Facebook начинает и выигрывает
Вероятно, социальные сети – ключевое выражение 2010-го, а Facebook – главное новое слово этого года. Сомневаться почти не приходится: едва ли какое-то событие сможет на равных побороться за внимание аудитории с приходом в наши края главной соцсети планеты и вызванной этим шумихи вокруг соцсетей вообще. Последние с нами вроде бы уже давно – с марта 2006-го, если считать по «Одноклассникам», в том же году был открыт для массовой регистрации и Facebook, но только сейчас о них заговорили как о серьезной бизнес-площадке, новом медийном пространстве и важном элементе нынешнего общества вообще. Заговорили не только лица, участвующие в освоении этих самых бизнес-площадок, журналисты, социологи или владельцы медиаконгломератов, а обсуждение, наконец, вылилось за пределы специализированных форумов и конференций.
Сегодня даже рядовая посетительница «Одноклассников», рьяно следящая за тем, чтобы ее фотографии никто не посмел оценить в единицу, и условный пользователь «ВКонтакте», имеющий за собой привычку позировать на фоне чужих авто и украшать фотографию золочеными пистолетами и пачками стодолларовых купюр, если не до конца понимают, то хотя бы подозревают, что являются частью чего-то большого и важного. О соцсетях неожиданно заговорили много и заговорили везде – шумиха, которая в США равномерно растеклась по четырем годам, на наши головы обрушивается всей своей массой. Виной всему Facebook – многомиллиардная интернет-корпорация, едва ли не главный на сегодня конкурент Google и предвестник Web 3.0 (а ведь и ко второй версии у нас еще не все успели адаптироваться), которая до этого была где-то там, за семью морями и океанами, тихо, но настойчиво постучала в дверь.
Экспансия в Россию и прилегающие страны, начатая фактически летом, приносит удивительные, если не сказать ошеломляющие результаты: в рунете по данным сервиса webomer с августа по декабрь Facebook переместился с 28 на 12 место по популярности (в Беларуси он пока на 17). Цифра выдающаяся – двукратный рост всего за 4 месяца. То же 12 место Россия занимает и по темпам прироста аудитории среди всех приобщившихся к Facebook стран. И несмотря на то, что по общему количеству пользователей Россия находится на 42 месте, все прекрасно понимают ее перспективность в частности и Восточной Европы в целом как ключевых плацдармов для вовлечения новых адептов Facebook. Отсюда не избежать главного вопроса, который будоражит умы уже добрые полгода: кто же выйдет победителем из войны Facebook и «ВКонтакте»?
До массированного прихода Facebook в русскоязычный сегмент Интернета стороны более или менее сохраняли паритет: Цукерберг сотоварищи не сильно укреплял позиции своей сети в рунете, Павел Дуров со своей командой, в свою очередь, разумно отказались от идей мирового господства и превращения «ВКонтакте» в интернациональный проект в полном смысле этого слова. С приходом Facebook, все, естественно, поменялось: Facebook не выносит миролюбивого соседства, предпочитает разрывать любых маломальских соперников на куски и тут же проглатывать. Страны, где локальным социальным сетям удалось выстоять в борьбе с безжалостным детищем Цукерберга, можно пересчитать по пальцам, а в том, что «ВКонтакте» стоит рассматривать как событие именно локальное, не сомневается уже даже сам Дуров. Вопрос лишь в том, насколько сильно российская сеть сдаст позиции или, быть может, не сдаст вовсе?
Все те же полгода назад ситуация выглядела предельно ясной и предсказуемой: две сети максимально отличались по функционалу и внутренней, если хотите, философии. Facebook казался эдаким демократическим обществом, максимально свободным и открытым для всего нового, за маской «ВКонтакте» угадывалась неприкрытая диктатура и возведенный в культ тоталитаризм, маскирующиеся под демократию мнимую (выносимые на публичное голосование вопросы вроде необходимости микроблога). И под функционалом здесь имеются в виду вовсе не базовые возможности писать друг другу на стене или обмениваться сообщениями – в этом плане все соцсети мира одинаково похожи, а принципы взаимодействия со своими пользователями и остальным Интернетом.
Facebook был демократичен с самого начала: никакого ограничения на внешние ссылки, простая вставка видео с YouTube и полная открытость к остальным сервисам вообще – хоть ICQ, хоть Twitter, максимально понятные и простые отношения с рекламодателями и разработчиками приложений. Даже после ввода собственной валюты Facebook оставил другие виды платежей. Чем на тот момент был «ВКонтакте» вы, наверное, и так прекрасно помните. Ограничение внешних ссылок – и сегодня, после его снятия, сеть постоянно вопит об угрозах вирусной атаки и отчаянно не желает выпускать пользователя за свои пределы, подозревая в краже паролей даже сайт BBC. Невозможность связать свой аккаунт с другими сервисами – банальное размещение ролика с того же YouTube было целой шпионской миссией, в ходе которой видео сначала нужно было утянуть при помощи специальной программы, а уже затем разместить «ВКонтакте», нарушив при этом все авторские права. Сейчас с этим проще, но полностью от проблем избавиться не удалось: интеграция с Twitter, например, вышла однобокой – обновление вашего статуса в соцсети выдается отдельным твитом, но вот повлиять с помощью микроблога на свой профиль «ВКонтакте» уже нельзя.
«ВКонтакте» всегда ревностно относился к своей аудитории и предпочитал ни с кем ее не делить, он мечтал стать центром Интернета и даже подменить собой для конечных пользователей само понятие «Интернет». Самое смешное, примерно этим в конечном итоге стал (или становится прямо сейчас, если вы пока не готовы поверить) Facebook, хотя свои наполеоновские планы он ни разу не подкреплял драконовскими ограничениями. Отдавая трафик наружу, насильно не удерживая пользователей и пропагандируя максимальную свободу, сеть Марка Цукерберга в конечном итоге получала еще больше трафика, лояльных пользователей и пришедших по внешним ссылкам новичков. Facebook незаметно аккумулировал в себе Интернет, подмечал интересные вам и вашим друзьям ссылки, доставлял свежие новости и информацию о сеансах в ближайших кинотеатрах. Центром Сети Facebook стал без громких криков, жесткой политики или принудительных мероприятий – все вышло как бы само собой (хотя на самом деле для этого были использованы значительные усилия), и благодаря этой мнимой ненавязчивости поклонников у детища Цукерберга только прибавляется.
А что же «ВКонтакте»? В последнее время – те самые полгода, которые идет активная экспансия Facebook, сеть Павла Дурова постепенно избавляется от своих железных занавесов. Убираются ограничения на внешние ссылки и использование видеороликов из популярных сервисов, на сайтах рядом со знаменитой кнопкой «Like» появляется русский аналог «Мне нравится», внешний вид, как и функционал, максимально приближается к своему западному собрату. Дуров сейчас находится в положении догоняющего и в попытках ухватиться за поручни уехавшего поезда не жалеет сил. Отброшены в сторону прежняя иллюзорная демократия и либерализм – смешное голосование по поводу микроблога забыто раз и навсегда. Не обращая внимания на чучело Павла, которое демонстративно жгли пару месяцев назад школьники, недовольные новым режимом и требовавшие возврата «любимой стеночки», команда «ВКонтакте» насаждает жизненно необходимые соцсети для конкуренции с Facebook функции.
Нет дела команде Дурова и до обвинений в плагиате, регулярно возникающих среди некоторых пользователей. Как они звучат, вы прекрасно знаете, мол, передрали все с Facebook и выдают за свое. Но вариантов здесь никаких: хоть как-то бороться с западным конкурентом пока получается лишь его же оружием. Можно заметить в этом случае, что, согласно известному выражению, заимствуют лишь бездари, подлинно талантливые люди копируют в ноль, а можно вспомнить про структуру DST. Сосредоточенные в фонде Digital Sky Technologies 10% акций Facebook гарантируют, что судебное разбирательство между компаниями Цукерберга и Дурова гарантированно никогда не состоится – DST одновременно является акционером «ВКонтакте». Прошлогоднее приобретение DST акций Facebook по завышенным ценам и на уникальных условиях многие эксперты обосновывали желанием избежать любых юридических проблем и гарантированно сохранить свои российские активы, куда, в том числе, входит «ВКонтакте». Сегодня все обвинения Дурова в плагиате можно расценивать не более как пересуды, и в конечном итоге они ничего не стоят – любые судебные проволочки заранее исключены заинтересованными структурами вроде DST. Стоит, разве что, взглянуть на ситуацию под другим углом, ведь столь пристальное внимание к функционалу соперника – еще одно признание его исключительной опасности.
В этой битве и погоне за чужими цифрами и строчками в рейтинге командой разработчиков «ВКонтакте» позабыты былые амбиции, вроде полномасштабного выхода на глобальный уровень, и собственные идеи, например, привязанная к аккаунту соцсети почта. Последнее, кстати, сейчас с успехом реализует заклятый соперник: почтовый сервис Facebook должен не только изменить общение внутри самой сети, но и побороться за лидерство с такими титанами электронных писем, как Hotmail или Gmail. В этом-то – позиции вечного догоняющего, а не инновационной почте Цукерберга – главная проблема «ВКонтакте». Дуров, по сути, каждый раз борется с призраком, тенью настоящего Facebook, ведь сеть не стоит на месте, а динамично развивается. Буквально на днях в ней появилась новая система отображения профилей – удобная, понятная, логичная и приятная во всех отношениях, причем обходится ее внедрение без лишних заигрываний с аудиторией, но и без жесткой тирании. Нет, конечно, никакого голосования, но насильно переключаться на новые профили никого не заставляют – предполагается, что добровольный переход завершится уже к февралю 2011-го.
Приняв новый интерфейс, вернуться к старому уже нельзя, но, если честно, не сильно и хочется. Это очень в духе Facebook – использовать простые, удобные, но одновременно эффективные и приятные в использовании решения. С первого взгляда все кажется чересчур навороченным и переусложненным, но уже через полчаса ты не представляешь, как можно реализовать эту функцию или приложение иначе. Ровно те же и первые впечатления от Facebook вообще, неважно, знакомились ли вы с ее прошлым «лицом» либо застанете уже новую версию «интерфейса»: стартовая страница выглядит слишком перегруженной лишней информацией. Да и почему в ее роли выступают последние обновления от ваших друзей и новости от источников, которые вы выделили, – тоже непонятно. Нигде не удается найти ожидаемые кнопки (ожидаемые, естественно, с позиции пользователя «ВКонтакте»); вот хотя бы друзья: обновления от них – пожалуйста, а чтобы добраться до их списка, нужно перелопатить не одну вкладку. Тем более странно, что в адаптированной мобильной версии Facebook закладка «Мои друзья» на месте.
В размышлениях над вопросами плана «кто виноват, что делать и не вернутся ли вовсе в теплые объятия «ВКонтакте»?» проходит пару часов. На следующий день Facebook уже не кажется недружелюбным пришельцем с далекой планеты, еще через сутки все окончательно становится на свои места, а на недоуменные вопросы находятся вполне разумные ответы. Facebook и «ВКонтакте» сталкивали в заочных битвах десятки раз, сравнивали их по функционалу, дизайну, разбирали на мельчайшие винтики и пытались выбрать победителя. У сети Цукерберга всегда находилось достаточно аргументов для того, чтобы вырвать первое место. Но к списку неоспоримых преимуществ Facebook стоит добавить и то, что часто ускользало от взглядов аналитиков и условных судей – его аудиторию и непосредственную роль в жизни пользователей.
Как ни странно, и Facebook, и «ВКонтакте» - одинаково не совсем социальные сети. Точнее, не только и столько социальные сети. Сегодняшний Facebook – это в первую очередь информационный центр вашего Интернета. И получить право называться так помогла не только знаменитая кнопка «Like», хота и она тоже. Вспомните, как выглядит стартовая страница этой соцсети – да, та самая, непонятная и странная поначалу. Туда стекается вся информация: последние сообщения о турне понравившегося вам артиста, новости BBC, которые вы отметили в «интересах», рекламные ролики и отчеты со съемок нового сериала, в любви которому признались вчера, наконец, обновления статуса ваших друзей и ссылки, которые они отметили. Сегодня трудно говорить, насколько Facebook удается быть центром Интернета вообще, но то, что он заменил собой и свел воедино многие информационные каналы – факт, спорить с которым глупо. Цукерберг изначально ориентировал свою сеть на аккумуляцию, сортировку и ранжирование информации – ранжирование по вашим интересам или предпочтениям ваших друзей, людей для вас тоже далеко не случайных. Каждая отмеченная вами вещь, будь то джип Cadillac или культовая фигура хип-хопа MF Doom, не остается мертвым набором битов и байтов, а открывает вам доступ к необходимой и интересной вам информации. Ведь логично предположить, что отмечаете вещи и людей вы совсем не хаотично. Равно такой же источник информации и друзья – ваш однокурсник Сидоров или коллега по работе Иванов не представляют никакого интереса, если они не щелкают на кнопку «Like», не комментируют другие страницы или хотя бы не обновляют свой статус. Поэтому Facebook разумно прячет их куда подальше, уступая место социально активным. Единственная же причина, по которой друзья вынесены в отдельный пункт в мобильной версии, – указанные ими номера телефонов; Цукерберг разумно предполагает, что вы захотите позвонить своим товарищам.
Теперь традиционный реверанс в сторону «ВКонтакте». Главная причина, по которой эта сеть может называться не совсем традиционной, – огромное количество нелегального контента, настоящие кучи контрафактных аудио- и видеоматериалов. Для многих «ВКонтакте» – скорее удобная возможность посмотреть фильм, не заплатив ни рубля, нежели социальная сеть. Тех же, кто выбирает ее в последнем качестве, интересуют не столько нововведения, микроблоги и расползающиеся по рунету кнопки «Мне нравится», сколько удивительный мир украшенных автоматами и фразами «Порву за брата» фотографий – как вариант «Красотка» и какие-нибудь витиеватые узоры, глубокомысленных статусов (и то, и другое берется из нужных приложений) и фотографий противоположного пола. И сейчас складывается интересная ситуация: с первым – нелегальным контентом — активно борются правообладатели, выдвигающие «ВКонтакте» серьезные ультиматумы, со вторым в борьбу невольно вступает сам Павел Дуров. Есть серьезное подозрение, что большей части аудитории «ВКонтакте» просто не нужны никакие изменения, их все устраивает как есть.
Им не нужны новости, ссылки и комментарии, а без этого большинство друзей превращается в лишний балласт, у которого и остается только что рассматривать фотографии и комментировать статусы. И даже желание выделить фильм или персону не заставит информацию пролиться дождем на вашу страницу новостей – подобный функционал не предусмотрен. А без всего этого «ВКонтакте», по-хорошему, превращается в какой-то Web 1.0: ну, можно чью-нибудь фотографию прокомментировать или порадоваться за товарища, скопировавшего откуда-то цитату Ницше, и что с того? Стратегический момент, когда еще можно было приучить пользователей к правилам Web 2.0, упущен, теперь остается только наблюдать за всем со стороны. А Facebook в этот момент уже разрабатывает новую систему социального поиска, завязанного, в первую очередь, на ваших друзьях – ссылки, в том числе, будут выводиться в зависимости от того, какие интернет-страницы просмотрели ваши товарищи.
Значит ли все сказанное в итоге однозначную победу Facebook? В глобальном плане – несомненно, в локальном – гибель «ВКонтакте» если и произойдет, то не так скоро, как некоторым хотелось бы. Прирост российской аудитории Facebook сегодня в первую очередь идет за счет пользователей, которых имеющиеся социальные сети до этого не удовлетворяли. Как таковой, серьезной борьбы за лояльность еще не было, сеть Цукерберга пока даже не замахнулась на кусок аудитории Дурова. А теперь, в общем-то, то, ради чего этот текст затевался – если после всего сказанного вы до сих пор не решились завести аккаунт в Facebook и уверены, что ничего интересного в соцсетях не происходит, пожалуйста, пересмотрите свои убеждения. Самое важное разворачивается как раз там.
Антон Костюкевич
Сегодня даже рядовая посетительница «Одноклассников», рьяно следящая за тем, чтобы ее фотографии никто не посмел оценить в единицу, и условный пользователь «ВКонтакте», имеющий за собой привычку позировать на фоне чужих авто и украшать фотографию золочеными пистолетами и пачками стодолларовых купюр, если не до конца понимают, то хотя бы подозревают, что являются частью чего-то большого и важного. О соцсетях неожиданно заговорили много и заговорили везде – шумиха, которая в США равномерно растеклась по четырем годам, на наши головы обрушивается всей своей массой. Виной всему Facebook – многомиллиардная интернет-корпорация, едва ли не главный на сегодня конкурент Google и предвестник Web 3.0 (а ведь и ко второй версии у нас еще не все успели адаптироваться), которая до этого была где-то там, за семью морями и океанами, тихо, но настойчиво постучала в дверь.
Экспансия в Россию и прилегающие страны, начатая фактически летом, приносит удивительные, если не сказать ошеломляющие результаты: в рунете по данным сервиса webomer с августа по декабрь Facebook переместился с 28 на 12 место по популярности (в Беларуси он пока на 17). Цифра выдающаяся – двукратный рост всего за 4 месяца. То же 12 место Россия занимает и по темпам прироста аудитории среди всех приобщившихся к Facebook стран. И несмотря на то, что по общему количеству пользователей Россия находится на 42 месте, все прекрасно понимают ее перспективность в частности и Восточной Европы в целом как ключевых плацдармов для вовлечения новых адептов Facebook. Отсюда не избежать главного вопроса, который будоражит умы уже добрые полгода: кто же выйдет победителем из войны Facebook и «ВКонтакте»?
До массированного прихода Facebook в русскоязычный сегмент Интернета стороны более или менее сохраняли паритет: Цукерберг сотоварищи не сильно укреплял позиции своей сети в рунете, Павел Дуров со своей командой, в свою очередь, разумно отказались от идей мирового господства и превращения «ВКонтакте» в интернациональный проект в полном смысле этого слова. С приходом Facebook, все, естественно, поменялось: Facebook не выносит миролюбивого соседства, предпочитает разрывать любых маломальских соперников на куски и тут же проглатывать. Страны, где локальным социальным сетям удалось выстоять в борьбе с безжалостным детищем Цукерберга, можно пересчитать по пальцам, а в том, что «ВКонтакте» стоит рассматривать как событие именно локальное, не сомневается уже даже сам Дуров. Вопрос лишь в том, насколько сильно российская сеть сдаст позиции или, быть может, не сдаст вовсе?
Все те же полгода назад ситуация выглядела предельно ясной и предсказуемой: две сети максимально отличались по функционалу и внутренней, если хотите, философии. Facebook казался эдаким демократическим обществом, максимально свободным и открытым для всего нового, за маской «ВКонтакте» угадывалась неприкрытая диктатура и возведенный в культ тоталитаризм, маскирующиеся под демократию мнимую (выносимые на публичное голосование вопросы вроде необходимости микроблога). И под функционалом здесь имеются в виду вовсе не базовые возможности писать друг другу на стене или обмениваться сообщениями – в этом плане все соцсети мира одинаково похожи, а принципы взаимодействия со своими пользователями и остальным Интернетом.
Facebook был демократичен с самого начала: никакого ограничения на внешние ссылки, простая вставка видео с YouTube и полная открытость к остальным сервисам вообще – хоть ICQ, хоть Twitter, максимально понятные и простые отношения с рекламодателями и разработчиками приложений. Даже после ввода собственной валюты Facebook оставил другие виды платежей. Чем на тот момент был «ВКонтакте» вы, наверное, и так прекрасно помните. Ограничение внешних ссылок – и сегодня, после его снятия, сеть постоянно вопит об угрозах вирусной атаки и отчаянно не желает выпускать пользователя за свои пределы, подозревая в краже паролей даже сайт BBC. Невозможность связать свой аккаунт с другими сервисами – банальное размещение ролика с того же YouTube было целой шпионской миссией, в ходе которой видео сначала нужно было утянуть при помощи специальной программы, а уже затем разместить «ВКонтакте», нарушив при этом все авторские права. Сейчас с этим проще, но полностью от проблем избавиться не удалось: интеграция с Twitter, например, вышла однобокой – обновление вашего статуса в соцсети выдается отдельным твитом, но вот повлиять с помощью микроблога на свой профиль «ВКонтакте» уже нельзя.
«ВКонтакте» всегда ревностно относился к своей аудитории и предпочитал ни с кем ее не делить, он мечтал стать центром Интернета и даже подменить собой для конечных пользователей само понятие «Интернет». Самое смешное, примерно этим в конечном итоге стал (или становится прямо сейчас, если вы пока не готовы поверить) Facebook, хотя свои наполеоновские планы он ни разу не подкреплял драконовскими ограничениями. Отдавая трафик наружу, насильно не удерживая пользователей и пропагандируя максимальную свободу, сеть Марка Цукерберга в конечном итоге получала еще больше трафика, лояльных пользователей и пришедших по внешним ссылкам новичков. Facebook незаметно аккумулировал в себе Интернет, подмечал интересные вам и вашим друзьям ссылки, доставлял свежие новости и информацию о сеансах в ближайших кинотеатрах. Центром Сети Facebook стал без громких криков, жесткой политики или принудительных мероприятий – все вышло как бы само собой (хотя на самом деле для этого были использованы значительные усилия), и благодаря этой мнимой ненавязчивости поклонников у детища Цукерберга только прибавляется.
А что же «ВКонтакте»? В последнее время – те самые полгода, которые идет активная экспансия Facebook, сеть Павла Дурова постепенно избавляется от своих железных занавесов. Убираются ограничения на внешние ссылки и использование видеороликов из популярных сервисов, на сайтах рядом со знаменитой кнопкой «Like» появляется русский аналог «Мне нравится», внешний вид, как и функционал, максимально приближается к своему западному собрату. Дуров сейчас находится в положении догоняющего и в попытках ухватиться за поручни уехавшего поезда не жалеет сил. Отброшены в сторону прежняя иллюзорная демократия и либерализм – смешное голосование по поводу микроблога забыто раз и навсегда. Не обращая внимания на чучело Павла, которое демонстративно жгли пару месяцев назад школьники, недовольные новым режимом и требовавшие возврата «любимой стеночки», команда «ВКонтакте» насаждает жизненно необходимые соцсети для конкуренции с Facebook функции.
Нет дела команде Дурова и до обвинений в плагиате, регулярно возникающих среди некоторых пользователей. Как они звучат, вы прекрасно знаете, мол, передрали все с Facebook и выдают за свое. Но вариантов здесь никаких: хоть как-то бороться с западным конкурентом пока получается лишь его же оружием. Можно заметить в этом случае, что, согласно известному выражению, заимствуют лишь бездари, подлинно талантливые люди копируют в ноль, а можно вспомнить про структуру DST. Сосредоточенные в фонде Digital Sky Technologies 10% акций Facebook гарантируют, что судебное разбирательство между компаниями Цукерберга и Дурова гарантированно никогда не состоится – DST одновременно является акционером «ВКонтакте». Прошлогоднее приобретение DST акций Facebook по завышенным ценам и на уникальных условиях многие эксперты обосновывали желанием избежать любых юридических проблем и гарантированно сохранить свои российские активы, куда, в том числе, входит «ВКонтакте». Сегодня все обвинения Дурова в плагиате можно расценивать не более как пересуды, и в конечном итоге они ничего не стоят – любые судебные проволочки заранее исключены заинтересованными структурами вроде DST. Стоит, разве что, взглянуть на ситуацию под другим углом, ведь столь пристальное внимание к функционалу соперника – еще одно признание его исключительной опасности.
В этой битве и погоне за чужими цифрами и строчками в рейтинге командой разработчиков «ВКонтакте» позабыты былые амбиции, вроде полномасштабного выхода на глобальный уровень, и собственные идеи, например, привязанная к аккаунту соцсети почта. Последнее, кстати, сейчас с успехом реализует заклятый соперник: почтовый сервис Facebook должен не только изменить общение внутри самой сети, но и побороться за лидерство с такими титанами электронных писем, как Hotmail или Gmail. В этом-то – позиции вечного догоняющего, а не инновационной почте Цукерберга – главная проблема «ВКонтакте». Дуров, по сути, каждый раз борется с призраком, тенью настоящего Facebook, ведь сеть не стоит на месте, а динамично развивается. Буквально на днях в ней появилась новая система отображения профилей – удобная, понятная, логичная и приятная во всех отношениях, причем обходится ее внедрение без лишних заигрываний с аудиторией, но и без жесткой тирании. Нет, конечно, никакого голосования, но насильно переключаться на новые профили никого не заставляют – предполагается, что добровольный переход завершится уже к февралю 2011-го.
Приняв новый интерфейс, вернуться к старому уже нельзя, но, если честно, не сильно и хочется. Это очень в духе Facebook – использовать простые, удобные, но одновременно эффективные и приятные в использовании решения. С первого взгляда все кажется чересчур навороченным и переусложненным, но уже через полчаса ты не представляешь, как можно реализовать эту функцию или приложение иначе. Ровно те же и первые впечатления от Facebook вообще, неважно, знакомились ли вы с ее прошлым «лицом» либо застанете уже новую версию «интерфейса»: стартовая страница выглядит слишком перегруженной лишней информацией. Да и почему в ее роли выступают последние обновления от ваших друзей и новости от источников, которые вы выделили, – тоже непонятно. Нигде не удается найти ожидаемые кнопки (ожидаемые, естественно, с позиции пользователя «ВКонтакте»); вот хотя бы друзья: обновления от них – пожалуйста, а чтобы добраться до их списка, нужно перелопатить не одну вкладку. Тем более странно, что в адаптированной мобильной версии Facebook закладка «Мои друзья» на месте.
В размышлениях над вопросами плана «кто виноват, что делать и не вернутся ли вовсе в теплые объятия «ВКонтакте»?» проходит пару часов. На следующий день Facebook уже не кажется недружелюбным пришельцем с далекой планеты, еще через сутки все окончательно становится на свои места, а на недоуменные вопросы находятся вполне разумные ответы. Facebook и «ВКонтакте» сталкивали в заочных битвах десятки раз, сравнивали их по функционалу, дизайну, разбирали на мельчайшие винтики и пытались выбрать победителя. У сети Цукерберга всегда находилось достаточно аргументов для того, чтобы вырвать первое место. Но к списку неоспоримых преимуществ Facebook стоит добавить и то, что часто ускользало от взглядов аналитиков и условных судей – его аудиторию и непосредственную роль в жизни пользователей.
Как ни странно, и Facebook, и «ВКонтакте» - одинаково не совсем социальные сети. Точнее, не только и столько социальные сети. Сегодняшний Facebook – это в первую очередь информационный центр вашего Интернета. И получить право называться так помогла не только знаменитая кнопка «Like», хота и она тоже. Вспомните, как выглядит стартовая страница этой соцсети – да, та самая, непонятная и странная поначалу. Туда стекается вся информация: последние сообщения о турне понравившегося вам артиста, новости BBC, которые вы отметили в «интересах», рекламные ролики и отчеты со съемок нового сериала, в любви которому признались вчера, наконец, обновления статуса ваших друзей и ссылки, которые они отметили. Сегодня трудно говорить, насколько Facebook удается быть центром Интернета вообще, но то, что он заменил собой и свел воедино многие информационные каналы – факт, спорить с которым глупо. Цукерберг изначально ориентировал свою сеть на аккумуляцию, сортировку и ранжирование информации – ранжирование по вашим интересам или предпочтениям ваших друзей, людей для вас тоже далеко не случайных. Каждая отмеченная вами вещь, будь то джип Cadillac или культовая фигура хип-хопа MF Doom, не остается мертвым набором битов и байтов, а открывает вам доступ к необходимой и интересной вам информации. Ведь логично предположить, что отмечаете вещи и людей вы совсем не хаотично. Равно такой же источник информации и друзья – ваш однокурсник Сидоров или коллега по работе Иванов не представляют никакого интереса, если они не щелкают на кнопку «Like», не комментируют другие страницы или хотя бы не обновляют свой статус. Поэтому Facebook разумно прячет их куда подальше, уступая место социально активным. Единственная же причина, по которой друзья вынесены в отдельный пункт в мобильной версии, – указанные ими номера телефонов; Цукерберг разумно предполагает, что вы захотите позвонить своим товарищам.
Теперь традиционный реверанс в сторону «ВКонтакте». Главная причина, по которой эта сеть может называться не совсем традиционной, – огромное количество нелегального контента, настоящие кучи контрафактных аудио- и видеоматериалов. Для многих «ВКонтакте» – скорее удобная возможность посмотреть фильм, не заплатив ни рубля, нежели социальная сеть. Тех же, кто выбирает ее в последнем качестве, интересуют не столько нововведения, микроблоги и расползающиеся по рунету кнопки «Мне нравится», сколько удивительный мир украшенных автоматами и фразами «Порву за брата» фотографий – как вариант «Красотка» и какие-нибудь витиеватые узоры, глубокомысленных статусов (и то, и другое берется из нужных приложений) и фотографий противоположного пола. И сейчас складывается интересная ситуация: с первым – нелегальным контентом — активно борются правообладатели, выдвигающие «ВКонтакте» серьезные ультиматумы, со вторым в борьбу невольно вступает сам Павел Дуров. Есть серьезное подозрение, что большей части аудитории «ВКонтакте» просто не нужны никакие изменения, их все устраивает как есть.
Им не нужны новости, ссылки и комментарии, а без этого большинство друзей превращается в лишний балласт, у которого и остается только что рассматривать фотографии и комментировать статусы. И даже желание выделить фильм или персону не заставит информацию пролиться дождем на вашу страницу новостей – подобный функционал не предусмотрен. А без всего этого «ВКонтакте», по-хорошему, превращается в какой-то Web 1.0: ну, можно чью-нибудь фотографию прокомментировать или порадоваться за товарища, скопировавшего откуда-то цитату Ницше, и что с того? Стратегический момент, когда еще можно было приучить пользователей к правилам Web 2.0, упущен, теперь остается только наблюдать за всем со стороны. А Facebook в этот момент уже разрабатывает новую систему социального поиска, завязанного, в первую очередь, на ваших друзьях – ссылки, в том числе, будут выводиться в зависимости от того, какие интернет-страницы просмотрели ваши товарищи.
Значит ли все сказанное в итоге однозначную победу Facebook? В глобальном плане – несомненно, в локальном – гибель «ВКонтакте» если и произойдет, то не так скоро, как некоторым хотелось бы. Прирост российской аудитории Facebook сегодня в первую очередь идет за счет пользователей, которых имеющиеся социальные сети до этого не удовлетворяли. Как таковой, серьезной борьбы за лояльность еще не было, сеть Цукерберга пока даже не замахнулась на кусок аудитории Дурова. А теперь, в общем-то, то, ради чего этот текст затевался – если после всего сказанного вы до сих пор не решились завести аккаунт в Facebook и уверены, что ничего интересного в соцсетях не происходит, пожалуйста, пересмотрите свои убеждения. Самое важное разворачивается как раз там.
Антон Костюкевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2010 год в рубрике интернет