Планшетности
«Планшетный» сектор компьютерной индустрии развивается с такой скоростью, генерирует столько заметных новостей, что ему все чаще приходится посвящать специальные обзоры. Что я в очередной раз и делаю. Заодно сразу приведу свежий прогноз Gartner: согласно ему в текущем году продажи планшетов конечным потребителям достигнут 19,5 млн штук. Базируясь на текущем уровне спроса и ряде других факторов, аналитики ожидают, что в 2011-м продажи вырастут на 181% (до 54,8 млн планшетов), а уже в 2014-м будет продано 208 млн этих устройств.
Сначала поговорим о тенденциях. Ведущий аналитик Juniper Research Энтони Кокс считает, что конкуренция на рынке планшетов начнет проявляться уже в 2011 году. По прогнозам компании, к 2015 году годовой объем поставок планшетов увеличится до 81 млн штук. Ожидается, что в будущем году на рынке будут представлены планшеты на базе Android, Windows Phone 7, QNX и MeeGo. По мнению экспертов Juniper Research, наиболее перспективной из них на сегодняшний день является ОС Android. Именно эта программная платформа будет преимущественно использоваться производителями, которые еще только работают над созданием конкурентов iPad, Dell Streak и Samsung Galaxy Tab.
Компаниям RIM, Microsoft и Nokia будет сложно закрепиться на новом рынке – они упустили много времени, и создание конкурентоспособной ОС для планшетов теперь затруднено. В аналитическом отчете также отмечается, что рост рынка планшетов постепенно начнет увеличивать давление на продажи нетбуков, область применения которых будет ограничена корпоративным сегментом.
В своем комментарии Энтони Кокс подчеркнул, что несмотря на ожидаемое усиление конкуренции на рынке планшетов, компания Apple сохранит свои позиции в среднесрочной перспективе за счет постоянного совершенствования своих продуктов.
Ну а пока Apple, согласно исследованию Strategy Analytics, фактически единолично контролирует мировой рынок планшетных компьютеров. По оценкам аналитиков, в прошлом квартале было продано в общей сложности 4,4 млн планшетов. Это на 26% больше результата за II квартал 2010-го, когда объем поставок равнялся приблизительно 3,5 млн штук. На долю iPad в прошлом квартале пришлось 4,19 млн устройств в общей массе реализованных планшетных ПК. Иными словами, Apple занимает 95% соответствующего сегмента.
А вот в Microsoft какой-либо угрозы со стороны планшетных ПК не видят. Или не хотят видеть. Руководители софтверного гиганта в ходе последнего совещания по финансовым результатам заявили, что iPad не влияет на продажи компьютеров. Генеральный менеджер по связям с инвесторами Билл Коуфоуд не упомянул конкретно Apple и ее продукцию, но сказал, что в корпорации не видят сдвига от ноутбуков к планшетам. По его словам, продажи компьютеров всех типов этим летом увеличились на 9-11%, рабочих компьютеров – на 15%. Как он заявил, в Microsoft испытывают энтузиазм по поводу планшетов и убеждены, что компания способна предоставить в этом сегменте и выбор, и ценность.
Наблюдения Коуфоуда противоречат некоторым другим оценкам. В Best Buy уже заявляли, что iPad своим появлением снизил продажи нетбуков вдвое. Аналитики отмечают, что Acer, делающая большой акцент на нетбуки и бюджетные ноутбуки, этим летом потеряла часть рынка.
В Microsoft не смогли назвать конкретные даты появления планшетов на Windows 7. Сейчас считается, что основная их масса появится только в следующем году, спустя примерно год после iPad. В основном это связано с тем, что производители ждут появления платформы Oak Trail от Intel, оптимизированной для планшетов. Стив Баллмер показал HP Slate еще в январе этого года, однако его разработка затянулась, и о дате начала его продаж было объявлено только в этом месяце. Затем HP переместила Slate в корпоративный сегмент рынка, поскольку у него оказалась слабая батарея, сложный интерфейс и высокая цена – как минимум $799, что не позволяет конкурировать с iPad. Первым потребительским планшетом HP станет PalmPad на базе WebOS и процессора ARM.
Между тем главный исполнительный директор Acer Джанфранко Лянчи пообещал, что его компания в скором времени выведет на рынок ряд моделей планшетных ПК стоимостью от $299 до $699. Все эти устройства будут представлены в Нью-Йорке на неком специальном мероприятии, которое состоится 23 ноября. Несмотря на то, что презентация состоится в США, запуск новинок в продажу будет носить глобальный характер.
Лянчи не озвучил какой-либо технической информации о планшетах – он даже не сказал, под управлением какой операционной системы они будут работать. Впрочем, еще раньше сообщалось, что планшеты Acer будут работать под управлением Android.
Также достоверно известно, что отличаться разные модели будут прежде всего размерами экрана. Зато все анонсированные устройства будут поддерживать 3G – еще в мае глава Acer заявил, что «операторы связи являются очевидным каналом сбыта планшетных ПК».
По одной из версий, 23 ноября Acer представит публике три модели планшетов. Причем одну из них в мае уже представил Лянчи (это прототип 7- дюймового планшета с клавиатурой), а другие две будут иметь экраны диагональю 5 и 10 дюймов. Соответственно, в первом случае устройство от Acer будет сопоставимо с планшетом Dell Streak, а во втором – c Apple iPad, в котором стоит экран 9,7 дюйма.
В свою очередь, компания Asus вообще решила в 2011 году сделать направление планшетных ПК одним из ключевых для своего бизнеса. Так, недавно Asus переориентировала около 200 сотрудников своего мобильного подразделения на разработку планшетов. Кроме того, объявлено, что уже в I квартале 2011 года тайваньский производитель выпустит не менее пяти моделей таких устройств. Например, уже анонсированный планшет с дисплеем 12", процессором Intel и работающий под управлением Windows появится в продаже в январе. Ну а в марте мы увидим две модели с экраном 7" и две – с экраном 9".
Один из «семидюймовых» планшетов будет оснащаться только модулем Wi-Fi, а второй сможет также работать в сетях 3.5G. Оба этих устройства будут работать под управлением мобильной ОС от Google. В свою очередь, два 9" планшета будут отличаться и аппаратной, и программной платформами. Так, один из них получит чип Intel и ОС Windows, другой – Nvidia Tegra 2 и Android.
Компания ViewSonic опубликовала собственную оценку рынка планшетных ПК. Ее эксперты отталкивались от показателей Apple: «яблочная компания», по мнению специалистов ViewSonic, в 2011 году продаст около 45 млн планшетов iPad, заняв тем самым порядка 50% всего рынка. Из 50% оставшейся части рынка планшетников ViewSonic рассчитывает занять около 10%, то есть примерно 2 млн устройств.
По словам представителей ViewSonic, главное преимущество компании состоит в том, что она в рамках разработки и выпуска планшетов никак не привязана к другим своим продуктовым линиям – то есть может предлагать более низкие цены на подобные устройства. И не беспокоиться, что продажи планшетов повредят бизнесу компании на рынках смартфонов или нетбуков.
Кроме того, ViewSonic огласила свои планы на ближайшее будущее. Как выяснилось, сейчас ведется разработка еще двух моделей в дополнение к ViewPad 7. Это, во-первых, 10-дюймовый планшетник на базе процессора Atom N450 от Intel. Он будет оснащаться двумя операционными системами – Windows 7 Home Premium и Android 1.6. Вторая модель – 5-дюймовый мини-планшет, более походящий на смартфон. Кроме того, в конце I квартала 2011 года во ViewSonic планируют выпустить 9,7-дюймовый планшетник на базе NVIDIA Tegra 2 под управлением Android 3.0.
Как полагают отраслевые аналитики, в 2011 году корпорация HP и купленная ею недавно компания Palm могут резко нарастить свое присутствие на рынке мобильных устройств – причем не только планшетов. Недавно появилась информация, что Palm возобновила заказы на производство телефонов – так, контрактный производитель Foxconn в следующем году произведет 4-5 моделей на платформе webOS. Еще одну модель будет производить на своих заводах компания Compal.
В частности, Foxconn будет производить планшет PalmPad; также ходят слухи о новой модели Pixi, выпускаемой одновременно с Pre 2. Кроме них знаковым продуктом должен стать первый полностью сенсорный телефон Palm Roadrunner HD – он увидит свет в начале следующего года.
А вот компания UI Centric прекратила работы над планшетом под управлением Windows 7 с собственным интерфейсом Macallan. Напомню, что компания специально для своего планшета разработала интерфейс в виде книги, позволяющий пользователям работать с устройством, как с книгой, переворачивая страницы. Этот интерфейс также должен был поддерживать технологии Adobe Flash и Microsoft Silverlight. Причины отказа от столь интересной разработки в UI Centric пока не объясняют.
Звучит невероятно, но китайцы обвинили американцев в интеллектуальном пиратстве! Китайский производитель компьютерных дисплеев, компания Proview Technology, обвинила американскую Apple в незаконном использовании торговой марки iPad. По словам представителей Proview, эксклюзивные права на бренд iPad принадлежат компании еще с 2000 года. А в период с 2000 по 2003 годы китайская компания зарегистрировала марку I-Pad в ЕС, Китае, Мексике, Южной Корее, Сингапуре, Индонезии, Тайланде и Вьетнаме.
Пока не совсем понятно, почему китайцы вспомнили об этом только теперь и как подобное могли проглядеть юристы Apple. Между тем, решительно настроенный председатель совета директоров Proview Technology Ян Жуншань уже заявил: «Мы намерены подать в суд на Apple и потребовать от компании компенсации за все убытки, понесенные нами в Китае и США».
Впрочем, по другой информации, китайцы готовы уступить компании Стива Джобса права на бренд iPad за скромные $800 млн. Но если руководство Apple откажется от предложенной сделки, Proview угрожает обратиться к властям Китая с требованием запретить продажу продукции Apple в стране. Шантаж – он и в Китае шантаж.
Напоследок – еще небольшой анализ по продукции «яблочной компании». Планшет iPad на данный момент уже получил признание среди частных пользователей и постепенно начинает проникать в корпоративный сегмент. Доказательство данной тенденции – недавний отчет аналитиков компании Forrester Research.
«Разработки новых планшетов появляются практически каждый день. Cisco Cius, Dell Streak, Samsung Galaxy Tab, RIM PlayBook, HP Slate – неполный список планшетов, анонсированных на сегодняшний день. Все эти «посткомпьютерные» устройства найдут место в корпоративной среде, но какова будет их роль?», – пишет аналитик Forrester Тед Шадлер. Он также отметил, что в ходе опроса 200 бизнес-заказчиков были выявлены достаточно широкие возможности применения iPad в корпоративной среде.
Как выяснилось, прежде всего iPad с успехом смог бы заменить ноутбуки в переговорных комнатах во время проведения презентаций. Устройство, подобное iPad, также оказалось бы эффективно в строительной отрасли, например, для работы с чертежами, которые до сих пор часто создаются на бумажных носителях. В некоторых направлениях профессиональной деятельности особую привлекательность планшета создают его коммуникационные возможности, отметил Тед Шадлер. Например, используя планшет, врач в любой момент может получить доступ к базе данных пациентов, а продавец – оперативный доступ к данным склада при работе с заказами.
Несмотря на широкий охват областей применения iPad, аналитики Forrester Research все же советуют руководителям компаний внимательно оценить возможности планшета перед тем, как начать применять его в работе.
Денис Лавникевич
Сначала поговорим о тенденциях. Ведущий аналитик Juniper Research Энтони Кокс считает, что конкуренция на рынке планшетов начнет проявляться уже в 2011 году. По прогнозам компании, к 2015 году годовой объем поставок планшетов увеличится до 81 млн штук. Ожидается, что в будущем году на рынке будут представлены планшеты на базе Android, Windows Phone 7, QNX и MeeGo. По мнению экспертов Juniper Research, наиболее перспективной из них на сегодняшний день является ОС Android. Именно эта программная платформа будет преимущественно использоваться производителями, которые еще только работают над созданием конкурентов iPad, Dell Streak и Samsung Galaxy Tab.
Компаниям RIM, Microsoft и Nokia будет сложно закрепиться на новом рынке – они упустили много времени, и создание конкурентоспособной ОС для планшетов теперь затруднено. В аналитическом отчете также отмечается, что рост рынка планшетов постепенно начнет увеличивать давление на продажи нетбуков, область применения которых будет ограничена корпоративным сегментом.
В своем комментарии Энтони Кокс подчеркнул, что несмотря на ожидаемое усиление конкуренции на рынке планшетов, компания Apple сохранит свои позиции в среднесрочной перспективе за счет постоянного совершенствования своих продуктов.
Ну а пока Apple, согласно исследованию Strategy Analytics, фактически единолично контролирует мировой рынок планшетных компьютеров. По оценкам аналитиков, в прошлом квартале было продано в общей сложности 4,4 млн планшетов. Это на 26% больше результата за II квартал 2010-го, когда объем поставок равнялся приблизительно 3,5 млн штук. На долю iPad в прошлом квартале пришлось 4,19 млн устройств в общей массе реализованных планшетных ПК. Иными словами, Apple занимает 95% соответствующего сегмента.
А вот в Microsoft какой-либо угрозы со стороны планшетных ПК не видят. Или не хотят видеть. Руководители софтверного гиганта в ходе последнего совещания по финансовым результатам заявили, что iPad не влияет на продажи компьютеров. Генеральный менеджер по связям с инвесторами Билл Коуфоуд не упомянул конкретно Apple и ее продукцию, но сказал, что в корпорации не видят сдвига от ноутбуков к планшетам. По его словам, продажи компьютеров всех типов этим летом увеличились на 9-11%, рабочих компьютеров – на 15%. Как он заявил, в Microsoft испытывают энтузиазм по поводу планшетов и убеждены, что компания способна предоставить в этом сегменте и выбор, и ценность.
Наблюдения Коуфоуда противоречат некоторым другим оценкам. В Best Buy уже заявляли, что iPad своим появлением снизил продажи нетбуков вдвое. Аналитики отмечают, что Acer, делающая большой акцент на нетбуки и бюджетные ноутбуки, этим летом потеряла часть рынка.
В Microsoft не смогли назвать конкретные даты появления планшетов на Windows 7. Сейчас считается, что основная их масса появится только в следующем году, спустя примерно год после iPad. В основном это связано с тем, что производители ждут появления платформы Oak Trail от Intel, оптимизированной для планшетов. Стив Баллмер показал HP Slate еще в январе этого года, однако его разработка затянулась, и о дате начала его продаж было объявлено только в этом месяце. Затем HP переместила Slate в корпоративный сегмент рынка, поскольку у него оказалась слабая батарея, сложный интерфейс и высокая цена – как минимум $799, что не позволяет конкурировать с iPad. Первым потребительским планшетом HP станет PalmPad на базе WebOS и процессора ARM.
Между тем главный исполнительный директор Acer Джанфранко Лянчи пообещал, что его компания в скором времени выведет на рынок ряд моделей планшетных ПК стоимостью от $299 до $699. Все эти устройства будут представлены в Нью-Йорке на неком специальном мероприятии, которое состоится 23 ноября. Несмотря на то, что презентация состоится в США, запуск новинок в продажу будет носить глобальный характер.
Лянчи не озвучил какой-либо технической информации о планшетах – он даже не сказал, под управлением какой операционной системы они будут работать. Впрочем, еще раньше сообщалось, что планшеты Acer будут работать под управлением Android.
Также достоверно известно, что отличаться разные модели будут прежде всего размерами экрана. Зато все анонсированные устройства будут поддерживать 3G – еще в мае глава Acer заявил, что «операторы связи являются очевидным каналом сбыта планшетных ПК».
По одной из версий, 23 ноября Acer представит публике три модели планшетов. Причем одну из них в мае уже представил Лянчи (это прототип 7- дюймового планшета с клавиатурой), а другие две будут иметь экраны диагональю 5 и 10 дюймов. Соответственно, в первом случае устройство от Acer будет сопоставимо с планшетом Dell Streak, а во втором – c Apple iPad, в котором стоит экран 9,7 дюйма.
В свою очередь, компания Asus вообще решила в 2011 году сделать направление планшетных ПК одним из ключевых для своего бизнеса. Так, недавно Asus переориентировала около 200 сотрудников своего мобильного подразделения на разработку планшетов. Кроме того, объявлено, что уже в I квартале 2011 года тайваньский производитель выпустит не менее пяти моделей таких устройств. Например, уже анонсированный планшет с дисплеем 12", процессором Intel и работающий под управлением Windows появится в продаже в январе. Ну а в марте мы увидим две модели с экраном 7" и две – с экраном 9".
Один из «семидюймовых» планшетов будет оснащаться только модулем Wi-Fi, а второй сможет также работать в сетях 3.5G. Оба этих устройства будут работать под управлением мобильной ОС от Google. В свою очередь, два 9" планшета будут отличаться и аппаратной, и программной платформами. Так, один из них получит чип Intel и ОС Windows, другой – Nvidia Tegra 2 и Android.
Компания ViewSonic опубликовала собственную оценку рынка планшетных ПК. Ее эксперты отталкивались от показателей Apple: «яблочная компания», по мнению специалистов ViewSonic, в 2011 году продаст около 45 млн планшетов iPad, заняв тем самым порядка 50% всего рынка. Из 50% оставшейся части рынка планшетников ViewSonic рассчитывает занять около 10%, то есть примерно 2 млн устройств.
По словам представителей ViewSonic, главное преимущество компании состоит в том, что она в рамках разработки и выпуска планшетов никак не привязана к другим своим продуктовым линиям – то есть может предлагать более низкие цены на подобные устройства. И не беспокоиться, что продажи планшетов повредят бизнесу компании на рынках смартфонов или нетбуков.
Кроме того, ViewSonic огласила свои планы на ближайшее будущее. Как выяснилось, сейчас ведется разработка еще двух моделей в дополнение к ViewPad 7. Это, во-первых, 10-дюймовый планшетник на базе процессора Atom N450 от Intel. Он будет оснащаться двумя операционными системами – Windows 7 Home Premium и Android 1.6. Вторая модель – 5-дюймовый мини-планшет, более походящий на смартфон. Кроме того, в конце I квартала 2011 года во ViewSonic планируют выпустить 9,7-дюймовый планшетник на базе NVIDIA Tegra 2 под управлением Android 3.0.
Как полагают отраслевые аналитики, в 2011 году корпорация HP и купленная ею недавно компания Palm могут резко нарастить свое присутствие на рынке мобильных устройств – причем не только планшетов. Недавно появилась информация, что Palm возобновила заказы на производство телефонов – так, контрактный производитель Foxconn в следующем году произведет 4-5 моделей на платформе webOS. Еще одну модель будет производить на своих заводах компания Compal.
В частности, Foxconn будет производить планшет PalmPad; также ходят слухи о новой модели Pixi, выпускаемой одновременно с Pre 2. Кроме них знаковым продуктом должен стать первый полностью сенсорный телефон Palm Roadrunner HD – он увидит свет в начале следующего года.
А вот компания UI Centric прекратила работы над планшетом под управлением Windows 7 с собственным интерфейсом Macallan. Напомню, что компания специально для своего планшета разработала интерфейс в виде книги, позволяющий пользователям работать с устройством, как с книгой, переворачивая страницы. Этот интерфейс также должен был поддерживать технологии Adobe Flash и Microsoft Silverlight. Причины отказа от столь интересной разработки в UI Centric пока не объясняют.
Звучит невероятно, но китайцы обвинили американцев в интеллектуальном пиратстве! Китайский производитель компьютерных дисплеев, компания Proview Technology, обвинила американскую Apple в незаконном использовании торговой марки iPad. По словам представителей Proview, эксклюзивные права на бренд iPad принадлежат компании еще с 2000 года. А в период с 2000 по 2003 годы китайская компания зарегистрировала марку I-Pad в ЕС, Китае, Мексике, Южной Корее, Сингапуре, Индонезии, Тайланде и Вьетнаме.
Пока не совсем понятно, почему китайцы вспомнили об этом только теперь и как подобное могли проглядеть юристы Apple. Между тем, решительно настроенный председатель совета директоров Proview Technology Ян Жуншань уже заявил: «Мы намерены подать в суд на Apple и потребовать от компании компенсации за все убытки, понесенные нами в Китае и США».
Впрочем, по другой информации, китайцы готовы уступить компании Стива Джобса права на бренд iPad за скромные $800 млн. Но если руководство Apple откажется от предложенной сделки, Proview угрожает обратиться к властям Китая с требованием запретить продажу продукции Apple в стране. Шантаж – он и в Китае шантаж.
Напоследок – еще небольшой анализ по продукции «яблочной компании». Планшет iPad на данный момент уже получил признание среди частных пользователей и постепенно начинает проникать в корпоративный сегмент. Доказательство данной тенденции – недавний отчет аналитиков компании Forrester Research.
«Разработки новых планшетов появляются практически каждый день. Cisco Cius, Dell Streak, Samsung Galaxy Tab, RIM PlayBook, HP Slate – неполный список планшетов, анонсированных на сегодняшний день. Все эти «посткомпьютерные» устройства найдут место в корпоративной среде, но какова будет их роль?», – пишет аналитик Forrester Тед Шадлер. Он также отметил, что в ходе опроса 200 бизнес-заказчиков были выявлены достаточно широкие возможности применения iPad в корпоративной среде.
Как выяснилось, прежде всего iPad с успехом смог бы заменить ноутбуки в переговорных комнатах во время проведения презентаций. Устройство, подобное iPad, также оказалось бы эффективно в строительной отрасли, например, для работы с чертежами, которые до сих пор часто создаются на бумажных носителях. В некоторых направлениях профессиональной деятельности особую привлекательность планшета создают его коммуникационные возможности, отметил Тед Шадлер. Например, используя планшет, врач в любой момент может получить доступ к базе данных пациентов, а продавец – оперативный доступ к данным склада при работе с заказами.
Несмотря на широкий охват областей применения iPad, аналитики Forrester Research все же советуют руководителям компаний внимательно оценить возможности планшета перед тем, как начать применять его в работе.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2010 год в рубрике mobile