуации — дело времени.
USB/XLR-микрофон от Blue

Spectrasonic Omnisphere 1.5

Что нового?

. Улучшены движки синтеза.
. Изменен пользовательский интерфейс в сторону улучшения эргономики при непосредственной работе. Ему даже придумали свое название — The Orb. . Общее количество звуков доведено до 8000, а пэтчей — до 5000. При этом реализована удобная навигация по ним с помощью поиска по жанру и т.п.
. В Интернете сделаны видеофайлы обучения.
. Специально для iPad у Specrasonic написана программа Omni TR, которая превращает планшет в устройство управления. Именно она и
поддерживается с новой версии.
А в целом, мы говорим об очень серьезном продукте, у которого в соотношении цена/возможности не так много конкурентов.
Промежуточное завершение
Интересных новинок очень много. Конечно, развеселили варианты от нескольких фирм — «профессиональные музыкальные ПК» со стандартной мощной комплектацией обыкновенного десктопа, но… стоимостью $2249 и выше (без учета звукового интерфейса и какого-либо ПО кроме Windows 7). Впрочем, чему тут удивляться?
Продолжение следует…
Кристофер http://itcs.3dn.ru
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2011 год в рубрике мультимедиа