Sapphire Ultimate HD5670 1GB GDDR5 – видеокарта для любителей тишины

Как известно, на сегодняшний день линейка видеокарт AMD (ATI) Radeon HD 5ххх является полностью сформированной, и никаких изменений в ней не предвидится. Топовые продукты серии уже заменяются "шестым" поколением, но до более доступных моделей очередь дойдет еще не скоро. При этом производителям видеокарт все же нужно постоянно привлекать все новых покупателей, поэтому уже существующие модели выпускаются во все новых модификациях. В начале года мы с вами уже рассматривали ускоритель Sapphire Radeon HD 5670, оснащенный оригинальной системой охлаждения Sapphire и позиционирующийся в начало нижнего ценового сегмента. Однако относительно невысокая цена графического процессора Redwood и постоянно растущая популярность "тихих" рабочих и развлекательных ПК побудили компанию к выпуску еще одной Sapphire Ultimate HD5670 1GB GDDR5, на этот раз с пассивной, а значит, абсолютно бесшумной системой охлаждения.

Технические характеристики

Характеристики видеокарты Sapphire Ultimate HD5670 1GB GDDR5 полностью соответствуют характеристикам ранее рассмотренной нами Sapphire Radeon HD 5670 и эталонного ускорителя AMD.

Очевидно, что главная "изюминка" рассматриваемой видеокарты – пассивная система охлаждения.

Система охлаждения

Итак, начнем с "изюминки". Пассивную систему охлаждения видеокарты Sapphire Ultimate HD5670 можно условно разделить на две части. Первая – это большая алюминиевая плитка с незначительным оребрением, закрывающая практически всю лицевую сторону платы.

В ее толщу запрессованы 3 медные никелированные тепловые трубки. Две из них диаметром 8 мм уносят тепло к относительно небольшому пакету тонких алюминиевых пластин. В пространстве пакет размещается над верхним торцом ускорителя, благодаря чему, несмотря на пассивную систему охлаждения, карта занимает пространство лишь одного слота. Это может прийтись как нельзя кстати, если Ultimate HD5670 будет использоваться на плате формата Micro ATX, где слотов для дополнительных устройств не так много, чтобы можно было безболезненно блокировать их системой охлаждения.
Третья трубка диаметром 6 мм служит для равномерного распределения тепла по объему главной плиты. К расплющенным концам всех трех трубок припаяна тонкая медная пластина, непосредственно контактирующая с кристаллом GPU. Для улучшения теплового контакта используется серая термопаста вязкой консистенции, по всей видимости, не склонная к быстрому высыханию.

Помимо этого, главная алюминиевая плита через пластичный термоинтерфейс отводит тепло и от четырех чипов видеопамяти, распаянных на лицевой стороне платы. Микросхемы на обороте остались без принудительного охлаждения, но зато к ним имеется свободный доступ окружающего воздуха, и они не будут разогреваться снизу.

Как уже говорилось выше, система пассивна, а значит, никаких вентиляторов здесь не предусмотрено, хотя на плате ввиду унифицированного дизайна все же присутствует соответствующий разъем.

Помимо этого, в составе Sapphire Ultimate HD5670 используется еще один, совсем крохотный силуминовый радиатор, охлаждающий полевые транзисторы преобразователя питания графического процессора.

Дизайн и компоновка

Видеокарта Sapphire Ultimate HD5670 основана на относительно небольшой и простой печатной плате.

Высота ее соответствует полноразмерному формату и даже больше (за счет радиатора), поэтому в низкопрофильный корпус ускоритель поставить не получится. Впрочем, этого в любом случае не позволила бы сделать система охлаждения, к тому же, как ни крути, но пассивный радиатор на достаточно производительном графическом процессоре – решение не для тесных корпусов HTPC.

Максимальное энергопотребление GPU Redwood составляет 61 Вт, поэтому для его питания вполне достаточно двухканального преобразователя напряжения. В данном случае используется схема с обычными полевыми транзисторами, полимерными алюминиевыми конденсаторами и корпусированными дросселями. Управление реализовано с помощью ШИМ-контроллера NEXSEM NX2422 с интегрированными драйверами MOSFET.

Один гигабайт видеопамяти набран с помощью восьми гигабитных чипов GDDR5, распаянных по обе стороны платы. Используются чипы Samsung K4G10325FE- HC05 со штатной рабочей частотой 1000 (4000) МГц, что полностью соответствует номиналу карты. Какого-либо запаса для гарантированного разгона здесь, увы, не осталось. Питание чипов организовано с помощью одноканального преобразователя, управляемого простейшим слаботочным линейным регулятором напряжения uP7711.

Дополнительной подпитки видеокарты не требуется. Ввиду низкого энергопотребления SAPPHIRE Ultimate HD5670 вполне хватает и того, что обеспечивает разъем PCI Express 2.0 x16.

Панель видеовыходов выглядит достаточно просто, но все необходимое здесь присутствует.

В частности, есть цифро-аналоговый DVI-I, HDMI и пока еще слабо востребованный Display Port. С помощью поставляемого в комплекте переходника HDMI можно легко трансформировать в DVI, что позволит подключить к ускорителю второй монитор с соответствующим входом. Для поддержки старых дисплеев, оснащенных только VGA (D-Sub), в комплекте имеется еще один переходник с DVI-I на D-Sub.

Эксплуатация и разгон

Использоваться видеокарта Sapphire Ultimate HD5670 1GB GDDR5 может совершенно по-разному, хотя нужно признать, что "тишины" в первую очередь хочется от рабочих и медиа-ПК. Право слово, во время методичного отстрела врагов в 3D-шутерах или в динамичных гонках шум как-то не особо или совсем не заметен. Однако Radeon HD 5670 все же предоставляет неплохой уровень производительности в играх, поэтому для этих целей карта тоже может использоваться.

В режиме простоя или 2D, что характерно для рабочего ПК, Sapphire Ultimate HD5670, как и все видеокарты Radeon HD 5ххх, понижает частоты GPU и VRAM до 157 и 300 (1200) МГц соответственно. В таком режиме температура графического процессора не превышала 42°С при окружающей 25°С. Воспроизведение HD-видео вызывает увеличение частот до 400 и 450 (1800) МГц, а рабочая температура GPU возрастает до 50°С.

Наконец, традиционный тест на максимальный разогрев с помощью утилиты FurMark прогрел графический процессор до 77°С.

Во всех случаях температуры вполне приемлемы, особенно если не забывать, что при всем этом Sapphire Ultimate HD5670 остается абсолютно бесшумной.

Что касается разгона, то память карты удалось ускорить до 1117 (4468) МГц. С графическим процессором дела обстоят хуже. Его удалось разогнать лишь до 832 МГц, тогда как GPU рассмотренного нами ранее Sapphire Radeon HD 5670 легко покорились 850 МГц. Вполне возможно, что дело здесь в некотором снижении напряжения питания GPU производителем в целях уменьшения нагрева, что понадобилось из-за использования пассивной системы охлаждения. Впрочем, может быть причиной всему и неудачный экземпляр GPU. В любом случае такой разгон, согласно результатам теста 3DMark Vantage, позволил увеличить производительность карты примерно на 8-10%.

Конфигурация тестового стенда

Тестирование производительности видеокарт осуществлялось со следующим комплектом оборудования:

. процессор: Intel Core i7 920 (2667@3700 МГц), LGA 1366;

. кулер: CoolerMaster Hyper N520, 2x92 mm fan, 1800 rpm;

. материнская плата: DFI LANPARTY DK X58-T3eH6, Intel X58 Express;

. оперативная память 3х2 GB, Kingston HyperX KHX2000C9D3T1K3/6GX, 1850 МГц, 8-8-8-20 CR1;

. винчестер: Samsung 160 GB, 7200 rpm, 16 MB;

. блок питания: FLOSTON 560 Вт (LXPW560W);

. шасси: Cooler Master Test Bench V 1.0.

Используемый в составе стенда процессор Intel Core i7 920 для Socket LGA 1366 был разогнан со штатной частоты 2667 до 3700 МГц, что является максимально возможным стабильным пределом для используемого экземпляра. При этом трехканальный комплект оперативной памяти Kingston HyperX KHX2000C9D3T1K3/6GX функционировал на частоте 1850 МГц при таймингах 8-8-8-25 CR1.

Тестирование проводилось в среде операционной системы Windows 7 Ultimate 64-bit с видеодрайверами ATI Catalyst 10.9 и NVIDIA 258.96 в среде операционной системы Windows 7 64-bit при экранных разрешениях 1680x1050, 1920x1080 (FullHD) и (в случае Sapphire HD5870 2GB GDDR5 (Eyefinity 6 Edition)) - 5760x1080. Ниже можно ознакомиться со списком тестовых приложений, после чего мы переходим к полученным результатам.


NVIDIA GeForce GTX 450ATI Radeon HD 5750SAPPHIRE Ultimate HD5670
3DMark VantagePerformance857779275241
Extreme476142852691
Unigine Heaven 2.01280x1024, 4xAA, tessel norm312518
1680x1050, 4xAA, tessel norm252015
1920x1200, 4xAA/4xAF, tessel extreme 13107
Metro 2033: Benchmark1280x1024, AAA/4xAF495038
1680x1050, AAA/4xAF404032
1920x1200, AAA/4xAF 363729
1280x1024, AAA/16xAF 161512
1680x1050, AAA/16xAF121310
1920x1200, AAA/16xAF11129
Colin McRae: DiRT 21280x1024525036
1680x1050444332
1920x1200404129
1280x1024, 4xMSAA/16xAF 394028
1680x1050, 4xMSAA/16xAF 353425
1920x1200, 4xMSAA/16xAF323222
BFBC21280x1024545437
1680x1050424430
1920x1200383927
1280x1024, 4xAA/16xAF454431
1680x1050, 4xAA/16xAF353625
1920x1200, 4xAA/16xAF313222
Batman: Arkham Asylum1280x1024912020
1680x1050522020
1920x1200472020
1280x1024, 4xAA/16xAF532020
1680x1050, 4xAA/16xAF452020
1920x1200, 4xAA/16xAF402020
S.T.A.L.K.E.R.: COP1280x1024352715
1680x1050272112
1920x1200231810
1280x1024, 4xAA/16xAF261912
1680x1050, 4xAA/16xAF201510
1920x1200, 4xAA/16xAF17138
Far Cry 21280x1024816748
1680x1050705841
1920x1200655337
1280x1024, 4xAA/16xAF655134
1680x1050, 4xAA/16xAF544329
1920x1200, 4xAA/16xAF503926
Crysis Warnead1280x1024232315
1680x1050181711
1920x120014148
1280x1024, 4xAA/16xAF201911
1680x1050, 4xAA/16xAF14158
1920x1200, 4xAA/16xAF13136
World in Conflict1280x1024555444
1680x1050444637
1920x1200394131
1280x1024, 4xAA/16xAF393725
1680x1050, 4xAA/16xAF282919
1920x1200, 4xAA/16xAF252516


Итоги

Видеокарта Sapphire Ultimate HD5670 1GB GDDR5 может стать просто замечательным решением для рабочего ПК с хорошими мультимедийными возможностями. В этом случае абсолютно бесшумная система охлаждения, встроенный аппаратный декодер видеоконтента, DVI и HDMI-выход придутся как нельзя кстати. С другой стороны, в современных играх карта также "чувствует себя" достаточно неплохо, поэтому сыграть на досуге во что-нибудь "свежее" без максимальных настроек качества 3D на ней тоже можно, причем не нарушая комфортной тишины.

Александр Гуриненко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2010 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета