Стратегия-2015: как нам компьютеризировать Беларусь?
9 августа постановлением Совмина № 1174 в Беларуси была официально утверждена Стратегия развития информационного общества до 2015 года. В ней прописаны самые различные показатели по развитию IТ-сферы страны по всем направлениям: от интернет-доступа до электронного документооборота. Но главная цель Стратегии – вывести Беларусь в число мировых лидеров по развитию ИКТ – информационно-компьютерных технологий.
Первая часть документа изобилует общими словами и расплывчатыми понятиями, характерными для многих такого рода «стратегических» документов. Например, стратегической целью развития информационного общества в Республике Беларусь документ называет «обеспечение устойчивого социально- экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности». При этом основные приоритеты Стратегии соответствуют проекту основных положений Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы.
Однако ближе к концу (главы 7 и 8) начинается конкретика – в документе прописаны вполне конкретные показатели, которых республика должна достичь до 2015 года. Правда, на взгляд автора этих строк, некоторые цели можно было бы прописать более амбициозно.
Основные группы задач, описанные в Стратегии, концентрируются вокруг ключевых направлений IT-развития Беларуси – образования, электронной торговли, электронного правительства, широкополосного интернет-доступа, медицины. Рассмотрим эти направления по очереди.
Ну а главным показателем успешной реализации Стратегии должно стать «существенное повышение к 2015 году позиций Беларуси в рейтинге европейских государств по системам оценок Международного союза электросвязи (МСЭ) и ООН». Проще говоря, Стратегия должна нам помочь войти в тридцатку самых «информатизированных» стран мира.
Образование и наука
Первое, что бросается в глаза относительно сферы образования, – это то, что все учебные заведения Беларуси к 2015 году будут обеспечены интернет- доступом. В целом же Стратегия развития информационного общества до 2015 года, как говорят в Совмине, основана на исторически сложившейся системе образования, ориентированной на подготовку кадров по естественнонаучным и техническим специальностям в целях обслуживания наукоемких производств, в том числе в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Современная система образования должна оперативно откликаться на требования развивающегося информационного общества и запросы научно-производственной отрасли ИКТ.
До 2015 года намечено завершить создание национальной информационной среды системы образования Беларуси, позволяющей осуществлять информационное взаимодействие всех элементов системы образования – проще говоря, единой образовательной компьютерной сети. С ней тесно связан и проект по созданию национальной системы электронных образовательных ресурсов – то есть электронных учебников. Попутно предлагается обеспечить всем учебным заведениям широкополосный доступ Интернет. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Попутно в духе президентских «инновационных» указов предлагается создавать на базе ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси производства «наукоемкого программного обеспечения», а также создать на базе ПВТ производство «встроенных программно-аппаратных систем для реального сектора экономики». (В советское время, помнится, это называлось «станки с ЧПУ».)
Среди других приоритетных направлений – развитие производства и внедрение систем радиочастотной идентификации, разработка и внедрение суперкомпьютерных технологий и технологий распределенных вычислений, создание на базе ПВТ, ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси экспортно-ориентированной отрасли услуг по автоматизированному проектированию сложных изделий, технологических процессов, разработке проектно- конструкторской и технологической документации.
И вот что еще принципиально важно: доля исследований и разработок в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в общем объеме научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования, будет не менее 20%. То есть пятая часть всех средств, направляемых на науку, будет поглощаться компьютерной и телекоммуникационной отраслью.
Электронное правительство
Максимально компьютеризировать и автоматизировать системы госуправления – важнейшая задача, по мнению авторов Стратегии. И прежде всего до 2015 года в Беларуси должно быть завершено создание единой защищенной системы электронного документооборота государственных органов. Интересно, что при этом относительное число юридических лиц, использующих средства электронной цифровой подписи при оказании им электронных услуг, увеличится всего на 20%. Это за пять лет и при всеобщем уже сегодня использовании компьютеров в бизнесе! Не маловато ли?
В качестве одного из важнейших условий успешного развития информационного общества в Беларуси авторы стратегии вполне разумно назвали «укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий». Впрочем, это не белорусское ноу-хау – насколько я помню, такое требование прямо прописано в документах Международного союза электросвязи.
Отсюда вытекают такие приоритетные направления в области обеспечения информационной безопасности, как «развитие правового обеспечения информбезопасности» и «совершенствование правоохранительной деятельности в этой сфере», а также «разработка и внедрение эффективных программных и программно-аппаратных средств защиты информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем, создание централизованно управляемой информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ), необходимой для обеспечения деятельности государственных органов, включая соответствующий уровень защиты информации».
Звучит красиво, но всякий, кто «в теме», сразу понимает: и тут Беларусь вынуждена догонять соседей по Европе, для которых все вышеперечисленное – уже сегодняшняя реальность.
Доля государственных информационных ресурсов, интегрированных через общегосударственную автоматизированную информационную систему (ОАИС), до 2015 года должна составить не менее 20%. К этому времени также будут сформированы количественные показатели и обеспечено их достижение в части оказания интерактивных и транзакционных электронных услуг различными государственными органами и организациями. Самое приятное для конечных потребителей (для нас с вами): как минимум на 50% сократится время ожидания результата.
К счастью, уже сейчас мы успешно решаем такие вопросы цифрового доверия, как создание государственной системы управления открытыми ключами, широкомасштабное внедрение средств электронной цифровой подписи, разработка типовых политик безопасности для государственных информационных систем, создание системы идентификации для физических и юридических лиц. Значительная часть соответствующего законодательства была принята еще в минувшем году. Осталось воплотить.
Электронная торговля
Тут мы видим в Стратегии вполне конкретную цифру: до 2015 года доля товаров и услуг, реализуемых на внутреннем рынке средствами электронной торговли, должна достичь 30%. Что ж, если взглянуть на темпы развития интернет-магазинов и сегодняшнее количество онлайновых торговых площадок (порядка 3000), то этот показатель выглядит вполне реальным. Отрадно, что и роль государства будет значительной: к 2015 году относительное число заказов на государственные закупки товаров, работ и услуг, размещаемых на электронных торговых площадках, должно достичь 100%. Отлично! Если не вспоминать, что в России эти 100% уже достигнуты…
Вообще же в Беларуси приоритетными направлениями электронной экономики названы государственные закупки, оптовая и розничная торговля, реализация торговых услуг, упрощение торговых и транспортных процедур.
Для успеха перечисленных направлений предлагается «совершенствование нормативного правового обеспечения электронной торговли, развитие и применение предприятиями технологий и инструментов электронной торговли (электронный документооборот и маркетинг, электронные торговые площадки, электронные закупки, электронное страхование, логистика, электронные платежные системы и системы доставки), а также принятия необходимых мер по установлению цифрового доверия и обеспечению информационной безопасности».
Отдельной строкой в документе проходят банки – к слову, они в Беларуси и так являются лидерами по информатизации бизнеса. Так вот: в банковской сфере предстоит совершенствовать единое расчетное информационное пространство. В частности – унифицировать платежные инструменты. Ну и, подобно другим отраслям, предполагается создание «единого информационного ресурса банковской системы, интегрированного с государственнымиинформационными ресурсами посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС)».
Широкополосный интернет-доступ
Здесь мы снова видим четко прописанные цифры: к 2015 году более половины белорусов должно быть обеспечено мобильным широкополосным интернет- доступом. При этом количество абонентов и пользователей стационарного широкополосного доступа (доминирующего сегодня) на 100 жителей должно составить 38 (сегодня – 18,3). Собственно, что-то концептуальное к этому добавить трудно.
IT и медицина
Неразборчивый почерк врачей может остаться только в анекдотах. В Беларуси к 2015 году доля медицинской документации, представленной в электронном виде, составит не менее 50%.
Впрочем, Стратегия развития информационного общества до 2015 года предусматривает вполне концептуальный подход к тому, что сейчас принято называть «электронным здравоохранением». Речь в данном случае идет об использовании электронных средств связи и информационных технологий (электронная передача, хранение и поиск цифровых данных) для лечебных, образовательных и административных целей как на местах, так и на расстоянии. Реализация проекта позволит объединить в единое информационное пространство все лечебно-профилактические учреждения страны, вести оперативный мониторинг состояния лечебного процесса и административно-хозяйственной деятельности.
Ну и, разумеется, планируется продолжить создание и внедрение новых компьютерных технологий профилактики заболеваний, диагностики, обеспечения лечебных процессов, создание общедоступных электронных медицинских ресурсов, развитие телемедицины. В общем, все в русле мировых тенденций.
Комментарий специалиста
Юрий Зиссер, владелец портала TUT.by, один из разработчиков Стратегии:
- Эта стратегия разрабатывалась полтора года – с февраля 2009-го. А все потому, что документ прошел очень много инстанций. Сперва его разрабатывал коллектив из 30 человек, и я там тоже участвовал. В основном авторы документа – это профессура белорусских ВУЗов, а также специалисты из области телекома – например, глава ассоциации «Белинфоком» Андрей Нарейко, глава ассоциации «Инфопарк» Владимир Басько. Они в этой группе разработчиков представляли интересы белорусского IT-бизнеса.
Сложно сегодня судить о роли этой программы – все равно ведь рынок все сделает по-своему. Думаю, это хороший документ для государства – оно будет знать, куда ему двигаться. И принимать либо отвергать какие-то проекты в области информационных технологий.
По-настоящему этот документ нужен для развития программы «Электронная Беларусь». Чтобы когда какой-то проект рассматривается в рамках «Электронной Беларуси» (для включения в госпрограмму), было понятно, соответствует этот проект Стратегии или не соответствует. То есть это будет такая «лакмусовая бумажка». Но это не документ прямого действия, не приказ, не президентский декрет. Это именно стратегия.
Денис Лавникевич
Первая часть документа изобилует общими словами и расплывчатыми понятиями, характерными для многих такого рода «стратегических» документов. Например, стратегической целью развития информационного общества в Республике Беларусь документ называет «обеспечение устойчивого социально- экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности». При этом основные приоритеты Стратегии соответствуют проекту основных положений Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы.
Однако ближе к концу (главы 7 и 8) начинается конкретика – в документе прописаны вполне конкретные показатели, которых республика должна достичь до 2015 года. Правда, на взгляд автора этих строк, некоторые цели можно было бы прописать более амбициозно.
Основные группы задач, описанные в Стратегии, концентрируются вокруг ключевых направлений IT-развития Беларуси – образования, электронной торговли, электронного правительства, широкополосного интернет-доступа, медицины. Рассмотрим эти направления по очереди.
Ну а главным показателем успешной реализации Стратегии должно стать «существенное повышение к 2015 году позиций Беларуси в рейтинге европейских государств по системам оценок Международного союза электросвязи (МСЭ) и ООН». Проще говоря, Стратегия должна нам помочь войти в тридцатку самых «информатизированных» стран мира.
Образование и наука
Первое, что бросается в глаза относительно сферы образования, – это то, что все учебные заведения Беларуси к 2015 году будут обеспечены интернет- доступом. В целом же Стратегия развития информационного общества до 2015 года, как говорят в Совмине, основана на исторически сложившейся системе образования, ориентированной на подготовку кадров по естественнонаучным и техническим специальностям в целях обслуживания наукоемких производств, в том числе в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Современная система образования должна оперативно откликаться на требования развивающегося информационного общества и запросы научно-производственной отрасли ИКТ.
До 2015 года намечено завершить создание национальной информационной среды системы образования Беларуси, позволяющей осуществлять информационное взаимодействие всех элементов системы образования – проще говоря, единой образовательной компьютерной сети. С ней тесно связан и проект по созданию национальной системы электронных образовательных ресурсов – то есть электронных учебников. Попутно предлагается обеспечить всем учебным заведениям широкополосный доступ Интернет. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.
Попутно в духе президентских «инновационных» указов предлагается создавать на базе ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси производства «наукоемкого программного обеспечения», а также создать на базе ПВТ производство «встроенных программно-аппаратных систем для реального сектора экономики». (В советское время, помнится, это называлось «станки с ЧПУ».)
Среди других приоритетных направлений – развитие производства и внедрение систем радиочастотной идентификации, разработка и внедрение суперкомпьютерных технологий и технологий распределенных вычислений, создание на базе ПВТ, ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси экспортно-ориентированной отрасли услуг по автоматизированному проектированию сложных изделий, технологических процессов, разработке проектно- конструкторской и технологической документации.
И вот что еще принципиально важно: доля исследований и разработок в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в общем объеме научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования, будет не менее 20%. То есть пятая часть всех средств, направляемых на науку, будет поглощаться компьютерной и телекоммуникационной отраслью.
Электронное правительство
Максимально компьютеризировать и автоматизировать системы госуправления – важнейшая задача, по мнению авторов Стратегии. И прежде всего до 2015 года в Беларуси должно быть завершено создание единой защищенной системы электронного документооборота государственных органов. Интересно, что при этом относительное число юридических лиц, использующих средства электронной цифровой подписи при оказании им электронных услуг, увеличится всего на 20%. Это за пять лет и при всеобщем уже сегодня использовании компьютеров в бизнесе! Не маловато ли?
В качестве одного из важнейших условий успешного развития информационного общества в Беларуси авторы стратегии вполне разумно назвали «укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий». Впрочем, это не белорусское ноу-хау – насколько я помню, такое требование прямо прописано в документах Международного союза электросвязи.
Отсюда вытекают такие приоритетные направления в области обеспечения информационной безопасности, как «развитие правового обеспечения информбезопасности» и «совершенствование правоохранительной деятельности в этой сфере», а также «разработка и внедрение эффективных программных и программно-аппаратных средств защиты информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем, создание централизованно управляемой информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ), необходимой для обеспечения деятельности государственных органов, включая соответствующий уровень защиты информации».
Звучит красиво, но всякий, кто «в теме», сразу понимает: и тут Беларусь вынуждена догонять соседей по Европе, для которых все вышеперечисленное – уже сегодняшняя реальность.
Доля государственных информационных ресурсов, интегрированных через общегосударственную автоматизированную информационную систему (ОАИС), до 2015 года должна составить не менее 20%. К этому времени также будут сформированы количественные показатели и обеспечено их достижение в части оказания интерактивных и транзакционных электронных услуг различными государственными органами и организациями. Самое приятное для конечных потребителей (для нас с вами): как минимум на 50% сократится время ожидания результата.
К счастью, уже сейчас мы успешно решаем такие вопросы цифрового доверия, как создание государственной системы управления открытыми ключами, широкомасштабное внедрение средств электронной цифровой подписи, разработка типовых политик безопасности для государственных информационных систем, создание системы идентификации для физических и юридических лиц. Значительная часть соответствующего законодательства была принята еще в минувшем году. Осталось воплотить.
Электронная торговля
Тут мы видим в Стратегии вполне конкретную цифру: до 2015 года доля товаров и услуг, реализуемых на внутреннем рынке средствами электронной торговли, должна достичь 30%. Что ж, если взглянуть на темпы развития интернет-магазинов и сегодняшнее количество онлайновых торговых площадок (порядка 3000), то этот показатель выглядит вполне реальным. Отрадно, что и роль государства будет значительной: к 2015 году относительное число заказов на государственные закупки товаров, работ и услуг, размещаемых на электронных торговых площадках, должно достичь 100%. Отлично! Если не вспоминать, что в России эти 100% уже достигнуты…
Вообще же в Беларуси приоритетными направлениями электронной экономики названы государственные закупки, оптовая и розничная торговля, реализация торговых услуг, упрощение торговых и транспортных процедур.
Для успеха перечисленных направлений предлагается «совершенствование нормативного правового обеспечения электронной торговли, развитие и применение предприятиями технологий и инструментов электронной торговли (электронный документооборот и маркетинг, электронные торговые площадки, электронные закупки, электронное страхование, логистика, электронные платежные системы и системы доставки), а также принятия необходимых мер по установлению цифрового доверия и обеспечению информационной безопасности».
Отдельной строкой в документе проходят банки – к слову, они в Беларуси и так являются лидерами по информатизации бизнеса. Так вот: в банковской сфере предстоит совершенствовать единое расчетное информационное пространство. В частности – унифицировать платежные инструменты. Ну и, подобно другим отраслям, предполагается создание «единого информационного ресурса банковской системы, интегрированного с государственнымиинформационными ресурсами посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС)».
Широкополосный интернет-доступ
Здесь мы снова видим четко прописанные цифры: к 2015 году более половины белорусов должно быть обеспечено мобильным широкополосным интернет- доступом. При этом количество абонентов и пользователей стационарного широкополосного доступа (доминирующего сегодня) на 100 жителей должно составить 38 (сегодня – 18,3). Собственно, что-то концептуальное к этому добавить трудно.
IT и медицина
Неразборчивый почерк врачей может остаться только в анекдотах. В Беларуси к 2015 году доля медицинской документации, представленной в электронном виде, составит не менее 50%.
Впрочем, Стратегия развития информационного общества до 2015 года предусматривает вполне концептуальный подход к тому, что сейчас принято называть «электронным здравоохранением». Речь в данном случае идет об использовании электронных средств связи и информационных технологий (электронная передача, хранение и поиск цифровых данных) для лечебных, образовательных и административных целей как на местах, так и на расстоянии. Реализация проекта позволит объединить в единое информационное пространство все лечебно-профилактические учреждения страны, вести оперативный мониторинг состояния лечебного процесса и административно-хозяйственной деятельности.
Ну и, разумеется, планируется продолжить создание и внедрение новых компьютерных технологий профилактики заболеваний, диагностики, обеспечения лечебных процессов, создание общедоступных электронных медицинских ресурсов, развитие телемедицины. В общем, все в русле мировых тенденций.
Комментарий специалиста
Юрий Зиссер, владелец портала TUT.by, один из разработчиков Стратегии:
- Эта стратегия разрабатывалась полтора года – с февраля 2009-го. А все потому, что документ прошел очень много инстанций. Сперва его разрабатывал коллектив из 30 человек, и я там тоже участвовал. В основном авторы документа – это профессура белорусских ВУЗов, а также специалисты из области телекома – например, глава ассоциации «Белинфоком» Андрей Нарейко, глава ассоциации «Инфопарк» Владимир Басько. Они в этой группе разработчиков представляли интересы белорусского IT-бизнеса.
Сложно сегодня судить о роли этой программы – все равно ведь рынок все сделает по-своему. Думаю, это хороший документ для государства – оно будет знать, куда ему двигаться. И принимать либо отвергать какие-то проекты в области информационных технологий.
По-настоящему этот документ нужен для развития программы «Электронная Беларусь». Чтобы когда какой-то проект рассматривается в рамках «Электронной Беларуси» (для включения в госпрограмму), было понятно, соответствует этот проект Стратегии или не соответствует. То есть это будет такая «лакмусовая бумажка». Но это не документ прямого действия, не приказ, не президентский декрет. Это именно стратегия.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2010 год в рубрике интернет