Звуковое ПО. Осень-2010

Есть интересное ПО — будут и обзоры. Осень 2010-го порадовала обилием программной продукции. Причем, если в кризисное время была характерна ориентация на самые дорогие сегменты, например, тот же Mac, то сейчас идет активное движение и на РС-платформе. Особенно радует то, что появляются новые имена с очень неплохими заявками. Между тем, общая ситуация на рынке звукового ПО неоднозначна — скачут цены. Плюс к этому начинают диктовать моду «динозавры», которые только за имя просят много денег. Во всем происходящем неопытному человеку очень просто запутаться.
Приступаем к обзору…

Cableguys Curve

Судя по всему, имя Cableguys (www.cableguys.de) скоро будет на слуху у профессионалов и приобретет брендовость. Пока же мы имеем дело со взрослым стартапом, который известен большей частью среди креативщиков. Сама компания разработчиков — это два человека, Якоб Рэнг (Jakob Rang) и Штеффен Роуз (Steffen Rose), оба из Берлина. Ребята не стали хватать звезд с неба и начали с малого. Первый продукт, выпущенный ими в самом конце 2007 года, — VST-плагин VolumeShaper, название которого говорит само за себя. Другими словами, вы можете рисовать график огибающей уровня громкости. Изначально может показаться, что ничего нового для пользователей современных мультитреков данное решение не дает. Но на самом деле данный модуль достаточно интересен в применении, потому как может способствовать в создании эффектов тремоло и темп-гейта. Сам график огибающей уровня рассматривается как форма волны для модулятора (LFO), способного работать в диапазоне частот от 2 Гц до 5,24 КГц. VolumeShaper довольно удобно подключать к секвенсору и в рамках автоматизации. Есть память на одновременное хранение до 10 форм волн. Текущая версия продукта — вторая. На сайте имеется демо, да и сам модуль сравнительно недорогой ($20).

Бесплатный Cableguys PanCake

К слову сказать, там же можно найти бесплатный автопаннер PanCake, работающий по схожей технологии, но с панорамой.

В рамках VolumeShaper очень грамотно был выстроен процесс непосредственно самого рисования графиков огибающих, все очень удобно. Чуть позднее компания выпустила уникальный модуль FilterShaper (текущая версия 2 стоит $69). По существу, это два фильтра, которые могут работать параллельно между собой или нет. В их рамках также используется четыре LFO. Во второй версии продукта для каждого из фильтров добавлена возможность регулирования громкости и панорамного положения. В целом мы имеем довольно продвинутую модель фильтров с большими возможностями управления. Программа-плагин еще в первой версии была удостоена множества положительных отзывов со стороны специализированной прессы. Но это был 2008 год… Что сейчас? На базе уже существующих изобретений разработчики решили создать синтезатор Curve. На данный момент он пока доступен в бета-версии, которую можно скачать. Итак, что мы имеем. Все базируется на рисовании графиков огибающих. Мы можем оперировать тремя генераторами сигнала, двумя AHDSR-огибающими плюс одна на громкость, есть два фильтра с четырьмя LFO (этот блок несколько повторяет FilterShaper).

Cableguys FilterShaper 2 получил много положительных отзывов в специализированной прессе

Разработчиками уже сейчас предусмотрена специальная программа скидок для музыкантов, а именно, объявлен конкурс пресетов. Если вы создадите что- нибудь стоящее, и это войдет в топ-100, то вы получаете скидку в 10 евро за каждый такой пресет. Первое место — продукт Curve вам дается бесплатно.

Следует отметить, что сама программа Curve затрагивает одну интересную нишу, которая почему-то исчезла в начале 00-х. Речь идет о специализированных программных синтезаторах, где формы волн для генераторов, а иногда и для других структурных блоков вы рисуете самостоятельно. Впрочем, это сейчас можно увидеть внутри того же Native Instruments Absynth и некоторых других популярных профессиональных программных инструментов. Даже более того, сэмплер — это, по существу, то же самое, но вместо графика генерируемого звука вы используете фрагмент звукового файла.

Синтезатор Cableguys Curve

Разработчики из Cableguys в данном случае очень правильно расставили акценты продвижения, ведь Curve может стать очень популярной только в силу наличия большого количества пресетов, то есть синтезируемых звуков. А сама система управления/редактирования у программы очень хороша и информативна, доступна для понимания даже неподготовленному пользователю.

В ряде случаев для подобных продуктов привлекаются сторонние фирмы и отдельные профессионалы, специализирующиеся только на создании пресетов, а в этом было решено использовать творчество масс, что также неплохо и часто встречается.

zplane vielkland

Немецкая компания zplane (http://zplane.de) широко на нашем рынке не известна. В ее арсенале всего три продукта, при этом качественных и профессиональных. Из самых уникальных следует назвать vielkland. Речь идет о программе автоматической интеллектуальной гармонизации. Все что нужно от пользователя — это загрузить мелодию. Затем программа самостоятельно грамотно расставляет опорные точки и создает многоголосую гармоническую «подкладку», которую можно после использовать в собственных целях. Программа нередко используется музыкантами начального уровня подготовки в области теории музыки для создания тех же хоров, партий бэк-вокалов, звучащих на фоне, и так далее.

Программа автоматической интеллектуальной гармонизации zplane vielkland

Стоит отметить, что гармонизация может производиться на 2, 3 или 4 дополнительных голоса, есть вариант указания определенного музыкального стиля, переключение от мажора к минору и наоборот. Сам ввод мелодии может осуществляться по MIDI, с помощью мыши на Piano Roll прямо в программе, а также имеется функция преобразования аудиофайлов в MIDI.

В целом продукт очень неплохой и дает качественные результаты. Говоря о последних, стоит производить сравнение не с работой профессионального композитора/аранжировщика, а с другим подобным софтом, какого не так много. Так вот, именно в этом сегменте vielkland можно назвать своеобразным лидером.

SPL Passeq

Еще одна немецкая компания активизировалась в конце осени — известная SPL. Мы уже посвящали ей отдельный материал, напомним вкратце, что с начала этого года бренд SPL, ранее занимавшийся выпуском аппаратных устройств обработки, активно занялся изготовлением программных плагинов. Судя по всему, процесс пошел, поскольку компания от месяца к месяцу представляет новые модули или коллекции своего софта.

Уникальный эквалайзер SPL Passeq

В варианте Passeq мы говорим об уникальном эквалайзере, который является программным повторением и усовершенствованием устройства Pulteq EQ, известного в 1950-60 гг. В том устройстве все было разделено на две ключевые частотные области — средних и высоких частот. В варианте от SPL таких областей три, в каждой из которых предусмотрены полосовые настройки по 12 частотам. То есть в сумме получается 36 полос на внешнем управлении. Внутренняя же начинка предусматривает более тонкую настройку самих фильтров (их 72). Результаты получаются довольно интересными, впрочем, вы все можете попробовать самостоятельно, скачав демо-версию с сайта www.spl.info. Нужно сказать, что к управлению нужно
приноравливаться.

Fable Sounds Broadway Big Band и Broadway Lite

Продукция Fable Sounds (www.fablesounds.com) — это один из многих примеров того, как можно зарабатывать на плагинах, не имея навыков программирования. Впрочем, это можно назвать и определенного рода течением. Дело в том, что ряд программных сэмплеров используется создателями звуковых библиотек в качестве базы для разработки собственных виртуальных инструментов. Примеров можно привести очень много, это Garritan Orchestra и так далее. То есть сами звуковые библиотеки (коллекции сэмплов) — довольно экзотический товар, который нужно еще адаптировать под ту или иную программу. А когда все это выпускается в виде отдельной программы-готового инструмента спектр пользователей существенно расширяется. Основным таким сэмплерным «движком» в большинстве случаев является Native Instruments Kontakt. В ряде случаев используется даже не сама программа, а плеер от нее Kontakt Player.

Fable Sounds Broadway Big Band

Fable Sounds — это голливудская компания, занимающаяся созданием библиотек сэмплов. В рамках Broadway Big Band и Broadway Lite мы говорим о коллекциях духовых, которые могут использоваться в сопутствующих стилях (джаз, поп и т.п.). Вариант Big Band изначально был выпущен на базе Steinberg HALion с использованием собственной технологии Broadway Performer, предусматривающей специализированное управление множеством параметров воспроизведения/игры, включая большое количество нюансов и MIDI-реализацию. Затем был осуществлен переход на Kontakt 4 (Kontakt Edition). Версия Lite включает лишь часть объемной библиотеки Big Band и стоит $499.99.

Естественно, в данном случае стоит указать на то, что к записи библиотек привлекаются опытные музыканты, звучит все хорошо. Но цена, конечно, очень высокая.

Вообще, на качественные духовые есть довольно большой спрос со стороны аранжировщиков и музыкантов, но предложений предельно мало. Поэтому цены и зашкаливают.

Что интересно именно в данном случае… гх-м… дело в том, что слова «Голливуд» и «Бродвей» — это известные географические названия, но не имена фирм, гарантирующих качество. И в данном случае разработчик «из Голливуда», сделавший серию сэмплов с названием «Бродвей», скорее всего, ищет неопытных покупателей, клюющих на яркую словесную обертку. Графическое оформление того же сайта оставляет желать лучшего (не сравнить с их конкурентом — Wallander Instruments). Неизвестно, каким удачным будет данное коммерческое предприятие, но в целом, это одна из немногих хороших библиотек качественных духовых.
Отдельно отметим, что более профессиональные варианты предусматривают наличие собственного программного обеспечения в основе.

Sugar-Bytes Guitarist

Скорее всего, нас ожидает новая волна программ-виртуальных гитаристов. Дело в том, что сейчас уже есть множество качественных эмуляций всевозможных струнных на уровне физического моделирования с одной стороны, с другой — программы специфической табулатурной нотации давно не обновлялись. Вернее, их рынок находился в довольно застойном состоянии. Sugar-Bytes Guitarist нельзя назвать уж очень профессиональным решением, программа, скорее, похожа на детскую игрушку, но при этом в ней заложена удобная система управления, включающая табулатурный или понотный ввод и секвенсор. Именно из-за последнего мы называем данный вариант почти детским. Что такое для гитариста и вообще опытного музыканта 16-шаговый секвенсор?

Sugar-Bytes Guitarist

Естественно, таковой предусмотрен отдельно для нот и отдельно для аккордов. Песня может составляться из 24 паттернов, также имеется два блока эффект-процессоров. Нотация, даже в табулатурном виде, очень примитивна. Подтяжки, глиссандо вы тут сделать, конечно же, не сможете. Также напрочь отсутствует выбор специфики игры с различными способами звукоизвлечения. В общем, за такую программу начального уровня разработчики просят $199. А что вы хотели? За простоту нужно платить. Конечно, хотелось бы увидеть нечто более профессиональное, но базирующееся на подобной модели GUI. И вообще, конкуренции в этом сегменте нет. Сама программа Guiartist уже популярна, обрастает дополнительными модулями.

У молодых немецких разработчиков из Sugar-Bytes (www.sugar-bytes.com) также есть в арсенале неплохой синтезатор Unique (эмуляция аналога).

Набор плагинов от Lexicon

В стан разработчиков ПО прибывает все больше производителей аппаратного обеспечения — политика правильная и своевременная: старое имя работает и на слуху, а линейку продукции обновлять нужно. Не избежала этой участи и Lexicon, которой в следующем году исполнится 40 лет. Между тем, она и не сильно теряет на рынке аппаратных средств, выпуская актуальные звуковые интерфейсы и устройства обработки для пользователей студий на базе ПК и Мас’ов.

В этом году активизировалось программное подразделение компании, в результате чего мы можем наблюдать великолепные серии плагинов. На сайте доступно описание коллекции ревербераторов, а в новостных лентах уже появился анонс общей коллекции, включающей:

. Dual Delay;
. Random Delay;
. Chorus/Flange;
. Resonant Chords (знаменитый эффект, впервые появившийся в Lexicon PCM70);
. PitchShift;
. Multivoice PitchShift.

Плагин Lexicon Resonant Chords

В основе плагинов этой серии лежит уникальный алгоритм Stringbox, в рамках которого эмулируется 88 виртуальных струн, которые «резонируют» с загруженным аудио. Стоит отметить и цену новой коллекции — $1199.95.

Разбор полетов

Да, после кризиса и доллар не совсем тот, и цены поползли вверх. Это и неплохо:). Например, если в 2007-м молодой разработчик собрал корявенький синтезатор в SynthEdit, то максимум, на что он мог рассчитывать — бесплатное распространение в режиме конкуренции с остальными. Теперь же он может смело назначать цену $10-20 на свое детище, и многие будут серьезно рассматривать это предложение. Так многие уже и поступают. То есть рынка бесплатного звукового ПО фактически нет. Конечно, можно привести несколько примеров, но они остались из того… 2007 года.

Помимо этого сейчас очевидны пустоты — мало хороших синтезаторов, недорогих, но качественных эффект-процессоров. Физическое моделирование откатилось к состоянию 2000 года, когда оно было представлено всего лишь несколькими именами. В общем, рынок опять пуст. Серьезная конкуренция есть разве что в разделе коллекций профессиональных плагинов стоимостью около $1000 и выше.

Отдельно стоит сказать о специфике выпуска программ образца 2010 года. Обычно он происходит в двух версиях — полной и дорогой (1), и донельзя урезанной по средней цене (2). Второй вариант неизвестно даже, кто будет покупать. С другой стороны, и цены на музыку и услуги композиторов, звукорежиссеров и т.п. тоже не остались на месте.

Какие можно дать рекомендации исходя из сегодняшней ситуации? Скорее всего, имеет смысл собрать профессиональную студию образца 2007 года (выбрать все продукты и их версии, актуальные для того времени). Разницы по качеству выходной продукции вы фактически не ощутите, зато сильно сэкономите в средствах. Лично я думаю, что ситуация с ценами должна стать более адекватной по мере заполнения рынка софтом. Сами подумайте: недорогой продукции мало, а спрос на нее огромен.

Кристофер http://itcs.3dn.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2010 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета