Виртуальные гитаристы

Современный композитор/аранжировщик уже запросто может обойтись без записи живых барабанов и использования натуральных концертных роялей. Сейчас происходит качественный переход в виртуальные миры множества духовых, струнных, параллельно с этим есть попытки создания электронных вокалистов. Сегодня мы поговорим о гитарах. Нужно отметить, что тема гитар раскрыта не так широко. То есть программы-виртуальные гитаристы могут использоваться в профессиональной сфере, но далеко не всегда. Настоящего опытного музыканта заменить довольно трудно, хотя если речь идет о случаях, в которых инструмент используется для воспроизведения ритмической/гармонической сетки или технически несложных солирующих партий, то все вполне удобоваримо. В этом обзоре мы рассмотрим продукцию трех фирм, которые представляют три различные технологические вариации в области реализации виртуальных гитар.

Основные технологические различия

Создатели виртуальных инструментов в современном понимании процесса фактически доходят до уровня физического моделирования, в ином варианте мы имеем стандартные на сегодня технологии с использованием многослойных сэмплов, что ближе к первому варианту, либо обычных 24-битных сэмплов, а сама программная оболочка работает как плеер.

У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы.
1. Физическое моделирование. Обычно мы сталкиваемся с большим количеством настроек, что увлекательно, но фактически всегда работаем со слабо насыщенным звуком.
2. Использование многослойных сэмплов. Ситуация близка к физическому моделированию по его сути, с один отличием — звук получается более плотным и насыщенным. Обычно такие технологии являются совмещенными с другими. Например, многослойный режим отвечает за воспроизведение ноты конкретного инструмента, но к нему добавляются всевозможные нюансы.
3. Использование обычных сэмплов. Малое количество настроек, в основном работаем со звуком «как есть». То есть все зависит от качества библиотеки.

Почему мы приравниваем по возможностям первый и второй случаи? Достаточно обратить внимание на более удачную в области виртуализации область — концертных роялей. Там эти технологии являются конкурирующими и равнозначными по качеству. В области гитар физическое моделирование еще не достигло профессиональных результатов в силу того, что инструмент более сложен в области различных вариантов звукоизвлечения и приемов игры.

Manytone

Имя компании Manytone (www.manytone.com) на слуху у множества профессиональных музыкантов, причем начала она свой довольно нелегкий путь примерно в 2005 году. Разработчики взялись за очень трудоемкое дело — создание программ виртуальных гитаристов и бас-гитаристов. В продукции Manytone применяется обычная технология на 24-битных сэмплах. Поэтому можно отметить как плюсы, так и минусы в самой основе. Минусы выражаются в том, что сэмплами довольно трудно управлять. То есть мы практически всегда работаем со звуком как есть, с небольшими возможностями редактирования. Также у сэмплерной технологии всегда очевидна проблема с реализацией динамики. В ряде продукции таковая реализуется за счет использования нескольких сэмплов для каждой ноты (они заменяют друг друга для разных значений уровня громкости или силы удара), в простом же виде это делается с помощью обычного регулятора уровня, что слушается не совсем естественно.

Тривиальная Manytone ManyGuitar

С точки зрения гитар, у Manytone имеется ключевой и очень стандартный по звучанию модуль ManyGuitar ($79.95), базирующийся на сэмплах. В комплекте поставки дается библиотека на 1,2 Гб. Программа получила ряд престижных наград от специализированных журналов в период 2006-2007 гг. Структурно ее можно разделить на два логических блока — непосредственно инструмент и модуль с эмуляциями усилителей и кабинетов. В обоих случаях мы имеем усредненный по качеству вариант.

Стоит отметить, что сама сэмплерная технология применительно к гитарам звучит далеко не всегда убедительно, и если вы используете такие инструменты, следует понимать, что лучших результатов можно добиться на чистом звуке акустических, в основном, инструментов. В варианте ManyGuitar это правило подтверждается, то есть наиболее правдоподобно звучат именно акустические варианты, хотя довольно интересно сэмулирован Telecaster. В принципе, плагин не охватывает более профессиональные области, связанные с особенностями звукоизвлечения и приемами игры, то есть это стандартная рабочая лошадка начального уровня. Хотя с ней достаточно легко и удобно работать, а результаты зависят от поставленных задач и уровня специалистов.

Manytone ManyBass — довольно неплохой эмулятор бас-гитары

Другая разработка, базирующаяся на сэмплах и широко отмеченная специализированной прессой несколько лет назад, — это ManyBass. Стоит отметить, что если виртуальные гитары худо-бедно были представлены на рынке в то время, в области бас-гитар можно наблюдать абсолютное безрыбье. Компания Manytone педалировала эту тему, сделав расширенный модуль с библиотекой 2,4 Гб. И, в принципе, по прошествии времени, стала на ней специализироваться.

Например, сейчас есть отдельные специализации продуктов (безладовый бас, акустический бас).
Что касается звучания именно бас-гитар, то стоит отметить довольно хорошую реализацию, сэмплы записаны профессионально, при использовании инструментов чувствуется упругость и плотность, которые не нужно потом «поднимать» техническими средствами.

Applied Acoustics

Канадская фирма Applied Acoustics Systems (www.applied-acoustics.com) известна многим компьютерным музыкантам «со стародавних времен», когда она еще предлагала довольно мощную станцию синтеза Tassman. Теперь спектр продукции сильно расширен и переосмыслен: компания началаспециализироваться на синтезе физического моделирования, куда попали клавишные инструменты, а также гитары. Именно последние мы и рассмотрим.

Физическое моделирование акустических гитар — Applied Acoustics Strum Acoustic GS-1

В линейке продукции можно увидеть два таких модуля — Strum Acoustic GS-1 и Strum Electric GS-1. Оба варианта имеют схожие интерфейсы и режимы управления, причем следует отметить и их основную принадлежность, а именно, плагины хорошо подходят для эмуляции ритм-гитар и игры аккордами. Поскольку мы говорим о физическом моделировании, то увидеть весь процесс наглядно не составляет большого труда, то есть можно выбирать тип и толщину струн, способ звукоизвлечения (пальцевый, медиатором).

Физическое моделирование электрогитар — Applied Acoustics Strum Electric GS-1

Но при этом данные модули нельзя назвать уж очень высококачественными, потому как звук далеко не всегда получается плотным. Хотя при определенной обработке, например, с последующим подключением IK Multimedia AmpliTuibe или Native Instruments Guitar Rog, можно получить достойный фоновый инструмент. У физического моделирования, помимо множества интересных настроек, есть и один большой плюс — расширенное управление динамикой.

MusicLab

С точки зрения виртуальных гитар мы говорим, пожалуй, о самых сильных разработках — плагинах RealGuitar (8 акустических гитар), RealLPC (Les Paul Custom) и RealStrat (стратокастер).

8 акустических гитар в рамках MusicLab RealGuitar

В их рамках одновременно используются три технологии:
. Многослойные сэмплы.
. Эмуляция движения руки по грифу.
. Технология эмуляции различных техник звукоизвлечения.

Эмуляция стратокастера — MusicLab RealStrat

В рамках RealLPC и RealStrat применяется еще одна технология, которая подразумевает специфику звукоизвлечения и приемов игры именно на этих инструментах (использование машинки и т.п.).
Нужно сказать, что результаты очень близки к правдоподобным, но при этом пользователям дается большое количество настроек, которые освоить неопытному музыканту, или же человеку, который никогда не играл на гитаре, довольно сложно.

Вместе с тем программы от MusicLab выдают очень хорошие результаты, отдельно стоит отметить плотное упругое звучание на низах, интересную реализацию техник игры. В общем и целом, данные модули могут заменить реального гитариста, только нужно довольно долго возиться с настройками для получения действительно качественного звука.

Эмуляция Les Paul Custom — MusicLab RealLPC

Данные плагины одни из самых дорогих в области виртуальных гитаристов. Подробные цены и спецификации можно узнать на сайте MusicLab (www.musiclab.com).

Разбор полетов

На самом деле, ниша только развивается, и хороших реализаций пока крайне мало. Сейчас можно увидеть тенденцию, когда некоторые разработчики просто выезжают на популярной теме, сделав технически тривиальные поделки, упаковав их в красивый пользовательский интерфейс и предлагая как супер-виртуальных гитаристов. И цены выставляют немалые, потому как есть большой спрос. Пользователи очень часто на такое ведутся, после чего отказываются от подобных программ вовсе. На самом деле, та же продукция MusicLab показывает, что есть куда расти, и сама идея подобного софта вполне реализуема на качественном уровне. При этом мы говорим, пожалуй, о самых сложных для программных реализаций инструментах, если не учитывать человеческий голос.

Отдельно стоит сказать о технологии использования многослойных сэмплов, которая в ряде ниш уже очень хорошо себя зарекомендовала. И в ближайшем будущем при выборе виртуальных инструментов в области гитарного звука следует обращать внимание в первую очередь на нее. Хотя для духовых более актуально физическое моделирование. Лично я впервые увидел вариант акустической гитары, реализованной на нем (физическом моделировании), примерно в 2001 году. И нужно сказать, что звучание современных программ подобного класса не сильно изменилось — тембр скудный.

А в общем и целом, программы виртуальных гитаристов уже используются в студиях композиторов и аранжировщиков, и они не имеют альтернативы для случаев, когда нет под рукой музыканта с хорошим инструментом или соответствующих условий записи.

Лучше выбирать такой софт, ориентируясь на чистый необработанный звук, на котором можно легко услышать все нюансы. Эффект-процессоры, которые могут быть и встроенными, обычно смазывают звучание и скрывают артефакты. Это лучше уже делать после самостоятельно, зная все критические моменты.

Кристофер


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2010 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета