Инвестиционные тренды 2010 года на примере мировых IT-гигантов

Как известно, доллар изобрел новоорлеанский бизнесмен Оливер Поллак. В 23 года Поллак эмигрировал в Америку из Ирландии, где довольно быстро и стремительно разбогател на торговых сделках и различных финансовых операциях в Вест-Индии. После этого, перебравшись в Луизиану, он еще более умножил свое состояние и стал плантатором. Интересно, что сам Оливер не особенно ценил доллар – все свободные суммы в долларах он всегда сразу же вкладывал в покупку плантаций. Эта стратегия постепенно привела его к еще большему богатству, сделав его метод “выгодных вложений” или “инвестиций в будущее” используемым повсеместно.

С тех пор много времени прошло, сменились целые поколения и эпохи, но в этом смысле в бизнесе мало что изменилось. У каждой современной компании есть свои собственные стратегии того, как с выгодой для себя избавиться от свободных денег, что в наше время принято обозначать нейтральным финансовым термином инвестиции. Для примера давайте подробно рассмотрим стратегии и пристрастия крупнейших IT-игроков мира в 2010 году. Давайте начнем с Google, просто потому, что он самый большой – мне всегда нравились такие игроки, как он. Глядя на финансовый отчет гиганта по состоянию на октябрь 2010 года, можно сразу отметить, что Google больше всего инвестирует в свои дата-центры. Речь идет как об обслуживании уже существующих, так и о модернизации и покупке/строительстве новых.

Давайте оценим масштаб этой великой и нежной любви через призму цифр: в третьем квартале 2010 года Google потратил 757 миллионов долларов на обслуживание и развитие своей сетевой инфраструктуры. И это очень много, хотя у Google был как минимум один всплеск, когда он выкинул за квартал сразу 842 миллиона долларов (за три месяца, с июля по конец сентября 2008 года), все же никто в мире сейчас не может сравниться с Google по масштабам инвестиций в создание и покупку новых дата-центров. И есть важная деталь: если Facebook, например, покупает дата-центр для своих собственных текущих нужд, то Google строит и поглощает со значительным опережением своих потребностей.

Google всегда старается молчать и не афишировать свои покупки или стройки, и хотя общественности известны многие из покупок Google, некоторые, как текущее строительство суперсовременного дата-центра в Финляндии, часто становятся известны случайно. За последние три года это единственная доподлинно известная стройка Google. Предыдущее известное широкой публике приобретение – это покупка трех ультрасовременных дата-центров в США: Южной Каролине, Оклахоме и в штате Айова. Известно, что на данный момент, как минимум, Google владеет 37 дата-центрами по всему миру.

На графике 1 показаны темпы трат Google на свои дата-центры за последние пару лет. Если вы сравните эти расходы со всеми другими расходами Google, то, вероятно, вы подумаете, что Google больше ничего не интересует, кроме развития своей сетевой и вычислительной инфраструктуры – и будете отчасти правы (если учесть ранее озвучиваемые планы, что Google собирается стать одним из ведущих магистральных провайдеров в мире, а также тот факт, что сервисы Google уже сейчас генерируют около 7% мирового трафика). На самом деле, доля Google даже еще больше, просто эффективные техники кэширования (я имею в виду прежде всего Google Global Cache - GGC) заметно понижают его долю. Если бы Google уже сейчас был бы магистральным провайдером, то его превышал бы по трафику только один единственный магистральный провайдер в мире – Tier1 Network. Впрочем, темпы роста Google таковы, что уже в следующем, 2011 году Google оставит и его позади (см. график 2).

Понятно, что для прокачки такой прорвы трафика нужны новейшие коммуникационные технологии, и Google очень активно экспериментирует и серьезно готовится к своему дебюту. Буквально в эти месяцы идет тестирование новой высокоскоростной оптоволоконной сети, к которой Google собирается подключать конечных домашних абонентов на скорости 1 Gb. Несмотря на свои обещания, Google до сих пор не смогла определиться с городами, в которых будет проходить это тестирование, так как столкнулась буквально со шквалом заявок городов и штатов, желающих поучаствовать в этой программе. Некоторые из претендентов проявляют чудеса изобретательности, чтобы привлечь к себе внимание гиганта — например, городок Топика из штата Канзас временно сменил свое название на Google. Компания обещает определиться с городами, в которых будут развернуты экспериментальные оптоволоконные сети, уже в начале 2011 года.

Ну что ж, теперь давайте посмотрим на других известных игроков IT-рынка. Далее я бы хотел рассмотреть в паре Apple и Microsoft. Почему именно в паре – потому что стратегии их бизнеса, а значит, и инвестиций, прямо противоположны.

Стратегию развития Apple принято относить к так называемому innovate way, то есть компания ищет принципиально новые пути развития и неожиданные применения уже обычных идей – это активная инновация. Эмблемой компании выбрано райское яблоко как символ притягательности всего нового и неизведанного. Типичные примеры такой продукции — iPad, iPhone и т.д.

Современный Microsoft - это ярко выраженный commoditize way. Эта бизнес-стратегия избегает любого риска или хотя бы пытается свести его к минимуму, поэтому, работая в таком стиле, компания пытается найти уже успешно показавшие себя решения, и эксплуатировать их, незначительно модифицируя или дорабатывая. Итак, коммодизация – это любимая стратегия Microsoft, будь это Windows, Xbox или еще что-то другое. Например, в 2010 году Microsoft инвестировала более 63 миллионов долларов в индустрию программного обеспечения Южной Африки, а также в небольшую компанию по разработке open source TurboHercules, известного рекламного разработчика AppNexus (более 50 миллионов долларов), и даже в создание современного центра по разработке ПО в российском Сколково, который обойдется Microsoft ориентировочно в 4 миллиарда евро (совсем недавно завершились переговоры об этом с Виктором Вексельбергом, президентом Фонда “Сколково”).

А что же с инвестициями Apple? В уходящем году Apple покупала землю, много дорогой земли. Она инвестирует гигантские деньги в эти сделки. Самая громкая покупка такого рода – это покупка целого района в Купертино. Если кто не в курсе, то калифорнийский городок Купертино – это сердце Силиконовой долины (я имею в виду ту, что на самом деле Кремниевая). Это чрезвычайно дорогая земля, притом землю Apple выкупила ни много ни мало у самой HP. Цена сделки осталась неизвестна, но все единогласны – надо предложить очень большую сумму, чтобы HP вдруг запылала желанием продать такое выгодное вложение. Зачем Apple столько земли? Apple собирается расти и сильно расширяться и готова платить за эту возможность любые деньги.

Microsoft, как и Google, инвестирует чрезвычайно много и интенсивно. Если передать эту стратегию очень упрощенно, то Microsoft находит удачную и перспективную компанию и покупает в ней долю, как правило, не очень большую. Стратегия коммодизации требует всегда оставаться осторожным и никогда не класть все яйца в одну корзину. Здесь не надо ничего изобретать или выдумывать, здесь главное — успеть разделить чужой успех: купить подешевле, чтобы завтра продать подороже. Здесь нет ни друзей, ни врагов – только выгода и всегда ставка на все стороны рынка. Например, продвижение своей Windows, которая вместе с MS Office является основным источником дохода этой компании, не мешает инвестировать в Red Hat Linux, или делать масштабные инвестиции в Novell в размере 340 миллионов долларов – одного из крупнейших разработчиков ядра Linux. Острый антагонизм с Apple – это не причина не видеть ее успеха, поэтому инвестиции в нее в размере 150 миллионов долларов смотрятся вполне уместными. “Ничего личного, просто бизнес” – лозунг такой стратегии. Огромные инвестиции в Facebook или в тысячи мелких и средних компаний по всему миру – это бизнес, доходы от которого являются прочной основой будущего Microsoft.

Инвестировать в себя или инвестировать в других – вот ощутимое отличие стратегий innovate и commoditize way. Что легче — создать самому что-то новое с нуля или помочь это новое создать другому? Здесь нет готового ответа, пригодного для всех.

Очень бурный год выдался для Intel, которая инвестировала 30 миллионов долларов в четыре средние по размеру высокотехнологичные американские компании. Эти деньги будут вложены в следующие компании: Adaptive Computing, которая занимается искусственным интеллектом для высокоскоростных и облачных вычислений: Ciranova, занимающаяся дизайном гибридных аналогово-цифровых устройств, Joyent – успешный провайдер платформ IaaS и PaaS (концепции инфраструктура и платформа как сервис), и Nexant – известный провайдер гридовых вычислений для промышленных предприятий и финансовых институтов Америки.

На недавно прошедшем форуме Capital CEO Summit Intel Capital уже анонсировала, что начинает новую инвестиционную программу общей суммой в 77 миллионов долларов, из которой самый большой кусок размером в 32 миллиона долларов достанется израильскому стартапу Anobit Technologies – компании, занимающейся разработкой и производством новых типов памяти, преимущественно для телефонов и портативных устройств. Президент Intel Capital Арвинд Содхани в своем выступлении заявил, что будущий 2011 год пройдет под знаком продвинутых серверов, облачных вычислений и смартфонов, и этот пакет инвестиций как раз и будет активно участвовать в формировании этих направлений роста.

В заключение хотелось бы вспомнить про IBM – легендарного голубого гиганта, из покупок которого в 2010-м лично мне запомнилось приобретение ведущего производителя блэйдовых серверов и стоек для них - Blade Network Technologies. Кроме этого, в 2010 году IBM инвестировала 5 миллионов долларов в создание Африканского инновационного Центра в Кейптауне, где будут обучаться IT-специалисты этого региона, и на базе которого создан телекоммуникационный центр; а также 100 миллионов долларов в создание центра по исследованию и разработке мобильных приложений. Главная же инициатива IBM в 2010 году – это начало инвестирования 1 миллиарда долларов в создание дата-центров по всему миру, и в рамках этой программы уже был открыт и запущен в уходящем году дата-центр в городе Вроцлав, Польша. Сейчас в рамках этой инвестпрограммы осуществляется строительство и монтаж дата-центров в Египте, Китае и Аргентине.

Завершая обзор крупнейших IT-инвестиций в 2010 году, хотелось бы констатировать, что непрерывное инвестирование – это основа развития любого бизнеса, как на макро-, так и на микроуровнях, даже в условиях кризиса, или даже вопреки мировому кризису. Как сказал высокопоставленный менеджер Intel Capital, каждый раз, когда вы тратите не на текущие и насущные нужды, беспокоясь о дне завтрашнем, вы даете себе шанс на лучшее будущее. В связи с этим хотелось бы пожелать всем читателям “Компьютерной газеты” побольше удачных инвестиций в новом году, чтобы наше общее будущее было еще лучше, чем оно было в прошлом году!

Игорь Савчук


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2011 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета