Звук. Итоги-2010

Итак, стартуем серию итоговых материалов и начнем со звука по той причине, что в декабре на рынке будет своеобразное затишье, связанное с тем, что большинство разработчиков софта и производителей оборудования в этой нише готовятся к зимней выставке NAMM Show 2011, которая состоится с 13 по 16 января в Анахейме (Калифорния).

Лучшие программы-2010

Итак, лидерство в середине этого года захватила третья версия программы Adobe Audition. Нужно сказать, что до этого она поддерживалась и развивалась очень слабо и неоднозначно, проигрывая буквально всем профессиональным программам. Вокруг предыдущих версий собирались разве что особые поклонники Audition как таковой, при этом сама причина подобной любви была не совсем понятна. И вот Adobe, качественно решив основные вопросы в ключевых для себя нишах (веб, программирование, видеомонтаж, 2D-графика и анимация), наконец-таки обратила внимание на запылившийся на полках аудиоредактор/мультитрек. Третья версия Audition является качественно переработанной как в техническом плане, так и на уровне концепции. С точки зрения редактора мы получили очень продвинутый вариант, как оказалось позже, являющийся главным конкурентом Steinberg WaveLab 7. Наращивание технических характеристик и осовременивание алгоритмической базы произошло во многом благодаря интеграции с технологиями компании iZotope. Как мы знаем, не так давно последняя выставила свои ключевые модули на продажу для разработчиков, чем воспользовалось довольно большое количество фирм. Одни из них создали новые программы в основном для платформы Мас, другие же качественно обновили имеющийся арсенал. С точки зрения концепции изменений довольно много, а именно, был перераспределен многорежимный интерфейс программы с качественной реализацией отдельной рабочей области Mastering and Analysis. Также были внедрены две новые формы просмотра звуковой волны — Spectral Pan и Spectral Phase. И самый шаткий момент, который реализовали в режиме мультитрека, — поддержка VST-инструментов (VSTi). Дело в том, что он требует наличие MIDI- треков, которых доселе в Audition никогда не было. И разработчики решили этот вопрос довольно нестандартно, а именно, реализовали MIDI-треки в виде фактически отдельных MIDI-секвенсоров с примитивным Piano-Roll, вызывающимися в виде отдельных окон. Работать с MIDI в их рамках неудобно, при этом отсутствуют ключевые возможности редактирования, такие как зацикливание фрагментов и т.п. Да и вообще, работать с MIDI-треками в отрыве от рабочей области мультитрека довольно проблематично.

Вместе с тем, во всем остальном программа является отличным рабочим инструментом профессионального класса, цена на него не так высока, как на другие подобные программы, и составляет $349 за полную версию. При этом стоит учесть, что мы говорим не только о редакторе, но и мультитреке, и довольно удобной системе мастеринга. В общем, продукт удался.

Сейчас идут отдельные споры вокруг появления версии 4.0. Дело в том, что в начале ноября этого года была анонсирована новая версия этой программы для Мас. Является ли она адаптированной Audition 3, либо же мы говорим о программе следующего поколения, не совсем ясно. Дело в том, что в анонсах для Мас цифра «4» явно не присутствует. На официальном сайте бета-версия обозначена просто как «Adobe Audition for Mac». До этого третья версия была актуальна только для РС-платформы. То есть Adobe Audition 4 существует пока только на уровне слухов и не совсем понятного обсуждения на форуме Adobe.

2…

Что касается второго места в 2010-м, то его можно без всяких угрызений совести отдать Toontrack Superior Drummer 2.0. Это более профессиональное расширение известной и очень популярной доселе EZdrummer. Речь идет о виртуальной ударной установке, базирующейся на сэмплерном принципе работы. Причем к записи звуков для основной базы были привлечены очень именитые музыканты, а также задействованы профессиональные американские студии. В целом, мы имеем очень достойный продукт, и вообще, благодаря Toontrack множество профессиональных специалистов в области звука отказались от записи живых ударных — настолько качественно все реализовано на виртуальном уровне. В этом году для Superior Drummer были добавлены мощные библиотеки ритмических рисунков, и вообще, в этом плане программа является более продвинутой и разнообразной по сравнению с EZdrummer.

3…

Третье место по праву можно отдать компании Sonnox Oxford, занимающейся разработкой профессиональных плагинов обработки для мастеринга и вообще пост-продакшна. Сейчас наиболее актуальны две коллекции — Broadcast и Post. Они имеют очень высокие цены по сравнению с конкурентами, например, самая дорогая Post стоит $2622 (хотя до октября была 30%-ная скидка). При этом имеется ряд ноу-хау, которые у других отсутствуют. Вообще, наиболее интересным по результатам является модуль Sonnox Oxford Transient Modulator, алгоритм которого позволяет модифицировать динамический уровень сигнала для типовых ситуаций, когда необходимо выдвигать или прятать инструменты на общем фоне фонограммы без существенного влияния на ее динамический диапазон. В принципе, очень часто можно встретить, когда данные вопросы решаются просто изменением уровня при сведении, в варианте Transient Modulator предлагается уникальное расширение для данного действия, а именно, с избирательным изменением атак инструментов. Помимо этого в ряде модулей можно встретить интересные варианты насыщения звука и так далее. В общем, такие высокие цены себя вполне оправдывают — таковы современные технические реалии. И делать музыку, используя бесплатный плагин компрессии — вариант для домашнего прослушивания.

4…

Четвертое место отдаем Synthogy Grand Pianos — это плагин эмуляции трех концертных роялей Bosendorfer 290 Imperial Grand, Steinway D Concert Grand, Yamaha c7 Grand. В его рамках использована сэмплерная технология с добавлением собственных алгоритмических ноу-хау, в том числе 18 раздельных динамических слоев. Общая библиотека продукта включает… 77 Гб сэмпловой информации. Это, пожалуй, самый большой по размерам программный продукт. В этом году Synthogy Grand Pianos также победил в голосовании m.i.p.a. как лучший программный инструмент.

5…

Пятое — плагин Lexicon Resonant Chords. В этом году компания Lexicon пошла на беспрецедентный, но вполне ожидаемый шаг — перенос собственных алгоритмов в отдельную программную часть. Нужно сказать, что аппаратные эффект-процессоры производства этой фирмы являются неотъемлемой частью очень большого количества профессиональных студий и пользуются заслуженным уважением. Но сейчас все звукопроизводство фактически перебралось на компьютеры, и использование внешних устройств обработки во многих случаях можно считать архаизмом. В плагине Resonant Chords реализован, пожалуй, один из самых интересных эффектов, который впервые появился в модели Lexicon PCM70. Также в сопутствующей коллекции плагинов вы можете найти высококачественные алгоритмы дилея. И все это базируется на уникальном алгоритме Stringbox, в рамках которого эмулируется 88 виртуальных струн, которые «резонируют» с загруженным аудио.

6…

Шестое место отдадим суммарно трем плагинам MusicLab — RealGuitar (8 акустических гитар), RealLPC (Les Paul Custom) и RealStrat (стратокастер). Поскольку статья по программам-виртуальным гитаристам вышла совсем недавно, многие помнят, что в данном случае речь идет об уникальной многослойной сэмплерной технологии, позволяющей качественно эмулировать конкретные модели гитар с учетом множества специфик, учитывая различные варианты техник игры и способов звукоизвлечения. На данный момент ниша не является развивающейся, чем пользуется множество разработчиков, предлагая красивые картинки в рамках интерфейса с плохим звучанием за довольно высокие цены. К продукции MusicLab это не относится. Причем сами программы могут активно использоваться как для реализации несложных мелодических партий, так и для игры аккордами. Звучит все правдоподобно.

7…

Седьмое место — East West/Quantum Leap Hollywood Strings (расширение для Leap Symphonic Orchestra). Конечно, лидирующие позиции в области библиотек сэмплов инструментов симфонических оркестров всегда бесспорно занимала Vienna Symphonic Library. Но в спину ей дышит и East West, причем ведет себя более активно, постоянно обновляя линейку своей продукции. Вообще, складывается ощущение, что оркестр уже нужно программировать. У Vienna Symphonic Library библиотека сэмплов на 250 Гб (поставляется на 25 дисках DVD в сжатом виде), а в рамках Hollywood Strings требуется уже 310 Гб свободного дискового пространства. Стоит данное решение $1574. Все работает в специальной программной оболочке, адаптированной из Native Instruments Kontakt.

8…

Восьмое место — iZotope Ozone 4. Учитывая, что обработка звука уже очень во многих известных программных продуктах базируется на алгоритмах от iZotope, а также глядя на цены в области эффект-процессоров для мастеринга и пост-продакшна, вариант Ozone 4 можно считать оптимальным по соотношению цена/(качество+возможности). Вообще, компания крепко стала на ноги в последнее время, выпуская программы для среднего бюджетного диапазона, при этом алгоритмы время от времени улучшаются. Немного изменились и возможности Ozone в новой версии.

9…

Девятое место — Sonic Charge µTronic. Фирма Sonic Charge широко известна своим новаторством и неординарным подходом не только в дизайне, но и в политике продвижения. Синтезатор µTronic довольно прост по структуре, базируется на одном осцилляторе и является интересной ритм-машиной для создания партий ударных в электронной музыке. Результаты могут получиться очень интересными и качественными. И на самом деле, вам не нужно возиться с настройками, экспериментируя в поисках чего-то стоящего (если, конечно, нет особой тяги к экспериментаторству). На сайте Sonic Charge имеется уникальнейший онлайн-сервис Patternarium. По существу, это флеш-анимация, в рамках которой с сервера загружаются паттерны, созданные в (или для) µTonic, а пользователи могут их послушать и проголосовать за понравившийся. Причем сами ритмические рисунки генерируются по специальным алгоритмам прямо на сервере. То есть не создаются человеком. Если в этот момент у вас загружена программа µTonic, то для импорта понравившегося ритмического рисунка достаточно просто нажать кнопку «Copy», и файл со специализированным расширением ".mtpg" скачается на жесткий диск, а loop автоматически попадет в базу. То есть вы получаете уникальный ритмический рисунок.

10…

Десятое место… уф-ф. Я все думал, давать его или нет этой программе… В общем, Steinberg WaveLab 7. Только в силу заслуг предыдущих версий этого редактора и его большой популярности среди профессионалов. В седьмой версии не добавлено ничего существенно интересного — фактически шестая версия с небольшим количеством улучшений интерфейса и непонятной интеграцией с интернет-технологиями (не совсем ясно, зачем они вообще в этом пакете). И поскольку данный топ лучших должен актуально отображать существующую картину с ПО, десятое место отдаем продукту от Steinberg.

***

Среди прочих программ, интересных в этом году, также стоит выделить автоматический гармонизатор мелодии zplane vielkland, который автоматически формирует дополнительные мелодические партии для бэк-вокалов, а также профессиональную физическую эмуляцию духовых инструментов в рамках Wallander Intruments WIVI.

Лучшие профессиональные звуковые программы в 2010 году. Итоговый топ-12

1. Adobe Audition 3.
2. Toontrack Superior Drummer 2.0.
3. Плагины Sonnox Oxford.
4. Synthogy Grand Pianos.
5. Lexicon Resonant Chords.
6. MusicLab RealGuitar, RealLPC и RealStrat.
7. East West/Quantum Leap Hollywood Strings.
8. iZotope Ozone 4.
9. Sonic Charge ?Tronic.
10. Steinberg WaveLab 7.
11. zplane vielkland.
12. Wallander Intruments WIVI.

Ситуация с «железом»

В этом году мы не будем составлять рейтинги аппаратных устройств, потому как их выпускалось не так много, а большинство производителей тех же звуковых интерфейсов занимались фактически «детским садом» — аудиоинтерфейсы для iPhone, беспроводные системы и т.п.

А о новой линейке Focusrite Saffire, которая актуальна для нашего региона, мы подробно писали в отдельном материале.

Подытожим

Итак, в прошлом году очень многие отказались от записи ударных, например, в 2010-м я провел только одну живую сессию. В этом ваш покорный слуга решил больше не возиться с живыми симфоническими группами, заменив все на сэмплерные библиотеки (разница в качестве уже неощутима), плюс духовые очень часто уже используются от Wallander Instruments.

В следующем году, скорее всего, нужно будет отказаться от услуг гитаристов, если знамя MusicLab подхватят и активно разовьют с хорошим качеством.

Вот такой интересный ход вещей.

Кристофер http://itcs.3dn.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2010 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета