IT-бизнес: фактор планшетов

Компания Gartner ухудшила прогнозируемый объем поставок ПК на мировой рынок в 2010-м, а также на 2011 год. К негативным факторам аналитики отнесли возрастающий интерес к планшетам, которые все чаще будут становиться не дополнением, а заменой полноценной системы.

Мировые поставки персональных компьютеров по итогам 2010-го вырастут на 14,3% до 352,4 млн штук, сообщает обновленный прогноз Gartner. В сентябре аналитики этой компании рассчитывали, что рост рынка составит 19,2%, а в мае – 22%.

Снижен прогноз и на 2011 год. Теперь аналитики прогнозируют рост поставок на уровне 15,9% против 18,1%, предполагавшихся ранее. Согласно обновленному прогнозу, в будущем году на мировой рынок будет поставлено 409 млн ПК.

Прогнозируемые объемы поставок на 2009-2011 годы пришлось сократить ввиду ряда факторов, объяснили в Gartner. Во-первых, аналитики зафиксировали изменение в потребительском поведении – смещение интереса к инновационным гаджетам, к которым относятся новые модели смартфонов и мультимедийные планшеты. Аналитики полагают, что покупатели в развивающихся регионах, у которых пока нет компьютера, могут отказаться от его покупки в пользу планшета, возможности которого со временем будут лишь приближаться к возможностям ПК, тогда как удобство потребления контента и общения в соцсетях с помощью планшета на голову выше уже сейчас. Ожидается, что в 2014 году планшеты «съедят» 10% рынка ПК в количественном выражении (аналитики не относят планшеты к ПК).

Во-вторых, снижение темпов роста поставок происходит вследствие экономии. Понимая, что выход из кризиса может занять неизвестно какое время, потребители стараются повременить с покупкой новой системы до лучших времен. То же самое касается и корпоративного сегмента. Уже сейчас есть примеры перехода на iPad целых компаний, которые полагают, что планшетник устареет не так быстро, как традиционная система.

Аналитики также указали на неспособность рынка традиционных ПК предлагать что-то действительно новое. Более удобные системы, которые бы получили оглушительный успех, придумать сложно, и все что остается – снижать цены и налегать на объемы, а эта модель уже себя исчерпала. Планшеты – одно из новых направлений, которое может помочь в сохранении доходов производителей.

В Gartner упомянули и еще один фактор снижения темпов роста рынка – технологию виртуальных рабочих пространств. Ожидается, что с распространением тонких клиентов необходимость в обновлении аппаратного обеспечения на рабочих местах отойдет на задний план. Это негативно скажется на продажах десктопов в корпоративном сегменте. Однако действовать данный фактор начнет не ранее 2012-го.

Тенденции: VoIP «поджимает» рынок голосовых коммуникаций

Интерес российских пользователей к Skype и прочим VoIP-сервисам приведет к падению доходов операторов дальней связи, которые не смогут вернуться к докризисному уровню. В целом телеком-рынок России в 2011-м ожидает рост, главной причиной которого станет спрос на доступ к Интернету. Несмотря на возражения сотовых и проводных операторов, в ближайшие годы интерес российских пользователей к Skype и аналогичным VoIP-сервисам будет расти. Это приведет к снижению тарифов на межгород, а также размыванию доходов операторов дальней связи. Вряд ли можно ожидать, что рынок фиксированной телефонной связи в России вернется к докризисному уровню. Такой прогноз сделало британское аналитическое агентство PMR. По итогам 2010-го телекоммуникационный рынок вырастет на 5,7%, причем его главным драйвером станет растущий спрос на интернет-доступ и передачу данных. Сегмент мобильной связи растет медленнее – со скоростью 2-4% в год. В 2011-м, как прогнозируют британские аналитики, рост российского телекома ускорится и составит 6,7%, что позволит рынку вырасти до 25,5 млрд евро (на 100 млн евро меньше, чем в 2008 году).

По мнению PMR, фиксированная телефония стала самым пострадавшим сегментом на российском телеком-рынке. После роста на 6,4% в 2008 году, в кризисном 2009-м она упала на 1,9% . За то же время выручка интернет-провайдеров выросла на треть.

Кризис ударил по инвестициям в телеком. Большинство операторов приостановили планы расширения в регионах, и даже 3G-сети развивались существенно медленней, чем ожидалось. Впрочем, в I полугодии этого года основные телеком-компании объявили о возобновлении инвестиционных программ, и в PMR ожидают, что по итогам 2010-го инвестиций в отрасль будет сделано на 30% больше, чем годом ранее.

Интересно, что в PMR не видят опасности для развития VoIP-сервисов со стороны операторов, занимающих существенную долю на рынке. Начиная с лета прошлого года они требовали от государства применить регулирующие меры к VoIP, из-за распространения которых у операторов страдает маржа. Последнее жесткое заявление на эту тему прозвучало в конце октября, когда глава департамента по развитию продуктов и услуг МТС Павел Ройтберг назвал работу VoIP-сервисов «паразитированием на чужих сетях».

Однако начальник управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Рутенберг, как и аналитики PMR, полагает, что VoIP-сервисы вообще и Skype в частности представляют гораздо большую угрозу для операторов дальней связи, нежели для сотовиков. На экспертном совете ФАС представители «дальних» операторов озвучивали цифры «в сотни миллионов и даже в миллиарды рублей потерь» от VoIP-сервисов.

Производители: интриги рынка

В течение IV квартала 2010 года объем глобальных поставок лэптопов семейства MacBook в среднем в месяц будет составлять 1 млн шт. По данным производителей компьютерных компонентов, 20-25% в общем объеме поставок ноутбуков Apple будет приходиться на MacBook Air.

По оценкам IDC, за первые три квартала 2010 года объем поставок ноутбуков Apple, включая MacBook Air, составил 6,88 млн шт. Таким образом, доля компании на глобальном рынке выросла с 3,7% в I квартале до 5,2% в третьем. Рыночная доля Apple на американском рынке ноутбуков в I и III кварталах составляла 6,7% и 12,6% соответственно.

Рост поставок ноутбуков Apple означает также рост прибыли тайваньских партнеров компании, в частности производителей дисплеев небольшого размера, твердотельных накопителей и модулей флеш-памяти.

В будущем году рынок планшетов продолжит свой рост в ущерб продажам ноутбуков и нетбуков, делает прогноз компания DRAMeXchange. Ее аналитики считают, что в 2011 году самым востребованным устройством на рынке планшетов останется iPad, доля которого, по их ожиданиям, будет составлять 80- 95%. Таким образом, общее количество планшетов iPad на рынке в будущем году возрастет примерно до 51,3 млн штук.

Вместе с тем, эксперты убеждены: в будущем году планшеты Apple на базе iOS столкнутся с конкуренцией со стороны устройств, использующих Google Android. В свою очередь, все эти планшеты начнут оказывать давление на продажи нетбуков и ноутбуков.

По предварительным оценкам DRAMeXchange, объем поставок планшетов в будущем году увеличится на 237%, в то время как рост поставок ноутбуков составит 15,4%. От взрывного спроса на планшеты также пострадают и нетбуки. Прогноз аналитиков по поставкам нетбуков в 2011 году составляет 32,6 млн штук, что будет означать 2%-й спад относительно текущего года.

Ведущий аналитик Mobile Research Эльдар Муртазин сообщил в Twitter, что судьба нового планшета Nokia Z500 пока остается под вопросом, поскольку операторам не нравится его цена. Об этом планшете вообще известно крайне мало. В начале месяца он был замечен в Ovi Store, но без особых подробностей.

Из характеристик Nokia Z500 известно, что это будет 7- или 9-дюймовый сенсорный планшет производства Foxconn. Ранее сообщалось, что Nokia работает над устройством с большим экраном и поддержкой OpenGL ES 2.0 для игр. Операционной системой станет, скорее всего, MeeGo.

Муртазин также утверждает, что Samsung готовит к выпуску несколько планшетов на Android 3.0, что тоже неожиданно.

Интернет-бизнес: кто купит Twitter?

Facebook и Google «серьезно рассматривают» популярный сервис микроблогов Twitter в качестве потенциального приобретения. Об этом сообщает издание All Things D со ссылкой на достоверные источники. Согласно данной информации, активные переговоры о возможной сделке пока не ведутся, но Facebook и Google рассматривают возможность сделать предложения о покупке Twitter.

Обе компании, и Facebook и Google, ранее уже предлагали руководителям Twitter купить их сервис. Социальная сеть предлагала за Twitter $500 млн в акциях и наличными около двух лет назад. Интернет-гигант, в свою очередь, делал свое предложение недавно – около четырех месяцев назад. Google давал за Twitter сумму, по различным сведениям, от $2,5 млрд до $4 млрд.

А вот корпорация Microsoft снова увлеклась телевидением. Софтверный гигант провел переговоры с рядом медиакомпаний о лицензировании их ТВ- контента для своего нового онлайн-сервиса по предоставлению платного ТВ по подписке. Ожидается, что подписка на телеканалы будет предлагаться владельцам игровой консоли Xbox и ряда других устройств. Впрочем, по информации Reuters, новый сервис софтверного гиганта скорее всего не будет запущен в течение ближайшего года.

Как заявил исполнительный директор медиакорпорации Руперта Мердока News Corp. Чейз Кэри, компания открыта для переговоров по продаже социальной сети MySpace. Напомню, что News Corp. приобрела крупнейший в то время социальный сервис в 2005 году за $580 млн.

В настоящее время менеджмент MySpace рассматривает несколько вариантов корпоративного развития компании. В частности, руководство сервиса не исключает возможного сотрудничества с лидерами интернет-бизнеса, такими как AOL и Yahoo!. Помимо этого, по словам Кэри, контрольный пакет MySpace может быть продан инвесторам, которые предложат «достойную» сумму. При этом объем ожидаемой суммы Кэри не уточнил.

Ранее сообщалось, что MySpace близка к объявлению о сотрудничестве с Facebook. Эксперты с интересом ждут подробностей о деталях партнерства двух компаний. Недавно MySpace провела ребрендинг своего сайта, главная цель которого заключалась в дистанцировании от своего главного конкурента – Facebook.

IT-инвестиции: пришел черед «Яндекса»

Российская интернет-компания «Яндекс» рассматривает возможность проведения первичного публичного размещения акций (IPO) в первой половине 2011 года на Лондонской фондовой бирже (LSE) и планирует привлечь 1 миллиард фунтов стерлингов (около $1,573 млрд). Хотя предпочтительной площадкой для размещения ценных бумаг является LSE, компания не исключает проведения IPO на бирже Nasdaq.

Компания «Яндекс» – одна из крупнейших российских IT-компаний и седьмая среди крупнейших поисковых сайтов мира по количеству обработанных поисковых запросов. В 2010 году доля «Яндекса» в поисковых запросах в Рунете впервые за четыре года превысила 60%. Слухи о выходе «Яндекса» на биржу циркулируют с 2006 года. В 2008 году поисковик даже подавал заявку на проведение IPO на американской Nasdaq, но из-за кризиса вынужден был отказаться от своих планов.

По данным различных источников, при размещении 2011 года консультантами «Яндекса» могут стать инвестиционные банки Morgan&Stanly и Credit Swiss. На сегодняшний день более 61% компании «Яндекс» принадлежит различным инвестиционным фондам, таким как Ru-Net Holdings и Tiger Global Management. Еще 24% поисковика владеют основатели компании (Аркадий Волож и Илья Сегалович), а также менеджеры и сотрудники «Яндекса». Около 15% акций принадлежат бывшим сотрудникам, частным инвесторам и держателям опционов.

Как отмечают эксперты, «Яндекс» откладывал свой выход на биржу, дожидаясь IPO другого лидера российского интернет-рынка – Mail.ru Group. Напомню, что в ноябре этого года крупнейший российский интернет-холдинг Mail.Ru Group провел первичное размещение акций на LSE. Компания предложила в ходе IPO 32,93 миллиона (более 16%) обыкновенных акций. Высокий предварительный интерес к акциям компании со стороны инвесторов позволил установить цену размещения акций по верхней границе ценового диапазона ($27,7 за ценную бумагу) и привлечь в ходе IPO $912,04 млн. В результате капитализация Mail.ru Group достигла $5,71 млрд.

Австралийский Сенат принял законопроект, предусматривающий выделение правительством $35 млрд на создание сверхскоростной общенациональной интернет-магистрали. Вместе с тем, закон прошел с большим трудом, так как при голосовании он получил минимальный перевес: 30 голосов «за» и 28 – «против». Не поддержала закон почти вся австралийская политическая оппозиция.

Изначально на развитие широкополосного интернет-доступа в стране будет потрачен почти $31 млрд. При этом австралийские чиновники говорят, что все предложения местных телекоммуникационных операторов по господряду они сочли неподходящими и сами намерены реализовывать общенациональную сеть.

По словам премьер-министра страны, для реализации столь масштабного плана правительство Австралии создаст нечто вроде госкорпорации, в которой правительству будет принадлежать как минимум 51% акций. «Новая сеть будет обеспечивать доступ в Интернет по крайней мере в 100 раз более быстрый, чем у нас есть сейчас», – говорит он. По расчетам премьера, для создания столь масштабной сети потребуется новая компания, которая сможет обеспечить работой около 200.000 человек различных специальностей.

Мобильное: Windows Phone 7 вяло наступает

Похоже, данные аналитиков о низких продажах смартфонов на базе Windows Phone 7 не лишены оснований. Поскольку Microsoft не публикует информацию о количестве проданных устройств, ресурс WMPoweruser решил определить приблизительное число пользователей новой ОС.

Основываясь на данных о количестве активных пользователей приложения Facebook, предназначенного для WP7-смартфонов, журналисты пришли к выводу, что начиная с 21 октября во всем мире было продано около 120 тыс. таких устройств. Впрочем, реальная цифра должна быть несколько больше, учитывая, что не все пользуются клиентом Facebook.

О невысоких продажах Windows Phone 7 рассказывают и британские магазины. Так, представители торговой сети MobilesPlease отметили, что на каждые 15 реализованных Android-смартфонов приходится один WP7-аппарат. Соотношение с Symbian тоже не в пользу новой ОС – 3:1.

Игровая индустрия: новый взлет Nintendo

Игровые системы компании Nintendo – Wii и DS – в период с 21 по 27 ноября разошлись в США в количестве полутора миллионов устройств. В первую неделю рождественских распродаж американцы приобрели 900 тыс. консолей DS и 600 тыс. консолей Wii. Президент американского подразделения Nintendo Реджи Филс-Эйм отметил, что каждый час в течение прошедшей недели продавалось девять тысяч консолей.

К началу периода распродаж компания Nintendo выпустила в США несколько новых комплектов своих консолей. Так, в продажу поступили Wii и DSi XL красного цвета. Вместе с Wii идет платформер New Super Mario Bros. Wii, а вместе с DSi XL – гоночный симулятор Mario Kart DS. Ранее эти комплекты появились в Японии в честь двадцатипятилетней годовщины выхода игры Super Mario Bros. Стоимость юбилейного комплекта Wii составляет $200. В свою очередь, юбилейный комплект DS продается по цене $180.

Кроме того, в продажу поступила консоль DSi в двух новых раскрасках: зеленой и оранжевой. В комплекте с консолью поставляется набор мини-игр Mario Party DS. Рекомендованная розничная цена на данный комплект составляет $150.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2010 год в рубрике mobile

©1997-2024 Компьютерная газета