Создаем сайты в системе uCoz. Практика

Где и как можно быстро создать профессиональный сайт, получить хостинг и доменное имя, причем все это с минимумом финансовых и интеллектуальных затрат? Среди наиболее ярких сервисов в этой области можно выделить uCoz.

Для начального уровня достаточно выбрать себе понравившийся шаблон, вписать сове название и размещать материалы с помощью визуального редактора.
Более продвинутый вариант подразумевает уже замену иконки и изображения в шапке ресурса:).

А следующим уровнем идет переделка всего и вся под свои задачи, для чего нужно знать HTML/CSS и хорошо разбираться во внутренней начинке. Именно такому случаю мы и посвятим эту часть.

В КГ № 33 мы рассказали о базовых понятиях HTML и описали основные теги. Возвращаясь к этой теме, стоит указать еще на одну, часто вызывающую вопросы у новичков, сторону — escape-последовательности. Конечно:), прямо так они (новички) эти вопросы не задают, чаще звучит: «Как мне сделать множество пробелов?» и так далее. Escape-последовательности в нашем случае — это условные обозначения символов в виде специальной записи, начинающейся с символа амперсанда «&» и заканчивающиеся «;».

Приведем таблицу:


Также множество специфических символов можно копировать из Word (доступ к таблице с ними производится путем Вставка>>Символ).

Escape-последовательности используются довольно часто, как минимум для создания множества пробелов, а как самый веселый вариант — исправления ситуаций с символами «<» и «>», внутри которых в HTML помещаются теги. Но ведь иногда нужно описать математическую операцию, где есть больше и меньше, рассказать о языке программирования или разметки и так далее.

Также стоит отметить одну важную деталь. Сам HTML фактически не чувствителен к регистрам, то есть нет разницы, напишете вы <DIV>, <div> или <Div>, но это правило не распространяется на escape-последовательности, которые пишутся только строчными буквами.

<b>Программирование в рамках HTML в uCoz</b>

Мы уже не раз говорили о том, что в рамках uCoz используются системные коды, встретиться с которыми вы можете, открыв редактирование любой страницы в режиме HTML. По существу это внутренние переменные системы, заменяющие целые фрагменты кода. Обозначаются они с помощью префикса и суффикса в виде символа «$». Например, $YEAR$ — это текущий год, $MENU1$ — первое меню.

Стоит отметить, что все программирование в рамках HTML для uCoz выражается в использовании условных операторов, и то, действует это в рамках модулей системы, но на статических HTML-страницах работать не будет.

<b>Условные операторы if (в переводе — «если»)</b>

Мы будем ориентироваться в описании на людей неподготовленных. Конструкция выглядит так:

<?if(условие)?> событие 1
<?endif?>

Обратите внимание, что тег <?if()?> всегда должен завершаться <?endif?>.
Более сложный вариант конструкции, известный всем даже начинающим программистам:

<?if(условие)?> событие 1
<?else?> событие 2
<?endif?>

Введение дополнительного внутреннего оператора <?else?> (в переводе — «иначе») запускает событие 2, если условие <?if()?> не выполняется. Рассмотрим реальный пример, который вы можете увидеть при редактировании верхней части сайта в большинстве шаблонов. Давайте выделим какой- нибудь фрагмент, например, такой:

<?if($USERS_ON$)?>
<?if($USER_LOGGED_IN$)?>
<a href="$LOGOUT_LINK$">
Выход</a>
<?else?>
<a href="$LOGIN_LINK$">
Вход</a>
<?endif?><?endif?>

Переводим на русский язык. Если функция «Пользователи» включена (флаг-переменная $USERS_ON$), что делается в настройках самого сайта, переходим к выводу строки. Слово «флаг» указывает на то, что данная переменная является булевой, то есть имеет только два значения правда/ложь или для нашего случая — включен/отключен. В общем, если мы решили работать с зарегистрированными пользователями, то нужно решить задачу входа. Смотрим вторую строку кода.

При этом если пользователь вошел на сайт как зарегистрированный пользователь ($USER_LOGGED_IN$), а не гость, отображается слово «Выход» со ссылкой на фрагмент кода, осуществляющего выход из системы ($LOGOUT_LINK$). Иначе (<?else?>) мы увидим слово «Вход» с соответствующей ссылкой ($LOGIN_LINK$).

Обратите внимание на то, что в приведенном примере из реальной ситуации одно условие if является вложенным в другое. Таким образом можно делать целые каскады.
Основной список системных кодов с названиями ключевых переменных вы можете всегда увидеть в режиме редактирования в HTML внизу под самим окном редактирования.

<b>Математические операции</b>

Среди математических операций сравнения мы имеем стандартный набор: «<» (меньше), «>» (больше), «<=»(меньше или равно), «>=» (больше или равно), «=» (равно), «!=» (не равно).

Есть варианты и для математических вычислений, но в данном случае мы это описывать не станем, поскольку в рамках начального уровня работы с HTML это редко когда применимо. И, вообще, лучше смотреть на этот язык просто как на разметку страниц.

<b>Логические операции «и», «или», «не»</b>

В принципе, мы имеем упрощенную модель работы с уловными операторами и вообще программирования как такового.

Написав строку <?if($USERS_ON$)?>, мы условно подразумевали вариант стандартного условия «если пункт $USERS_ON$ является включенным». Добавив восклицательный знак перед именем переменной, а именно, <?if(!$USERS_ON$)?>, мы включаем условие «не», то есть эта строка будет читаться: «если $USERS_ON$ не включено».
В рамках условия if можно предусматривать сразу несколько параметров, взаимосвязанных по связям «и» либо «или». Которые обозначаются соответственно «&&» либо «||». Хотя предусмотрен и другой вариант написания — «and» и «or».

Давайте рассмотрим пример, взяв за основу переменную $HOUR$ (текущий час):

<?if($HOUR$>0&&$HOUR$<6)?>
Сейчас ночь
<?endif?>

<b>Где это можно опробовать на практике?</b>

Выбрав и загрузив свой шаблон, откройте режим редактирования через Панель Управления >> Управление дизайном. В результате выведется список всех ключевых страничных модулей, среди которых откройте, например, вариант «Первый контейнер». Это колонка с меню сайта и т.п., которую можно собрать в конструкторе и так далее. В рамках кода мы можем увидеть большое количество условий <?if?> с указанием флагов на различные пункты. Здесь вы можете самостоятельно редактировать наполнение контейнера, исправляя или удаляя условные операторы, а также можете вносить свои модули и так далее.

Также условные операторы довольно часто могут использоваться для небольшой обработки информации и соответствующего вывода результатов. Например, делать специальные сообщения для какого-нибудь IP, группы пользователей, вносить специальные изменения для пользователей определенных браузеров и так далее. В общем, все это быстро осваивается по мере необходимости.

<b>Освоение CSS</b>

CSS — это аббревиатура от Cascading Style Sheets (каскадные таблицы стилей). В позапрошлом материале мы уже сталкивались с CSS, вложенным в тег <style>, а также и раньше, когда меняли изображение в шапке сайта.

Вместе с тем, напомним, что сами таблицы CSS с основными настройками для всех используемых модулей и их элементов (цвет, шрифт, размер текста, все параметры таблиц, фоновые изображения, поведение ссылок и т.п.) в рамках uCoz вынесены в отдельный файл, который доступен для редактирования под названием «Таблицы стилей CSS». Подключается он автоматически. Использование CSS позволяет избавиться от множества рутинной работы. Поскольку данная тема весьма объемна, и к тому же мы должны больше рассказать о uCoz, нежели о всех тонкостях CSS, рекомендуется поступать следующим образом.

Если вы не знаете CSS…

На самом деле, он несложен в понимании. Перед тем как вносить исправления, скопируйте содержимое страницы «Таблицы стилей CSS» в Блокнот и сохраните в текстовый файл, для того чтобы потом чуть что вернуть все на место.

Затем берете какой-нибудь блок своего сайта в рамках любой страницы и обращаете внимание на теги, в которых содержится фраза «class = “название класса”». Затем переходите к CSS и находите этот класс по названию. Там может указываться множество свойств от текста до ссылок. Ссылки обозначаются «a» с двоеточием и дальнейшим описанием ситуации. Например:

a:link {text-decoration: underline; color:#6E6E6E;}

Здесь указано поведение, когда гиперссылка существует, и в описанном варианте указывается, что текст будет подчеркнутым и иметь цвет #6E6E6E. Если вы работаете с таблицей, то там может быть несколько вариантов для строк и столбцов.

<b>«Экспериментирование» с CSS</b>

Вообще, система uCoz во всех своих шаблонах использует стандартный вариант CSS, который понятен всем браузерам. И лучше находиться в его рамках, особенно новичкам. Дело в том, что сама технология каскадных таблиц шаблонов хоть и поддерживается всеми веб-навигаторами, но все же в разной степени. В меньшей — Internet Explorer, особенно предыдущих версий.

Во-вторых, есть документированные свойства-теги CSS, которые фактически не работают или поддерживаются с трудом. Например, border-round (скругление углов таблицы) у вас работать не будет. Для этого предусмотрены даже частные случаи в виде специализированных тегов типа –moz-border- round, то есть для каждого отдельного браузера. Для использования этого нужно обладать определенным опытом. И лучше применять методы более общего порядка.

<b>На самом деле менять можно все</b>

Коренные изменения можно вносить на стадии, когда вы уже понимаете, что к чему. Причем переходная стадия начинается тогда, когда вы уже понимаете, что первоначальный исходный шаблон уже фактически не используется.

Но для начала новичкам рекомендуется открыть любую страницу в режиме редактирования и рассказать, что происходит в рамках каждой строки, что вызывается с помощью переменных системных кодов, например, какие таблицы, какие свойства у этих таблиц, или какие модули включаются, и где их можно отредактировать, и так далее. Потом в качестве разминки рекомендуется открыть какой-либо сайт и прикинуть на бумаге, как его можно бы было сделать средствами uCoz. На самом деле, это несложно, если вы хорошо ориентируетесь.

Затем можно приступать и к созданию своего ресурса. Также начинающим рекомендуем посетить форум forum.ucoz.ru, на котором есть целые разделы, посвященные техническим вопросам создания сайтов.

Кристофер


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2010 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета