NVIDIA GeForce GTX 450 1024 MB – новый игрок в ценовом диапазоне около $100

Ряд видеокарт NVIDIA, основанных на новой графической архитектуре GF100, планомерно пополняется новыми решениями. Растет он сверху вниз, то есть от наиболее мощных и дорогих моделей к более доступным, хотя очевидно, что в скором времени появится еще и масса промежуточных решений. Сегодня мы познакомимся с еще одной картой из новой серии – NVIDIA GeForce GTX 450, на сегодняшний день являющейся самым доступным решением в линейке.

Технические характеристики NVIDIA GeForce GTX450

NVIDIA GeForce GTX 450 основана на графическом процессоре GF106, принадлежащем к архитектуре NVIDIA Fermi. Примечательно, что GF106 является полностью самостоятельным кристаллом, а не получен путем отключения бракованных блоков старших GPU. В последнее время это стало распространенной практикой, не имеющей ничего общего с прошлой, когда даже самые младшие модели ускорителей могли быть основаны на урезанном донельзя топовом GPU. Как следствие мы получаем куда более эффективный в энергетическом плане ускоритель, с полноценным графическим процессором, площадь кристалла которого использована целиком "по делу".

Между тем, GF106 присущи все "фамильные черты" семейства GF100 (Fermi). В первую очередь это уже вполне актуальная поддержка DirectX 11, общая со старшими решениями организация графических конвейеров с PolyMorph движками.

По характеристикам графический процессор NVIDIA GF106 составляет чуть больше половины старшего решения GeForce GTX 460. GPU имеет 192 универсальных процессора, 32 текстурных блока и 24 блока ROP. Его ядро работает на частоте 783 МГц, а универсальные процессоры на вдвое большей – 1566 МГц. Для работы с памятью чип имеет три 64-битных контроллера, что в сумме обеспечивает ширину шины 192 бита. Увеличенные, по сравнению с GF104, частоты используются для некоторой компенсации недостающих блоков, иначе бы отставание GTX 450 от GTX 460 было бы разительным.
Однако выпущенная референсная версия видеокарты, так же как это было и со старшей NVIDIA GeForce GTX 460, использует не все возможности GPU. В предоставленной на тестирование NVIDIA GeForce GTX 450 используются только два из трех 64-битных контроллеров памяти, в результате чего ширина шины составляет 128 бит, а количество блоков растеризации равно 16. Это касается версии с 1024 MB видеопамяти "на борту". Выглядит это несколько странно, хотя вполне вероятно, что все возможности будут использоваться в некой другой модификации с другим индексом – например GTX 455, и с 768/1536 MB VRAM, производительность которой будет ближе к GTX 460 768 MB.

Реальный клокинг используемой на ускорителе NVIDIA GeForce GTX 450 локальной видеопамяти составляет 900 МГц, а эффективный (QDR) — 3600 МГц. Используются чипы GDDR5, хотя в будущем не исключена возможность появления модификаций с GDDR3.

NVIDIA GeForce GTS 450 пришла на замену GeForce GTS 250 и составляет прямую конкуренцию ускорителям AMD Radeon HD 5770 и HD 5750, основанным на GPU Juniper из семейства "вечнозеленых".

Дизайн и система охлаждения

Видеокарта NVIDIA GeForce GTX 450 хоть и является пока наиболее простой и доступной в линейке GeForce GTX 4хх, но по размерам она достаточно крупная, да и ее энергопотребление все же относительно велико. Оценивая дизайн GTX 450, становится очевидно, что в линейке NVIDIA GF100 пока не хватает еще более простых решений с низкопрофильным однослотовым дизайном и без необходимости дополнительной "подпитки", предназначенных для HTPC и компактных рабочих станций. В принципе, и производительность GTX 450 для HTPC слишком избыточна.

Вся лицевая сторона NVIDIA GeForce GTX 450 скрыта системой охлаждения, хотя, по большей части, такие габариты обусловлены лишь пластиковым кожухом. Под ним скрывается низкопрофильный радиатор, целиком выполненный из экструдированного силумина, анодированного в "фирменный" черный цвет NVIDIA.

Профиль оребрения охладителя похож на тот, что обычно применяется в боксовых кулерах Intel.

Обдувается радиатор 74-мм вентилятором . 11 лопастей его крыльчатки имеют агрессивный угол атаки, что говорит о довольно высокой теоретической производительности. Скорость вращения вала электродвигателя может изменяться с помощью широтно-импульсной модуляции.

Как уже было сказано выше, вся система накрыта пластиковым кожухом. Благодаря ему воздушные потоки от вентилятора обдувают не только радиатор, но и распределяются по всей поверхности платы, охлаждая еще и чипы памяти, а также силовые элементы стабилизатора питания. При этом значительная часть отработанного воздуха покидает пределы системы через отверстия в крепежной планке, в норме представляющие часть задней стенки корпуса.

Весьма примечательно, что предоставленная на тестирование версия NVIDIA GeForce GTX 450 с 1024 MB видеопамяти базируется на печатной плате с разводкой под 192-битную шину. Просто вместо 12 чипов (по 6 с каждой стороны) их распаяно 8 (по 4 с каждой стороны), и один контроллер памяти графического процессора GF106 остался незадействованным. В данном случае используются 8 микросхем емкостью один гигабит, что в сумме дает объем 1024 MB. Если же использовать 12 чипов емкостью 512 или 1024 мегабита, то получится версия видеокарты с 768 или 1536 МB видеопамяти, 192-битной шиной и 24 блоками растеризации. Стоит добавить сюда еще и увеличенную частоту GPU — и мы получим совсем другую видеокарту.

Восемь чипов видеопамяти, распаянных на тестируемой NVIDIA GeForce GTX 450, принадлежат к стандарту GDDR5, произведены компанией Samsung, имеют маркировку K4G10325FE-HC05 и номинальное время выборки 0.5 нс. Это соответствует номинальной частоте 1000 (4000) МГц, но установленным NVIDIA номиналом для карты GeForce GTX 450 является цифра 902 (3608) МГц, и именно она и используется.

Конвертер питания ядра GPU построен по трехфазной схеме, управляемой ШИМ-контроллером NCP5395T, производимым не нуждающейся в представлении компанией ON Semiconductor. NCP5395T является достаточно современным и продвинутым решением с дифференцированным управлением электропитанием и поддержкой режимов энергосбережения. Однако главная его особенность, интересная пользователю в первую очередь, – это возможность программного управления напряжением, что открывает новые горизонты для оверклокинга.

8.png

В качестве ключевых транзисторов в конвертере применяются Low RDS(on) MOSFET 4845N все той же ON Semiconductor. Low RDS(on) MOSFET – это один из самых прогрессивных ключевых элементов. Транзисторы способны выдерживать поразительные рабочие токи и при этом обладают высоким КПД, поэтому почти не греются. Это позволило NVIDIA отказаться от активного охлаждения конвертера питания.

Стабилизатор питания видеопамяти одноканальный и управляется ШИМ-контроллером Anpec Electronics APW7165.

Напряжение на конвертеры подается через отдельный разъем, и в наши дни, если речь не идет о карте для HTPC или какой-нибудь "зеленой" версии, это – норма.

Панель видеовыходов не готовит абсолютно никаких сюрпризов. Здесь присутствует пара гнезд DVI-I и mini DisplayPort. Одновременно к карте можно подключить только два монитора.

Разгон и эксплуатация

Система охлаждения NVIDIA GeForce GTX 450 оказалась очень тихой. В простое ускоритель снижает частоты GPU и VRAM до 51 и 67.5 (270) МГц соответственно. Вентилятор при этом вращается со скоростью 1200 об/мин. Что характерно, при просмотре Full HD-фильмов ситуация остается прежней – крыльчатка совершает все те же 1200 об/мин. Но и после включения максимальной нагрузки скорость остается неизменной (!). Графический процессор при этом прогревался до 67°С, температуры вполне приемлемой, однако сам факт отсутствия регулировки несколько настораживает. Чтобы добиться хоть каких-то изменений, пришлось заблокировать крыльчатку и "прогреть" GPU, после чего стало видно, что автоматическая регулировка работает просто замечательно. При 76°С вентилятор был разблокирован, обороты сразу же установились на скорости 2000 об/мин, температура ядра быстро снизилась, вслед за чем плавно понизились и обороты, после чего температура GPU снова пришла к отметке 67°С. На графике хорошо видно, что от номинальных 1200 об/мин скорость крыльчатки начинает возрастать лишь при 70°С.

Что ж, система охлаждения NVIDIA GeForce GTX 450 оказалась очень тихой, а алгоритм регулировки скорости вращения крыльчатки работает вполне адекватно и не "спешит" взвинчивать обороты вентилятора при первом же намеке на серьезную нагрузку.

Возьмемся за разгон. Напомним, что 1000 МГц (4000 QDR) для используемых на плате чипов – номинал, поэтому этот рубеж память покоряет гарантированно. Максимум же, чего удалось достичь – это 1154 МГц, но через некоторое время на этой частоте появлялись артефакты изображения. Видимо, принудительное охлаждение чипам все же не помешало бы. Стабильная же работа VRAM тестового экземпляра была достигнута при клокинге 1061 (4244) МГц, и это тоже довольно неплохой результат.

С номинальным напряжением питания графический процессор смог разогнаться со штатных 783 до 933 МГц, но при дальнейшем ускорении терял стабильность. Однако GF106 оказался достаточно отзывчив на увеличение напряжения питания, поэтому после подъема вольтажа на 0.1 В разогнался до 968 МГц, что в целом превышает 20% от номинала.

Конфигурация тестового стенда


Тестирование производительности видеокарт осуществлялось со следующим комплектом оборудования:

. процессор: Intel Core i7 920 (2667@3700 МГц), LGA 1366;
. кулер: CoolerMaster Hyper N520, 2x92 mm fan, 1800 rpm;
. материнская плата: DFI LANPARTY DK X58-T3eH6, Intel X58 Express;
. оперативная память 3х2 GB, Kingston HyperX KHX2000C9D3T1K3/6GX, 1850 МГц, 8-8-8-20 CR1;
. винчестер: Samsung 160 GB, 7200 rpm, 16 MB;
. блок питания: FLOSTON 560 Вт (LXPW560W);
. шасси: Cooler Master Test Bench V 1.0.

Используемый в составе стенда процессор Intel Core i7 920 для Socket LGA 1366 был разогнан со штатной частоты 2667 до 3700 МГц, что является максимально возможным стабильным пределом для используемого экземпляра. При этом трехканальный комплект оперативной памяти Kingston HyperX KHX2000C9D3T1K3/6GX функционировал на частоте 1850 МГц при таймингах 8-8-8-25 CR1.

Тестирование проводилось в среде операционной системы Windows 7 Ultimate 64 bit с видеодрайверами ATI Catalyst 10.9 и NVIDIA 258.96 в среде операционной системы Windows 7 64-bit при экранных разрешениях 1280x1024, 1680x1050 и 1920x1080 (FullHD).

Итоги

Видеокарта NVIDIA GeForce GTX 450 1024 MB в первую очередь является конкурентом ускорителю AMD Radeon HD 5750. GTX 450 демонстрирует схожую, хотя и стабильно более высокую производительность, поддерживает DirectX 11, но перед решением AMD обладает как минимум одним неоспоримым преимуществом – поддержкой аппаратного ускорения эффектов PhysX. Во многих современных играх они составляют значительную часть геймплея, поэтому отключить их означает пропустить часть игры. Если эффекты все же будут включены, производительность систем на основе видеокарт AMD упирается в мощность процессора, которой чаще всего недостаточно. В этом плане с NVIDIA GeForce GTX 450 не выдерживает конкуренции даже более дорогая AMD Radeon HD 5770, не говоря уже об AMD Radeon HD 5750.

NVIDIA GeForce GTX 450NVIDIA GeForce GTX 460ATI Radeon HD 5770ATI Radeon HD 5750

3DMark VantagePerformance85771252897497927
Extreme4761709953224285
Unigine Heaven 2.0
1280x1024, 4xAA, tessel norm31462925
1680x1050, 4xAA, tessel norm25382420
1920x1200, 4xAA/4xAF, tessel extreme 13201210
Metro 2033: Benchmark
Medium1280x1024, AAA/4xAF49н/д5550
tess1680x1050, AAA/4xAF40н/д4540
1920x1200, AAA/4xAF 36н/д4137
tess + DOF1280x1024, AAA/16xAF 16н/д1715
Very High1680x1050, AAA/16xAF12н/д1513
physX1920x1200, AAA/16xAF11н/д1312
Colin McRae: DiRT 2
1280x102452784550
1680x105044673943
1920x120040613641
1280x1024, 4xMSAA/16xAF 39643840
1680x1050, 4xMSAA/16xAF 35553534
1920x1200, 4xMSAA/16xAF32513432
BFBC2
1280x102454817254
1680x105042646144
1920x120038575439
1280x1024, 4xAA/16xAF45695544
1680x1050, 4xAA/16xAF35554436
1920x1200, 4xAA/16xAF31483932
Batman: Arkham Asylum
1280x102491892020
1680x105052732020
1920x120047652020
1280x1024, 4xAA/16xAF53772020
1680x1050, 4xAA/16xAF45642020
1920x1200, 4xAA/16xAF40582020
S.T.A.L.K.E.R.: COP
1280x102435513227
1680x105027392721
1920x120023342318
1280x1024, 4xAA/16xAF26372519
1680x1050, 4xAA/16xAF20281915
1920x1200, 4xAA/16xAF17241613
Far Cry 2
1280x1024811207867
1680x1050701046758
1920x120065976253
1280x1024, 4xAA/16xAF651007751
1680x1050, 4xAA/16xAF54856743
1920x1200, 4xAA/16xAF50784539
Crysis Warnead
1280x102423252523
1680x105018222017
1920x120014181814
1280x1024, 4xAA/16xAF20212319
1680x1050, 4xAA/16xAF14172015
1920x1200, 4xAA/16xAF13151713
World in Conflict
1280x102455656354
1680x105044555746
1920x120039504941
1280x1024, 4xAA/16xAF39494237
1680x1050, 4xAA/16xAF28423129
1920x1200, 4xAA/16xAF25382325


Александр Гуриненко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2010 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета