Создаем сайты в системе uCoz. Практика
Где и как можно быстро создать профессиональный сайт, получить хостинг и доменное имя, причем все это с минимумом финансовых и интеллектуальных затрат? Среди наиболее ярких сервисов в этой области можно выделить uCoz.
В предыдущих четырех выпусках серии мы рассмотрели большое количество интересных аспектов, при этом параллельно изучили множество сопутствующей информации, которая актуальна для тех, кто хочет открыть сайт вообще. Давайте сегодня в сжатом виде напомним эти основные этапы и не только их. Дело в том, что мы все начали описывать подробно, и повествование растянулось на несколько частей. А многие читатели хотят все и сразу, поэтому задают простейшие вопросы, к которым нужно постоянно возвращаться, а некоторые бегут, как говорится, впереди поезда.
Предварительная подготовка
Ее мы делаем, даже не открывая uCoz.
Подготовка контента будущего ресурса
Контент — это информационное наполнение сайта (текст, изображения). На основании этого можно начать структурирование информации по тематическим блокам, которые будут не чем иным, как пунктами меню вашего сайта. Причем лучше контент уже иметь. Довольно распространенная ситуация, которую можно встретить с заказчиками, — они сразу планируют чуть ли не 50 пунктов меню, при этом информация есть только на заполнение пяти. Обычно 45 так и остаются пустыми долгое время. Дело в том, что добавить новый пункт меню впоследствии — не проблема, а вот когда сайт выглядит незаполненным, все получается гораздо хуже.
Для каждого элемента меню придумайте емкое название в несколько слов. Плюс к этому нужно ясно представлять, какие стандартные элементы в области современного сайтостроения вам понадобятся: форум, гостевая книга, FAQ, фотоальбом, архив файлов, чат и так далее.
Схематическая прорисовка структуры сайта
На бумаге. Сюда входят расчеты пути от главной страницы непосредственно к искомому материалу по уровням. В большинстве случаев используются двух- или трехуровневые структуры. Например: меню на главной странице -> окно раздела меню -> материал (это три уровня). В данном случае хотелось бы дополнительно указать, что не стоит увлекаться большой глубиной. Во-вторых, уровни должны быть заполнены равномерно.
Примерное планирование расположения основных элементов сайта
На бумаге. Сайты в основном строятся по схеме, если смотреть сверху вниз:
. верхний блок (шапка с заголовком),
. серединный блок,
. нижний блок (футер).
В серединном блоке может располагаться не только контент, но и колонки с меню (справа, слева, слева и справа).
В нижнем блоке находится информация о копирайте, а также может быть опять же меню.
В общем, вы уже прикинули количество элементов меню, теперь можете расположить схематически их на странице.
При этом имеет смысл вспомнить сайты, которые вам нравятся по эргономике (удобству навигации и т.п.); если работаете с заказчиком, обязательно спросите, какие сайты нравятся ему. Просмотрите схожие по тематике сайта ресурсы, как они организованы.
Выбор CMS
Это уже следующий этап после предварительной подготовки. Программировать и писать что-то с нуля и специально под заданный проект могут позволить себе только крупные студии. Домашние странички, сделанные, например, в Word’е или еще как, сейчас не котируются. Поэтому для скорости разработки сейчас очень часто используются автоматизированные системы веб-разработки, в число которых входят и CMS (системы управления контентом). При выборе CMS вам нужно составить список требований, а именно, что вы хотите получить. Вообще, CMS, как и вариантов, предоставляющих автоматическое создание сайтов, сейчас довольно много. У каждого есть свои нюансы. В рамках этой серии материалов мы остановили свой выбор на uCoz по нескольким причинам:
1. Это не только CMS, но SaaS (программное обеспечение как сервис).
2. Не нужно много программировать. Новички могут и вовсе создавать страницы без всякого программирования.
3. Большое количество пользователей, следовательно, ресурс/сервис не пропадет.
4. Предоставляется хостинг. При желании можно переключиться на его платный вариант по очень низкой цене.
5. Есть готовая база дизайнерских шаблонов.
6. Хорошо автоматизировано обновление.
7. Как происходит работа с базами данных, защита и т.п., пользователя не касается.
Некоторые популярные CMS не имеют такого арсенала. Например, есть варианты, когда вам предлагается установить ПО у себя на десктопе плюс установить сервис Apache, изучить PHP, освоить принципы верстки и так далее. Другие CMS не предоставляют хостинг или предлагают платный. При этом тот же платный хостинг должен поддерживать вашу CMS (вернее, не ее саму, а технологии, которые в ней используются). Также есть много платных CMS.
И, выбрав CMS, внимательно читаем условия договора.
На чем базируется uCoz
Пользователю предоставляется возможность работы с внешним уровнем в рамках связки стандартных HTML и CSS, которые легки в освоении. Также в дополнение ко всему можно использовать сценарии на JavaScript. PHP и Perl использовать запрещено.
Все выводимые страницы формируются динамически, то есть собираются фактически в момент их вывода на экран. Статических HTML нет, хотя их можно вставить в ресурс (вообще, в бесплатном варианте разрешено добавлять не больше 20 страниц с собственным дизайном).
Как все выводится, можно посмотреть и в коде, который доступен через Дизайн страниц в Панели Управления. Все ключевое представлено в виде модулей-блоков, которые «прячутся» за переменными с названиями $ИМЯ$. Например, $MENU$ — это меню сайта, $CONTENT$ — вывод контента для данной страницы, $YEAR$ — текущий год, и так далее. На самом деле, во всем можно очень быстро и легко разобраться.
Причем эти модули-блоки можно убирать, заменив их своей информацией, но в данном случае вы переходите ближе к статическому варианту HTML.
Основные страничные модули
Точнее сказать, это уже готовые к работе разделы, где все уже создано и автоматизировано. Например, выбрав гостевую книгу, вы автоматически получаете уже готовую отдельную страницу с формой ввода, смайликами и т.п., причем, когда сообщений много, автоматически формируется листание и так далее.
А то, что дается на автомате… просто перечислим:
. Новости.
. Форум.
. Каталог статей.
. Блог.
. Доска объявлений.
. Фотоальбомы.
. Каталог файлов.
. Гостевая книга.
. FAQ.
. Поиск.
. Чат.
. Опросы.
. Тесты.
. Электронный магазин (дается только на платной основе).
. Почтовые формы.
. Статистика.
Первоначальное создание ресурса
Если описывать, как это происходит в uCoz, то все довольно просто. Прямо на сайте www.ucoz.ru вы открываете собственный uNet-аккаунт (uCoz принадлежит системе uNet). Причем этот аккаунт будет действовать в рамках всех uNet-ресурсов, в том числе и сайтов, которые вы сделаете на uCoz. То есть, когда требуется регистрация на том или ином сайте и стоит знакомый значок uNet, вы можете ввести свои данные.
Но на этом не все. Войдя через uNet-аккаунт в uCoz, вы должны сделать еще один, который относится непосредственно к сервису, со своим паролем и т.п.
Дальше в несколько нажатий вы создаете новый сайт, выбираете дизайн из предлагающихся шаблонов (вот тут нам как раз и пригодится первоначальное планирование расстановки основных элементов).
Примечание: шаблон нужно выбирать не по дизайну и цветовой схеме, а по соответствию структуры и расстановки ключевых элементов.
Затем указываете, какие блоки вам нужны (новости, каталог статей, фотоальбом, форум и т.п.). Все, сайт создан, теперь наполняете его контентом, расставив все по пунктам меню и так далее.
Примечание: на одном аккаунте можно создать одновременно много сайтов, на каждый из которых будет выдаваться 400 Мб дискового пространства и т.п.
30 дней
На создание сайта вам дается 30 дней. Если в течение этого срока он слабо наполнен, а также посещаемость ограничивается только вами самими, то администрация сервиса ресурс удаляет. При переходе на платный вариант это условие снимается.
FTP-сервер
После того как сайт создан, вам автоматически выдается доступ к FTP-серверу сервиса. К нему вы можете обращаться не только через файловый менеджер в Панели Управления, но и с помощью обычных файл-менеджеров типа Total Commander или Filezilla, что гораздо удобнее, особенно если вы загружаете много обычных файлов, изображений, флеш-анимаций и т.п. На бесплатном варианте выделяемое место составляет 400 Мб и существует ограничение в максимальном размере загружаемых файлов — до 15 Мб. Если вы хотите давать большие по размеру файлы, то можно пойти тремя путями:
1. Выбрать специальный тарифный план.
2. Взять хостинг где-нибудь еще, где нет таких ограничений.
3. Получить бесплатный аккаунт на DepositFiles, что сервис uCoz предлагает в автоматическом режиме.
Изменение дизайна
Это мы подробно описывали в предыдущих трех частях. В дизайне можно поменять все. Поэтому будем еще говорить.
Переведение на свое доменное имя и на поддомены
Делается просто, для чего предусмотрен отдельный пункт главной страницы Панели Управления вашего сайта. Доменных имен можно прикрепить несколько. Также можно прикрепить сайт как поддомен к любому другому или уже имеющемуся на uCoz.
Статистика
У uCoz есть вариант статистики, которую вы можете опционально включить применительно к сайту. Она довольно неплоха, хотя есть и более выгодные варианты — Google Analytics (не нужно размещать значок на сайте) или LiveInternet — самая полная статистика.
PDA-версия
Версию вашего сайта для просмотра на мобильных и КПК можно сделать автоматически, что предоставляет сервис uCoz. Причем и для PDA-варианта можно выбирать шаблоны.
RSS-импорт/экспорт
Забегаем вперед, но здесь все автоматизировано, как импорт, так и экспорт. Хотя всем этим можно управлять.
Виджеты/гаджеты
Много и по различным тематикам. Лично я такое не особо люблю на сайтах, за исключением вставки виджетов-подсказок для текста, если нужно (хотя это можно сделать и по-другому), поэтому не использую. Позже мы напишем, как их размещать.
Продвижение и заработок
Продвижение лучше начинать, когда сайт уже является более-менее заполненным. Если вы его заполнили раньше, чем за 30 дней, то обратитесь в сервисную службу, чтобы вам открыли доступ к robots.txt. На рассказ о продвижении мы выделим отдельную часть материала нашей серии. Также поговорим и о заработке. Что касается партнерской программы uCoz Money и т.п., наверное, на начальном этапе ее как что-то серьезное рассматривать не стоит.
Об одном из интересных (и, кстати, очень даже реальных) способах заработка мы уже писали, а именно, разработка и продажа сайтов, сделанных на базе uCoz под ключ. Естественно, для этого нужно разбираться во всех тонкостях сервиса для того, чтобы делать тот же уникальный дизайн в его рамках.
Подытожим
На самом деле, если присмотреться внимательно, uCoz является одной из самых сильных CMS. Начинающим здесь есть чему поучиться, причем быстро и на конкретике, а профессионалы могут очень быстро реализовать свои замыслы.
Кристофер http://itcs.3dn.ru
В предыдущих четырех выпусках серии мы рассмотрели большое количество интересных аспектов, при этом параллельно изучили множество сопутствующей информации, которая актуальна для тех, кто хочет открыть сайт вообще. Давайте сегодня в сжатом виде напомним эти основные этапы и не только их. Дело в том, что мы все начали описывать подробно, и повествование растянулось на несколько частей. А многие читатели хотят все и сразу, поэтому задают простейшие вопросы, к которым нужно постоянно возвращаться, а некоторые бегут, как говорится, впереди поезда.
Предварительная подготовка
Ее мы делаем, даже не открывая uCoz.
Подготовка контента будущего ресурса
Контент — это информационное наполнение сайта (текст, изображения). На основании этого можно начать структурирование информации по тематическим блокам, которые будут не чем иным, как пунктами меню вашего сайта. Причем лучше контент уже иметь. Довольно распространенная ситуация, которую можно встретить с заказчиками, — они сразу планируют чуть ли не 50 пунктов меню, при этом информация есть только на заполнение пяти. Обычно 45 так и остаются пустыми долгое время. Дело в том, что добавить новый пункт меню впоследствии — не проблема, а вот когда сайт выглядит незаполненным, все получается гораздо хуже.
Для каждого элемента меню придумайте емкое название в несколько слов. Плюс к этому нужно ясно представлять, какие стандартные элементы в области современного сайтостроения вам понадобятся: форум, гостевая книга, FAQ, фотоальбом, архив файлов, чат и так далее.
Схематическая прорисовка структуры сайта
На бумаге. Сюда входят расчеты пути от главной страницы непосредственно к искомому материалу по уровням. В большинстве случаев используются двух- или трехуровневые структуры. Например: меню на главной странице -> окно раздела меню -> материал (это три уровня). В данном случае хотелось бы дополнительно указать, что не стоит увлекаться большой глубиной. Во-вторых, уровни должны быть заполнены равномерно.
Примерное планирование расположения основных элементов сайта
На бумаге. Сайты в основном строятся по схеме, если смотреть сверху вниз:
. верхний блок (шапка с заголовком),
. серединный блок,
. нижний блок (футер).
В серединном блоке может располагаться не только контент, но и колонки с меню (справа, слева, слева и справа).
В нижнем блоке находится информация о копирайте, а также может быть опять же меню.
В общем, вы уже прикинули количество элементов меню, теперь можете расположить схематически их на странице.
При этом имеет смысл вспомнить сайты, которые вам нравятся по эргономике (удобству навигации и т.п.); если работаете с заказчиком, обязательно спросите, какие сайты нравятся ему. Просмотрите схожие по тематике сайта ресурсы, как они организованы.
Выбор CMS
Это уже следующий этап после предварительной подготовки. Программировать и писать что-то с нуля и специально под заданный проект могут позволить себе только крупные студии. Домашние странички, сделанные, например, в Word’е или еще как, сейчас не котируются. Поэтому для скорости разработки сейчас очень часто используются автоматизированные системы веб-разработки, в число которых входят и CMS (системы управления контентом). При выборе CMS вам нужно составить список требований, а именно, что вы хотите получить. Вообще, CMS, как и вариантов, предоставляющих автоматическое создание сайтов, сейчас довольно много. У каждого есть свои нюансы. В рамках этой серии материалов мы остановили свой выбор на uCoz по нескольким причинам:
1. Это не только CMS, но SaaS (программное обеспечение как сервис).
2. Не нужно много программировать. Новички могут и вовсе создавать страницы без всякого программирования.
3. Большое количество пользователей, следовательно, ресурс/сервис не пропадет.
4. Предоставляется хостинг. При желании можно переключиться на его платный вариант по очень низкой цене.
5. Есть готовая база дизайнерских шаблонов.
6. Хорошо автоматизировано обновление.
7. Как происходит работа с базами данных, защита и т.п., пользователя не касается.
Некоторые популярные CMS не имеют такого арсенала. Например, есть варианты, когда вам предлагается установить ПО у себя на десктопе плюс установить сервис Apache, изучить PHP, освоить принципы верстки и так далее. Другие CMS не предоставляют хостинг или предлагают платный. При этом тот же платный хостинг должен поддерживать вашу CMS (вернее, не ее саму, а технологии, которые в ней используются). Также есть много платных CMS.
И, выбрав CMS, внимательно читаем условия договора.
На чем базируется uCoz
Пользователю предоставляется возможность работы с внешним уровнем в рамках связки стандартных HTML и CSS, которые легки в освоении. Также в дополнение ко всему можно использовать сценарии на JavaScript. PHP и Perl использовать запрещено.
Все выводимые страницы формируются динамически, то есть собираются фактически в момент их вывода на экран. Статических HTML нет, хотя их можно вставить в ресурс (вообще, в бесплатном варианте разрешено добавлять не больше 20 страниц с собственным дизайном).
Как все выводится, можно посмотреть и в коде, который доступен через Дизайн страниц в Панели Управления. Все ключевое представлено в виде модулей-блоков, которые «прячутся» за переменными с названиями $ИМЯ$. Например, $MENU$ — это меню сайта, $CONTENT$ — вывод контента для данной страницы, $YEAR$ — текущий год, и так далее. На самом деле, во всем можно очень быстро и легко разобраться.
Причем эти модули-блоки можно убирать, заменив их своей информацией, но в данном случае вы переходите ближе к статическому варианту HTML.
Основные страничные модули
Точнее сказать, это уже готовые к работе разделы, где все уже создано и автоматизировано. Например, выбрав гостевую книгу, вы автоматически получаете уже готовую отдельную страницу с формой ввода, смайликами и т.п., причем, когда сообщений много, автоматически формируется листание и так далее.
А то, что дается на автомате… просто перечислим:
. Новости.
. Форум.
. Каталог статей.
. Блог.
. Доска объявлений.
. Фотоальбомы.
. Каталог файлов.
. Гостевая книга.
. FAQ.
. Поиск.
. Чат.
. Опросы.
. Тесты.
. Электронный магазин (дается только на платной основе).
. Почтовые формы.
. Статистика.
Первоначальное создание ресурса
Если описывать, как это происходит в uCoz, то все довольно просто. Прямо на сайте www.ucoz.ru вы открываете собственный uNet-аккаунт (uCoz принадлежит системе uNet). Причем этот аккаунт будет действовать в рамках всех uNet-ресурсов, в том числе и сайтов, которые вы сделаете на uCoz. То есть, когда требуется регистрация на том или ином сайте и стоит знакомый значок uNet, вы можете ввести свои данные.
Но на этом не все. Войдя через uNet-аккаунт в uCoz, вы должны сделать еще один, который относится непосредственно к сервису, со своим паролем и т.п.
Дальше в несколько нажатий вы создаете новый сайт, выбираете дизайн из предлагающихся шаблонов (вот тут нам как раз и пригодится первоначальное планирование расстановки основных элементов).
Примечание: шаблон нужно выбирать не по дизайну и цветовой схеме, а по соответствию структуры и расстановки ключевых элементов.
Затем указываете, какие блоки вам нужны (новости, каталог статей, фотоальбом, форум и т.п.). Все, сайт создан, теперь наполняете его контентом, расставив все по пунктам меню и так далее.
Примечание: на одном аккаунте можно создать одновременно много сайтов, на каждый из которых будет выдаваться 400 Мб дискового пространства и т.п.
30 дней
На создание сайта вам дается 30 дней. Если в течение этого срока он слабо наполнен, а также посещаемость ограничивается только вами самими, то администрация сервиса ресурс удаляет. При переходе на платный вариант это условие снимается.
FTP-сервер
После того как сайт создан, вам автоматически выдается доступ к FTP-серверу сервиса. К нему вы можете обращаться не только через файловый менеджер в Панели Управления, но и с помощью обычных файл-менеджеров типа Total Commander или Filezilla, что гораздо удобнее, особенно если вы загружаете много обычных файлов, изображений, флеш-анимаций и т.п. На бесплатном варианте выделяемое место составляет 400 Мб и существует ограничение в максимальном размере загружаемых файлов — до 15 Мб. Если вы хотите давать большие по размеру файлы, то можно пойти тремя путями:
1. Выбрать специальный тарифный план.
2. Взять хостинг где-нибудь еще, где нет таких ограничений.
3. Получить бесплатный аккаунт на DepositFiles, что сервис uCoz предлагает в автоматическом режиме.
Изменение дизайна
Это мы подробно описывали в предыдущих трех частях. В дизайне можно поменять все. Поэтому будем еще говорить.
Переведение на свое доменное имя и на поддомены
Делается просто, для чего предусмотрен отдельный пункт главной страницы Панели Управления вашего сайта. Доменных имен можно прикрепить несколько. Также можно прикрепить сайт как поддомен к любому другому или уже имеющемуся на uCoz.
Статистика
У uCoz есть вариант статистики, которую вы можете опционально включить применительно к сайту. Она довольно неплоха, хотя есть и более выгодные варианты — Google Analytics (не нужно размещать значок на сайте) или LiveInternet — самая полная статистика.
PDA-версия
Версию вашего сайта для просмотра на мобильных и КПК можно сделать автоматически, что предоставляет сервис uCoz. Причем и для PDA-варианта можно выбирать шаблоны.
RSS-импорт/экспорт
Забегаем вперед, но здесь все автоматизировано, как импорт, так и экспорт. Хотя всем этим можно управлять.
Виджеты/гаджеты
Много и по различным тематикам. Лично я такое не особо люблю на сайтах, за исключением вставки виджетов-подсказок для текста, если нужно (хотя это можно сделать и по-другому), поэтому не использую. Позже мы напишем, как их размещать.
Продвижение и заработок
Продвижение лучше начинать, когда сайт уже является более-менее заполненным. Если вы его заполнили раньше, чем за 30 дней, то обратитесь в сервисную службу, чтобы вам открыли доступ к robots.txt. На рассказ о продвижении мы выделим отдельную часть материала нашей серии. Также поговорим и о заработке. Что касается партнерской программы uCoz Money и т.п., наверное, на начальном этапе ее как что-то серьезное рассматривать не стоит.
Об одном из интересных (и, кстати, очень даже реальных) способах заработка мы уже писали, а именно, разработка и продажа сайтов, сделанных на базе uCoz под ключ. Естественно, для этого нужно разбираться во всех тонкостях сервиса для того, чтобы делать тот же уникальный дизайн в его рамках.
Подытожим
На самом деле, если присмотреться внимательно, uCoz является одной из самых сильных CMS. Начинающим здесь есть чему поучиться, причем быстро и на конкретике, а профессионалы могут очень быстро реализовать свои замыслы.
Кристофер http://itcs.3dn.ru
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 2010 год в рубрике soft