Стереть себя из Интернета

Исполнительный директор Google Эрик Шмидт в своем недавнем интервью изданию WSJ сделал любопытное заявление. По его мнению, уже в достаточно скором будущем людям по достижении зрелого возраста придется менять реальное имя – чтобы все то, что они успели оставить в Сети, будучи подростками, не ассоциировалось с ними в дальнейшем.

По утверждению Эрика Шмидта, многие пользователи не понимают, насколько велик в Сети объем информации, оставленной людьми о них самих – включая фотографии, высказывания и сообщения о поступках. Подростки могут не осознавать, какой ущерб своей репутации они могут нанести подобными откровенными публикациями.

«Мне кажется, люди не понимают, что происходит в настоящее время: информация доступна, она зафиксирована полностью, и всем известно, что она существует», – говорит Шмидт. По его словам, в будущем каждый человек, входя во взрослую жизнь, будет менять свое имя уже ради того, чтобы избавиться от следов собственного прошлого. В противном случае поисковые машины всегда смогут рассказать окружающим о человеке гораздо больше, чем ему хотелось бы.

Проблема, связанная с тем, что пользователь социальных сетей и веб-сервисов (фото- и видеохостингов, блог-сервисов и т.д.) предоставляет о себе все больше информации, порой даже не совсем осознанно, становится все более актуальной. Даже применение ныне существующих средств информационной безопасности не гарантирует подростку, что в его дальнейшей жизни не всплывут сведения, губительные для репутации взрослого человека. Способ решения этой проблемы, предложенный Эриком Шмидтом, хорошо согласуется с культурным опытом предшествующих поколений – традиция менять имя по достижении совершеннолетия существует у многих народов мира.

Действительно, с проблемой того, как «стереть себя из этих интернетов» сталкивается все больше людей. Обычно это происходит накануне каких-то важных событий – вступления в брак, смены места работы, выдвижения кандидатом на выборную должность и т.д.

Человек вдруг обнаруживает, что некогда, по неопытности, он слишком много «наследил» в Сети. Скажем, неаккуратно высказывался на форумах, чрезмерно откровенничал в блогах и социальных сетях, публиковал свои графоманские экзерсисы на открытых литературных сайтах, рассылал не самые правдивые резюме по «трудовым» сайтам и т.д.

Возникает вопрос: возможно ли вообще исчезнуть из Интернета? Сразу скажу: однозначного ответа нет. Но можно попробовать. Даже если полностью стереть из Глобальной паутины свое второе «я» не получится, можно избежать многих потенциально возможных неприятностей.

Главное: каждый раз, когда мы выходим в Интернет, чтобы зарегистрироваться на новом сервисе, пройтись по интернет-магазинам, обновить статус в социальной сети, послать письмо или воспользоваться поисковиком, мы оставляем некие данные. Офлайновые действия, например, заполнение заявления на кредитную карту, также теперь оставляют свои следы в Интернете. Информация, собранная через cookies, – кусочки кода, которые помнят шаги пользователя в его общении с веб-сайтами, может быть объединена для создания полноценной картины.

Всегда была информация о нас, которая выходит за рамки нашего контроля, даже до появления Интернета. Но теперь ситуация всерьез вышла из-под контроля. Записи на государственных веб-сайтах, например, будет невозможно удалить – ни самостоятельно, ни даже написав письмо администратору. И собранная о пользователе информация может использоваться по-разному. Google, например, использует ее для рекламы и постоянного совершенствования своих алгоритмов поиска. Сервисы, которые ищут людей, привлекают пользователей, желающих знать больше о потенциальных возлюбленных или стремящихся найти старых одноклассников или родственников. Рекламные сети, маркетинговые и другие онлайновые базы данных продают или используют сами всю собранную информацию для рекламных целей. Сотрудники правоохранительных органов могут получать такие данные по первому запросу и даже без серьезных на то оснований.

Спрос порождает предложение. На Западе, где с описанной проблемой столкнулись намного раньше, уже существуют специализированные компании, помогающие пользователям справляться с нарастающим потоком информации и своевременно уничтожать ее. Пример такой компании – американская ReputationDefender. С помощью нескольких партнерских соглашений с Direct Marketing Association и с некоторыми из самых известных служб поиска людей, таких как Spokeo, WhitePages и PeopleFinders, ReputationDefender может удалить личную информацию с вероятностью от 80% до 90% из всех онлайновых коммерческих баз данных, говорит исполнительный директор компании Майкл Фертик. При этом он честно признает: «Мы работали над этим в течение нескольких лет, и пока не представляется возможным удалить всю информацию на 100%. Удаление всех цифровых следов в настоящее время невозможно».

Услуги ReputationDefender стоят от $9,95 до $10 тыс., в зависимости от количества информации о пользователе в Сети. Впрочем, нашим пользователям пока подобные услуги недоступны, так что при наличии времени и терпения человек может заняться всем этим и сам. Но это будет довольно трудно. Первый шаг – это вспомнить и перечислить все интернет-сервисы и компании, которые могли бы хранить информацию о вас. Ресурсы вроде Google, Facebook, «Яндекс», «Одноклассники» и «Вконтакте», службы знакомств и сайты по трудоустройству – первое, что приходит в голову. Какие сайты человек использовал, чтобы купить что-то, на какие почтовые рассылки он подписался, на каких форумах «засветился» и какие соглашения принял – все это необходимо учитывать.

Более сложным будет найти все организации, которые хранят на своих серверах информацию о пользователях, в большинстве своем даже не подозревающих об этом. Можно обратиться к Internet Archive – некоммерческой организации, которая содержит копии записей web-сайтов и другого цифрового контента – чтобы удалить всю информацию, которая у них есть. Если вы пользуетесь Twitter, можете попытать счастья с Библиотекой Конгресса США, которая несколько месяцев назад приобрела весь архив Twitter, начиная с марта 2006 года.

Есть и онлайновые механизмы, позволяющие пользователю в значительной степени стереть свои «цифровые следы». Хотя многие социальные сети будут держать мертвой хваткой копию каждого комментария или фото пользователя, когда-либо опубликованное, сервисы наподобие Web 2.0 Suicide Machine предлагают рационализаторские методы по удалению вашего цифрового контента с разных сайтов, таких как Facebook, MySpace, Twitter и LinkedIn. Кроме того, в некоторых рекламных сетях, таких как Lotame, BlueKai, eXelate, Bizo, Safecount и Rubicon Project, можно отказаться от сохранения персональных данных. Поисковая система Google предлагает аналогичные варианты отказа.

С ликвидацией учетных записей, зарегистрированных в Fаcebook, MySpace, Twitter и прочих популярных нынче сервисах, также можно достаточно быстро справиться при помощи сайта Delete Your Account (http://deleteyouraccount.com/sites/list/all). На его страницах собраны все необходимые инструкции, снабженные прямыми ссылками, ведущими на соответствующие web-формы для удаления аккаунтов из двух десятков социальных сетей и онлайновых сервисов.

Конечно, при регистрации в социальных сетях, на серверах бесплатной почты и т.п. очень удобно один раз ввести логин и пароль для авторизации на сайте и потом заходить туда автоматически. Но, скажем, увольняясь с работы (и зная, что ваш компьютер попросту отдадут другому человеку), как минимум, нужно войти в последний раз с рабочего компьютера на каждый интернет-сервис и везде нажать на кнопку «Выход». Таким образом, в большинстве случаев, с вашей машины будут удалены файлы cookies и снимется автоматическая авторизация.

Напоследок, после того, как вы «почистите Интернет от себя», обязательно введите свои имя-фамилию-никнейм в несколько популярных поисковиков, не ограничиваясь одними только Google и «Рамблером». Поверьте, вы будете удивлены тем, сколько информации о вас находят даже не самые авторитетные поисковики.

Наконец, есть и крайние меры. Человек может просто покинуть Интернет – скажем, переустановить систему и появляться в Сети только под новым псевдонимом. Тогда информация о нем попросту устареет (несвоевременная информация ранжируется ниже в результатах поиска). Впрочем, тот, кто целенаправленно ищет информацию о вас, наверняка не поленится просмотреть и пятый-шестой десяток ссылок. Также возможны такие кардинальные меры, как смена имени или переезд. Но это мы уже вернулись к тому, что предлагает Эрик Шмидт.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2010 год в рубрике интернет

©1997-2024 Компьютерная газета