BlackBerry: история знаменитого бизнес-смартфона
Канадская компания Research In Motion (RIM) славится тем, что ее смартфоны BlackBerry во многих странах смогли стать практически обязательным атрибутом крупного бизнесмена. У нас эти аппараты пока встречаются редко, но они крайне популярны как в Северной Америке (где у RIM примерно 56% рынка смартфонов), так и по всему деловому миру – от Европы до Ближнего Востока (BlackBerry – любимая игрушка многих нефтяных шейхов). И это не случайно: смартфоны BlackBerry действительно технологически сильно выделяются на фоне собртьев.
Смартфоны раздора
Особенность смартфонов от RIM в том, что их пользователям компания предлагает две характерные услуги: push-email (моментальное получение почты на телефон) и систему упаковки и шифрования данных. Ее задача – не давать перехватывать корпоративную информацию, будь то голос, почта или SMS. Шифруется сигнал, переданный как на телефоны BlackBerry, так и на аппараты других производителей. А все данные хранятся на серверах RIM в Канаде.
Внимание всего мира оказалось сконцентрировано на смартфонах BlackBerry в середине нынешнего года. Все началось с того, что спецслужбы одной арабской страны обнаружили, что не могут перехватывать данные пользователей BlackBerry. И заявили о блокировании таких неголосовых услуг BlackBerry, как e-mail и мгновенный обмен сообщениями. Соответствующее решение объяснялось «угрозой для национальной безопасности» со стороны сервисов канадской компании.
После этого снежную лавину было уже не остановить. За одну только неделю у RIM возникли проблемы с властями Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Кувейта, Ливана, Бахрейна, Алжира и Индонезии. А затем переполошилась и Европа – Еврокомиссия предписала всем своим 32 тыс. сотрудникам прекратить пользоваться коммуникаторами BlackBerry и перейти на смартфоны iPhone и HTC Wildfire.
Попытались запретить BlackBerry и в Индии – весьма крупном рынке для канадской компании (более 700.000 пользователей). Причиной стал тот факт, что нападение террористов на Мумбай в ноябре 2008 года координировалось с помощью спутниковых и сотовых телефонов, а также коммуникаторов BlackBerry, и это обстоятельство не в последнюю очередь способствует кардинальному пересмотру концепции безопасности систем связи страны. Все последующие месяцы RIM была вынуждена отбиваться от нападок спецслужб самых разных стран мира. Всем им одинаково не нравилось одно – то, что BlackBerry умеет шифровать передаваемые данные и хранит их на серверах в Канаде, не доступных спецслужбам. Во многих странах речь шла даже о запрете BlackBerry и сопутствующих сервисов. Впрочем, на продажи смартфонов эта череда скандалов не повлияла. Более того, сейчас RIM готовит к выпуску планшетный ПК все под тем же брендом – BlackBerry.
Коммуникатор для e-mail
Сегодня невозможно представить себе рабочий день без электронной почты. За сутки в электронные ящики приходят десятки писем, и на многие из них необходимо безотлагательно ответить независимо от того, где человек находится. При этом электронная почта давно стала одним из основных бизнес- инструментов. В корпоративном секторе США правила хорошего тона даже подразумевают сроки ответа на e-mail – всего 1-2 минуты. За это время пользователь должен прочитать письмо, при необходимости просмотреть его вложения и ответить. В случае ПК все достаточно просто: современные почтовые клиенты имеют обширный функционал, могут создавать и пересылать события календаря, синхронизировать календарь и адресную книгу с корпоративным сервером, просматривать любые типы вложений и получать почту в реальном времени, без периодических проверок.
Сложнее обстоит дело с мобильными устройствами. Все современные коммуникаторы, конечно, поддерживают работу с электронными письмами. Однако проблемы у пользователей возникают достаточно часто. Один из самых важных недостатков большинства коммуникаторов – отсутствие возможности получать почту сразу, как только она приходит в ящик, подобно SMS-сообщению. Технология Push E-mail не поддерживается большинством серверов, поэтому телефон приходится настраивать для периодических проверок почты, что не вполне удобно. Кроме того, на многих коммуникаторах сложно оперативно просмотреть вложения. А для ответа на письмо это требуется очень часто.
Отдельно стоит отметить проблему безопасности рабочей переписки. Если почта содержит конфиденциальные сведения, пользователь должен быть уверен в том, что корреспонденция не попадет в чужие руки.
Именно по всем перечисленным причинам на сегодняшний день самыми популярными в мире коммуникаторами, оптимизированными для оперативного обмена деловыми сообщениями, являются BlackBerry.
Research in Motion
Торговая марка BlackBerry принадлежит канадской компании RIM, которая специализируется на выпуске беспроводных мобильных устройств с 1997 года. С этого времени название BlackBerry приобрело весьма широкую известность. Его появлением канадская компания обязана профессионалам по брендингу из Lexicon Branding, давших имя процессору Pentium и ноутбуку Apple PowerBook. Один из экспертов Lexicon Branding сравнил клавиши устройства с семечками в клубнике. Лингвист компании, однако, заявил, что straw – не вполне удобный для произношения слог. Поэтому было предложено название BlackBerry («ежевика»). Форм-фактор клавиатурного моноблока (большинство моделей BlackBerry выполнены именно в нем) также является разработкой компании RIM.
Компания Research in Motion была основана в 1984 году Майком Лазаридисом, студентом Университета Ватерлоо. Вначале компания ориентировалась на инженерные задачи. С 1988 года она начинает работать главным образом над беспроводной передачей данных. Тогда компания RIM сотрудничала с компаниями Ericsson и RAM Mobile Data, чтобы использовать технологию беспроводной передачи данных в существующих в то время пейджинговых сетях. Заметным устройством стал Inter@ctive pager 950, конкурировавший с продукцией компании Motorola, лидера отрасли.
В 1997 году было представлено первое потребительское устройство под торговой маркой BlackBerry. Тогда это устройство выглядело как пейджер с большим экраном; основная функция – мгновенное корпоративное общение. А в 2002 году был выпущен первый смартфон BlackBerry, который поддерживал все функции мобильного телефона, текстовый ввод, web-серфинг, push e-mail и другие беспроводные сервисы.
В августе 2009 года журнал Fortune назвал RIM самой быстрорастущей компанией в мире с ростом дохода на 84% за три года несмотря на глобальную рецессию. За десять лет компания продала 50 млн смартфонов, что сделало BlackBerry вторым по популярности смартфоном в мире.
В июне нынешнего года компания RIM отчиталась о продаже 100-миллионного смартфона BlackBerry. В США смартфоны BlackBerry являются лидерами рынка, а всего BlackBerry продаются в 175 странах мира.
Не так давно RIM, создатель сверхпопулярного фактора клавиатурного моноблока, представила и собственный тачфон. Почему так произошло, вполне понятно. Это попытка отобрать часть рынка у Apple и ее iPhone, который, несмотря на чисто потребительскую направленность, пользуется в Америке большой популярностью в корпоративном секторе. Тем не менее, за пределами США сенсорные BlackBerry представляют собой высококлассное, но при этом нишевое решение. К тому же сенсорные BlackBerry по удобству набора текста уступают своим клавиатурным собратьям.
Преимущества защиты
Коммуникаторы BlackBerry оснащены технологией шифрования данных с применением алгоритмов 3DES (128) и AES (256). В устройствах с версией BlackBerryOS 4.2 и выше по умолчанию используется AES (256). Алгоритм шифрования AES (Advanced Encryption Standard) считается одним из самых криптостойких и принят в качестве стандарта правительством США. BlackBerry использует несколько ключей шифрования для защиты различных типов данных.
Master Key (симметричный) – основной ключ шифрования, применяемый для взаимодействия устройства с сервером, регенерируется каждые 30 дней. Message Key (симметричный) – ключ, используемый для шифрования передаваемых сообщений почты и мгновенных сообщений, регенерируется через каждые 2 Кб переданных данных. Таким образом, на почтовое сообщение размером 10 Кб будет сгенерировано пять ключей. Content Protection Key (асимметричный) применяется для шифрования информации в защищенном хранилище (почтовые сообщения, файлы пользователя, данные календаря задач и т. д.). Grand Master Key (симметричный) используется для защиты хранилища ключей шифрования и сертификатов. Кроме того, в случае потери коммуникатора с помощью оператора связи можно удалить все данные с устройства.
Все для бизнесмена
О бизнес-ориентированности коммуникаторов BlackBerry говорит многое – например то, что в них реализована возможность получения, сохранения, редактирования и отправки вложений в форматах: Word, Excel, PowerPoint, PDF, WordPerfect, ASCII text, HTML и ZIP, а также графических: JPG, BMP, GIF, PNG, TIFF.
