Актуальное звуковое ПО-2010

Сегодня мы поговорим о рабочем инструментарии компьютерного аранжировщика, ориентируясь на реалии 2010 года. Следует отметить тот очевидный факт, что в стане разработчиков ПО явно наблюдается омоложение и смена поколений. Появляются новые имена и интересные идеи. Как это ни странно, но по чистому совпадению сегодня мы представим шведский список. Приступим…

XLN Audio Additive Drums 1.5 Adrenaline

Как мы писали когда-то, основные локации ведущих разработчиков часто сосредоточены в странах, известных своими музыкальными проектами мирового уровня. Это, конечно правило с множеством исключений, хотя его подтверждают Германия и Швеция. Страна из Скандинавии известна несколькими популярными именами, в число которых входит в первую очередь Propellerhead Software, не так давно зажглась звезда Wallander Instruments, а сейчас Стокгольм выдал еще одно новое имя — XLN Audio (www.xlnaudio.com).

Что же выпускает данная компания? Наверняка многие знают, какой фурор произвела фирма Toontrack со своей программой EZdrummer. Это программный модуль-плагин, представляющий из себя не что иное, как виртуальную ударную установку, базирующуюся на сэмплах, записанных в профессиональной студии известными барабанщиками. Продукт получился качественным и вполне законченным. Чего еще желать пользователям? В принципе, у EZdrummer в силу его популярности появилось одновременно сразу несколько клонов от других разработчиков. Они охватывали все спектры: от детских игрушек до навороченных профессиональных решений, в которых даже можно реконфигурировать виртуальную ударную установку, добавляя множество барабанов, имитируя различные манеры игры и так далее.

Причем сама фирма Toontrack не остановилось на данном конкретном продукте и как-то самоустранилась с рынка виртуальных ударных установок — стала развивать другие направления, в числе которых, например, новаторские модули эффектов.

XLN Audio, между тем, в 2009-м выпустила программу Additive Drums, которую можно отнести к профессиональному сегменту развития идеи Toontrack. Сделали они все качественно, создали версии для РС и Mac, привлекли звезд для раскрутки. Например, барабанщик Wolf (Avril Lavigne, Britney Spears, Pink, Celine Dion, Chaka Khan, Leona Lewis, Sugababes и многие другие) назвал Additive Drums лучшей среди всех программ подобного типа. Также весьма лестную оценку дал Cori “Masterfader” Jacobs (продюсер/композитор Lauryn Hill, Pussycat Dolls, Beyonce).

В основной базе Additive Drums используются сэмплы трех реальных ударных установок: Sonor Designer (большой, малый, 5 томов), DW Collectors (большой, малый, 5 томов) и Tama Starclassic (большой, малый, 3 тома); плюс большой Pearl Masterworks и малые — Pearl Signature Ferrrone, Pearl Masterworks. Что касается «железа», то есть наборы Sabian и Paiste.

При всем этом имеется база с большим количеством MIDI-заготовок (более 3500) ритмических фраз, и что самое интересное для музыкантов — реализована поддержка E-Drums, то есть электронных барабанов как отдельных инструментов. Все общение происходит по MIDI. Плюс к этому сделана поддержка стандарта General MIDI, а это значит, что множество аранжировок, хранящихся в стандартных MIDI-файлах, теперь без особого труда можно воспроизвести с профессиональным качеством звучания ударных.

В программе имеется блок процессоров обработки, в число которых входят: компрессор, дисторшн, эквалайзер, лимитер с гармоническим насыщением, ревербератор, а также эмулятор аналогового звучания специально для мастер-выхода.

Конечно, всем этим удобно пользоваться в рамках экспериментирования, но в рамках программы уже предусмотрены специальные настройки всего и вся для различных музыкальных стилей — от легких до агрессивных. Звучит все очень хорошо.

Не так давно вышла специально обновленная версия под названием AD 1.5 Adrenaline. Естественно, в нее добавлены новые MIDI-файлы и пресеты, также появился модуль Beat Transformer, в котором можно производить небольшие операции с делением или растягиванием/сжатием по времени ритмических фраз. При этом значительно обновлена часть сэмплов в области добавления тонких нюансов игры на хай-хэте и тарелках, а для малого барабана используется позиционирование места удара (Positional Sensing) — одна из самых неожиданных новаций в области виртуальных ударных установок. Правда, она предназначена большей частью для работы с E-Drums. Для них же есть эмуляция работы педалей. Конечно, постоянно увеличивается число сэмплов различных инструментов.

Стоит отметить, что XLN Audio занимается конкретно только Additive Drums и ничем иным более, привлекает музыкантов, создает специальные библиотеки для различных стилей от pop/rock и hip-hop до metal. Удачное это решение или нет, а именно, останавливаться на чем-то одном? Наверное, покажет время. Поскольку XLN Audio не являются новаторами в теме, их имя сейчас не так раскручено, как, например, у Toontrack, но как одно из качественных продолжений EZdrummer их продукт рассматривать можно более чем.

Уникальная продукция Sonic Charge

Конечно, на сайте этой компании (www.soniccharge.com) ничего не сказано о ее физическом месторасположении, но догадаться можно. Дело в том, что последние продукты Sonic Charge созданы Магнусом Лидстромом (Magnus Lidstrцm), который работал в Propellerhead Software, а затем в XLN Audio. Поскольку обе эти фирмы из Швеции, откуда бренд Sonic Charge, догадаться несложно. Причем, более того, для тех, кто знает программу Reason, мы прямо укажем на синтезатор, который разрабатывался Магнусом и появился во второй версии «ризона» — Malstrцm.

Впервые Sonic Charge засветилась своим тогда еще бесплатным модулем Synplant. Это виртуальный синтезатор в виде VST/AU-плагина с весьма занятным принципом управления, в котором вы работаете с анимированной структурой ДНК, выращиваете растения и т.п. Интерфейс очень красив, за что программа получила ряд престижных наград уровня Editor’s Choice журнала Computer Music, восхитила множество дизайнеров GUI. Но для профессиональной практики это, скорее, стандартная штуковина для работы с техно и электронной музыкой, хотя сейчас уже продается за $99. Внимание заслуживает другой не менее интересный проект, который создавался конкретно Магнусом Лидстромом — синтезатор µTonic (произносится как MicroTonic). Это также VST/AU-инструмент, но в данном случае мы говорим о ритм-машине. Принцип работы построен по старому известному принципу TR- 808/909, правда, в обрамлении красивого дизайна. Звук полностью синтезируется (поэтому больше похоже на TR-808). Есть один осциллятор с тремя формами волны и один генератор шума, модулятор, эквалайзер и дисторшн. В общем, все очень стандартно, но «накрутить» можно много.

Но Sonic Charge не была бы так известна, если бы не ее «дизайнерские выходки». Во-первых, µTonic помимо программного представления выпускается на стилизованной флешке под названием Tin Tonic, которая дается в очень интересной металлической банке-упаковке с завинчивающейся крышкой. Очень стильно, на самом деле.

Во-вторых, появился онлайн-сервис Patternarium (тоже авторства Магнуса), который можно найти на сайте Sonic Charge. По существу, это флеш- анимация, в рамках которой с сервера загружаются паттерны, созданные в (или для) µTonic, а пользователи могут их послушать и проголосовать за понравившийся. Причем сами ритмические рисунки генерируются по специальным алгоритмам прямо на сервере. То есть не создаются человеком. Если в этот момент у вас загружена программа µTonic, то для импорта понравившегося ритмического рисунка достаточно просто нажать кнопку Copy, и файл со специализированным расширением ".mtpg" скачается на жесткий диск, а loop автоматически попадет в базу.

Идея на самом деле великолепна. Конечно, разработчики могли просто вставить алгоритмический модуль по генерации ритмических фраз внутрь программы µTonic, но с интернет-сервисом все выглядит… современнее как-то… наверное… Плюс голосование, которое позволяет выбирать лучшие. Сама программа µTonic стоит $99. Доступ к Patternarium бесплатен, и даже не имея ПО от Sonic Charge, вы можете послушать готовые ритмические фразы. Ограничений по использованию loop’ов, сгенерированных в рамках Patternarium, на сервере фактически нет, за одним исключением: людей, которые готовят коммерческие банки ритмических фраз, грувов и сэмплов, а также MIDI-файлов, просят отдельно связаться с разработчиками. Весело, потому как с Patternarium можно создать хорошую коммерчески-ориентированную библиотеку буквально за несколько часов.

Подытожим

Ну что можно сказать? Шведы — молодцы! Обе компании попали в обзор актуального ПО-2010. Конечно, больше всего удивляет Sonic Charge, а конкретно Магнус Лидстром. Он действительно не остановился на стандартных решениях, оставленных им в Propellerhead Software и XLN Audio, а пошел намного дальше. Причем акцент поставлен на новаторские технологии. Что касается XLN, то данная компания имеет все шансы стать ключевым брендом среди разработчиков виртуальных ударных установок. Другие этим занимаются или параллельно с чем-нибудь другим, или просто не дотягивают.

Насчет Propellerhead Software стоит сказать, что ситуация с их новаторским мультитреком Record довольно неоднозначна. Это очевидно и в силу новой маркетинговой политики, ведь теперь данный продукт начал выпускаться в совместной связке под названием Reason 5 Record 1.5. Странное поведение, конечно, и тут вспоминается «блокбастер» «Чужие против хищника», впрочем, в последние годы среди многих разработчиков очевидны объединения в мега-паки. Например, не так давно мне пришло рекламное письмо от IK Multimedia, в котором они предлагали объединенный пакет SampleTank, Miroslav Philarmonic и т.п., причем суммарная скидка при приобретении получалась… 75%. Вообще, конечно, кризис плюс летний сезон, предложения о скидках очень частое явление, но 75%!?

А если говорить о Propellerhead Software Record, то по возможностям это довольно стандартный мультитрек, каких много, причем продающийся по цене $299. Главная непонятность — нигде в описаниях нет аббревиатуры VST и, скорее всего, эта технология не поддерживается, зато очевидно присутствует ReWire. Впрочем, понятно — пустишь в Record стандарт VST, у многих сразу же отпадет потребность как в Reason, так и в Rewire:). А продавать и раскручивать их как-то нужно. В общем, все довольно запутано: Reason ограничен по добавлению инструментов и, следовательно, по музыкальным стилям. Ведь модули программы не могут охватить сразу все. Что будет в случае, если я захочу использовать, например, ударную установку от XLN Audio? Загружать в другом мультитреке, а потом создавать специальные ReWire-связи?
А самой стабильно прибыльной шведской компанией разработчиков сейчас можно назвать Wallander Instruments. Кстати, ваш покорный слуга ее впервые отметил, когда она только-только стартовала и выпустила первую версию WiVi Brass (физическое моделирование духовых с расстановкой в пространстве). Сейчас этот, уже не побоимся этого слова бренд, полностью подмял под себя нишу виртуальных духовых. Продукты очень высоко оценены профессионалами.

XLN Audio Additive Drums. Общий интерфейс
XLN Audio Additive Drums. Редактирование инструмента
XLN Audio Additive Drums. Работа с эффектами
XLN Audio Additive Drums. Навигация по библиотеке ритмических фраз
Уникальный GUI в программе Sonic Charge Synplant.
Ритм-машина Sonic Charge µTonic
µTonic на флеш-накопителе и в упаковке — Tin Tonic

Кристофер christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 2010 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета