Знакомьтесь — WaveLab 7!

Анализируя ситуацию 2010 года на рынке звукового ПО, мы не раз называли Adobe Audition 3 лучшей, но... с оговоркой: «неизвестно, что будет в седьмом WaveLab’е». В сентябре долгожданная новая версия выпущена (WaveLab 6 появился в конце 2007 года), и теперь имеет смысл проанализировать.

Помнится старое противостояние звуковых редакторов конца 90-х – начала 00-х, когда это действительно была война технологий. WaveLab первым позволил не только использовать сразу два популярных формата плагинов (DirectX и VST), но и создавать цепочки обработки из нескольких таких модулей. Хотя были очевидны проблемы с эргономикой интерфейса. К слову сказать, у продукции Steinberg всегда были проблемы с этим вопросом. Главный конкурент — Sound Forge — плелся позади технологически, но над данным продуктом хорошо поработали с точки зрения удобства пользования и быстроты освоения.

Таким образом сформировалось некоторое расслоение предпочтений между профессионалами различных специализаций. Если речь идет о профессиональном мастеринге, то здесь лидирует WaveLab, если о быстром и эффективном редактировании аудио — Sound Forge. И если раньше все было не таким заметным, то сейчас направления разрослись, и между ними прослеживается более четкая граница. Впрочем, об этом можно было догадаться и по рекламе всех последних версий WaveLab, в которой перво-наперво звучит фраза: «профессиональное приложение для мастеринга». С седьмой версией прозвучало чуть более смелое: «WaveLab 7 is one of the most powerful and versatile audio editing and processing applications on the market today». Оно и понятно, конкурировать нужно не только с Sound Forge, которая распространяется со стороны всеобъемлющего Sony, но и с третьей версией Audition со стороны не менее крупной акулы рынка — Adobe.

Что нового?

WaveLab 7 предназначен для работы со звуковыми файлами, имеющими технические характеристики до 24 бит/ 384 КГц, внутренняя обработка — на уровне 64 бит с плавающей запятой. Системные требования к установке: процессор 2 ГГц (лучше если dual core), 1 Гб RAM, 200 Мб на жестком диске, ключ USB-eLicenser.

Интерфейс изменен, как говорят сами разработчики, в лучшую сторону обеспечения эргономики. Теперь он уже не многооконный как раньше, а сделан на окнах-«липучках», какие мы можем увидеть во множестве программ, в том числе и Sound Forge.

В новой версии WaveLab само рабочее пространство может трансформироваться в четыре ключевых режима: Audio File, Audio Montage, Batch Processor и Podcast. Podcast — это отдельная функциональная часть программы, предназначенная для подготовки аудиоподкастов в режиме следования от A до Z. То есть в данном случае пользователю не нужно иметь каких-либо особых знаний, достаточно следовать тому, на что указывает модуль. Но если кто подумал, что слово «знаний» относится к аудиочасти, то, наверное, ошибся. При работе с модулем этих самых «знаний» должно не хватать в области интернет-технологий. Поэтому специально «для темных» интегрирован FTP-клиент, реализована поддержка RSS 2.0.

Также стоит отметить, что в новой версии значительно улучшена справка, в том числе и интегрированная в интерфейс.

Что касается внутреннего наполнения, то тут разработчики особенно постарались, наводнив программу новыми профессиональными плагинами стандарта VST3 (хорус, эквалайзер, фильтры и т.п. собственной разработки), вставили Restoration Suite (DeNoiser, DeBuzzer и DeClicker) от Sonnox Oxford (о линейке продукции от данной фирмы мы недавно писали), тайм-стретч/питч-шифт в виде новой DIRAC 2.2.

Что касается прожига дисков, то поддерживаются варианты создания CD и DVD-Audio, в том числе и с поддержкой (создание/чтение) профессионального стандарта DDP.

А в целом, стоит отметить, хотя это и не совсем новинка, в WaveLab реализована самая что ни на есть профессиональная многозадачность. Например, вы запускаете одну копию программы и устанавливаете на длительные расчеты пакетную обработку множества файлов, а во второй копии спокойно работаете.

Модуль AudioMontage медленно, но верно модифицируется, и сейчас в нем можно даже открывать файлы мультитрековых проектов, то есть производить сведение и т.п. Хотя лично я не очень понимаю, зачем из хорошего мультитрека переносить проект в AudioMontage.

С другой стороны, в этот модуль добавлены различные варианты переходов/совмещений (crossfades), а также, что немаловажно, реализована поддержка полноценной работы с файлами 5.1.

В седьмой версии продукта можно производить запись через цепочку плагинов, загруженных в мастер-секцию, что очень удобно. Также в ней добавлена возможность компенсации мощности при включении bypass-режима. Это очень удобно для варианта, когда вы хотите более точно сверить обработанный и необработанный сигналы. Ведь, как известно, довольно много ошибок получаются из-за недостоверной оценки в силу различных ощущений громкости — плюс для WaveLab.

Две версии

Для того чтобы никого не путать, 7-й WaveLab было решено выпустить в двух вариантах версий: WaveLab 7 (599 евро) и WaveLab 7 Elements (99 евро). Вторая в списке, как вы понимаете, сильно урезана. Причем даже если там и предусмотрены возможности от старшего брата, они в большинстве своем лимитированы.

Скачивание trial-версии возможно с большими затруднениями в силу регистрации на MyStenberg, общения с местным дилером компании и т.п. В общем, по продажам Steinberg ведет себя не совсем понятно, и почему для скачивания trial-версии нужно еще проходить испытания — тоже загадка. Фактически у всех конкурентов — заполняешь небольшую анкету и можешь скачивать. Честно сказать, автор этих строк не испытывает такой особенной любви к Steinberg, чтобы еще где-то регистрироваться. Для меня это старый бренд-динозавр.

Подытожим

В общем, как вы поняли из нескольких предыдущих предложений, оценка со стороны вашего покорного слуги будет совсем не жизнерадостной, но... только для немецко-японских разработчиков. Лучшей профессиональной звуковой программой 2010 года остается Adobe Audition 3, а учитывая ценовую политику Steinberg, при которой WaveLab стоит чуть ли не в два раза дороже Audition, при этом дающий равноценные возможности в области редактирования, так тут и вовсе непонятно.

Зачем так сильно держаться за старое имя? Почему бы не изобрести что-нибудь новое? Это во-первых.

Во-вторых, если я захочу купить плагины от Sonnox Oxford, то я это могу сделать отдельно. Зачем навязывать эти недешевые модули в основном комплекте поставки?

В-третьих, с пятой версии постоянно непонятна прелесть такого изобретения, как AudioMontage. Зачем оно, для чего? Как аудио-мультитрек там все очень коряво и неудобно.

В общем, если бы не хорошая репутация фирмы в конце 90-х – начала 00-х, то я бы не поставил двойку как в школе, а просто бы не рекомендовал тратить деньги на эту программу. Есть лучше, динамичнее, а главное — дешевле и равноценно по возможностям.

Кристофер


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2010 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета