Adobe Audition 3, лучшая в 2010-м
Вышла свежая Audition. После рассмотрения trial-версии программы напрашивается только одно сравнение — «как Феникс из пепла». Объективно, это пока лучшая программа в области профессионального аудиософта-2010, хотя неизвестно, чего ждать от анонсируемого WaveLab 7. Но обо всем по порядку.
У программы Adobe Audition в профессиональном сегменте есть много как сторонников, так и противников. Причем нередко первые перекочевывали в стан вторых. Да, Audition имеет серьезную историю еще со времен, когда она называлась Cool Edit Pro. Дело в том, что автор Cool Edit Дэвид Джонстон, уже будучи «бывшим» сотрудником Microsoft, в начале 90-х решил создать серьезный звуковой редактор с поддержкой многодорожечной записи/воспроизведения. Его ПО во многом стало новаторским и передовым. Например, даже в самых ранних версиях разработчик использовал математические шаблоны для реализации того или иного эффекта, которые внедрялись в заранее подготовленную программную структуру.
Данная тема стала популярной только через 7-10 лет, вернее, через пять ее реализовала небольшая бразильская фирма Sintefex в своем интерфейсе обработки Replicator, который буквально «снимал» сигналы с любого аппаратного устройства на входах и выходах, в результате чего создавалась математическая формула его работы.
Затем о математических шаблонах заговорили повсеместно, когда Waves выпустила ревербератор R1, в который загружались математические же шаблоны известных помещений. А в продукции Focusrite идеи Replicator были реализованы в новейшей линейке их продукции Liquid, которая сейчас довольно популярна и отмечена множеством наград. В общем, когда я изучал новейшие на тот момент программы, использующие шаблоны, с удивлением обнаружил, что вся обработка в Cool Edit на них базируется. Это во многом облегчило тогда задачи программирования для Джонстона (кстати, Cool Edit выпускалась от имени Sintrillium Software Corporation, это и есть он как таковой), но сам первоначальный подход мешал внедрять сторонние технологии, то есть поддержка тех же DirectX и VST вызвала трудности.
Изначально Cool Edit привлек много сторонников, в основном по двум причинам:
. Это гибрид, состоящий из мультитрека (программы многодорожечной записи) и звукового редактора.
. Он достаточно легко и быстро осваивается.
Затем был бурный период самого начала 00-х, когда начался период перекупки всех профессиональных технологий. Пошло все с того, что Apple приобрела популярный PC(!)-пакет Logic Audio, после перепортировав его на свою платформу и прекратив выпуск для тех же РС. Затем был целый черед покупок: Pinnacle купила Steinberg, Sony приобрела все права на продукцию Sonic Foundry, а Adobe выкупила Cool Edit Pro, переименовав ее в Audition. Ситуация была ясна — никто не хотел заниматься разработкой чего-то профессионального в звуке с нуля. Это и время, и специалисты. Проще выкупить. Кстати, тенденция потом распространилась и на менее брендовый сегмент: Mackie выкупила Tracktion у Raw Material и так далее. После такой волны крупных и мелких сделок ситуация на рынке звукового ПО несколько видоизменилась, новые хозяева начали продвигать собственную политику.
Audition 3 во всей красе. Звуковую волну видим в Spectral Pan, режим интерфейса — Mastering and Analysis
При этом у каждой из них есть свой характерный почерк поведения. Например, Apple активно занимается рекламой. Поэтому Logic все считают чуть ли не лучшей программой в мире (мне даже один читатель написал о том, что хочет купить Mac, для того чтобы работать на Logic, которым он восхитился благодаря… рекламе в одном из сообществ). На самом деле, ничего особенно необычного в Logic нет. Программы для РС не хуже. Реклама хорошая. Pinnacle в последнее время хватается за все, что только можно, и Steinberg у них долго не задержалась.
Sony действует очень четко и планомерно, строго по своим планам. Из Vegas они сделали, пожалуй, одну из самых сильных программ в области видеомонтажа. ACID — это целое сообщество, достаточно привести пример с ACIDPlanet.com, в рамках которого устраиваются конкурсы на ремиксы песен звезд первой мировой величины.
Adobe Systems — к этому слову явно напрашивается «корпорация» — умеет хорошо купить и хорошо продать, развив при этом. Ведь не секрет, что Photoshop и Flash были некогда ею приобретены. Причем компания не гнет свою линию, меняя продукты и их принадлежность, а, скорее, комбинирует их возможности.
После того как Adobe приобрела Cool Edit Pro, переименовав ее в Audition, эта программа практически перестала развиваться в профессиональном плане. Обновления были редкими и в основном касались косметической части в области придания графическому интерфейсу Adobe’вского стиля. Даже поддержка VST (вроде бы тривиальная необходимость) у Audition появилась среди самых последних. И если изначально у Cool Edit Pro было очень много сторонников, со временем это сообщество начало таять. Сейчас вряд ли кто назовет Adobe Audition одним из самых популярных профессиональных звуковых продуктов.
Судя по всему, дело в том, что данная программа не входит в первоочередную топовую линейку для разработчиков, и основная энергия тратится на развитие и продолжение более перспективных. И вот когда «все другое» уже достигло определенного технологического «пика формы», стали подтягивать остальное.
Появление 3-й версии Audition заставило о многом задуматься, старые идеи Джонстона актуальны и сейчас, если им придать нужную форму. Trial- версию (225 Мб) можно скачать на сайте Adobe Systems (www.adobe.com/products/audition). Полная версия стоит $349, что, в принципе, для такого уровня софта очень недорого.
Теперь рассмотрим, что же появилось нового.
Разбор полетов
Старые поклонники могут не волноваться, «фишка «каличного» управления мышью» (как ее нередко называют:)), когда аудиофрагменты передвигаются при удержании нажатой правой, а не левой кнопки, сохранена! В действительности, такого больше нет ни в каком другом ПО. И примем такой вариант управления как данность.
В остальном все доведено до совершенства. Отдельно стоит сказать об очень качественном программировании. Audition очень легка для системы, что весьма удивительно для 2010 года, и может работать на довольно маломощных машинах. И это при условии того, что графический интерфейс современен. При проверке загрузкой программы множеством треков с большим количеством подключенных эффектов, когда одни программы начинают воспроизводить все рывками, а другие просто «слетают», Audition показала себя довольно стабильно стойко, то есть стойко «слетала», но пыталась сражаться:). При этом часть наиболее ресурсоемких эффектов просто отключена от real-time-режима, о чем выводится специальное предупреждение.
Вся ключевая работа с MIDI производится через окно секвенсора
Как говорится во всех документациях, подключенные DirectX- и VST-эффекты работают медленнее родных — это верно. Плюс к этому стоит сказать об отличном арсенале своих модулей обработки, имеющемся в программе. То есть, все, что необходимо, здесь присутствует, работает и звучит прекрасно. Профессиональному пользователю могут разве что понадобиться какие-нибудь эксклюзивные вещи типа эмуляции известных устройств и т.п. В остальном, здесь все имеется.
Вообще, графический интерфейс очень аккуратный и приятный на вид, эргономически очень удобен и быстро осваивается. Основная трудность у новичков — см. выше, с приобретением навыков перемещения аудиофрагментов при нажатой правой, а не левой кнопки мыши. Все остальное очень просто. Основные новации…
Поддержка VSTi
В Audition 3 можно работать с MIDI-треками, которые воспроизводятся за счет подключаемых VST-инструментов. К слову сказать, MIDI — не самая развитая часть программы, скорее всего, именно ее и будут дорабатывать впоследствии. Пока же MIDI-треки — это нечто не совсем понятное, более- менее видимое только в специальном окне «Sequencer», который является ничем иным как небольшим редактором типа Piano Roll, именно в нем производится запись с MIDI-клавиатуры, либо виртуальной, либо партии просто набиваются мышью, также можно производить небольшое редактирование и т.п. Но еще раз напомним, что это производится в отдельном окне.
Тут главное не запутаться: у каждого MIDI-трека собственное окно секвенсора! Да, в его (этого окна) рамках можно добавлять другие треки (уже внутри), подключать для них любые VSTi, но для внешнего пользования со стороны главного мультитрека вся эта совокупность будет восприниматься как единый, то есть один MIDI-трек.
Соответственно, если вы потом подключаете какой-либо аудиоэффект, его действия будут распространяться на всю «пачку», загруженную в секвенсоре. При этом в нем самом использование эффектов не предусмотрено (за исключением стандартных MIDI).
Вынесение любого параметра на автоматизацию
Вообще сам MIDI-редактор в окне секвенсора довольно спартанский, а подход к MIDI-трекам — неоднозначный, и я, например, не представляю, как работать с теми же ударными уровня инструмента EZdrummer, в рамках которого создаешь некий фрагмент (ритмическую фразу), а потом растягиваешь его как loop, вставляешь в нужные места и т.п. В Audition эта простейшая операция займет много времени. Да, конечно, можно тот же фрагмент преобразовать из MIDI в WAV и работать уже в режиме loop’а с ним. Но зачем такие сложности? Тем более, если я захочу, например, заменить малый барабан (в процессе сведения пойму, что старый не подходит) или решу немного поменять динамику отдельных ударов. В общем, именно этот пункт требует серьезнейшей доработки. Сказали «а», говорите «б».
Что касается непосредственно поддержки VSTi — да, подключаются, да, играют:).
Добавление двух видов просмотра аудио
Помимо стандартного и уже ставшего для большинства профессиональных аудиоредакторов привычным сонограммного представления звуковой волны, в третьей версии Audition добавлены еще два — Spectral Pan и Spectral Phase.
Spectral Pan показывает панорамные положения для каждой частоты. Разобраться несложно: по X — время, по Y — панорамное положение (-100% — левый канал, +100% — правый), цвет — частота, яркость — ее амплитудный уровень (для простоты понимания у новичков, хоть это и неверно, но будет доступно — громкость).
Spectral Phase показывает фазу для каждой частоты. Разобраться несложно: по X — время, по Y — фаза (+/- 180 градусов), цвет — частота, яркость — ее амплитудный уровень.
В принципе, довольно информативно.
Новые эффекты
Всего их четыре — Convolution Reverb, Analog Delay, Mastering tool и Tube-modeled Compressor. И если три из них довольно стандартны, то Mastering Tool заслуживает отдельного рассмотрения. Этот блок содержит в себе пять взаимосвязанных модулей:
. Параграфический эквалайзер.
. Ревербератор.
. Эксайтер.
. Расширитель стереопространства (Widener).
. Максимайзер.
Микшер
В принципе, от модуля с таким громким названием хотелось бы чего-то большего, плюс больших вариантов настройки. Например, что такое Максимайзер с одним слайдером управления Amount? Но если послушать результаты работы пресетов, все довольно неплохо. Впрочем, для более развернутой работы у программы имеется все что нужно: многополосный компрессор и т.п. Причем много модулей для фирмы поставила компания iZotope. Хотя, это может быть и не сотрудничество. Дело в том, что в прошлом году iZotope начала открыто продавать свои модули и технологии, и на их базе уже создано и функционирует несколько продуктов. Вполне возможно, что разработчики из Adobe купили эти блоки и вставили в программу.
К тому же в новой версии Audition добавлен эффект стретча также с алгоритмом от iZotope.
Вообще, программа очень удобная для мастеринга, у нее даже предусмотрен специальный режим интерфейса Mastering and Analysis, где есть весь необходимый спектр индикаторов.
Для новичков. Как построена работа в Audition
Как мы уже говорили, программа легка в освоении. Основная направленность — работа с аудио во всех проявлениях, включая surround. Для импорта годятся все стандартные аудиоформаты, включая mp3 и ogg. Помимо этого поддерживается аудио высокого разрешения с разрядностью до 32 бит. Имеются три ключевых режима: мультитрек, редактор, мастеринг и анализ. При загрузке программы вы видите мультитрековое окно. Справа находится меню с закладками, среди которых имеется менеджер файлов, в который вы загружаете медиафайлы, а потом курсором мыши в режиме drag’n’drop переносите в рабочую область мультитрека. Также в закладках правого окна есть Effects, то есть все доступные эффекты (программа имеет свои собственные, поддерживает DirectX и VST). Добавлять их к трекам можно при помощи того же drag’n’drop либо при входе в окно FX конкретного трека. Программа поддерживает чтение и запись изменения любого из доступных к регулированию параметров (фактически движение любого слайдера), что называется автоматизацией. Для этого внизу окошка управления треком вы нажимаете на кнопку с треугольником, появится новая область, в которой вы просто указываете необходимый параметр. Либо просто переключаетесь в режим Read и регулируете то, что необходимо в рамках плагина. Все вносимые изменения запишутся.
В принципе, основной задачей освоения является изучение возможностей работы с аудиофрагментами в рабочей области мультитрека. Поднеся курсор мыши к его правому (или левому) верхним углам и нажав на них, вы можете при удержании левой кнопки мыши сделать плавное возрастание или затухание. Нажав правую кнопку над фрагментом, вы увидите контекстное меню, которое к нему относится. Тут вы можете сделать из фрагмента loop (Loop Properties -> Enable Loop) и так далее.
Причем рабочая область мультитрека может переключаться в режим микшера.
Всего в программе используется четыре типа треков — Audio, Video, MIDI и Buses. MIDI по факту их реализации являются аудио, потому как VST- инструмент в итоге выдает аудиопоток, который может быть приравнен к обычным аудиотрекам. Buses — это подгруппы, в которые можно собрать множество различных аудио- (а в данном случае и MIDI-) треков, и объединить их по какому-нибудь признаку, инструментальному (например, ритм- секция) или по обработке (например, несколько треков обрабатываются одним и тем же компрессором).
При этом подгруппы можно объединять в подгруппы и так далее. В итоге все направляется на мастер-выход.
Для редактирования аудиофрагмента достаточно сделать двойной клик на нем, хотя можно и просто выделив оный, переключиться в режим редактора.
Общие оценки
Да, MIDI решено угловато. Плюс к этому все-таки автор этих строк очень осторожно относится к алгоритмам от iZotope, после первых Ozone я избегаю их использовать, хотя в профессиональной пользовательской среде о них отзываются хорошо. В общем, это дело личного вкуса. Насчет добавления новых видов просмотра — они довольно информативны, хотя для практики сведения и мастеринга вполне достаточно обычного кореллометра. Но есть и огромные плюсы. В принципе, так глубоко вопросы аудио в мультитреках не решены больше нигде. Мы имеем и звуковой редактор, и мультитрек, можем работать с видео и так далее. Что касается Audition 3 как редактора, он чуть-чуть уступает последней версии WaveLab (с Sound Forge не сравниваем, поскольку тот намного слабее) в силу того, что в WL издавна есть очень серьезный блок по поиску и анализу артефактов (микрощелчков и т.п.). Плюс в редакторе от Steinberg есть ряд необходимых «мелочей», таких как поддержка записи DVD, например (в Audition 3 почему-то до сих пор CD).
Если смотреть по ценам, то WaveLab 6 Studio и Audition 3 стоят примерно одинаково.
Причем именно в WL разработчики Steinberg тоже пытались сделать связку аудио-мультитрек/редактор: там предусмотрен специальный режим работы — AudioMontage. Но, он, конечно, не идет ни в какое сравнение с возможностями Audition 3.
Поэтому на данный момент Audition 3 можно считать лучшей программой-2010.
Кристофер christopher@tut.by
У программы Adobe Audition в профессиональном сегменте есть много как сторонников, так и противников. Причем нередко первые перекочевывали в стан вторых. Да, Audition имеет серьезную историю еще со времен, когда она называлась Cool Edit Pro. Дело в том, что автор Cool Edit Дэвид Джонстон, уже будучи «бывшим» сотрудником Microsoft, в начале 90-х решил создать серьезный звуковой редактор с поддержкой многодорожечной записи/воспроизведения. Его ПО во многом стало новаторским и передовым. Например, даже в самых ранних версиях разработчик использовал математические шаблоны для реализации того или иного эффекта, которые внедрялись в заранее подготовленную программную структуру.
Данная тема стала популярной только через 7-10 лет, вернее, через пять ее реализовала небольшая бразильская фирма Sintefex в своем интерфейсе обработки Replicator, который буквально «снимал» сигналы с любого аппаратного устройства на входах и выходах, в результате чего создавалась математическая формула его работы.
Затем о математических шаблонах заговорили повсеместно, когда Waves выпустила ревербератор R1, в который загружались математические же шаблоны известных помещений. А в продукции Focusrite идеи Replicator были реализованы в новейшей линейке их продукции Liquid, которая сейчас довольно популярна и отмечена множеством наград. В общем, когда я изучал новейшие на тот момент программы, использующие шаблоны, с удивлением обнаружил, что вся обработка в Cool Edit на них базируется. Это во многом облегчило тогда задачи программирования для Джонстона (кстати, Cool Edit выпускалась от имени Sintrillium Software Corporation, это и есть он как таковой), но сам первоначальный подход мешал внедрять сторонние технологии, то есть поддержка тех же DirectX и VST вызвала трудности.
Изначально Cool Edit привлек много сторонников, в основном по двум причинам:
. Это гибрид, состоящий из мультитрека (программы многодорожечной записи) и звукового редактора.
. Он достаточно легко и быстро осваивается.
Затем был бурный период самого начала 00-х, когда начался период перекупки всех профессиональных технологий. Пошло все с того, что Apple приобрела популярный PC(!)-пакет Logic Audio, после перепортировав его на свою платформу и прекратив выпуск для тех же РС. Затем был целый черед покупок: Pinnacle купила Steinberg, Sony приобрела все права на продукцию Sonic Foundry, а Adobe выкупила Cool Edit Pro, переименовав ее в Audition. Ситуация была ясна — никто не хотел заниматься разработкой чего-то профессионального в звуке с нуля. Это и время, и специалисты. Проще выкупить. Кстати, тенденция потом распространилась и на менее брендовый сегмент: Mackie выкупила Tracktion у Raw Material и так далее. После такой волны крупных и мелких сделок ситуация на рынке звукового ПО несколько видоизменилась, новые хозяева начали продвигать собственную политику.
Audition 3 во всей красе. Звуковую волну видим в Spectral Pan, режим интерфейса — Mastering and Analysis
При этом у каждой из них есть свой характерный почерк поведения. Например, Apple активно занимается рекламой. Поэтому Logic все считают чуть ли не лучшей программой в мире (мне даже один читатель написал о том, что хочет купить Mac, для того чтобы работать на Logic, которым он восхитился благодаря… рекламе в одном из сообществ). На самом деле, ничего особенно необычного в Logic нет. Программы для РС не хуже. Реклама хорошая. Pinnacle в последнее время хватается за все, что только можно, и Steinberg у них долго не задержалась.
Sony действует очень четко и планомерно, строго по своим планам. Из Vegas они сделали, пожалуй, одну из самых сильных программ в области видеомонтажа. ACID — это целое сообщество, достаточно привести пример с ACIDPlanet.com, в рамках которого устраиваются конкурсы на ремиксы песен звезд первой мировой величины.
Adobe Systems — к этому слову явно напрашивается «корпорация» — умеет хорошо купить и хорошо продать, развив при этом. Ведь не секрет, что Photoshop и Flash были некогда ею приобретены. Причем компания не гнет свою линию, меняя продукты и их принадлежность, а, скорее, комбинирует их возможности.
После того как Adobe приобрела Cool Edit Pro, переименовав ее в Audition, эта программа практически перестала развиваться в профессиональном плане. Обновления были редкими и в основном касались косметической части в области придания графическому интерфейсу Adobe’вского стиля. Даже поддержка VST (вроде бы тривиальная необходимость) у Audition появилась среди самых последних. И если изначально у Cool Edit Pro было очень много сторонников, со временем это сообщество начало таять. Сейчас вряд ли кто назовет Adobe Audition одним из самых популярных профессиональных звуковых продуктов.
Судя по всему, дело в том, что данная программа не входит в первоочередную топовую линейку для разработчиков, и основная энергия тратится на развитие и продолжение более перспективных. И вот когда «все другое» уже достигло определенного технологического «пика формы», стали подтягивать остальное.
Появление 3-й версии Audition заставило о многом задуматься, старые идеи Джонстона актуальны и сейчас, если им придать нужную форму. Trial- версию (225 Мб) можно скачать на сайте Adobe Systems (www.adobe.com/products/audition). Полная версия стоит $349, что, в принципе, для такого уровня софта очень недорого.
Теперь рассмотрим, что же появилось нового.
Разбор полетов
Старые поклонники могут не волноваться, «фишка «каличного» управления мышью» (как ее нередко называют:)), когда аудиофрагменты передвигаются при удержании нажатой правой, а не левой кнопки, сохранена! В действительности, такого больше нет ни в каком другом ПО. И примем такой вариант управления как данность.
В остальном все доведено до совершенства. Отдельно стоит сказать об очень качественном программировании. Audition очень легка для системы, что весьма удивительно для 2010 года, и может работать на довольно маломощных машинах. И это при условии того, что графический интерфейс современен. При проверке загрузкой программы множеством треков с большим количеством подключенных эффектов, когда одни программы начинают воспроизводить все рывками, а другие просто «слетают», Audition показала себя довольно стабильно стойко, то есть стойко «слетала», но пыталась сражаться:). При этом часть наиболее ресурсоемких эффектов просто отключена от real-time-режима, о чем выводится специальное предупреждение.
Вся ключевая работа с MIDI производится через окно секвенсора
Как говорится во всех документациях, подключенные DirectX- и VST-эффекты работают медленнее родных — это верно. Плюс к этому стоит сказать об отличном арсенале своих модулей обработки, имеющемся в программе. То есть, все, что необходимо, здесь присутствует, работает и звучит прекрасно. Профессиональному пользователю могут разве что понадобиться какие-нибудь эксклюзивные вещи типа эмуляции известных устройств и т.п. В остальном, здесь все имеется.
Вообще, графический интерфейс очень аккуратный и приятный на вид, эргономически очень удобен и быстро осваивается. Основная трудность у новичков — см. выше, с приобретением навыков перемещения аудиофрагментов при нажатой правой, а не левой кнопки мыши. Все остальное очень просто. Основные новации…
Поддержка VSTi
В Audition 3 можно работать с MIDI-треками, которые воспроизводятся за счет подключаемых VST-инструментов. К слову сказать, MIDI — не самая развитая часть программы, скорее всего, именно ее и будут дорабатывать впоследствии. Пока же MIDI-треки — это нечто не совсем понятное, более- менее видимое только в специальном окне «Sequencer», который является ничем иным как небольшим редактором типа Piano Roll, именно в нем производится запись с MIDI-клавиатуры, либо виртуальной, либо партии просто набиваются мышью, также можно производить небольшое редактирование и т.п. Но еще раз напомним, что это производится в отдельном окне.
Тут главное не запутаться: у каждого MIDI-трека собственное окно секвенсора! Да, в его (этого окна) рамках можно добавлять другие треки (уже внутри), подключать для них любые VSTi, но для внешнего пользования со стороны главного мультитрека вся эта совокупность будет восприниматься как единый, то есть один MIDI-трек.
Соответственно, если вы потом подключаете какой-либо аудиоэффект, его действия будут распространяться на всю «пачку», загруженную в секвенсоре. При этом в нем самом использование эффектов не предусмотрено (за исключением стандартных MIDI).
Вынесение любого параметра на автоматизацию
Вообще сам MIDI-редактор в окне секвенсора довольно спартанский, а подход к MIDI-трекам — неоднозначный, и я, например, не представляю, как работать с теми же ударными уровня инструмента EZdrummer, в рамках которого создаешь некий фрагмент (ритмическую фразу), а потом растягиваешь его как loop, вставляешь в нужные места и т.п. В Audition эта простейшая операция займет много времени. Да, конечно, можно тот же фрагмент преобразовать из MIDI в WAV и работать уже в режиме loop’а с ним. Но зачем такие сложности? Тем более, если я захочу, например, заменить малый барабан (в процессе сведения пойму, что старый не подходит) или решу немного поменять динамику отдельных ударов. В общем, именно этот пункт требует серьезнейшей доработки. Сказали «а», говорите «б».
Что касается непосредственно поддержки VSTi — да, подключаются, да, играют:).
Добавление двух видов просмотра аудио
Помимо стандартного и уже ставшего для большинства профессиональных аудиоредакторов привычным сонограммного представления звуковой волны, в третьей версии Audition добавлены еще два — Spectral Pan и Spectral Phase.
Spectral Pan показывает панорамные положения для каждой частоты. Разобраться несложно: по X — время, по Y — панорамное положение (-100% — левый канал, +100% — правый), цвет — частота, яркость — ее амплитудный уровень (для простоты понимания у новичков, хоть это и неверно, но будет доступно — громкость).
Spectral Phase показывает фазу для каждой частоты. Разобраться несложно: по X — время, по Y — фаза (+/- 180 градусов), цвет — частота, яркость — ее амплитудный уровень.
В принципе, довольно информативно.
Новые эффекты
Всего их четыре — Convolution Reverb, Analog Delay, Mastering tool и Tube-modeled Compressor. И если три из них довольно стандартны, то Mastering Tool заслуживает отдельного рассмотрения. Этот блок содержит в себе пять взаимосвязанных модулей:
. Параграфический эквалайзер.
. Ревербератор.
. Эксайтер.
. Расширитель стереопространства (Widener).
. Максимайзер.
Микшер
В принципе, от модуля с таким громким названием хотелось бы чего-то большего, плюс больших вариантов настройки. Например, что такое Максимайзер с одним слайдером управления Amount? Но если послушать результаты работы пресетов, все довольно неплохо. Впрочем, для более развернутой работы у программы имеется все что нужно: многополосный компрессор и т.п. Причем много модулей для фирмы поставила компания iZotope. Хотя, это может быть и не сотрудничество. Дело в том, что в прошлом году iZotope начала открыто продавать свои модули и технологии, и на их базе уже создано и функционирует несколько продуктов. Вполне возможно, что разработчики из Adobe купили эти блоки и вставили в программу.
К тому же в новой версии Audition добавлен эффект стретча также с алгоритмом от iZotope.
Вообще, программа очень удобная для мастеринга, у нее даже предусмотрен специальный режим интерфейса Mastering and Analysis, где есть весь необходимый спектр индикаторов.
Для новичков. Как построена работа в Audition
Как мы уже говорили, программа легка в освоении. Основная направленность — работа с аудио во всех проявлениях, включая surround. Для импорта годятся все стандартные аудиоформаты, включая mp3 и ogg. Помимо этого поддерживается аудио высокого разрешения с разрядностью до 32 бит. Имеются три ключевых режима: мультитрек, редактор, мастеринг и анализ. При загрузке программы вы видите мультитрековое окно. Справа находится меню с закладками, среди которых имеется менеджер файлов, в который вы загружаете медиафайлы, а потом курсором мыши в режиме drag’n’drop переносите в рабочую область мультитрека. Также в закладках правого окна есть Effects, то есть все доступные эффекты (программа имеет свои собственные, поддерживает DirectX и VST). Добавлять их к трекам можно при помощи того же drag’n’drop либо при входе в окно FX конкретного трека. Программа поддерживает чтение и запись изменения любого из доступных к регулированию параметров (фактически движение любого слайдера), что называется автоматизацией. Для этого внизу окошка управления треком вы нажимаете на кнопку с треугольником, появится новая область, в которой вы просто указываете необходимый параметр. Либо просто переключаетесь в режим Read и регулируете то, что необходимо в рамках плагина. Все вносимые изменения запишутся.
В принципе, основной задачей освоения является изучение возможностей работы с аудиофрагментами в рабочей области мультитрека. Поднеся курсор мыши к его правому (или левому) верхним углам и нажав на них, вы можете при удержании левой кнопки мыши сделать плавное возрастание или затухание. Нажав правую кнопку над фрагментом, вы увидите контекстное меню, которое к нему относится. Тут вы можете сделать из фрагмента loop (Loop Properties -> Enable Loop) и так далее.
Причем рабочая область мультитрека может переключаться в режим микшера.
Всего в программе используется четыре типа треков — Audio, Video, MIDI и Buses. MIDI по факту их реализации являются аудио, потому как VST- инструмент в итоге выдает аудиопоток, который может быть приравнен к обычным аудиотрекам. Buses — это подгруппы, в которые можно собрать множество различных аудио- (а в данном случае и MIDI-) треков, и объединить их по какому-нибудь признаку, инструментальному (например, ритм- секция) или по обработке (например, несколько треков обрабатываются одним и тем же компрессором).
При этом подгруппы можно объединять в подгруппы и так далее. В итоге все направляется на мастер-выход.
Для редактирования аудиофрагмента достаточно сделать двойной клик на нем, хотя можно и просто выделив оный, переключиться в режим редактора.
Общие оценки
Да, MIDI решено угловато. Плюс к этому все-таки автор этих строк очень осторожно относится к алгоритмам от iZotope, после первых Ozone я избегаю их использовать, хотя в профессиональной пользовательской среде о них отзываются хорошо. В общем, это дело личного вкуса. Насчет добавления новых видов просмотра — они довольно информативны, хотя для практики сведения и мастеринга вполне достаточно обычного кореллометра. Но есть и огромные плюсы. В принципе, так глубоко вопросы аудио в мультитреках не решены больше нигде. Мы имеем и звуковой редактор, и мультитрек, можем работать с видео и так далее. Что касается Audition 3 как редактора, он чуть-чуть уступает последней версии WaveLab (с Sound Forge не сравниваем, поскольку тот намного слабее) в силу того, что в WL издавна есть очень серьезный блок по поиску и анализу артефактов (микрощелчков и т.п.). Плюс в редакторе от Steinberg есть ряд необходимых «мелочей», таких как поддержка записи DVD, например (в Audition 3 почему-то до сих пор CD).
Если смотреть по ценам, то WaveLab 6 Studio и Audition 3 стоят примерно одинаково.
Причем именно в WL разработчики Steinberg тоже пытались сделать связку аудио-мультитрек/редактор: там предусмотрен специальный режим работы — AudioMontage. Но, он, конечно, не идет ни в какое сравнение с возможностями Audition 3.
Поэтому на данный момент Audition 3 можно считать лучшей программой-2010.
Кристофер christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2010 год в рубрике soft