Но главное – сам принцип действия почтовых сетей BlackBerry основан на том, что после регистрации коммуникатора в сети, имеющей покрытие BlackBerry, система регистрирует и затем распознает каждый отдельно взятый фирменный смартфон по индивидуальному идентификационному номеру (PIN). Уникальный номер, имеющийся у каждого прибора, позволяет осуществлять передачу сообщений по системе peer-to-peer. Такие сообщения поступают с прибора-отправителя на прибор-получатель мгновенно и, кроме того, система проставляет отчет о доставке такого рода сообщений. Кроме того, прибор автоматически выделяет заголовок PIN-сообщений красным цветом. Приложение BlackBerry Messenger также использует технологию peer-to- peer, но алгоритм работы приложения напоминает алгоритм работы известных интернет-мессенджеров типа ICQ или AOL. Посредниками между отправителем и получателем являются центр сетевых операций RIM, где установлены серверы, и мобильный оператор.
Еще одно серьезное отличие моделей BlackBerry от прочих смартфонов – возможность мгновенной синхронизации с корпоративным почтовым сервером. Почта на телефон приходит непосредственно в момент ее получения в почтовый ящик. Технология называется Push E-mail. Ее работа обеспечивается специальным сервером BES (BlackBerry Enterprice Server), функционирующим в корпоративной сети предприятия наряду с сервером Microsoft Exchange или Lotus Domino. BES отслеживает появление новых сообщений и направляет их копии на коммуникатор BlackBerry через главный сервер RIM и оператора сотовой связи. При этом синхронизируется не только корпоративная почта. Любые изменения, вносимые в список контактов или календарь с рабочего компьютера, практически сразу происходят и на коммуникаторе. Аналогично любые изменения, сделанные на BlackBerry, будут сразу же синхронизированы с сервером.
Также реализованные в BlackBerry технологии позволяют его пользователям заметно экономить трафик – это происходит за счет компрессии трафика при передаче данных. Конечно, чаще всего обладатели BlackBerry изначально подписываются на тарифный план с неограниченным объемом трафика. Однако в роуминге компрессия трафика дает возможность избежать больших счетов за передачу данных.
Фактически, на сегодняшний день коммуникаторы BlackBerry остаются уникальным решением. Платформа BlackBerry является единственным средством организации оперативного беспроводного обмена данными с клиентскими устройствами с жесткими требованиями к шифрованию. Основная целевая аудитория BlackBerry – компании, для которых важна быстрая работа с деловой почтой с обеспечением высокого уровня информационной безопасности. И тут конкурентов у BlackBerry немного. В качестве альтернативы можно рассматривать, например, клавиатурные моноблоки Nokia. Но аналогичные решения, способные синхронизироваться с Microsoft Exchange, часто не защищены от хищения данных в случае потери или кражи телефона, а также не используют технологий компрессии почтового трафика. Также стоит упомянуть круглосуточную техническую поддержку (в том числе на русском языке) для корпоративных клиентов BlackBerry.
Белорусский рынок
В Беларуси смартфон BlackBerry может купить (точнее, заказать) любой абонент сотовой связи. Вот только фирменных сервисов он не получит – белорусские операторы мобильной связи не сотрудничают с компанией RIM. Да и сами аппараты не имеют специальной сертификации для работы с конфиденциальными данными. Так что белорусский покупатель BlackBerry получит просто хороший смартфон – и не более того.
В белорусских интернет-магазинах модель BlackBerry Bold 9700 стоит $650, BlackBerry Storm 9530 – $460, BlackBerry Pearl 8110 – $190, BlackBerry Bold 9000 – $450, BlackBerry Curve 8520 – $350, BlackBerry Torch 9800 – $1050, BlackBerry Storm 2 9520 – $620.
P.S. Интересный момент. Президент США Барак Обама в ходе своей предвыборной кампании в 2007-2008 годах постоянно пользовался BlackBerry, и коммуникатор стал неотъемлемой частью образа политика. В американских СМИ обсуждалось то обстоятельство, что после вступления в должность Обаме придется отказаться от любимого гаджета – по закону, президенту США не разрешается иметь личную корреспонденцию и средства связи. Но позже ему все-таки удалось оставить себе свой BlackBerry, была найдена поправка в конституции – ее суть в том, что при судебных разбирательствах над главой страны личная переписка не может быть использована. Таким образом, у президента США осталось право пользоваться личной электронной почтой и своим BlackBerry.
Денис Лавникевич
Смартфоны раздора
Особенность смартфонов от RIM в том, что их пользователям компания предлагает две характерные услуги: push-email (моментальное получение почты на телефон) и систему упаковки и шифрования данных. Ее задача – не давать перехватывать корпоративную информацию, будь то голос, почта или SMS. Шифруется сигнал, переданный как на телефоны BlackBerry, так и на аппараты других производителей. А все данные хранятся на серверах RIM в Канаде.
Внимание всего мира оказалось сконцентрировано на смартфонах BlackBerry в середине нынешнего года. Все началось с того, что спецслужбы одной арабской страны обнаружили, что не могут перехватывать данные пользователей BlackBerry. И заявили о блокировании таких неголосовых услуг BlackBerry, как e-mail и мгновенный обмен сообщениями. Соответствующее решение объяснялось «угрозой для национальной безопасности» со стороны сервисов канадской компании.
После этого снежную лавину было уже не остановить. За одну только неделю у RIM возникли проблемы с властями Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, Кувейта, Ливана, Бахрейна, Алжира и Индонезии. А затем переполошилась и Европа – Еврокомиссия предписала всем своим 32 тыс. сотрудникам прекратить пользоваться коммуникаторами BlackBerry и перейти на смартфоны iPhone и HTC Wildfire.
Попытались запретить BlackBerry и в Индии – весьма крупном рынке для канадской компании (более 700.000 пользователей). Причиной стал тот факт, что нападение террористов на Мумбай в ноябре 2008 года координировалось с помощью спутниковых и сотовых телефонов, а также коммуникаторов BlackBerry, и это обстоятельство не в последнюю очередь способствует кардинальному пересмотру концепции безопасности систем связи страны. Все последующие месяцы RIM была вынуждена отбиваться от нападок спецслужб самых разных стран мира. Всем им одинаково не нравилось одно – то, что BlackBerry умеет шифровать передаваемые данные и хранит их на серверах в Канаде, не доступных спецслужбам. Во многих странах речь шла даже о запрете BlackBerry и сопутствующих сервисов. Впрочем, на продажи смартфонов эта череда скандалов не повлияла. Более того, сейчас RIM готовит к выпуску планшетный ПК все под тем же брендом – BlackBerry.
Коммуникатор для e-mail
Сегодня невозможно представить себе рабочий день без электронной почты. За сутки в электронные ящики приходят десятки писем, и на многие из них необходимо безотлагательно ответить независимо от того, где человек находится. При этом электронная почта давно стала одним из основных бизнес- инструментов. В корпоративном секторе США правила хорошего тона даже подразумевают сроки ответа на e-mail – всего 1-2 минуты. За это время пользователь должен прочитать письмо, при необходимости просмотреть его вложения и ответить. В случае ПК все достаточно просто: современные почтовые клиенты имеют обширный функционал, могут создавать и пересылать события календаря, синхронизировать календарь и адресную книгу с корпоративным сервером, просматривать любые типы вложений и получать почту в реальном времени, без периодических проверок.
Сложнее обстоит дело с мобильными устройствами. Все современные коммуникаторы, конечно, поддерживают работу с электронными письмами. Однако проблемы у пользователей возникают достаточно часто. Один из самых важных недостатков большинства коммуникаторов – отсутствие возможности получать почту сразу, как только она приходит в ящик, подобно SMS-сообщению. Технология Push E-mail не поддерживается большинством серверов, поэтому телефон приходится настраивать для периодических проверок почты, что не вполне удобно. Кроме того, на многих коммуникаторах сложно оперативно просмотреть вложения. А для ответа на письмо это требуется очень часто.
Отдельно стоит отметить проблему безопасности рабочей переписки. Если почта содержит конфиденциальные сведения, пользователь должен быть уверен в том, что корреспонденция не попадет в чужие руки.
Именно по всем перечисленным причинам на сегодняшний день самыми популярными в мире коммуникаторами, оптимизированными для оперативного обмена деловыми сообщениями, являются BlackBerry.
Research in Motion
Торговая марка BlackBerry принадлежит канадской компании RIM, которая специализируется на выпуске беспроводных мобильных устройств с 1997 года. С этого времени название BlackBerry приобрело весьма широкую известность. Его появлением канадская компания обязана профессионалам по брендингу из Lexicon Branding, давших имя процессору Pentium и ноутбуку Apple PowerBook. Один из экспертов Lexicon Branding сравнил клавиши устройства с семечками в клубнике. Лингвист компании, однако, заявил, что straw – не вполне удобный для произношения слог. Поэтому было предложено название BlackBerry («ежевика»). Форм-фактор клавиатурного моноблока (большинство моделей BlackBerry выполнены именно в нем) также является разработкой компании RIM.
Компания Research in Motion была основана в 1984 году Майком Лазаридисом, студентом Университета Ватерлоо. Вначале компания ориентировалась на инженерные задачи. С 1988 года она начинает работать главным образом над беспроводной передачей данных. Тогда компания RIM сотрудничала с компаниями Ericsson и RAM Mobile Data, чтобы использовать технологию беспроводной передачи данных в существующих в то время пейджинговых сетях. Заметным устройством стал Inter@ctive pager 950, конкурировавший с продукцией компании Motorola, лидера отрасли.
В 1997 году было представлено первое потребительское устройство под торговой маркой BlackBerry. Тогда это устройство выглядело как пейджер с большим экраном; основная функция – мгновенное корпоративное общение. А в 2002 году был выпущен первый смартфон BlackBerry, который поддерживал все функции мобильного телефона, текстовый ввод, web-серфинг, push e-mail и другие беспроводные сервисы.
В августе 2009 года журнал Fortune назвал RIM самой быстрорастущей компанией в мире с ростом дохода на 84% за три года несмотря на глобальную рецессию. За десять лет компания продала 50 млн смартфонов, что сделало BlackBerry вторым по популярности смартфоном в мире.
В июне нынешнего года компания RIM отчиталась о продаже 100-миллионного смартфона BlackBerry. В США смартфоны BlackBerry являются лидерами рынка, а всего BlackBerry продаются в 175 странах мира.
Не так давно RIM, создатель сверхпопулярного фактора клавиатурного моноблока, представила и собственный тачфон. Почему так произошло, вполне понятно. Это попытка отобрать часть рынка у Apple и ее iPhone, который, несмотря на чисто потребительскую направленность, пользуется в Америке большой популярностью в корпоративном секторе. Тем не менее, за пределами США сенсорные BlackBerry представляют собой высококлассное, но при этом нишевое решение. К тому же сенсорные BlackBerry по удобству набора текста уступают своим клавиатурным собратьям.
Преимущества защиты
Коммуникаторы BlackBerry оснащены технологией шифрования данных с применением алгоритмов 3DES (128) и AES (256). В устройствах с версией BlackBerryOS 4.2 и выше по умолчанию используется AES (256). Алгоритм шифрования AES (Advanced Encryption Standard) считается одним из самых криптостойких и принят в качестве стандарта правительством США. BlackBerry использует несколько ключей шифрования для защиты различных типов данных.
Master Key (симметричный) – основной ключ шифрования, применяемый для взаимодействия устройства с сервером, регенерируется каждые 30 дней. Message Key (симметричный) – ключ, используемый для шифрования передаваемых сообщений почты и мгновенных сообщений, регенерируется через каждые 2 Кб переданных данных. Таким образом, на почтовое сообщение размером 10 Кб будет сгенерировано пять ключей. Content Protection Key (асимметричный) применяется для шифрования информации в защищенном хранилище (почтовые сообщения, файлы пользователя, данные календаря задач и т. д.). Grand Master Key (симметричный) используется для защиты хранилища ключей шифрования и сертификатов. Кроме того, в случае потери коммуникатора с помощью оператора связи можно удалить все данные с устройства.
Все для бизнесмена
О бизнес-ориентированности коммуникаторов BlackBerry говорит многое – например то, что в них реализована возможность получения, сохранения, редактирования и отправки вложений в форматах: Word, Excel, PowerPoint, PDF, WordPerfect, ASCII text, HTML и ZIP, а также графических: JPG, BMP, GIF, PNG, TIFF.
Но главное – сам принцип действия почтовых сетей BlackBerry основан на том, что после регистрации коммуникатора в сети, имеющей покрытие BlackBerry, система регистрирует и затем распознает каждый отдельно взятый фирменный смартфон по индивидуальному идентификационному номеру (PIN). Уникальный номер, имеющийся у каждого прибора, позволяет осуществлять передачу сообщений по системе peer-to-peer. Такие сообщения поступают с прибора-отправителя на прибор-получатель мгновенно и, кроме того, система проставляет отчет о доставке такого рода сообщений. Кроме того, прибор автоматически выделяет заголовок PIN-сообщений красным цветом. Приложение BlackBerry Messenger также использует технологию peer-to- peer, но алгоритм работы приложения напоминает алгоритм работы известных интернет-мессенджеров типа ICQ или AOL. Посредниками между отправителем и получателем являются центр сетевых операций RIM, где установлены серверы, и мобильный оператор.
Еще одно серьезное отличие моделей BlackBerry от прочих смартфонов – возможность мгновенной синхронизации с корпоративным почтовым сервером. Почта на телефон приходит непосредственно в момент ее получения в почтовый ящик. Технология называется Push E-mail. Ее работа обеспечивается специальным сервером BES (BlackBerry Enterprice Server), функционирующим в корпоративной сети предприятия наряду с сервером Microsoft Exchange или Lotus Domino. BES отслеживает появление новых сообщений и направляет их копии на коммуникатор BlackBerry через главный сервер RIM и оператора сотовой связи. При этом синхронизируется не только корпоративная почта. Любые изменения, вносимые в список контактов или календарь с рабочего компьютера, практически сразу происходят и на коммуникаторе. Аналогично любые изменения, сделанные на BlackBerry, будут сразу же синхронизированы с сервером.
Также реализованные в BlackBerry технологии позволяют его пользователям заметно экономить трафик – это происходит за счет компрессии трафика при передаче данных. Конечно, чаще всего обладатели BlackBerry изначально подписываются на тарифный план с неограниченным объемом трафика. Однако в роуминге компрессия трафика дает возможность избежать больших счетов за передачу данных.
Фактически, на сегодняшний день коммуникаторы BlackBerry остаются уникальным решением. Платформа BlackBerry является единственным средством организации оперативного беспроводного обмена данными с клиентскими устройствами с жесткими требованиями к шифрованию. Основная целевая аудитория BlackBerry – компании, для которых важна быстрая работа с деловой почтой с обеспечением высокого уровня информационной безопасности. И тут конкурентов у BlackBerry немного. В качестве альтернативы можно рассматривать, например, клавиатурные моноблоки Nokia. Но аналогичные решения, способные синхронизироваться с Microsoft Exchange, часто не защищены от хищения данных в случае потери или кражи телефона, а также не используют технологий компрессии почтового трафика. Также стоит упомянуть круглосуточную техническую поддержку (в том числе на русском языке) для корпоративных клиентов BlackBerry.
Белорусский рынок
В Беларуси смартфон BlackBerry может купить (точнее, заказать) любой абонент сотовой связи. Вот только фирменных сервисов он не получит – белорусские операторы мобильной связи не сотрудничают с компанией RIM. Да и сами аппараты не имеют специальной сертификации для работы с конфиденциальными данными. Так что белорусский покупатель BlackBerry получит просто хороший смартфон – и не более того.
В белорусских интернет-магазинах модель BlackBerry Bold 9700 стоит $650, BlackBerry Storm 9530 – $460, BlackBerry Pearl 8110 – $190, BlackBerry Bold 9000 – $450, BlackBerry Curve 8520 – $350, BlackBerry Torch 9800 – $1050, BlackBerry Storm 2 9520 – $620.
P.S. Интересный момент. Президент США Барак Обама в ходе своей предвыборной кампании в 2007-2008 годах постоянно пользовался BlackBerry, и коммуникатор стал неотъемлемой частью образа политика. В американских СМИ обсуждалось то обстоятельство, что после вступления в должность Обаме придется отказаться от любимого гаджета – по закону, президенту США не разрешается иметь личную корреспонденцию и средства связи. Но позже ему все-таки удалось оставить себе свой BlackBerry, была найдена поправка в конституции – ее суть в том, что при судебных разбирательствах над главой страны личная переписка не может быть использована. Таким образом, у президента США осталось право пользоваться личной электронной почтой и своим BlackBerry.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2010 год в рубрике mobile