IT-бизнес: рынка хватает на всех

Компьютерные компании сейчас заняты двумя важными делами одновременно. Первое – предстоящее в ближайшее время начало сезона рождественских продаж. На него, по традиции, приходится весьма значительная доля прибылей IT-корпораций, ориентированных на потребительский сектор. Второе важное дело – составление планов на следующий год. Быстрый прогресс смартфонов, появление целого рыночного сегмента планшетных ПК, прогресс IP-телефонии и IPTV-решений – все это уже сейчас существенно повлияло на то, как будет выглядеть IT-индустрия в 2011 году.

Тенденции: ноутбуки в центре внимания

Крупнейшие производители ноутбуков закончили размещать заказы на производство на 2011 год, и их общий объем на данный момент превышает 200 млн штук, причем порядка 90% от этого объема пришлось на долю тайваньских производителей. Небольшая часть заказов досталась сингапурской компании Flextronics. При этом, к примеру, Samsung будет в 2011-м производить все свои ноутбуки на базе собственных мощностей, а Toshiba и Sony – как минимум часть моделей произведут самостоятельно.

Также аналитики отметили ряд интересных совпадений как со стороны вендоров, так и сторонних производителей. В частности, два ведущих игрока с обеих сторон в следующем году будут конкурировать еще более активно: HP поставит 50 млн ноутбуков, Acer около 46 миллионов, а, с другой стороны, производители Quanta Computer и Compal Electronics по 60 млн каждый. При этом с обеих сторон отрыв первых двух игроков от третьего места будет существенным.

В то же время опять же с обеих сторон разрыв между компаниями, идущими на четвертом, пятом и шестом местах, будет минимальным: Lenovo, Toshiba и Asustek отгрузят порядка 20-24 млн ноутбуков каждый, а производители Foxconn Electronics (Hon Hai Precision Industry), Inventec и Pegatron Technology – по 20 млн каждый.
Также индустриальные аналитики отметили, что игроки рынка ноутбуков сейчас начинают создавать небольшие группы: к примеру, HP сотрудничает с Quanta, Foxconn и Inventec для строительства новых заводов в Китае, при этом сокращая объемы заказов другим производителям. Компании Acer и Dell, в свою очередь, отправляют все больше заказов в Compal и Wistron, снижая объемы заказов, которые получают другие игроки.

Производители: все вертится вокруг чипов

Компания Mercury Research опубликовала отчет о распределении рыночных долей на рынке микропроцессоров в III квартале текущего года. Согласно данным отчета, лидирующим поставщиком стала корпорация Intel, которая хоть и показала по итогам III квартала хорошие финансовые результаты, потеряла часть рыночной доли, тогда как компания AMD ее, напротив, увеличила.

Аналитики говорят, что в III квартале увеличилась средняя цена продаваемого процессора, хотя общее количество проданных чипов было ниже ожиданий, даже несмотря на традиционный осенний рост продаж. В данных аналитиков говорится, что в III квартале общий объем рынка CPU в мире составил $9,5 млрд.

Доля корпорации Intel сократилась в III квартале до 80,9%, против 81,3% кварталом ранее. В то же время рыночная доля компании AMD возросла с 17,8% во II квартале до 18,3% в третьем. Доля компании VIA Technologies снизилась с 0,9% до 0,8%.

«AMD в III квартале незначительно увеличила свое присутствие на рынке процессоров, а вот Intel за тот же период примерно столько же потеряла. Свои коррективы в итоги III квартала также внес и слабый спрос на процессоры для ноутбуков и настольных ПК, однако от этого пострадала в большей степени Intel, нежели AMD», – говорится в отчете Mercury.

Газета Wall Street Journal сообщила о том, что Intel согласилась выпускать процессоры для компании-стартапа Achronix Semiconductor. В статье говорится, что корпорация Intel впервые в своей истории предоставила полный доступ к своим продвинутым производственным мощностям стороннему производителю, который никак не аффилирован c самой Intel. Achronix будет производить чипы, запрограммированные на работу с различными специализированными задачами, такими как работа в промышленности или аэрокосмической отрасли.

Пресс-секретарь Intel Билл Киркос сказал в интервью WSJ, что потребности Achronix загрузят производственные мощности Intel примерно на 1%. Он также отметил, что Intel открыта для диалога с другими производителями специализированных микрочипов и интегральных схем.

Компания ARM Holdings обнародовала финансовые итоги своей работы в III квартале 2010 года – общий объем прибыли вырос до отметки в $23,5 млн, хотя в III квартале 2009 года этот показатель остановился на отметке в $11 млн.

Что же касается выручки, то если в III квартале 2009 года она составляла лишь $119 млн, то по итогам III квартала 2010 года выросла до отметки в 158,1 млн долларов. По словам представителей ARM, в IV квартале компания ожидает дальнейшего роста финансовых показателей, так как все больше потребителей делает выбор в пользу устройств на базе ее технологий.

В частности, в рамках III квартала было отгружено порядка 900 млн процессоров ARM для мобильных устройств. Кроме того, компания подписала за эти три месяца четыре новых лицензионных соглашения на использование своих технологий. Плюс, отличную динамику показывает продукция ARM и в рамках других рынков – таких, как потребительская электроника и встраиваемые устройства. Около 600 млн процессоров было поставлено для использования в различной электронике, от игрушек до телевизоров.

«Третий квартал оказался хорошим для нашей компании. Мы добились роста не только в тех сегментах, где являемся признанными лидерами – смартфоны и мобильные компьютеры, но и в других сегментах, включая телевизоры и микроконтроллеры. Наши партнеры начинают продвигать наши технологии в рамках совершенно новых рынков – таких как серверы и ноутбуки. Это создает для нас новые долгосрочные возможности», – отметили представители ARM.

Компания AMD распространила информацию о своем лидерстве на рынке графических решений для ноутбуков по итогам III квартала 2010 года. Поводом для радости стал отчет под заголовком «Динамика рынка графических решений за III квартал 2010 года», подготовленный аналитической компанией Mercury Research. Согласно данным отчета, компании AMD удалось сохранить лидирующие позиции на рынке дискретных графических решений в целом и увеличить принадлежащую ей долю в сегменте дискретной графики для ноутбуков.

С июля по сентябрь доля AMD увеличилась на 5,6% и теперь составляет 61,9%. По мнению компании, это является наглядной демонстрацией превосходства архитектуры с поддержкой DirectX 11, используемой во всех графических продуктах AMD для ноутбуков.

«AMD является несомненным лидером в области графических технологий DirectX 11 с более чем 25 миллионами поддерживающих DirectX 11 продуктов, проданными на сегодняшний день. Результаты Mercury Research свидетельствуют о нашей постоянной ориентированности на лидерство в области графических решений как для ноутбуков, так и для настольных ПК. С успешным запуском новых графических карт серии AMD Radeon HD 6800 компания AMD упрочила свои позиции на старте последнего квартала 2010 года», – сказал Мэтт Скиннер, корпоративный вице-президент и генеральный менеджер подразделения графики AMD.

Интернет-бизнес: реклама – наше все

В России грядет интернет-революция: до конца нынешнего года Интернет может стать вторым медиа по объему размещенной рекламы. В III квартале интернет-компании уже практически догнали операторов наружной рекламы и печатные СМИ.

В III квартале этого года интернет-компании заработали на рекламе 7,3 млрд руб. ($240 млн), следует из опубликованной оценки Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Расходы рекламодателей в Рунете в этом квартале немногим меньше, чем объемы размещения в наружной рекламе (8,1 млрд руб.) и печатных СМИ (7,8 млрд руб.), но темпы роста доходов от виртуальной рекламы выше. Если бюджеты на печатные СМИ в III квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2009 г. выросли только на 8,3%, а наружной рекламы – на 28,6%, то на Интернет – на 40,4%. Рекламная выручка интернет-компаний все последние годы быстро увеличивается, и даже в кризис Рунет оставался единственным медиа, доходы которого не падали, а только росли. В прошлом году рекламодатели в России сократили общие бюджеты на четверть, а вот на интернет-рекламу – увеличили на 8% (19 млрд руб.). Кроме того, конец года для Рунета традиционно «урожайный» период: в это время рекламодатели тратят в Сети 35-40% годового бюджета. Таким образом, уже в IV квартале Интернет может стать вторым медиа в России по объемам размещения, а по пессимистическому сценарию Интернет обгонит наружную рекламу и печатные СМИ во II квартале 2011-го.

Бурный рост интернет-рекламы происходит прежде всего за счет роста числа интернет-пользователей, объясняет представитель «Яндекса» Очир Манджиков. Российская аудитория Интернета выросла с июля 2009-го по июль 2010-го, по подсчетам Comscore, на 31% и составила 43,3 млн пользователей. «Яндекс», крупнейший портал Рунета, в сентябре этого года обогнал по ежедневной аудитории телеканалы СТС и РЕН ТВ, а также радиостанцию «Европа плюс» (данные TNS по аудитории от 12 до 54 лет).

Кроме того, быстро увеличивается число самих рекламодателей: число только региональных компаний, которые размещают контекстную рекламу (объявления, тематически связанные с содержанием страницы или поисковым запросом), по данным «Яндекса», выросло с июня 2009-го по июнь нынешнего года на 80%. «С одной стороны, Интернет проникает в умы все большего числа людей, в том числе и тех, кто распределяет рекламные бюджеты, с другой – рынок интернет-рекламы в России контролируют несколько крупнейших игроков, которые «разгоняют» его совместными усилиями», – говорят отраслевые эксперты.

В бюджетах многих рекламодателей – сотовых операторов, автомобильных брендов – Интернет уже сейчас занимает второе место после телевидения, указывает гендиректор видеопортала RuTube Михаил Ильичев: «Интернет-медиа стали по-настоящему массовыми и помимо интерактивности дают и больше инструментов для решения конкретных маркетинговых задач».

Другое исследование показало, что в нынешнем году россияне потратят на покупки в Сети около 600 млрд рублей (примерно $20 млрд). Об этом говорится в совместном пресс-релизе Google и «Ситибанка». Для сравнения: в августе исследовательская компания China e-Business Research Center сообщила, что в Китае ежедневно (!) тратится на онлайн-покупки около $1,8 млрд. За первые шесть месяцев 2010 года жители Китая оставили в Сети $331 млрд, что на 60% больше аналогичного показателя 2009 года.

Сейчас средняя величина покупки россиянина в онлайне составляет 2500 рублей. Основная доля покупок в Интернете приходится на Москву и Санкт- Петербург. По итогам года больше всего россияне потратят в Сети на приобретение авиа- и железнодорожных билетов, а также на оплату услуг связи. К 2012 году объем российского рынка онлайн-покупок и электронных платежей превысит 800 миллиардов рублей, считают авторы исследования. Это произойдет за счет роста доходов жителей России, а также дальнейшего распространения Интернета и банковских карт в регионах.

Наиболее активно совершают транзакции в Интернете мужчины – почти в два раза чаще, чем женщины. Среднестатистический покупатель в Сети, по мнению Google и «Ситибанка», – молодой, холостой, образованный мужчина. Согласно данным Потребительского барометра Google, наиболее популярными категориями онлайн-покупок за последние 12 месяцев стали «путешествия, гаджеты, ритейл и сфера развлечений».

IT-инвестиции: Skype готовится потрясти рынок

Компания Skype ведет работу по подготовке к IPO, которое должно пройти в 2011 году. Агентство Reuters, ссылаясь на источники, близкие к компании, сообщает, что Skype планирует привлечь в рамках первичного предложения акций до $1 млрд. Цены на акции в компании пока не определены. Источники в компании говорят, что хотя инвесторы и ожидают, что IPO пройдет к концу будущего года, пока рыночные факторы и внутренние процессы в компании играют против размещения. Reuters отмечает, что люксембургская компания Skype заполнила регистрационную форму Form S-1 для американской Комиссии по ценным бумагам и биржам еще в августе этого года. В октябре Skype объявила о назначении Тони Бейтса на должность гендиректора компании. Ранее Бейтс был старшим вице-президентом Cisco Systems.

Источники в Skype говорят, что компания сейчас пытается преодолеть сложности, возникшие на этапе подготовки к IPO, однако в конечном итоге именно глава компании будет решать, когда выводить Skype на публичный рынок.

Инвестбанкиры говорят, что когда IPO произойдет, то компания сможет привлечь сумму в диапазоне $750 млн – 1 млрд. По неподтвержденным данным, в качестве ведущих книги заявок Skype рассматривает компании Goldman Sachs, JPMorgan, Morgan Stanley, BofA Merrill Lynch, Barclays Capital и Citigroup.

Мобильное: статистика и тенденции

По данным аналитической компании Canalys, в III квартале 2010 года мировые поставки смартфонов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 95% – до 80,9 млн штук. Самым популярным производителем «умных телефонов» по-прежнему остается Nokia, на долю которой в июле- сентябре пришлось 33% отгруженных устройств. Далее следуют Apple с показателем 17% и RIM (15%).

Что касается мобильных ОС, то эксперты в очередной раз отметили стремительные темпы роста Android. Поставки устройств под управлением этой ОС в III квартале составили 20 млн единиц, что на 1309% больше, чем год назад. В Canalys объясняют успехи мобильной платформы от Google поддержкой со стороны многих производителей, которые предлагают смартфоны в разных ценовых категориях.

Доля Symbian в сегменте мобильных ОС в июле-сентябре достигла 37%. Пока лишь 3% рынка приходится на платформу Microsoft, точнее, на устаревшую Windows Mobile. Впрочем, аналитики Canalys отмечают хороший спрос на Windows Phone 7, хотя и подчеркивают, что рынок таких смартфонов ограничен. Шведский производитель чехлов Krusell опубликовал очередной рейтинг популярности мобильных телефонов. Этот Топ-10 традиционно составляется на основе информации об объемах продаж чехлов в 50 странах мира. Полностью октябрьский рейтинг выглядит следующим образом (в скобках указаны позиции в сентябре):

1. (3) Apple iPhone 4
2. (2) Nokia 3720 Classic
3. (1) Samsung I9000 Galaxy S
4. (6) Nokia C5
5. (-) Nokia 2730 Classic
6. (-) Nokia 6303 Classic
7. (4) HTC HD2
8. (9) Nokia E52
9. (10) Nokia 6700 Classic
10. (5) HTC Desire

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2010 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета